1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.67 (6 Голосов)

Для чего нужно подавать сорокоусты или о необходимости церковной молитвы.

Мы знаем, что Церковь - это Дом Божий, туда мы приходим молится соборно, т.е. вместе с другими православными христианами, там Господь к нам ближе, потому что там совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню по установлению самого Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего на тайной вечери в сионской горнице:"Сие творите в мое воспоминание". Это и есть Божественная Литургия, присутствуя на которой мы благодарим Бога, молимся о здравии или о упокоени наших близких, о себе. Священнослужители в Церкви - это по сути те же апостолы, им дана особая благодать и сила молитвы, поэтому мы подаём записки в церкви, чтобы священнослужители молились онас и наших близких. Что же такое церковные требы и как их правильно подавать? Нам часто приходится слышать выражение "заказать сорокоуст". Буквально это означает придти в Церковь к свечному ящику, подать записку с одним именем о здравии или о упокоении и заплатить определённую сумму денег. Однако слово "заплатить" здесь неуместно, так как все деньги, которые мы отдаём в Церковь за просьбы о молитве или приобретая что-либо в церковной лавке, по сути своей явлюются не платой, а милостыней. О необходимости милостыни каждый понимает наверное сам.

Молитвы Церкви называются требами. Они бывают разными по продолжительности поминовени и по характеру прошения..

Простая записка - разовое поминовение на первой части Божественной Литургии - Проскомидии, когда совершаются особые священнодействия приготовления для дальнейшего священнодействия красного вина и хлеба, который называется просфора. Она представляет собой небольшой круглый хлебец с печатями, изображающими крест с надписью греч. букв Iс Xс Нi Kа (означают "Иисус Христос Победитель" имеется в виду смерти, воскресший) , есть печати с изображением Богородицы и святых. Просфоры состоят из двух частей, соеденённых вместе - в память одвух естествах в Иисусе Христе - Божественном и человеческом., Они бывают большие - служебные иначе, и бывают малые. Из малых вынимаются частички с произнесение имён из поданных записок. Все просфоры имеют особы духовный смысл.

Само слово "Проскомидия" переводится как принесение, так как христиане некогда приносили в церковь хлеб и вино для совершения этого таинства. Пять так называемых служебных просфор употребляются на проскомидии в память чудесного насыщения Господом 5 хлебами 5000 человек.

Проскомидия совершается священнослужителями следующим образом. Священник с диаконом, после молитв пред царскими вратами об очищении их от грехов и о даровании им сил на предстоящее служение, входят в алтарь и облачаются во все священные одежды. Облачение оканчивается омовение рук как знак душевной и телесной их чистоты, с которой они должны приступить к совершению Литургии.

Проскомидия совершается на жертвеннике - освящённом столе, стоящем в алтаре храма слева от престола. Священник выделяет копием (маленькое копьё, сделанное в память о копье, которым был прободён Спаситель на кресте) из просфоры часть с печатью креста для совершения таинства, с воспоминанием пророчеств, относящихся до Рождества Христова и страдания Иисуса Христа. Эта часть просфоры называется Агнец, потому что она представляет в себе образ страждущего Иисуса Христа подобно как до Рождества Христова представлял Его агнец пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели в память избавления от погибели в Египте. Св. Агнец кладётся священником на дискосе ( церковный сосуд в виде блюда ) в память о спасительной смерти Иисуса Христа, снизу надрезается на четыре равные части. Далее священник вонзает копие в правую сторону Агнца и вливает в потир вино, соединённое с водою в воспоминание Господа на кресте, когда один из воинов копьем пронзил Ему ребро, и из пронзенного ребра истекла кровь и вода.

На дискос положен Агнец - образ Господа Иисуса Христа, Царя неба и земли. Затем Агнец окружается многими частицами, вынутыми из других просфор в честь и славу Пресвятой Богородицы и святых Божиих человеков, и в память всех людей, как живых, так и умерших, имена которых подавались для поминовения.

Царица Небесная, Пресвятая Богоматерь ближе всех святых находится к престолу Божию и непрестанно молится за нас грешных; в ознаменование этого из второй просфоры, приготовленной к проскомидии, вынимается священником часть в память Пресвятой Богородицы и кладётся по правую сторону Агнца.

