1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.81 (13 Голосов)

11 октября празднуем Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих.

Преподобные отцы Киево-Печерские 

«Я прославлю прославляющих Меня»
(1 Цар. 2:30)

11 октября Православная Церковь чтит память великого сонма угодников Божиих, подвизавшихся в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре. Их нетленные мощи ныне почивают в Ближних (Антониевых) пещерах монастыря.

Каждый из преподобных отцов Печерских стал светильником веры. Строгий пост, постоянная молитва и непрерывная борьба со страстями составляли внутреннее содержание жизни подвижников. В стенах монастыря иноки возрастали духовно, обогащались познанием Священного Писания и книжной премудрости. Просвещенные Светом Божественным, они становились просветителями многих.

Множество чудес и дивных знамений при мощах святых произошло за тысячелетнюю историю Киево-Печерской Лавры. Так, в праздник Светлого Христового Воскресения в 1463 году Дионисий Щепа, по традиции, спустился в пещеру, дабы совершить каждение тел усопших братий. Находясь в большой усыпальнице Ближних пещер, Дионисий торжественно приветствовал усопших, воскликнув: «Отцы и братия! Христос Воскресе! И сегодня самый великий день!» И прозвучал ответ, словно гром: «Воистину так! Христос Воскресе!»

Это чудо – свидетельство милости Божией к Своим угодникам, дар благодати Святаго Духа за святость их жизни и особенную любовь к Богу и ближним.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Когда молишься перед ракой (гробницей) святого, то чувствуешь, как он сам молится вместе с тобой». А если святой молится с вами, то и ваше прошение будет непременно услышано Богом. Подвижники еще при жизни были вместилищем Божественной благодати, их тела сохраняют ее и после кончины. Многие из святых отмечены особым свидетельством благодатности – нетлением и мироточением мощей.

О молитвенном заступлении преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, редакции сайта Киево-Печерской Лавры поведали монахи обители и сотрудники монастырских служб.

Архимандрит Пимен

Мой личный опыт, связанный с молитвенным предстательством преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, не изобилует множеством памятных событий. Хотя за двадцать лет пребывания в Киево-Печерской Лавре довольно часто приходилось слышать от прихожан и паломников Лавры о молитвенной помощи прп. Агапита, врача безмездного, прп. Евстратия, прп. Антония, прп. Пимена многоболезненного, прп. Илии из града Мурома, святого мученика младенца Иоанна, святой девы Иулиании, прп. Нестора Летописца, прп. Алипия иконописца, прп. Иоанна Многострадального. 

В памяти отложилось событие, произошедшее в конце 90-х годов прошлого века, связанного с исцелением р. Б. Николая от тяжелого недуга, который, казалось, мог решить исход его жизни. Его родная сестра Людмила обратилась ко мне с просьбой отслужить молебен о здравии у мощей прп. Агапита, почивающего в Ближних пещерах. Молебен получилось отслужить у мощей святого неотложно. Слезно молилась сестра Людмила, просила  помощи у преподобного, и совершилось вскоре дивное облегчение от болезни ее родного брата, что продлило еще несколько лет жизни этого человека. До сего дня р. Б. Людмила и ее сын благодарят прп. Агапита за оказанную милость к их просьбе. 

В паломническом отделе Киево-Печерской Лавры проводником по пещерам работает Сагулина Любовь. Уже около пятнадцати лет она добросовестно трудится, выполняя свои обязанности. Из ее уст я узнал о молитвенном предстательстве прп. Илии, почивающего мощами в Ближних пещерах. Она рассказала о событии, произошедшем в конце 90-х годов XX века. В группе, которую сопровождала Любовь, находилась женщина, получившая исцеление по молитвам прп. Илии. Это стало известно нам лишь тогда, когда женщина подошла к раке преподобного – она вдруг громко зарыдала и упала на колени перед мощами. Когда женщина через некоторое время успокоилась, она рассказала экскурсоводу и людям о происшедшем.

