1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.94 (9 Голосов)

20 июня Православная Церковь празднует день Святого Духа

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь - вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками...

Духов День

«Надо же — в такую рань и уже так пьяны» — услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Протодиакон Андрей Кураев

Протодиакон Андрей Кураев

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими — еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Фото Олега Коновалова

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться — и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, — рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в «постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал», с коего можно уже при жизни «получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор» (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим». И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь — вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета — вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не «рабами», но «братьями» — и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес — и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне — один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами — Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь — это их собственная тайна, точнее, теперь — это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил — Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня — наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто — на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? «Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины», — так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула «князя Шаховского» приобрел имя «монаха Иоанна». Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

За десять дней до Троицы праздновалось Вознесение Господне. И это был 40 день убийства монахов Оптиной пустыни. Я думаю, в этом году не произошло и не произойдет события, которое вызвало бы больший отклик в народной совести России. Люди, приезжающие в Оптину, уже просят прежде всего показать дорогу не к могиле преподобного старца Амвросия, а к свежим холмикам новомучеников.

Но в этот, сороковой день, когда по традиции Церкви творится самая значимая память об усопших, в Оптиной пустыни было пусто, греховно пусто… Было несколько сот обычных паломников. Было несколько человек, приехавших в Оптину специально, чтобы принять крещение (а это — признак истинно святой кончины убиенных: их смерть стала для других людей призывом ко вхождению в Церковь). Приехал Борис Костенко, бывший и на Пасху в Оптиной, и, снявший светлый и человечный фильм о происшедшем.

Но не было ни одного приезжего монаха, епископа, священника, семинариста (были, правда, студенты недавно созданного Российского Православного Университета)… Так же как не было завсегдатаев «патриотических» митингов, участников гневных пресс-конференций о «разгуле сатанизма». Тех, кто громче всех демонстрировал свое возмущение убийством, требовательнее всех призывал к ответу и намекал на то, что при нынешнем «режиме» иначе и быть не может.

Они использовали смерть монахов как козырь в своем политическом пасьянсе — но так и не приехали к их могилам…

Это и есть та ошибка, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы. Боль человека и веру Церкви не стоит использовать как пособие в слишком земных играх… Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне, Линкольн ответил: Гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога».

Помолимся же и мы сегодня, чтобы Россия стала на сторону Бога — Распятого ради нас и Воскресшего.

Ошибки же в духовном правописании мы делаем и видим слишком часто. Например, когда духовные дары желаем поставить на обслугу наших житейских интересов. Когда заходим в храм, чтобы испросить экзаменационную оценку повыше, пенсию побольше, болезней чуть-чуть поменьше. Любое молитвенное прошение — благо. Но Дух-то не может сойти на зачетную ведомость или пенсионную книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у человека: «Сыне, дай Мне твое сердце!». Это не от ревности или суровости Бога. Просто у Него есть только один Дар, который Он может подарить нам: Самого Себя. Сможем ли мы вместить?

А если, вспомнив о Боге, мы попросим: да, конечно, Ты нам нужен, и, когда я попробую полюбить Тебя, но сейчас мне очень срочно нужно во-о-от это — мы сделаем ошибку. Ту ошибку, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы.

Цитируется по:  Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие.

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА. ПОЗДРАВЛЕНИЕ. МОЛИТВА

Свято-Духов скит

Свято-Духов скит04_grafika.psd

Есть на нашей земле места, привлекающие к себе внимание многих людей. Одни поражают нас гармонией ласковой природы, другие — своей древней и славной историей, уникальными архитектурными ансамблями, мудростью их создателей, изящностью форм, привлекают всех своей роскошью и богатством. Но есть и места менее известные, уголки земли, не поражающие величием и богатством. Однако люди, верующие и неверующие, попадая в такие места, приходят в восторг от них — при всей простоте, внешней обыкновенности, здесь все кажется лучше, чище, прекрасней. Это места, где преизобилует Божия благодать, душа там чувствует Бога, начинает любить Его и стремится к Нему.

04_mytropolit.psd

Блаженнейший Владимир
Митрополит Киевский и Всея Украины,
священноархимандрит Свято-Успенской
Почаевской Лавры и Монастыря-Скита

Там что-то начинает происходить с каждым, люди начинают видеть свою душу, появляются новые мысли, желания, меняются ориентиры и цель жизни. Там как бы останавливается мгновение, замирает суетливый житейский вихрь. Человек окунается в спокойствие, тишину, начинает ощущать подлинную радость и истинное веселие. Для многих с посещением этих мест начинается новая жизнь. Жизнь эта, возможно, полна новых скорбей, искушений, но она в радость. Она не заканчивается порогом смерти, но продолжается в вечности, протекает со своим Создателем Творцом, Источником радости и любви, Источником блаженств. Места эти избраны самим Небом, история их овеяна тайнами и чудесами. И открываются они во всем своем величии тем, кто своей жизнью уже познал или начинает познавать бытие Божие, видеть в своей жизни присутствие Его Промысла, кто уже сейчас не останавливается мыслями только на земном своем существовании, но стремится познать тайну вечной жизни, пытается проникнуть мыслями в мир потусторонний, еще невидимый, но уже ощутимый. Одним из таких богоизбранных мест есть древний Монастырь-Скит, расположенный на одной из Почаевских гор вблизи Свято-Успенской Лавры. Матерь Божия, явившая здесь чудо еще в далеком 1197 году, и до ныне не покидает это место.