Далее с левой стороны Агнца полагаются 9 частей, вынутых из 3-й просфоры в память о 9 -ти чинах святых:
а) Предтечи Господня Иоанна,
б) пророков,
в) апостолов,
г) святителей, послуживших Богу в архиерейском сане,
д) мучеников,
е) преподобных, достигших святости жизнию в св. обителях и пустынях,
ж) безсребренников, получивших от Бога силу исцелять болезни людей, и за сие не взимавших ни с кого награды,
з) святых дневных по святцам, и того святителя, коего литургия совершается, Василия Великого или Иоанна Златоустого.

При этом священник молится, чтобы Господь, по молитвам всех святых, посетил людей.

Из четвертой просфоры вынимаются части за всех православных христиан.

Из пятой просфоры берутся части и полагаются с южной стороны Агнца за всех умерших в вере Христовой и надежде на жизнь вечную по смерти.

Маленькие просфоры, из которых вынуты частички с поминанием имён из записок православных христиан, живых и умерших, обязывают нас благоговейно к ним отночиться.
Христиане, с благоговением вкушающие эти просфоры, получают от Бога освящение и помощь в болезнях душевных и телесных. Преподобный Сергий, в детстве которому трудно давалось учение, чрез вкушение части просфоры, данной ему одним благочестивым старцем, сделался очень умным мальчиком, так что опередил в учёбе всех своих товарищей. В истории соловецких иноков рассказывается, что когда просфору, лежавшую случайно на дороге, хотел проглотить пес, то огонь вышел из земли и тем сохранил просфору от зверя. Так Бог охраняет Свою святыню и этим показывает нам, с каким великим благоговением мы должны относится к ней. Вкушать просфору нужно утром ежедневно натощак.

Поминать за проскомидией живых и умерших православных христиан является для них очень полезным как для души, так и для тела. Частицы, вынимаемые из просфор на божественной проскомидии за поминаемые души, погружаются в животворящую кровь Христову, в которую на Божественной Литургии претворяется,т.е. таинственным боразом при содействии Божественной благодати духовно преобразуется красное вино. Эта кровь Иисуса Христа очищает нас духовно и исцеляет телесно и сильна вымолить у Бога Отца для нас все необходимое нам. Святителя Филарета, митрополита московского, однажды пред тем, когда он готовился служить литургию, а в другой раз, пред самым началом Литургии, просили помолиться о некоторых больных. На Литургии он вынимал части из просфор за них, и они, вопреки приговору врачей к смерти, выздоравливали ("Душепол. Чт". 1869 г. янв. Отд. 7, стр. 90). Св. Григорий Двоеслов рассказывает, как известному в его время благочестивому священнику явился один умерший и просил помянуть его за обеднею - так иначе называют Божественную Литургию. К этой просьбе явившийся прибавил, что если священная жертва облегчит его участь, то он уже в знак этого не явится больше ему. Священник исполнил требование, и нового явления не последовало.

Во время совершения проскомидии читаются 3 и 6 часы, чтобы мысли присутствующих в храме были заняты молитвою и воспоминанием о спасительной силе страданий и смерти Христовых.

Проскомидия напоминает нам два главных события в жизни Спасителя: Рождество Христово и смерть Христову.

Поэтому все действия священника и вещи, употреблявшиеся на проскомидии, напоминают и Рождество Христово и смерть Христову. Жертвенник напоминает и Вифлеемскую пещеру и Голгофскую погребальную пещеру. Дискос знаменует как ясли родившегося Спасителя, так и гроб Господень. Покровцы, воздух, которыми покрываются священные сосуды с частицами просфор и вином, служат напоминанием пелен как младенческих, так и тех, в которых был погребен умерший Спаситель. Каждение знаменует ладан, принесенный волхвами родившемуся Спасителю, и те ароматы, которые употреблены, были при погребении Господа Иосифом и Никодимом. Звездица, которая накладывается на частицы, знаменует звезду, явившуюся при рождении Спасителя.

Проскомидия является главной и основной молитвой Церкви.

Помимо простых записок бывают заказные. Это тоже разовое поминовение имён, указанных в записке, но оно совершается не только на проскомидии, а ещё на ектинии диаконом гласно, и священником перед престолом. Если служаться в этот день молебны, то поминаются ещё и на молебнах.

Молебен - краткое богослужение просительного или благодарственного характера, которое бывает только о здрави. Здесь тоже пишется записка с именами крещённых людей. Можно заказать,как принято говорить, молебен любому святому по желанию и во время совершения священником молебна можно молиться о своих нуждах этому святому.

Правильно писать записки следующим образом. Сверху по центру листа бумаги ставится православный крестик и пишется "О здравии" или "О упокоении". Затем под этим в столбик пишуться имена в рд. падеже в полном варианте,т.е. не Кати, а Екатерины. Вначале принято писать священнослужителей,монашествующих (если мы хотим оних помолится) затем родителей, крёстных родителей и так далее всех остальных.