Оказалось, что продолжительное время она болела тяжелым недугом – параличом суставов, и не могла передвигаться самостоятельно. Были испробованы разные методы лечения, на это ушло немало денежных средств, но исцеление не наступало. Отчаявшись, женщина слезно молилась об исцелении. Одной ночью ей приснился святой, который сказал, что она является ему родственницей и у нее тот же недуг, которым когда-то болел он. Святой пообещал ей помочь. На следующий день женщина почувствовала облегчение  от болезни и вскоре поднялась на ноги. Какой святой ей помог, женщина сказать не могла, но, побывав в Лаврских пещерах, и увидев на иконе изображение прп. Илии, она узнала святого, который ее исцелил.  

Еще одно событие, свидетелем которого я был, произошло 31 июля 1992 года, в день памяти прп. Иоанна Многострадального. В это время я нес послушание в Ближних пещерах, был одним из смотрителей. Время подходило к обеду, часы показывали 11 утра. Ко мне быстрым шагом подошел старший пещерник инок Арефа и, улыбаясь, сказал: «Иди к мощам прп. Иоанна, от них исходит сильное благоухание. Вот какая молитва этого святого!» Действительно, уже метров за пять было слышно необъяснимое благоухание, исходящее от мощей этого угодника Божия. Благоухание исходило какими-то невидимыми волнистыми потоками, быстро заполняя пещерные проходы. Посетители и паломники с удивлением смотрели на мощи святого. Эта Божественная милость длилась недолго – в продолжение 15-20 минут – и «ангельское каждение» окончилось. 

В заключение хотелось бы сказать, что нам известна лишь малая доля чудес, которые мы черпаем из Киево-Печерского Патерика или других источников, где повествуется о молитвенном предстательстве угодников Печерских. Их жития и чудеса вполне известны лишь Всемогущему Богу.

Мы удивляемся сегодня нашим афонским современникам – Иосифу Афонскому, Паисию Святогорцу и другим, но зачастую забываем, что среди многих преподобных Печерских исихастов с великим духом большинство. Ибо преподобный Антоний не случайно принес благословение Святой Горы Афон. Благословение, по всей видимости, имело видимый знак – дух исихазма, который  принес изобильный поток благодати на эту боголюбивую паству.

Ієромонах Пафнутій (Мусієнко)

На початку 90-х, ще будучи студентом, я часто працював у фондах Державної історичної бібліотеки України, що знаходиться на території Верхньої Лаври, і любив прогулюватись затишними лаврськими вуличками після роботи, заходив на служби. Одного зимового вечора я спускався до Хрестовоздвиженського храму і був просто вражений незвичайною картиною: в саду на Ближніх печерах, що за Поклонним хрестом, декілька монахів грали в сніжки. Мене приємно здивувала безпосередність і природність людей, які присвятили себе Богові і про життя яких я мало що знав. І якщо раніше в мене було дещо трафаретне уявлення про життя в монастирі (цебто — якщо монах перестає класти поклони, він перестає бути монахом), то тепер мені привідкрилось повноцінне і багатогранне внутрішнє наповнення монашеського буття.

З часом я воцерковився і храм для мене став другою домівкою — часто після роботи я приїжджав у Лавру на вечірні служби, особливо мені подобались тихі й розмірені буденні богослужіння. Коли вдень випадали вільних дві годинки, підіймався з Хрещатика 20-м тролейбусом і заходив до печер, просив благословення у преподобних отців, хоча ще не знав усіх їхніх імен та житія. Але про преподобного Агапіта знав добре — ми готували до ефіру науково-популярну програму «Свічадо», і там був сюжет про досліди, які робила біолог Решетнікова: вона залишала на деякий час біля мощей преподобного зерна пшениці, і вони проростали набагато активніше, аніж звичайні.