05_vrat_cercov.psd

Вратарная церковь прп. Онуфрия Великого, вид снаружи

Местность, где первоначально основана древняя православная обитель, представляла собою густой, непроходимый, девственный лес, в котором привольно и в большом изобилии жили дикие звери и птицы. Казалось, что в целой Европе не было места для обитания их более выгодного, чем то, какое имели они в этих лесных пущах. Живописная, богатая дичью местность, привлекала к себе внимание окрестных жителей. Бывало, соседние помещики (бояре) со своими людьми приезжали в эту местность не столько, впрочем, для охоты, сколько, по замечанию Туркула, (богобоязненного и благочестивого помещика из Тарнополя), для того, чтобы полюбоваться местностью и посмотреть красоту ее обитателей. Приезд помещиков с людьми и охота в этих местах бывали два раза в год — осенью и весною. Однажды избранная гора была постоянным местом отдыха и ночлега, и на этой горе удостаивались они редких и замечательных видений.

05_dereva.psd
«Путники поднимаются на святую Скит-Гору, заросшую тенистыми деревьями и старым садом, по насыпной дороге, окруженной, как стражами, деревьями-великанами»
06_ikona_B_M_cmyk.psd
«Вы избрали себе это место для отдыха и весьма полюбили оное, и Я возлюбила его, ибо на нем будет во веки возноситься хвала к престолу Отца Небесного»

06_vrat_cercov.psd

Вратарная церковь прп. Онуфрия Великого, вид из внутреннего двора обители

Одно из таких необычайных видений случилось в ночь 25 ноября 1197 года. Тогда приехали на охоту все обыкновенно приезжавшие — человек до тридцати. Ночь была темная, а потому охотники развели большой огонь и все собрались вокруг него. В это время, с западной стороны раздались раскаты грома направляющиеся постепенно к горе, на которой находились охотники, и тут прекратились. В эту минуту над огнем появился олень. Не предавая пока этому, как казалось им, естественному явлению особенного значения, охотники принялись пускать в оленя стрелы, но, тем не менее, его не убили. Выпустили в него пятнадцать стрел, а он стоял преспокойно и неподвижно. Заинтересованные этим необычным явлением, охотники пошли посмотреть, что сталось с оленем, но не дойдя к нему шага два, потеряли его из виду, олень скрылся, оставив по себе след в виде огненного шнурка, один конец которого был на земле, а другой скрывался в облаках. Пораженные таким видением, охотники возвратились к своему месту и начали воздавать хвалу Богу. Все они пришли к тому убеждению, что это есть какая-то непостижимая тайна Божия. Ночь до утра провели без сна, а на другой день все разъехались по домам.

07_iconostas.psd

Иконостас вратарной церкви

07_Mefodiy.psd

Прп. Мефодий Почаевский
первоначальник Монастыря-Скита

08.psd 09_1.psd 
09_2.psd

Собор Святого Духа построен в 1902 году по проекту главного инженера строительного отделения
при Волынском губернском правлении г. Житомира Л. И. Альбертусом

Весной 1198 года 17 апреля снова приехали на охоту в эти местности те же помещики. Местом для отдыха и ночлега ими была выбрана та же самая гора. И вот в последнюю ночь их пребывания на горе помещику Туркулу явилась во сне Дева и сказала: «Вы избрали себе это место для ночного отдыха и весьма полюбили оное, и Я возлюбила его ибо на нем будет во веки возноситься хвала и честь к престолу Отца Небесного…». Пробудившись от сна, помещик увидел над собою, на высоте не более девяти локтей от земли, как будто бы пучок горящей соломы. Сейчас же разбудил он всех своих товарищей. Когда те встали, то увидели, что огонь стал перелетать на гору западную. Чтобы исследовать это чудесное видение одна половина охотников отправилась на ту гору, куда полетел огонь, а другая осталась на месте в раздумье — что бы это значило. Огонь начал перелетать с одной горы на другую: прилетит на одну гору, постоит там в воздухе минут пять, потом перелетит на другую и там пробудет столько же времени и возвратится на первую гору, и так продолжалось довольно долго. Все собрались вместе на ту самую гору, где ночевали; а огонь, как и прежде не переставал перелетать с одной горы на другую. Наконец полетел он на гору западную и начал летать над ней во все четыре стороны, затем вылетев на середину ее стал в воздухе над самой землей. Так простояв с полчаса, огонь скрылся в воздухе, оставив после себя след в виде огненного шнурка. Все, видевшие это, пришли к несомненному убеждению, что действительно это место святое и как временный памятник в знак виденного там чуда, выкопали небольшую пещеру. Посредине ее сделали из земли круглый, обложенный глеем стол, положили на нем хлеб, соль и воду, а по сторонам пещеры на деревьях сделали надписи, свидетельствовавшие о чудесном видении. А на другой, западной горе, положили камень, обсадив то место деревьями по количеству людей, видевших чудо. С тех пор, гору с пещеркой стали называть Скит-гора, потому что охотники довольно часто «скитались» там, проводя время на охоте. По прошествии пяти лет Иоанн Туркул построил над пещерой из дубового дерева часовню.

10_ikona.psd
Чудотворный список Почаевской иконы Божией Матери
10_kupol.psd
Купол Собора Божией Матери
10_ikonostas.psd
Иконостас Храма Святого Духа сделан в 1902 году в Тверской губернии
Калязинским купцом Макарием Васильевичем Шишкиным

В 1213 году Туркул познакомился с проезжавшим близ его имения афонским монахом Мефодием (будущим первоначальником Монастыря-Скита). Богобоязненный помещик сердечно принял у себя гостя и по обычаю оказал ему самое глубокое уважение и гостеприимство. Туркул под живым впечатлением видения, какое было ему в ночь 17 апреля 1198 года на Скит-Горе, хотел расказать о нем своему новому знакомому, но Мефодий остановил его и сказал: «Не расказывай мне об этом чудесном видении, я сам раскажу что ты видел, только распорядись, когда пойдем мы на эту гору, взять с собой какой нибудь плотницкий инструмент».

