1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 Голосов)

Иконопись глубоко коренится в богословии православной Церкви, однако ведет свою культурную родословную — из античного искусства. Никакое культурное явление не создается «с чистого листа», не возникает просто «из воздуха».

Потому для правильного понимания иконописи всегда важно понимать тот культурный контекст, в рамках которого возникло иконописание. Ведь первые иконописцы, первохристианские художники, так или иначе, были детьми своей эпохи, их художественное мастерство создавалось в рамках художественных течений, которые возникли до них и которые существовали параллельно с ними. Именно с этой точки зрения нас должно интересовать позднеантичное искусство.

Что такое эллинизм

Искусство Римской Империи, не смотря на определенные региональные особенности, в основе своей было продолжением искусства эллинизма.
Эллинизм сформировался в результате походов Александра Македонского на Восток. Греческие государства, образовавшиеся после этого похода, создали почву для смешения культуры завоевателей и местных народов. Вот эта вот смесь античной традиции с традициями древнего Египта, Персии и т.д. и есть эллинизм. Римская Империя, завоевав большую часть эллинистических государств, также вошла в культурный ареал эллинизма. И на этой почве синтеза западных и восточных традиций возникла позднее великая византийская культура.
Долгое время об античном искусстве мир судил почти исключительно по скульптуре и архитектуре, образцы которых дошли до потомков в той или иной степени сохранности. А вот об античной живописи можно было получить представление в основном из письменных источников или немногочисленных образцов монументальных росписей Древнего Рима, или же по росписям древнегреческой посуды. Со временем археология вносила свои коррективы в изучение истории живописи, все больше приоткрывая завесу над творчеством древних художников.

Своего рода сенсацией стала находка в в Египте полуразграбленных захоронений периода римского владычества. В  1887 году в Фаюмском оазисе были обнаружены мумии, внешний вид которых отличался от тех, что находили до сих пор. Традиционно египетские мумии заключались в футляры или саркофаги, которые украшались масками, воспроизводящими черты покойного. Но в фаюмских погребениях никаких масок не было, вместо них присутствовали живописные портреты усопших. Эти портреты произвели на культурную публику конца XIX века неизгладимый эффект. Они продолжают поражать и сейчас.

Первые находки были сделаны возле современного селения эр-Рубайят (которое расположено недалеко от древней Филадельфии), позднее к ним прибавились портреты, найденные чуть дальше, в местности Хавара (находящейся на месте некрополя древней Арсинои, которая ещё раньше называлась Крокодилополем). Поскольку большая часть артефактов  были найдены именно в районе Фаюмского оазиса, за ними закрепилось название «фаюмских портретов». Хотя позднее подобные картины были обнаружены и в других регионах Египта: в Мемфисе, Антинополе, Ахмиме и Фивах.

Всего на сегодняшний день найдено более 900 портретов. Время создания этих портретов I—III века по Р.Х. — время, когда Египет был завоеван римлянами. За несколько столетий до этого  в Египте правила греческая династия Птолемеев – потомков одного из соратников Александра Македонского. Правящей элитой, разумеется, тоже были греки. Потому неудивительно, что одновременно с традиционным египетским искусством существовало и искусство греческих завоевателей и синтезированное эллинистическое искусство, впитавшее в себя обе традиции.
Это коснулось всех аспектов культурной и религиозной жизни древних египтян указанного периода, в том числе и погребальных обрядов. До нас дошли примеры погребальных изображений, выполненных как  в более древней, собственно египетской традиции (рельефные погребальные маски), так и в более новой – греко-римской (погребальные портреты).

Чем фаюмские портреты интересны христианам?