Особисто для мене це не було аргументом, я вірив у чудотворність мощей підсвідомо і дуже швидко переконався в цьому. Трапилось мені захворіти на грип, хвороба була аж ніяк не до речі — на роботі було дуже багато завдань, до того ж через декілька днів ми мали їхати у відрядження до Естонії. Колеги мені пропонували всілякі ліки, давали телефони хороших терапевтів, а я сів у тролейбус і поїхав до преподобного Агапіта. Прочитав молитву святому, постояв біля його мощей, приклався до раки — і назад, на роботу. До вечора від температури, ознобу і всього іншого «грипозного» не залишилось і сліду. Це один із перших випадків, коли я відчув таку швидку допомогу святого, через деякий час я прийняв чернечий постриг і до сьогодні відчуваю підтримку та благословення преподобних отців Печерських. Тільки б не лінуватися молитись до них.

Иеродиакон Виктор (Пономарев)

Когда я в первый раз прочитал «Печерский Патерик», будто заново переосмыслил причины, цель и следствия пришествия в мир Сына Божиего. Одна из них – зажечь в сердцах людей огонь Божественной любви, разрушить традиционное представление о необходимости жизни в миру. Этот стереотип разрушает перспектива монашества – прекрасный и возвышенный образ жизни, который позволяет избравшему его кратчайшим путем достичь заветной цели, наивысшего блага, которым является Бог. Желание духовного мистического единения с Господом во все времена побуждало христиан избирать для себя особый образ жизни, иной образ мыслей, вменить ни во что то, на что живущие в миру люди тратят всю жизнь. 

Конечно, средства, которые используют иноки, те же, общехристианские: Евхаристия, молитва, пост, очищение сердца от страстей. Но многое определяет та сфера и поприще деятельности, которые мы выбираем. Наши преподобные, конечно, могли бы жить и спасаться в миру, но явились бы они тогда светильниками миру? Так преуспеть и прийти в такую меру совершенства и возраста духовного им, я думаю, помог их выбор и решение посвятить себя на служение Богу, принять иночество. 

В Патерике достаточно пространно описаны жития многих преподобных Ближних пещер, в которых почивают мощи 73 святых, прославленных Церковью. Но, я думаю, что, на самом деле, их там больше, потому как и самих захоронений там гораздо больше. А ведь мы знаем о них так мало. Ясно одно: судьбы этих людей были связаны с Лаврой. Монастырь существует 960 лет и на протяжении всего этого времени люди стекались сюда со всех окраин Руси и не только, чтобы пожить здесь и потрудиться во славу Божию. И сколько этих подвижников благочестия, которые своими подвигами и трудами удостоились награды на небе, наверное, знает один Бог.

Попадая в пещеры, чувствуешь себя по-другому. Вспоминаются жития, подвиги, чудеса... Задумываешься над связью поколений, единством истории, близостью к нам тех, чьи нетленные мощи видишь перед собой. Без преувеличения это – небо под землей, где светится множество звезд. 

Но главным, конечно, является то, что мы в лице преподобных имеем заступников и ходатаев перед Богом. Я мог бы засвидетельствовать не один случай благодарности Печерским угодникам и сам молитвенно преклоняюсь перед нашими чудотворцами. Надеюсь, что как они помогают нам здесь, в этой жизни, так помогут нам и там, когда предстанем пред нелицеприятным Судом Божиим.

Диакон Георгий Скубак, экскурсовод паломнического отдела Лавры

В моей группе был отец с дочкой, они из Владивостока приехали. Папа все время торопил дочь, мол, быстрее смотри, на самолет опаздываем. Девочка остановилась возле Дамиана Целебника и помолилась за папу. Мужчина тут же изменился в лице. Говорит: «У меня спина перестала болеть». Оказывается, до этого у него были непрекращающиеся боли в позвоночнике. Пару лет назад он снова приезжал.