Когда они пришли на гору, Мефодий взяв топор, быстро приготовил им на стволе липы, росшей перед часовней, чистое поле и на нем сделал изображение Божией Матери стоящей в пламени, сказав при этом: «Вот в каком виде явилось тебе чудо Божие на этой горе». Иоанн понял, что и Мефодий каким-то чудесным образом тоже был свидетелем явления Богородицы на Скит-Горе.

11_ikona2.psd
Икона Божией Матери «Казанская»
11_ikona1_a.psd
Икона Божией Матери «Феодоровская»

12_13.psd

Все поклонились образу и усердно помолились перед ним. Мефодий при этом сказал, что на этом месте будет построен монастырь, слава которого будет велика, ибо место это святое. Здесь же явлено было Богородицей и первое чудо от Ее образа по молитве преп. Мефодия. К угоднику Божию обратились пришедшие вместе с помещиком несчастные родители больного ребенка с просьбой исцелить дитя. Он внял их мольбам и, взяв ребенка на руки, поднес к образу Божией Матери, благословил и отдал родителям совершенно здоровым.

11_ikona3.psd

Обновившаяся икона Божией Матери
Споручница Грешных

За два дня перед отъездом на Афон (а гостил Мефодий у Туркула восемь дней) он написал другой образ Богоматери стоящей в пламени, и благословляя им Иоанна велел отнести икону на чудесное место. Уезжая, он завещал помещику побывать в Греции и посетить тамошние монастыри и храмы, не оставляя при этом и святого места без должного внимания.

14_serafum.psd

Храмовая икона
прп. Серафима Саровского
с частицами мантии и мощей

Два года спустя исполняя свое обещание Туркул отправился в путешествие, но в дороге тяжело заболел. Молясь о разрешении от недуга, он дал обет Богу построить храм в случае исцеления. Болезнь вскоре прошла, и Иоанн продолжил свой путь. Посещая греческие обители он прибыл на Афон. Там встретившись с Мефодием, помещик снова завел разговор о чудесном видении бывшем на Скит-Горе.

14_iconostas.psd

Иконостас Церкви прп. Серафима Саровского

Устроением Божиим Мефодий, вместе с Иоанном вновь отправляется на Русь, чтобы построить обещанный помещиком храм.

15_icona2.psd 15_icona1.psd

Плачущие иконы святых угодников Божиих
с иконостаса церкви прп. Серафима Саровского

15_hrest_cmyk.psd

Чудотворный крест прп. Никиты
Столпника Переяславского

Не заходя в дом Туркула, 16 августа 1219 года, они прибыли на Скит-гору и стали свидетелями еще одного видения. Мефодий тогда решил до самой своей смерти не оставлять этого места. Туркул пошел домой в имение Урнин, а преподобный остался подвизаться на горе в полном уединении. Вернувшемуся помещику вместе с семьей Мефодий сказал: «С той поры как я здесь, в продолжении четырех дней, не было ни одной ночи без чудесного видения. Чудо является над горой, локтей на десять от земли, и показывается в виде образа Богоматери стоящей в пламени, но скрывается оно с моих глаз на горе западной. Это означает, что сия гора есть начало, а та конец славы народа православного. Остается одно — основать здесь монастырь, ибо видно, что народ верующий будет получать здесь великие милости и помощь от Бога, особенно при заступничестве Пресвятой Богородицы, Которая на сем месте земного удела Своего, не перестанет являть ему Свой покров и защиту во всех бедах и злоключениях земных».

!16_17a.psd

По окончании беседы Туркул с своим семейством снова уехал домой, а преподобный Мефодий, вдали от треволнений мира, проводил время в бдениях и молитвах, которые от юности возлюбил более собственной жизни. Дикие звери рыскавшие в этих лесных пущах временами окружали часовню и страшным ревом оглашали пустыню, но почуяв молитвенное благоухание, переменяли свой грозный нрав, подобно кротким агнцам располагались у открытого входа в часовню и с выражением необыкновенного любопытства как разумные Божьи твари слушали богослужение. Когда Мефодий оканчивал свои молитвы звери удалялись от часовни и снова подымали свой рев. Таково было уединенное житие преп. Мефодия в этом пустынном месте. Пребывая в молитве день и ночь, он питался одними лишь лесными кореньями и грибами.

18_0_ikona_B_M_cmyk.psd

Икона Божией Матери Иверская,
написанная на Афоне в 1912 году

18_7_cmyk.psd

18_2_cmyk.psd 18_4_cmyk.psd
18_5.psd
18_1.psd 18_3_cmyk.psd 18_6_cmyk.psd
Мироточивая глава и ковчеги с мощами многих святых