О здравии

иерея Николая

монахини Анны

Владимира

Елены

Иоанна

Марии

Таким же образом пишутся и записки о упокоении.

О упокоении

Св. Патриарха Алексия

иерея Петра

Василия

Анастасии

Николая

Можно подать записки на более долгий срок. В такой записке пишется одно имя и говорится на какой срок вы хотите подать это имя для поминовения.

Сорокоуст - сорокодневное поминание имени при совершении проскомидии, с выниманием частички. Это очень важная молитва, по советам духовных отцов церкви, когда у человека бывают разные сложности в жизни и проблеммы, можно подавать несколько сорокоустов в разные храмы или монастыри, где ежедневно совершается богослужение. Особенную очень скорую и действенную помощь в разрешении проблемм люди получают, подав 12 сорокоустов одновременно за одного человека. Видимо, насколько велика милостыня, поданная в храмы за этого человека, настолько и велика для него помощь Божия.

Можно подавать сроком на полгода, на год, а в некоторых монастырях есть даже так называемое вечное поминовение или иначе оно называется бессрочным. Духовный смысл этого паминовения очень велик, так как само слово " вечное " за себя как бы говорит. Мало того, что имя, поданное на такое поминание, будет поминаться столько времени, сколько будет существовать монастырь, так в духовном плане здесь имеется ввиду и Вечность пред Богом в целом.

Так же как о здравии, так и о упокоении можно и очень нужно подавать имена для церковной молитвы.

Если о живых людях заказываются молебны, то об умерших заказываются панихиды.

Панихида - это особое богослужение, совершаемое церковью для поминовения дух умерших, в уповании на милосердие Божие им испрашивается прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти, и по желанию родственников в другие дни. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами. На панихидный стол, который специально для этого предназначенный есть в церкви, приносят и кладут различные продукты как милостыню о душе усопшего. Панихида включаетв себя и заказнуюю литургию о усопшем.

На Литургии бывают особые прошения. Особое прошение - это усиленные молитвы за человека во время Божественной Литургии, они произносятся священником вслух перед Престолом Божиим. Обычно такое поминовение заказывают за болящих, путешествующих, за усопших, при возникновении каких-либо трудностей или проблем. Оно произноситься на сугобой ектинии - молитвенном прошении, где хор поёт вответ на возгласы священника "Господи. помилуй". Неправильно, конечно, название этой ектении "сугубая", так как "Господи, помилуй" поется не сугубо, не два раза, а три, и само слово έκτενής δέησις надо переводить, как "прилежное моление", как и надписывается молитва во время этой ектении. В древности она просто называлась έκτενής, в отличие от συναπτή — великой ектении. Она является молитвой о лицах, тогда как просительная ектения — о вещах и потребностях, необходимых этим лицам. Эта ектения содержится и в последовании вечерни и утрени, но некоторые различия между содержанием этой молитвы за Литургией и на других службах легко замечаются.

В монастырях бывает ещё один вид молитвы - так называемая неусыпаемая псалтирь, т.е. непрекращающаяся, совершаемая днём и ночью насельниками или насельницами монастыря .Эта молитва совершается на чтении псалтири, когда поминаются имена живых или умерших по прочтении каждой славы (часть кафизмы, из которых состоит вся псалтирь, их всего 20). Псалтирь - это книга псалсо, большинство из которых написано богоносным ветхозаветным царём Давидом, где он изливает пред Богом свою душу, свои радости и печали, приносит покаяние в грехах, благодарит Бога и просит помощи на все свои дела. Псалтирь имеет особую молитвенную силу. Она отгоняет зло от человека, имя которое поминается при чтении псалтири, даёт ему духовные и телесные силы при содействии Божией благодати. Особое значание имеет и то, что этэ моление совершают монахи - люди, которые приняли в церкви особый чин посвящения, который называется ангельский образ. Они ведут особый образ жизни, который привлекает благодать Божию. Иными словами, они ближе к Богу, чем все остальные люди, благодаря своей духовной жизни, которая заключается в непрестанной молитве, постоянном соблюдении поста, безбрачном образе жизни.

Молитвы церкви нам необходимы, так как мы сами немощные люди и нуждаемся в помощи и милосердии Божием, его покровительстве, его отеческой любви и благодати, о чём мы должны сами просить и молится в церкви, о чём молится и сама церковь на богослужениях. 

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.