Владимир Осауленко, дежурный Лаврской паломнической гостиницы

Ежедневно в Лавру прибывает множество паломников и, слушая их истории, каждый раз дивишься милости Божией и Его благому Промыслу о человеке. Запомнилась история одной паломницы, которая рассказала о рождении своего ребенка. Семь лет они с мужем прожили в браке, но детей не было. Приехав в паломничество в Киево-Печерскую Лавру, женщина молилась преподобным отцам Печерским и особенно основателю монастыря – преподобному Антонию. Через год она снова посетила обитель. В этот раз она приехала поблагодарить Бога  и преподобных за рождение сына, который появился на свет в день памяти преподобного Антония Печерского и был назван в честь этого святого.  

В архиве редакции сохранились свидетельства о чудесах, которые в разные времена были записаны со слов очевидцев

«Однажды ко мне привели девочку — совершенно лысую, — рассказывает первый наместник Киево-Печерской Лавры после возобновления монашеской жизни в монастыре архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан (Елецких). — Она с родителями приехала из Германии на сеанс к Кашпировскому, по-русски не знала ни одного слова. Родители «на пальцах» стали просить, чтобы я помазал голову девочки миром от мироточивых глав. Веришь ли в Господа Иисуса Христа? Она произнесла: «Верю!» Я помазал ей голову святым миром, а спустя несколько месяцев в Лавру пришло письмо из Германии. Родители благодарили Бога за чудо — у девушки стали потихоньку отрастать волосы».

Ольга Черная, паломница из Курска, точно знает: если с верой обратиться к святому с молитвой и приложиться к мощам, свершится чудо. Ей хотели ампутировать руку, в Москве светила медицины ничего не могли сделать, а батюшка одной из церквей города сказал: «Ты поезжай в Киев, в Лавру, к Агапиту, он поможет». И помог, – женщина улыбается, показывая руку, которую хотели ампутировать. В следующий раз Ольга приехала в Лавру с семьей. По ее словам, каждый православный человек должен хотя бы раз в жизни побывать на этом святом месте.

Преподобнии отцы наши Печерские, 
молите Бога о нас!

Алевтина Ильина и Андрей Середа

www.lavra.ua

Крестовоздвиженская церковь расположена над Ближними пещерами Киево-Печерской лавры 

Ближние, Антониевы пещеры Киево-Печерской Лавры

Ближние, Антониевы пещеры Киево-Печерской Лавры
Ближние, Антониевы пещеры Киево-Печерской Лавры

Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих

Празднуется ныне 28 сентября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения, т.е. после 21 сентября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу, по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, относится к 1670 году.

В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер.

В Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры покоятся мощи:

1. Прп. Антония, первоначальника (под спудом) (память 10 июля);
2. Прп. Прохора Чудотворца, Лебедника (10 февраля);
3. Прп. Иоанна постника (7 декабря);
4. Св. прав. Иулиании, княжны Ольшанской (6 июля);
5. Прмч. Феодора (11 августа);
6. Прмч. Василия (11 августа);
7. Прп. Поликарпа, архимандрита Печерского (24 июля);
8. Прп. Дамиана целебника (5 октября);
9. Прп. Варлаама, первого игумена Печерского (19 ноября);
10. Прп. Еразма (24 февраля);
11. Прп. Тита пресвитера (27 февраля);
12. Прп. Феофила Слезоточивого (29 декабря);
13. Прп. Иоанна (29 декабря);
14. Прп. Марка Гробокопателя (29 декабря);
15. Прп. Нектария схимника (29 декабря);
16. Прп. Алексия затворника (24 апреля);
17. Прп. Григория иконописца (8 августа);
18. Прп. Сергия Послушливого (7 октября);
19. Прп. Саввы чудотворца (24 апреля);
20. Прп. Меркурия, епископа Смоленского (7 августа);
21. Прп. Пимена Многоболезненного (7 августа);
22. Прп. Нестора Летописца (27 октября);
23. Прмч. Евстратия (28 марта);
24. Прп. Елладия затворника (4 октября);
25. Прп. Иеремии Прозорливого, затворника (5 октября);
26. Прмч. Моисея Угрина (26 июля);
27. Прп. Иоанна Многострадального (18 июля);
28. Прп. Николы Святоши (14 октября);
29. Прп. Онуфрия Молчаливого (21 июля);
30. Прп. Григория чудотворца (8 января);
31. Прп. Онисима затворника (4 октября);
32. Прп. Матфея Прозорливого, затворника (5 октября);
33. Прп. Исаии чудотворца (15 мая);
34. Прп. Авраамия Трудолюбивого (21 августа);
35. Прп. Нифонта, епископа Новгородского (8 апреля);
36. Прп. Сильвестра (2 января);
37. Прп. Макария (19 января);
38. Сщмч. Кукши, просветителя вятичей (27 августа);
39. Прп. Пимена постника (27 августа);
40. Прп. Анатолия затворника (3 июля);
41. Прп. Лаврентия, епископа Туровского, затворника; (29 января);
42. Прп. Сисоя затворника (24 октября);
43. Прп. Феофила затворника (24 октября);
44. Прп. Арефы затворника (24 октября);
45. Прп. Онисифора исповедника (9 ноября);
46. Прп. Алипия иконописца (17 августа);
47. Прп. Симона, епископа Владимирского и Суздальского (10 мая);
48. Прп. Феофана постника (11 октября);
49. Прп. Никона, игумена Печерского (23 марта);
50. Прмч. Анастасия (22 января);
51-62. 12 греков, зодчих и иконописцев Великой церкви (14 февраля);
63. Прп. Авраамия затворника (29 октября);
64. Прп. Ефрема, епископа Переяславского (28 января);
65. Прп. Агапита, врача безмездного (1 июня);
66. Прп. Луки, эконома Печерского (6 ноября);
67. Прп. Илии из града Мурома (19 декабря);
68. Мч. Иоанна младенца, сына варяга Феодора, первомученика Русского (12 июля);
69. Прп. Никона Сухого (11 декабря);
70. Прп. Афанасия затворника (2 декабря);
71. Прп. Исакия затворника (14 февраля);
72. Прп. Спиридона просфорника (31 октября);
73. Прп. Никодима просфорника (31 октября).

Собор преподобных отцов Ближних пещер

Пещеры, в которых находится погребение основателя Печерского монастыря преподобного Антония, называются Ближними или Антониевыми пещерами.
Из трех существующих входов в Ближние пещеры самым древним, вероятно, был западный, в который можно было попасть из притвора Крестовоздвиженской церкви.
Ближние пещеры изначально состояли из трех улиц, связанных между собой переходами. Главной является Пещерная улица, к которой примыкает церковь Введение Богородицы в Храм — самая древняя в Ближних пещерах.
Еще одно из древнейших ответвлений в Ближних пещерах ведет к так называемой «трапезе общей» Печерских отцов, где при прп.Антонии братия собиралась на совместную трапезу. На этом участке пещер находится большое количество локул. Возможно они выдолблены самим Марком Пещерником. Здесь он копал погребальные локулы и хоронил усопших монахов. В тех местах пещер, где расположены церкви, сохранилось большое количество жилых келий. Планирование кельи предусматривало наличие с обеих сторон от входа двух выступов, один из которых служил ложем, а противоположный — столом. В стене делались ниши для икон и свечей.
Захоронение прп.Антония расположено в перекрытом завалом ответвлении пещер. Напротив — церковь в его честь. Церковь прп.Антония Печерского была построена в конце XVI — начале XVII вв. Боковое ответвление от нее ведет к крипте «убиенных Батыем»
В 1696 г. Киевский митрополит Варлаам (Ясинский) построил третью церковь в Ближних пещерах, в честь прп. Варлаама, первого игумена Печерского. Церковь прп.Варлаама была устроена в бывшей келии.
В 1830 г. полы пещер были выложены чугунными плитами, изготовленными в Туле.
В пещерных коридорах привлекают внимание вмурованные в толщу стены окошки затворников.
В Ближних пещерах почивают мощи печерских подвижников.
Вследствие более поздних перестроек проходы Ближних пещер утратили первоначальные размеры. Теперь их ширина достигает 1,5 м, высота — 2,5 м. Общая длина подземных коридоров Ближних пещер составляет 383 м.