Спустя две недели Иоанн приехал с своими людьми и разрешением от помещика Центера построить монастырь на вершине горы ему принадлежащей. Так 29 августа 1219 года помещиком Туркулом, по благословению преп. Мефодия был заложен Монастырь-Скит. Самое же место основания его, представлявшее доселе безлюдную пустыню, названо — «Почаев», по той причине, что здесь «поча» т. е. начало являть себя чудо Божие, чудо Девы. В первый же день было избрано место более всего удобное для постройки монастыря. Мефодий со святым крестом в руках принесенным им из Греции, освятил оное, окропив святою водою и не только одно это место, но и всю гору до самого ее подножия. А затем пошли на гору западную и там сделали то же самое. Когда было окончено освящение, день уже склонялся к вечеру. Все, принимавшие в нем участие собрались в одно место и принялись за пищу. Настала ночь. Люди, числом двенадцать, и сам Туркул расположились вокруг разведенного огня, а преп. Мефодий проводил это время на молитве в часовне. И в эту ночь начало являть себя чудо Божие в присутствии всех товарищей. С полуночи вся гора в течении трех часов была освещена каким-то необычным светом. Затем свет перешел на западную гору и освещал ее до самого утра. С появлением же утренней звезды весь этот свет соединился в один светлый шар и скрылся в воздухе, оставив по себе, на непродолжительное время, след световидного шнурка, протянутого в воздушном пространстве над горами. Все бывшие здесь, объятые страхом, всю ночь до утра провели без сна в молитве. Мефодий в то же время имел другое чудесное видение в своей часовне. Ему показалось, что из часовни образовался большой монастырь, подобный Афонским — во имя Пресвятой Девы Богоневесты и Илии Пророка. Утром, расказав друг другу о виденом и уразумев волю Господню все усердно помолившись принялись за дело постройки обители. За пол года уже был построен деревяный храм с келиями для двадцати чернцов. За все время постройки монастыря не было ни одного чуда, а если и бывали какие, то только в часовне, и свидетелем их был один лишь Мефодий. О них Преподобный не рассказывал никому, а только сам тщательно записывал каждое на стенах внутри часовни. По окончании строительства в 1220 году, монастырь с большою торжественностью был освящен в честь Преображения Господня. В оный вступили, приняв монашество, и двенадцать его строителей: Николай, Иероним, Фома, Матфей, Андрей, Станислав, Петр, Филипп, Иосиф, Юлиан, Вонифатий и Александр. Игуменом избрали они преподобного Мефодия, которому обещались усердно исполнять все, не исключая и самые тяжелые монастырские работы.

19_serafym.psd

Икона прп. Серафима, написанная
на части камня, на котором он
молился 1000 дней и ночей

19_serafym1_cmyk.psd

Икона прп. Серафима
Саровского Чудотворца

При входе в монастырь, с правой стороны, стояла довольно большая, четырехугольная постройка из дубового дерева. Она соединялась с храмом и содержала в себе помещение для монашествующей братии. У врат обители, с левой стороны, осталась в неизменном виде прежняя часовня, в которую каждую ночь преп. Мефодий ходил на молитву. Монахи проводили жизнь очень скромную и благочестивую, за что и снискали себе уважение людей не только живущих в ближайших окрестностях, но и в местах более отдаленных и даже среди иноверных. Строгий порядок монастырской жизни,

22_cerkva.psd

Церковь Всех Святых

22_iconostas.psd

Иконостас Церкви Всех Святых

христианское радушие, с которым братия предлагали «хлеб и соль» посетителям обители, привлекали к этому месту со всей округи в большом количестве странников и богомольцев. На всех приходящих это место производило такое глубокое впечатление, что некоторые из них пренебрегая всеми своими земными благами, не покидали его до самой своей смерти. Даже разбойники посещая эту обитель, проникаясь богослужением, забывали свою злобу, и благодать Божия касалась их сердец так, что многие из них оставались в монастыре навсегда.

23_cerkva.psd

Здесь наблюдался такой прекрасный порядок, какой можно было видеть лишь в монастырях греческих. Все необходимое для богослужения — книги на славянском языке и священнические одежды — принесены были из Греции преп. Мефодием. Порядок служб церковных в течении целого года был обычный, но перед каждой седмицей и каждым праздником Мефодий давал братии особенные указания, относительно Богослужения и поста. Самые строгие предписания были в Великий Пост пред Пасхою и в пост пред Рождеством Христовым. В эти посты, один раз в сутки, а то бывало, что и после двух суток на третьи, разрешалось есть кусок хлеба и пить кружку воды. В некоторые праздничные дни дозволено было есть с елеем и то раз в сутки. В первый же день Пасхи и на Рождество Христово разрешалось употреблять молочную пищу, а на Преображение — рыбу. Так в строгом воздержании проводили жизнь свою иноки Почаевские на Скит-горе. Трудясь на духовной ниве своей души, братия сами же исполняли и все монастырские работы, как в самой обители, так и вне ее: на поле, в лесу и на сенокосе… Монастырю принадлежало тогда на сто тридцать дней пахотного поля; сенокоса — на триста косарей, а леса — пространство, для обхода которого надо было десять часов времени. Все это дано было обители в вечное владение помещиком Центером.

!25_chacovnia2.psd

Часовня с крестильней в честь Богоявления Господня

!25_chacovnia1.psd

22_grafika.psd

Часовня-Алтарь для праздничных богослужений

!24_chasovnia.psd

Монастырский колодец

Преп. Мефодий до глубокой своей старости не переставая трудился на благо обители, но за два года до смерти почти перестал выходить из часовни. Когда же заболел и возлег на смертном одре, то, призвав всю братию сказал: «Я уже отхожу от вас , поэтому для руководства и управления сами изберите из вашей среды чернца, который бы право правил вами и вашим монастырем». При этом завещал, чтобы после его смерти могилу ему устроили у «неприступного камня», приготовленного им еще при жизни.

!20_21a.psd !25_chacovnia3.psd

Колокольня

Прожив 137 лет в подвиге и молитве преподобный Мефодий почил в своей любимой часовне, и никто не был свидетелем его кончины. Утром 3 июня 1228 года инок пришедший навестить преподобного нашел тело его уже бездыханным. Возвратившись в обитель он объявил всем, что Мефодий уже преставился. Тогда пошли к нему все чернцы и нашли его умершим, с руками, сложенными на груди. Посмотрели они с глубокою скорбью на отца своего, в лице которого утратили доброго наставника и попечителя, удерживающего их в должном исполнении всех обязанностей и уставов монастырских. Добрый тот пастырь, который пасет овцы своя. Мефодий поистине был пастырь добрый, ибо он всего себя отдавал за свою братию на подвиг молитвы, день и ночь, не переставая, молился он, дабы Промысл Божий не оставлял их без Своей благодати. На третий день, по преставлении с подобающей честью, погребли тело преподобного на приготовленном им самим, недалеко от часовни месте. На могилу, как завещал Мефодий, положили камень с начертанием сделанным братией: «Зде лежит строитель и страж места святого сего».

