26 февраля - Прощеное воскресенье

Три совета о том, как прощать ближних, — от наместника Свято-Троицкого Ионинского монастыря, руководителя Синодального отдела УПЦ по делам молодежи архиепископа Обуховского Ионы.  

УЧИТЬСЯ У ОТЦОВ

Как сказал святитель Иоанн Златоуст, монахи отличаются от мирян только отсутствием жен. Действительно, заповеди, Евангелие даны для всех, и бороться со своими страстями, немощами, греховными привычками приходится одинаково как монашествующим, так и мирским людям. 

И методы борьбы примерно одинаковые. Ведь дьявол не особо изобретателен. Он имеет большой опыт войны с человечеством — целые тысячелетия — и знает, что у каждого человека есть определенные уязвимые места, по которым, собственно, и бьет. 

Святые отцы тоже имеют опыт борьбы с врагом — может быть, несколько меньший по длительности, зато более значимый за счет того, что им помогает всемогущая Благодать Божия. И в своих книгах они дают советы, как бороться с кознями бесовскими. 

Поэтому кроме Евангелия, апостольских посланий, стоит читать и тексты Отцов, оставивших воспоминания о своей борьбе — так сказать, инструкции, как победить дьявола. Читать и на практике, насколько хватит сил, применять их «наработки». 

ОТКРЫТЬ ФАБРИКУ ДОБРЫХ ПОМЫСЛОВ 

В молитве «Отче наш» мы просим Господа: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Вдумайтесь только — от того, как мы будем прощать ближним их прегрешения и недостатки, зависит то, простит ли Господь наши собственные грехи. Вот почему нам никак нельзя немирствовать, злиться и сознательно оставаться в окамененном душевном состоянии. 

Я читал, как в одном монастыре игумен даже запрещал своим послушникам произносить молитву «Отче наш», если они пребывали в немирности с кем-то из братий, говоря: «Ты лукавишь пред Господом. Ты просишь, чтобы Господь простил твои прегрешения, а сам не прощаешь своего ближнего...» И это отрезвляло, вразумляло. Ведь молитва «Отче наш» — не просто текст, написанный людьми, это слова, которые оставил нам Сам Господь Иисус Христос. И действительно страшно не иметь права их произносить. 

Вообще непрощение, состояние вражды с ближним — чувства иррациональные. Любой, кто мыслит логически, понимает, что находиться в ссоре — деструктивно в первую очередь для нас самих. Таким образом мы сами себя разрушаем, потому что вместо того, чтобы жить, трудиться, созидать и радоваться плодам своих дел, только и думаем, что о нашем несчастном ближнем, который так или иначе в чем-то перед нами согрешил.

Но сердце тоже воспитуемо. И мысли наши — это не «скакуны», как поется в песне, несущие нас куда угодно, но также вполне нам подчиняются и поддаются дисциплине. Поэтому надо постараться, по слову святого Паисия Святогорца, открыть у себя в голове фабрику добрых помыслов.

 

Что это значит? В любом явлении, даже самом тяжелом, и в любом человеке, который нам кажется неприятным, нужно научиться находить хорошие моменты, на них сосредотачиваться, только о них думать и таким образом воспитывать себя. Потому что когда мы находимся в состоянии гнева или немирности, то видим только негатив, и чтобы заметить что-то хорошее и оправдать человека, придется напрячься и потрудиться. 

Ведь действительно, зачастую те или иные негативные поступки нашего ближнего обусловлены конкретными причинами — семейными, ситуативными или еще какими-либо. Всегда эти причины есть, и мы должны подумать, как объяснить ими поведение человека. 

СМОТРЕТЬ НА ГОСПОДА

Не менее опасно и осуждение. Когда мы осуждаем нашего ближнего, то становимся ворами, которые крадут у Бога Его право судить. В духовном отношении это крайне опасно, потому что таким образом мы превозносим себя над ближним, считаем, что мы лучше него и вправе выносить обвинительный приговор. 

Кроме того, необходимо понимать, что, осуждая, мы никогда духовно не преуспеем. Ведь чтобы в чем-либо возрасти, нужно ориентироваться на высокие образцы. Художник, который учится живописи, смотрит на мэтров и классиков, но никак не на младшую сестренку, которая рисует каракули. Так же и школьник, который хочет преуспеть в учебе, не берет пример с соседа-двоечника. Наоборот, тянется за отличниками, чтобы хоть как-то к ним приблизиться, если, конечно, действительно стремится чего-то достичь. 

И мы, если хотим преуспеть в духовной жизни, должны стремиться к очень высокой планке. Известны слова апостола Павла: «Братья, подобны мне бывайте, как я Христу» (1 Кор. 11:1). Это страшно произнести, но в своей жизни мы призваны уподобиться Самому Господу! Вот такая у нас совершенно высокая, можно сказать, недосягаемая вершина, но, раз апостол призывает, значит, её возможно достичь — обóжиться добрыми делами, любовью к Богу и ближнему, во всем подражая нашему любимому и любящему Господу.