Печерские подвижники Ближних пещер.

В Ближних пещерах почивают мощи 73 печерских подвижников. Похороненные здесь были не простыми монахами, а людьми выдающимися, которых почитали еще при жизни. Среди них — прпп. Варлаам, Никон Великий и архимандрит Поликарп; епископ Суздальский Симон, первый русский историк Нестор Летописец; Агапит, врач безмездный; князь-монах Никола Святоша — основатель первой монастырской больницы; первый русский иконописец Алипий, двенадцать греков-зодчих и иконописцев Успенского собора, былинный богатырь и монах Илья Муромец. Кроме того, в Ближних пещерах похоронены монахи монастыря, которые в разное время приняли смерть (мученики) или были подвергнуты истязаниям (исповедники) за свои взгляды и веру. Среди них — просветитель вятичей священномученик Кукша, Евстратий, Никон Сухой. Все эти погребения датируются концом XI — началом XII вв. На территории еще действующего в то время подземного монастыря был создан своеобразный пантеон особо чтимых отцов обители.

Затворники в пещерах.

В пещерном коридоре привлекают внимание вмурованные в толщу стены окошки квадратной и круглой форм, отмеченные табличками с именами затворников. Существует ошибочное представление, что умерших затворников просто замуровывали в кельях. Из «Патерика Печерского» мы знаем, что это было не так. Если монах, приносящий подвижнику пищу, на просьбу благословить его, не получал ответ — вход в затвор раскапывали, чтобы убедиться умер ли затворник. Чин погребения в этом случае ничем не отличался от общепринятого. Таблички с именами затворников находятся возле их погребений в локулах.


Антоний Печерский — 983(?) — 1073 г. Преподобный. Память 11 октября, 20 мая (успение) и 23 июля.

Родоначальник монашества на Руси. Основатель Киево-Печерского монастыря.
Согласно церковной традиции считается, что прп.Антоний родился около 983 г. в городе Любече на р.Десне. Мирское имя — Антипа. С детства был очень набожный. Около 1047-1048 гг. посетил Афон, где принял монашество. Нашел приют в Есфигменском монастыре. Вернувшись в Киев, основал Печерскую обитель. Биографические данные о прп.Антонии известны по фрагментам его Жития, сохранившемся в составе других письменных источников. Умер прп.Антоний 7 мая 1073 г. Канонизирован в XIII в.

Нестор Летописец — 1050-е года — 1114 г.(?) Дьякон Печерского монастыря, писатель-летописец. Преподобный. Память 11 октября и 9 ноября.

Известнейший древнерусский хронист и церковный писатель. Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» в редакции 1113 г. Известный также как создатель первых образцов древнерусской житийной литературы — «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского», написанных в 80-х годах ХІ ст. Он принимал участие в перенесении мощей прп.Феодосия из пещер в Успенский собор.
Пострижен в Печерском монастыре в 17-летнем возрасте и был высвящен в диаконы при игумене Стефане (1074-1077).

Агапит — ? — 1095 г. Монах Печерского монастыря. Преподобный. Память 11 октября и 14 июня.

Из «Патерика Печерского» известно, что прп.Агапит принял монашеский постриг еще при прп.Антонии, имел дар исцеления. Лечил больных, давая им обычную монастырскую пищу, которая по молитвам святого становилась лекарством. Платы за лечение никогда не брал, поэтому его прозвали Безмездным. Прп.Агапит вылечил Владимира Мономаха (тогда черниговского князя) переданным «зелием».
Согласно «Патерику Печерскому», прп.Агапит не имел медицинских знаний, однако, он считается первым известным древнерусским врачом. Своей славой Агапит вызвал зависть светского врача-армянина, который пытался даже отравить лечца. Но, после смерти Агапита врач-армянин принял православную веру и постригся в Печерском монастыре.
Дата смерти прп.Агапита приблизительно -1095 г.