!26_cercov.PSD

Несомненно великим угодником Божиим был преп. Мефодий. Житие его есть свидетельство пламенной любви к Богу, Который щедро облагодетельствовал его Своими дарами. Возлюбив евангельскую нищету, он отрекся от мира и яже в мире. Горя любовью к людям, он исцелял прокаженных, изгонял духов злобы, воскрешал мертвых.

!27_vrat_cercov.psd !27_cercov.psd 28_grafika.PSD !29_1.psd

Даром слова приобретал множество душ человеческих для царства Небесного. Обращая к вере язычников и разбойников он приобрел множество братий, которые, оставив все, следовали за ним, учились его мудрости и подражали его подвигам. Он был слугою Божией Матери, Которая и послала его на Почаевские горы, основать здесь обитель и множество других монастырей в округе. Будучи добрым хранителем своего монастыря при жизни, не покидает ее и по своем преставлении. Вот только несколько чудес, которые свидетельствуют о великом его дерзновении пред Богом.

!28_1.psd

Скитоначальник архм. Онуфрий
с братией, 1936 г

!29_3.PSD

Строительство Свято-Духовской Церкви, 1902 г

Год 1240 исполнился великой печали и страха, многие государства пали под нашествием татарских орд направляющихся из прикаспийских степей. Огнем и мечем уничтожали они все на своем пути и множество людей уводили в рабство. Появились татары и в окрестностях Монастыря-Скита. Уверены в своей силе, войдя в монастырь, они потребовали всю золотую и серебряную утварь. Игумен Николай с братией пали на землю пред иконой Богородицы и стали умолять Матерь Божию защитить обитель. Опустошив монастырь, татары отошли за ограду, и там усевшись вместе стали веселится и радоваться в кругу своего сборища. Семь из них пошли к инокам и стали допрашивать, где тот начальник вашего монастыря, который отгонял нас называя богохульниками. Иноки им сказали, что преподобный Мефодий уже умер и указали место его погребения в часовне.

!30_1.psd

Братия Скита (начало 50-ых годов)

!29_2.psd

Монастырский пруд

Татары пошли в ту часовню и на глазах иноков открыли гроб. Тело преподобного Мефодия оказалось нетленным, и как будто сегодня в гроб положенное. Они обнажив нетленное тело вынесли за ограду и хотели сотворить над ним поругание. Вскрикнув громким голосом татары вонзили мечи в тело преподобного. Когда мечи коснулись тела, тот час брызнула кровь на все стороны, от чего все семеро стали недвижимыми, немыми и слепыми. Игумен Николай придя на место чуда сказал, чтобы отдали тело преподобного, так как за это поругание Пресвятая Дева Мария посылает на них казнь. Семеро татар упали лицом к ногам игумена и так подали знак, что преданно останутся чтить Матерь Божию, лишь бы Она возвратила им здоровье, а тело великого слуги Её обратно положат в могилу. Игумен повелел отнести их в монастырь, а сам стал перед иконою Матери Божией с молитвой о их исцелении. По окончании молитвы, татары получив исцеление поклялись всю жизнь служить Матери Божией в этой обители. Братия с игуменом вышли из монастыря к телу преподобного Мефодия, окруженного татарами. Лик преподобного сиял, как солнце, а тело было подобно багровому огненному столпу. Татар объял такой великий страх, что они не могли даже смотреть на святого. Все бывшие здесь с великим благоговением приложились к нетленным мощам угодника Божия. Затем иноки по повелению игумена принесли тело к пруду, и, когда хотели омыть его, то здесь забил новый источник, названный впоследствии — источник Живой воды. Омыв этой водой тело преподобного от крови, все с удивлением заметили что на нем не осталось ни одного знака от ран — оно было здорово, только без жизни. Принеся в монастырь святые мощи, иноки стали усердно молиться к Божией Матери дабы Она указала место, где положить тело преподобного Ея слуги.

29_grafika_1.psd !28_2.psd

Домовая Всехсвятская церковь и временная колокольня, 1902 г

!30.psd

Архимандрит Паисий с братией монастыря, 1910 г

!31_3.psd

Духовник Скита иеросхимонах
Николай (50-ые года)

31_grafika.psd
!31_2.psd

Иеродиакон Милий
(в схиме Николай) 50-ые года

Татары быв вразумлены таким чудом возвратили обители все ими отнятое приложив к сему и свои богатые дары, а когда уходили, то пообещали всю свою жизнь не подходить к монастырю со злобою и душегубством. «Чтобы наши руки отсохли, язык прилепился гортани и глаза ослепли, если только замыслим что-нибудь против Матери Божьей» — сказали они. Тело преподобного Мефодия пробыло в монастыре три дня. В третью ночь всем инокам было явлено во сне, чтобы мощи его положить согласно завещанию в часовню, в место, которое он возлюбил еще в своей земной жизни. На следующий день иноки взяв святые мощи преподобного Мефодия и обойдя с ними трижды вокруг монастыря, занесли в часовню и там положили тело отца своего. Свершилось то великое чудо в 20-22 дни августа 1240 года.

!32_2.psd
Скитоначальник архимандрит Онуфрий

!32_1.psd

Крестный ход в престольный праздник

В те три дня многие люди получили исцеление только приложившись к телу преподобного Мефодия. Так в первый день исцелился инок Феодосий, у которого целый год были неподвижные ноги.