Чем эти артефакты могут быть интересны христианам? Только ли своей красотой? Мало ли в мире других прекрасных произведений искусства, почему именно фаюмский портрет?
Стоит обратить внимание на один немаловажный факт – египетские погребальные изображения предназначались не просто для созерцания (хотя, как считается, многие из них писались с живых людей), они создавались для погребений. Общеизвестно, какое огромное значение древние египтяне уделяли загробной жизни. И погребальные изображения были одним из важнейших аспектов жизни за гробом. У древних египтян считалось, что после смерти человека       его мистический двойник – Ка — отделяется от тела, но он может вселиться в изображение умершего и таким образом получит новою жизнь. Именно для этого египтяне изготовляли различные изображения покойных. Очень важно было, чтобы художник добился максимального сходства изображения с умершим, иначе Ка может не узнать свой портрет и будет обречен на скитания.

 

Портрет с точки зрения вечности

Фаюмские портреты были не просто изображением человека, не просто «фотографией», которая бы передавала его сиюминутный облик. Они изображали человека «с точки зрения вечности», художники стремились изобразить не просто внешний облик умершего, но его вечную душу (хотя, конечно, слово «душа» в данном случае стоит употреблять с известной степенью осторожности, ведь представления о ней в древнеегипетской религии не очень совпадает с христианским учением). Так или иначе, фаюмский портрет, это образ вечной, в известном смысле – бессмертной личности.
Именно это обстоятельство и роднит фаюмский портрет с иконой. И, как эллинских философов порой называют «христианами до Христа», поскольку античная философия подготовила ту почву, на которой выросло богословие, также и фаюмский потрет можно, в некотором смысле, назвать «иконой до иконописи».

Особенности композиции

Композиция фаюмского портрета обычно имеет погрудное построение (поясные изображения встречаются реже).

Головы персонажей, как правило, повернуты в три четверти. Прямых фронтальных изображений мало. Взгляд направлен либо прямо, либо поверх «зрителя». Источник света, который формирует светотеневой рисунок лица,  чаще всего «расположен» сверху и немного слева от изображенного – правая (от зрителя) сторона лица обычно затенена, независимо от того, в какую сторону развернут персонаж, затененная сторона носа передается широкой темной линией. Эта особенность светотеневого моделирования присутствует и в более условных, плоских изображениях.

Лица не отражают эмоций. Глаза, зачастую, широко раскрыты. Фон условный, обычно — однотонный светлый либо золотой.
Стоит также отметить такую стилистическую особенность большинства фаюмских портретов (особенно поздних), как своеобразную асимметричность. Левая часть лица часто отличается от правой (глаза, брови, уголки губ, уши и т.д. могут быть разного размера, расположены на разном уровне, изображены под разными углами). Этот прием не свойственен собственно эллинистическому искусству, в нем  можно видеть новое веяние в живописи. По сути это — та же попытка передать объем предмета и его перспективное искажение, но более динамично и экспрессивно.

Подобные стилистические приемы встречаются и в иконописи

Интересно, что подобные стилистические приемы встречаются и в иконописи. Технически же фаюмские портреты также близки первым христианским иконам. Подавляющее большинство фаюмских изображений написано на деревянных дощечках (реже – на загрунтованных холстах). Основная живописная техника – энкаустика (живопись красками на основе воска), так же, как и в случае с первыми иконами.

Здесь могут возразить: такое узкоэтническое явление, как египетский погребальный портрет, не может в полном смысле являться предтечей христианской иконы. Но в том-то и дело, что фаюмские портреты, как мы уже упомянули, относятся не только к Египту, они восходят к греко-римской традиции. И если изображения для мумий и саркофагов являются характерной особенностью именно египетского региона, то в других частях Римской Империи была своя традиция – ритуальные портреты предков, которые располагались в атриумах римских домов или ритуальные же портреты императоров и магистратов, которые стилистически в принципе не отличались от погребальных портретов Египта. Другое дело, что примеры таких произведений можно пересчитать по пальцам. А египетские захоронения, по ряду причин, в гораздо большем объеме донесли до нашего времени то, что не сохранилось в других уголках бывшей Римской Империи.

И сейчас, спустя столько лет, после обнаружения фаюмских потретов, они способны поражать. Кто-то даже находит сходство со своими современниками. Просто вглядитесь в эти лица. Посмотрите в глаза, раскрытые Вечности.

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.