Илья (Илия) из града Мурома — ? — ок. 1188 г. Легендарный богатырь. Преподобный. Память 11 октября и 1 января.

Герой народного эпоса, Илья родился в крестьянской семье в окрестностях города Мурома. Он служил у киевского князя Владимира и считался первым среди богатырей. В древнерусских источниках Илья не упоминается. Эрих Лясота в 1594 г. извещает о могиле Ильи Муровлянина возле Софийского собора, откуда его, наверное, перенесли в пещеры. В одной из былин прямо говорится, что богатырь принял «ангельский образ» (монашество) и похоронен в Лавре.
С 1630-х годов известно погребение святого Ильи Муромца в Ближних пещерах, где его мощи покоятся до сих пор.

Никола Святоша — 1070-е года — 1143 г. Князь, монах Печерского монастыря. Преподобный. Память 11 октября и 27 октября.

Мирское имя — Святослав Давидович. Сын черниговского князя Давида Святославича, правнук Ярослава Мудрого. Был князем Луцким (1099-1100) и Остерским (1106). 17 февраля 1107 г. постригся в монахи Печерского монастыря. В первые четыре года работал для монастырской кухни, потом был ключником-привратником и, наконец, перешел жить в келью, вокруг которой посадил садик. Питался только в монастырской трапезной, хотя имел достаточно средств для индивидуальной келейной жизни. Имел много книг, которые передал обители.
По монастырской традиции, зафиксированной Афанасием Кальнофойським, Никола Святоша считается основателем Троицкой надвратной церкви и Никольского Больничного монастыря с церковью св.Николая. В последний раз упоминается в летописи под 1142 г., когда выполнял дипломатическое поручение по просьбе своего племянника Всеволода Ольговича.
Был известный чудотворениями. Из «Патерика Печерского» повествует о власянице прп.Николы Святоши, которую взял себе на память его брат Изяслав Давидович. Он надевал ее, когда тяжело болел (и всегда исцелялся), а также во время войн.

12 греков-строителей — XI в. Мастера-строители из Византии, принимавшие участие в строительстве Великой Печерской церкви. Память 11 октября и 27 февраля.

Строители Успенского собора, которые прибыли из Константинополя около 1072 г. По сказанию «Патерика Печерского», Пресвятая Богородица, дав подробные наставления мастерам, послала их в Киев к преподобным Антонию и Феодосию для постройки церкви в память о Ней. По завершении работ они приняли монашеский постриг и навсегда остались в Печерской обители. Первоначально были похоронены в притворе Успенского собора. Имена этих святых неизвестны.

Варлаам, игумен Печерский — ? — ок. 1065 г. Преподобный. Память 11 октября и 2 декабря. Первый настоятель Печерского монастыря (1061-1062?).

Сын киевского боярина Иоанна. Пострижен в монахи 19 ноября 1060 г. преподобным Никоном Великим. Стал игуменом Печерской общины приблизительно в феврале 1061 г. При игуменстве Варлаама был заложен первый наземный деревянный монастырь на Дальних пещерах. Вскоре князь Изяслав Ярославич назначил прп.Варлаама игуменом нового «родового» Дмитриевского монастыря в Киеве. В начале 1060-х годов преподобный совершил паломничества в Палестину и Константинополь. Возвращаясь из второго путешествия, заболел и вынужден был остановиться во Владимирском Святогорском Зимненском монастыре на Волыни, где и скончался. Перед смертью прп.Варлаам завещал все купленное им в Греции для собственного монастыря передать Печерской обители.

Никон Великий — ? -1088 г. Игумен Печерского монастыря (1077-1088), писатель. Преподобный. Память 11 октября и 5 апреля.