!31_1.PSD
Схимонах Мефодий и иеросхимонах Николай

!33_1.psd

Встреча Почаевской чудотворной иконы
в престольный праздник, 1949 г
!33_2.PSD
Скитоначальник иг. Алфей (в схиме Пимен)

34_grafika.psd

!35_1.psd

Иерод. Богдан (схиархм. Тихон)
возле пасеки

!34_1.psd

Иеромонах Калиник

В тот же день Иоанн и Анна принесли своего ребёнка восьми лет от рождения не владеющего своим телом по имени Андрей. Когда родители приложили дитя к телу преподобного, он в тот час он стал здоровым и начал вместе с иноками прославлять Бога.
В третий день пришли в обитель семь слепых нищих. Они поклонившись преподобному Мефодию с горькими слезами начали целовать его стопы и громким голосом восклицать: «О великий и праведный раб Пресвятой Девы Марии, Матери Божией! Подай нам зрение!». По окончании молитвы они встали уже зрячими. Имена их: Симеон, Иаков, Андрей, Самуил, Григорий и Константин. Даже иноверные придя сюда лишь по одному любопытству обретали здесь веру.

!34_2.psd

Схиигумен Виталий
!35_2a.psd
Сх. архм. Серафим, сохранивший святыни

Более четырех веков развивалась и процветала благодаря предстательству и молитвам преп. Мефодия его обитель. В XV веке здесь была основана богословская школа; священнослужащих было двадцать пять человек, а всех с монастырскими филиальными — сто. А немного позже была заведена типография. В то время Монастырь-Скит имел первенство над монастырями Подольскими, Белзскими, Волынскими и был, так сказать, благословенной горой и святым местом в этой земле до средины XVI века. Не миновали обитель и многие бедствия. Два раза Скит подвергался разорительным нападениям. Три раза свирепство-вала моровая язва, и в третий раз так жестоко, что из числа всей монастырской братии осталось в живых лишь пять чернцов. Все эти беды постигли обитель в XVI веке. Оставшиеся монахи переселились к своим собратьям на соседнюю, западную гору, где Матерь Божия еще в 1240 году оставила на камне след Своей правой стопы, источающий целебную воду.

36_37.psd

!36_2.psd
Игумен Иоанн (в схиме Авраам) заведующий Скитом
с 16.04.1957 по 24.06.1958 г
!37_2.psd
Архим. Кронид (в схиме Карп)
намесник Скита с 24.06.1958
и до закрытия обители 10.08.1959 г

С переселением братии в новую обитель теряется и история Монастыря — Скита, продолжение которой мы находим уже в средине XVII в. Тогда, вероятно еще при преп. Иове Почаевском и с его настоятельского благословения была возобновлена иноческая жизнь на Скит — горе. Чтобы сохранить единство с Почаевской братией собиравшейся на молитву в построенную Феодором и Евой Домашевскими церковь Святой Троицы, скитская братия также выстроила у себя Троицкий храм, от чего и Скит стал уже называться Духо-Сошественским или Троицким.

!36_1.psd

В центре сверху заведующий Скитом
архимандрит Вассиан и братия обители 1954 г

!37_1.psd

В центре скитоначальник Кронид
и братия обители 1959 г

38_pafnutiy_cmyk.psd

Скитоначальник
архимандрит Пафнутий

Как видно из документов Лаврского Архива, к 1 июню 1714 года, когда Луцкий епископ Иосиф (Выговский) передавал имущество скита вместе с имуществом Почаевкого монастыря новоизбранному игумену Пахомию (Заблоцкому), Скит тогда был приписан к Почаевской обители, имел своих настоятелей и по видимому процветал. Но спустя немного времени по попущению Божию Скит вместе с Почаевским монастырем перешел в руки униатов-базилиан. В 1728 году они выстроили здесь вместо старой, новую церковь во имя Святой Троицы с келиями для чернцов.
После третьего раздела Польши в 1795 году многие польские, западнорусские и украинские земли, в том числе и Волынь с Почаевом отошли от Польши и были присоединены к Российской империи. С этого времени на этих землях началось массовое добровольное возвращение униатов в лоно Православной Церкви. Тогда скитские базилиане чувствуя, что при русском царе им не удержать за собою отнятого у православных Скита, сначала как нерадивые хозяева обратили его в экономию, а потом продали его графу Чарторыйскому. Время, когда именно Скит прекратил свое существование точно не известно. Известно лишь только, когда в 1831 году Почаевский монастырь был возвращен православным, в составленной при этом описи имущества Скит уже не упоминается.

38_bratia_cmyk.psd

Братия обители

39_proskomodiya_cmyk.psd

Проскомидия

Новый владелец Скита, граф Чарторийский, католик, желая надругаться над Православной святыней решил из Скитского храма построить псарню для своих собак. Для этого он, разобрав храм, стал перевозить его к своей резиденции в село Алексинец. Крестьяне села Борщовки, встретив на пути управляющего делами графа Чарторыйского, выпросили у него иконы и часть материала церковного для устройства у себя часовни. Позже (около 1880-х годов) эта часовня была переделана в полный храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова достроением к ней средней и алтарной части с иконостасом.

39_svechi _cmyk.psd Текут года и шелестят страницы
Псалмов Давида неусыпный чёт,
Великой мудрости ценнейшие крупицы
Нам милость Божия обильно подаёт.

По перенесении храма Скит окончательно был заброшен. Оставшиеся строения обрушились и покрылись мусором. Гора вновь заросла диким лесом, как то было до основания Скита. Так прошло почти столетие. Память о некогда существовавшей здесь скитской обители стала постепенно угасать, и лишь только обломки иконостасов и надписи на иконах в соседних приходских церквах, да живое воспоминание стариков, готовое через несколько десятилетий перейти в смутное предание передают о некогда ее существовании. Но забытая в памяти людей обитель не была забыта Богом. В 1896 году в устроенное епископом Житомирским и Волынским Модестом, археологическое общество, попала старинная рукопись, излагавшая первоначальную историю Почаевского Монастыря — Скита. У многих она возбудила большой интерес к обители, прославленной многими чудесами Пресвятой Богородицы и Её угодника преподобного Мефодия. Благочестивый интерес не миновал и Лаврского священноначалия. Стараниями владыки Модеста в марте 1900 года по прошению Духовного Собора Лавры Священным Синодом было дозволено выкупить у помещика Ржищевского участок земли, слывущего в простонародье под названием «Скиток» для возобновления древней обители. И уже в 1901 году на прежнем месте вновь был заложен Скит во имя Святого Духа.

40_bdgoly.psd

Скитская пасека

40_kosary_cmyk.psd

Покос травы

41_chasnyk_cmyk.psd

На огороде

По сохранившимся записанным воспоминаниям можно представить себе каким тогда представлялся Скит приезжему паломнику: «Богомольцы поднимаются на святую Скит-гору, заросшую тенистыми лесными деревьями и старым садом, по насыпанной дороге, окруженной, как стражами деревьями-великанами. В стороне от дороги видны пруды. Где-то здесь у подножия, как гласит предание, был источник чистой воды, заложенный каменной плитой и засыпанный землей недоброжелателями во времена атеистического гонения. Поднявшихся на гору богомольцев, встречает вратарная церковь Онуфрия Великого. На просторной, ровной площадке стоит стройная каменная Свято-Духовская церковь, своей архитектурой напоминающая древнюю. Слева от нее келии для братии, а за ней — домик наместника Скита с церковью во имя Всех Святых. Внизу, под Свято-Духовской, расположена теплая церковь во имя Преподобного Серафима Саровского».

41_sveshi_cmyk.psd

Изготовление восковых свечей

42_molocharnia_cmyk.psd

На молочарне

43_kuhnia_cmyk.psd

На поварне

Главный скитской храм построен из жженого кирпича в два этажа. Над передней частью церкви возвышается колокольня, а над средней — главный, большой купол, окруженный пятью малыми главками. Освящена церковь была в 1903 году. Главный престольный праздник — День Святого Духа. Накануне этого дня, на Троицу, после обеда, при большом стечении народа приносили крестным ходом из Лавры на Скит Почаевскую чудотворную икону Божией Матери, перед ней служили молебен, потом бдение, на котором помазывал богомольцев освященным елеем архиерей. На следующий день отправлялась архиерейская служба и молебен. После этого чудотворную икону переносили в Лавру.

Скит, поднявшись из запустения, скоро снова достиг своего духовного и материального расцвета. При обители был огород, сад, пасека. В свободное от богослужения время каждый насельник нес назначенное ему послушание: кто на кухне, кто в трапезной, кто на огороде, а кто по хозяйству. Ежедневно отправлялось богослужение: с вечера — вечерняя, повечерие и монашеское правило, утром — полунощница, утреня и обедня. Скитом заведовал назначенный из Лавры иеромонах. Возобновлен был древний общежительный Мефодиевский устав. Все доходы Скита поступали в общую братскую казну, братия имели общую для всех трапезу, получали одежду и обувь. Богослужения посещались всеми неопустительно: сами пели, читали, прислуживали в алтаре, вознося хвалу Пресвятой Богородице за незримый Ее Покров…
Но вновь грозовые тучи. Матерь Божия, вся в черном одеянии, с омофором в руках явилась в 1958 году над Троицким собором Свято-Успенской Лавры, предвещая беды на Святых Почаевских горах. Год 1959. В уединенной иноческой обители — атеистический разгул. 10 августа Скит закрывают, монахов переселяют в Лавру, где их тоже ожидают жестокие испытания. Хозяйство разоряют а храмы оскверняют. В Свято-Духовской церкви размещают склады; в церкви Всех Святых размещается клуб; во Святая Святых — Святом Алтаре, на месте святого Престола — бильярд.
Но Бог поругаем не бывает. Секретарь Почаевского райкома Ичанский, лично участвовавший в закрытии Скита, срывая иконы в храмах, на вопрос не боится ли он Бога — ответил: «Если есть Бог, то пусть он отнимет у меня самое дорогое». В этот день в инженерно-химической лаборатории Львовского автозавода погибла его любимая дочь, только начинавшая свой трудовой и жизненный путь после института.

43_hlib_cmyk.psd

Выпечка хлеба

43_Trapezna_cmyk1.psd

Монастырская трапезная

Три десятилетия господствовали безбожники на Святой Скит-Горе. Но Господь и тогда не оставлял обители. В храмах по ночам, как вспоминают очевидцы, слышалось ангельское пение.
8 августа 1990 года вновь затеплилась лампада монашеской молитвы в Скитских храмах. Возобновились богослужения, началась духовная и хозяйственная жизнь монастыря. Вернулись в святую обитель многие Святыни. В шести мощевиках находятся частицы мощей более ста двадцати Угодников Божиих и многих других святынь со всего мира. Благодать Духа Святого, обильно почивавшая на этом месте, не перестает являть свою силу и в нынешнее время. Много богомольцев посещавших обитель получали здесь исцеления. В недавнем времени один больной глазом, приложившись к копии Почаевской иконы Божией Матери (которая находится на иконостасе в храме Святого Духа), возвращаясь домой, получил исцеление.

44_4_cmyk.psd

В 1950 году приезжала из г. Чкалова монахиня Варвара (в миру Путятина Елена). С трудом передвигавшаяся на двух костылях и поддерживаемая под руку инокиней Марией (Никитиной), приложившись к Почаевской иконе Божией Матери, получила исцеление и уехала домой без костылей.
Одна женщина рассказывала, что ее муж долго болел горлом. Ей посоветовали поехать на Скит и купить восковую свечку, что она и сделала. Свечу она отвезла домой и дала мужу. После некоторого времени как свеча погорела, он ее потушил. Дымок от свечи попал ему в горло, и он исцелился от болезни. Об этом она рассказывала, когда второй раз посетила обитель.