Первый постриженик прп.Антония. Никон Великий имел сан священника, поэтому прп.Антоний поручал ему постригать братию. Его авторитет был очень велик. Историк М.Д.Приселков даже высказал гипотезу, по которой под именем Никона в пещере прятался бывший митрополит Киевский Иларион (1051-1054), принявший великую схиму.
Прп. Никон постригает в монахи двух знатных вельмож — боярского сына Варлаама и княжеского управляющего Ефрема. Это вызвало гнев князя Изяслава, который хотел заключить Никона в темницу. Преподобный вынужден был оставить монастырь и уйти в далекую Тмутаракань. Там он строит церковь Богородицы и основывает монастырь.
В 1066 г. Никон возвращается в Печерский монастырь, где пользуется большим уважением среди братии. Его постриженик, а теперь игумен, Феодосий, поручил ему, вместе со Стефаном, читать из книг проповеди братии. В отсутствие Феодосия Никон замещал игумена. Однако в 1073 г., во время очередной княжеской междоусобицы Никон снова вынужден бежать в Тмутаракань. Возвращается лишь после смерти Феодосия (3 мая 1074 г.) В 1077 г. его самого избирают печерским игуменом. За время игуменства Никона был украшен мозаикой и расписан фресками Успенский собор.

Печерские подвижники. Роспись Троицких ворот, главного входа Лавры 

Кукша (Иоанн) священномученик — ? — 1215 г.(?) Монах Печерского монастыря, миссионер. Священномученик. Память 11 октября и 9 сентября.

Постриженик Печерского монастрыря. Был просветителем и проповедником Евангелия среди вятичей. Проповедуя творил многие знамения и чудеса, но затем был схвачен языческими жрецами и после продолжительных пыток был казнен. Согласно «Патерику Печерскому», в один день с Кукшей в Печерском монастыре умер прп. Пимен Постник, который предсказал братии о смерти святого. В этот день над Печерским монастырем видели три огненных столпа.

Никон Сухой — ? — ок.1101 г. Монах Печерского монастыря. Преподобный. Память 11 октября и 24 декабря.

Вместе с прп.Евстратием и другими монахами Никон попал в плен во время нападения половцев 20 июля 1096 г. Преподобный отказался быть выкупленным, поэтому половцы подвергли его пыткам, морили голодом и жаждой. Он был очень изможден и изранен, вследствие чего и получил свои прозвища: в «Патерике Печерском» — Многотерпеливый, по монастырской традиции — Сухой. Три года прп.Никон терпел страдания, а потом предсказал, что третьего дня окажется в Печерской обители. Его охранники, думая, что Никон решил бежать, подрезали пленнику голени, но преподобный в назначенное время внезапно сделался невидим для своих мучителей и чудесно перенесся в Лавру.
Прошло много лет и в Печерский монастырь пришел половчанин, который держал преподобного в плену. Увидев преподобного живым и здоровым, он со всеми своими родственниками принял христианскую веру и остался иноком в обители, служа своему бывшему пленнику.
На его мощах, которые покоятся в Ближних пещерах, и сегодня видны следы пыток.

Евстратий преподобномученик — ? — 1097 г. Монах Печерского монастыря. Преподобномученик. Память 11 октября и 10 апреля.

Родился в Киеве, выходец из знатной семьи. Раздав свое имущество, поступил монахом в обитель прп. Антония. При нападении на Печерский монастырь половецкого хана Боняка 20 июля 1096 г. попал в плен и был продан иудею в Корсунь в Крым. Среди побратимов-христиан Евстратий проповедовал стойкость в вере и призывал не бояться мученичества, напоминая об обещанной Христом вечной жизни.
За сопротивление своему поработителю, стойкость в вере и проповедь мученичества среди других пленников, был распят на кресте на Пасху в 1097 г. Вися на кресте, мученик оставался живым еще 15 дней. Перед кончиной он изрек пророчество о близкой гибели мучителя-иудея, которое в скором времени сбылось. Тело Евстратия бросили в море, но через некоторое время оно чудесным образом обнаружилось в Печерском монастыре.

Память преподобных отцов Ближних пещер

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.