44_svarka_cmyk.psd

Сварочные работы

44_2_cmyk.psd

Иконная мастерская

Раба Божия Галина К. приехала в нашу обитель с сыном Богданом, больным на миокатию. Пол ночи перед приездом сын ее читал акафист Божией Матери. В церкви Всех Святых у Иверской иконы Божией Матери (написанной в 1912 году на Афоне), больной разогнулся и окрепшими ногами сам пошел домой.
В 2001 году во время Всенощного бдения у больного Максима из Минска после елеопомазания восстановилось зрение.

44_3_cmyk.psd

Резьба по дереву

Одной из святынь обители есть обновившаяся икона Божией Матери «Споручница грешных». В 1992 году в доме священника села Любимовка Каховского района Херсонской области в присутствии его самого и других прихожан на потемневшей от времени иконе начали появляться лики Богоматери и младенца Христа. Тот час батюшка с людьми начал служить акафист Божией Матери. Неожиданно для всех ребенок, которому еще не было и двух лет, вместе со всеми спел приветствие Божией Матери: «Радуйся, Невесто Неневестная!». У той же иконы начали проявляться у людей и душевные болезни (одержимость). Тот же священник от иконы получил в сонном видении указание, что ему необходимо поменять место служения в другую епархию. В 1995 году по Божьему благословению икона Божией Матери «Споручница грешных» была подарена в монастырь.

Но более известной святыней Скита является Чудотворный Крест прп. Никиты Столпника, Переяславского чудотворца. Этот один из тех Крестов которые носил на себе преподобный Никита Столпник.
В 1995 году мать с сыном Никитой, больным кожным стафилококом с 1993 г., из города Хотын Черновицкой области, приехали в Скит. На мальчика одели Крест преп. Никиты и он исцелился от своей продолжительной болезни.
10 сентября 1997 года в храме Святого Духа при надевании Креста от раковых опухолей исцелилась жительница села Россошаны Черновицкой области Людмила Коломыйко.
Особенно ощущают благодатную силу и получают помощь от Чудотворного Креста люди, одержимые злыми духами.

45_2_cmyk.psd

Реставрация храма

45_1_cmyk.psd

Иконная мастерская

44_5_cmyk.psd

Братская пошивная

Также немало богомольцев получают врачевание своих болезней и от воды из монастырского 100-метрового колодца. По рассказам очевидцев, много исцелений от воды было еще и до закрытия Скита. Люди после его закрытия все же не переставали приходить сюда, чтобы почерпнуть целительной воды. Тогда власти, чтобы отогнать приходящих, влили в колодец переработанное машинное масло. После открытия обители стараниями братии колодец был очищен и вода снова стала пригодной для питья. Теперь многие паломники опять имеют возможность набрать с собой святой воды из монастырского колодца. Недавно один случай вновь засвидетельствовал целительную её силу. Женщина из г. Ровно, умывшись дома водой из колодца, получила исцеление от болезненных пятен, покрывавших её лицо.
Благодать познается многими не только у мощей, икон и у Креста, но подходя еще только к обители, чувствуется особый Божий покров над ней. Пробыв здесь несколько дней, многие не хотят расстаться с ней, и благодарят Бога, позволившему им побывать на этом островке Божией благодати.

Сейчас усердием братии обители ведутся строительные работы по обновлению монастыря: восстанавливается вратарная церковь Онуфрия Великого и церковь Всех Святых, проводится ремонт жилого братского корпуса, возведена уже каменная стена-ограда вокруг монастыря, построена новая колокольня и часовня-алтарь для праздничных богослужений.

46_bird.psd 46_bilka.psd 46_bilka1.psd 46_yogyk.psd !43.PSD

Братия Скитской обители состоит ныне из 65-ти насельников. Каждый, вошедший в братство, кроме уставных и монашеских обязанностей, несет еще и особое послушание по монастырю: в храмах, на кухне, в иконной лавке, на огороде, принимают многих паломников, особенно в праздничные дни. И во всех их делах споспешествует им благодатная Божия помощь и покров Царицы Небесной.

Монашеское славословие Всевышнему сливается с молитвою паломников, посещающих уединенную обитель на Скит-горе. Здесь ничто не нарушает их молитвенного средоточия и покоя. Тут святые угодники Божии в иконах, в частичках мощей умиротворяют сердце, исцеляют душевные и телесные болезни, утоляют духовную жажду.
И в самом деле, чего желать в своей жизни на земном тернистом пути, как не духовного покоя, усердной молитвы в соприкосновении с частыми богослужениями, которые возносятся из душ и сердец монашеской братии.

47_cmyk.psd

Кресный ход при освещении сада и полей




РАСПОРЯДОК БОГОСЛУЖЕНИЙ В МОНАСТЫРЕ

В ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ
накануне вечером:
16 00 – малая вечерня
17 00 – всенощное бдение
с утра:
9 00 – соборный акафист Пресвятой Троице
или Святому Духу (попеременно)
10 00 – Божественная Литургия
В воскресенье вечером, во время утрени при простой службе служится акафист Почаевской иконе Божией Матери

В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
накануне вечером:
16 15 – малая вечерня
17 00 – всенощное бдение
с утра:
9 00 – акафист празнику или празднуемому святому
10 00 – Божественная Литургия

В БУДНИЕ ДНИ
накануне вечером:
17 00 – вечерня, утреня, крестный ход
с утра:
5 30 – полунощница
6 45 – часы и Божественная Литургия

Братией обители также неусыпно читается псалтырь с молитвенным поминовением о здравии и о упокоении православных христиан.

00_zad.psd

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.