Владимир Мономах


Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125), великий князь киевский (с 1113 г.).
Сын князя Всеволода Ярославича, по линии матери — внук византийского императора Константина IX Мономаха, отсюда и его прозвание. 
Впервые получил самостоятельное княжение в 13 лет в Ростово-Суздальской земле.
В 1069 г. стал править Смоленской землёй.
После утверждения на великокняжеском престоле в Киеве Всеволода Ярославича Владимир Мономах получил Черниговское княжение. На протяжении всех 15 лет правления отца в Киеве (1078—1093 гг.) Владимир был главной его опорой в политических и военных делах. Многократно возглавлял воинские походы как против половцев, так и против мятежных князей, не желавших подчиняться великому князю.
Всеволод, умерший в 1093 г., видел своим преемником Владимира, но иначе решило киевское вече, с волей которого князья не могли не считаться. Формально старшим в роде Рюриковичей после смерти Всеволода Ярославича был Святополк Изяславич, внук Ярослава Мудрого. 
Мономах во избежание междоусобной брани добровольно удалился в Чернигов, признав правившего до 1093 г. в Турове Святополка Изяславича великим князем на киевском престоле.
20-летнее правление Святополка Изяславича (1093—1113 гг.) было для Владимира Мономаха временем как великих побед, так и серьёзных неудач, личных трагедий. В 1093 г. он потерпел жестокое поражение от половцев на реке Стугне. Во время бегства разбитой русской рати прямо на глазах у потрясённого Владимира утонул его младший брат Ростислав. 
В 1096 г. Владимир потерял старшего сына Изяслава, погибшего в Муроме во время боя с дружиной князя Олега Святославича, которому в 1094 г. Мономах добровольно уступил черниговское княжение. Сам он остался князем переяславским в Переяславле Русском на реке Трубеж. 
С 1103 г. начались регулярные походы русских ратей в Половецкую степь. Крупнейшим стал поход 1111 г. Русская летопись утверждает, что ещё спустя десятки лет после этого половецкие матери пугали маленьких детей грозным именем Мономаха. Великим князем киевским Владимир Всеволодович стал в 1113 г. 
Его правление на Руси — время последнего расцвета её могущества как единого государства, простиравшегося от Нижнего Дуная до Ладоги и от Карпат до Волги. Не случайно в трагическом «Слове о погибели Русской земли» именно время Мономаха выделено как самое счастливое для Руси. 
Владимир Мономах стал вторым, вслед за своим прадедом Владимиром I Святым, прототипом былинного Владимира Красное Солнышко. Славные деяния Ильи Муромца также восходят к эпохе Мономаха. В историю Древней Руси князь Владимир вошёл и как автор трёх незаурядных произведений литературы: письмо к Олегу Святославичу (1096 г.); рассказ о своей жизни, где описаны его воинские походы, которых, по словам Мономаха, «было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших»; а также Поучение, обращённое к сыновьям-восприемникам.
После кончины 19 мая 1125 г. Владимир Мономах оставил пять сыновей и третью жену. Первой его женой была королева Гита, дочь последнего саксонского короля Англии Гарольда II, погибшего в 1066 г. в битве с норманнами у Гастингса. 
Наследником князя стал его сын Мстислав, который ещё семь лет, до самой смерти в 1132 г., следуя заветам отца, сохранял единство Руси.
Сохранившиеся писания и переписка Владимира Всеволодовича рисуют его образ как правителя, щедро наделенного достоинствами христианского государя, государственного мыслителя и писателя. Сохранились два послания к нему митрополита Никифора I, содержание которых характеризует их адресата как человека весьма образованного и скромного до аскетизма в быту. 
В первом послании митрополит излагает князю учение о посте и воздержании. Митрополит Никифор хвалит великого князя за его равнодушие к мирским благам: Владимир Всеволодович спит на голой земле и "сиротину носит одежку" и только, "в град входя, власти деля," облачается в княжеские одежды; правитель дает своим приближенным богатые пиры "величества ради княжеского," сам же питается хлебом и водой, "седя и позоруя".
Но отчетливее всего установки Владимира Всеволодовича проявились в его собственных писаниях: Поучении к детям и Послании к князю Олегу Святославичу. Этот корпус текстов, завершенный собранием кратких молитв, сохранился в единственном списке, местами неисправном, в составе Лаврентьевской летописи, под 1096 годом.

Поучение к детям

Поучение состоит из собственно наставления детям, написанного, вероятно, около 1100 года, и добавленного к нему тогда же и дополненного в 1117 году или несколько позднее списка "путей" - военных походов и административных поездок Владимира Всеволодовича. 
Желание поделиться жизненным опытом и плодами размышлений приходит к нему во время встречи на Волге с послами своих братьев, которые призывают князя выступить вместе против Рюриковичей.
Огорченный междоусобицей, князь в раздумьях перечитывает Псалтирь и решает написать очерк своей жизни и присовокупить к нему поучения для детей и внуков.
Призывает он прежде всего иметь страх Божий, ибо страшно умереть, не успев раскаяться в своих прегрешениях.
Для того чтобы обрести милость Божию, не обязательно изнурять себя постом и проводить время лишь в молитвах, достаточно творить добрые дела с мыслью о Боге и на благо людей. Однако о молитве все-таки забывать не следует.
Напоминает Мономах и о пользе учения, о необходимости приобретения знаний. В пример он ставит своего отца, который «дома сидя, пять языков знал, за что и честь от других стран имел».
Мономах напоминает, что детям всегда нужно почитать старших, что муж должен жену любить, но не давать ей власти над собой. Власть имущие должны заботиться о крестьянстве, не унижать его и многое делать для его пользы. На войне не следует полагаться на воевод, а все проверять самому и никогда не расставаться с оружием.
В свой первый крупный военный поход князь отправился в тринадцатилетнем возрасте, а всего таких походов насчитывается восемьдесят три. В боях Мономах собственноручно убил около двухсот половецких воинов, но особенно он гордится тем, что во время переговоров девятнадцать раз заключил мир.
Князь — заядлый охотник. Он увлеченно повествует о том, как в окрёстностях Чернигова своими руками ловил диких коней, в одиночку охотился на дикого вепря, на тура, на лося и медведя.
Своей заслугой считает князь то, что многое на войне и на охоте делал сам, не перегружая всего на слуг — жил походной жизнью настоящего мужчины и государя.
Князь считает, что это Бог сберег его, грешного, от напастей — и смерти бояться не надо: она придет, когда Бог сочтет, что пора.
Третья часть «Поучения» — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу, в битве с которым погиб сын Владимира. Князь призывает Олега раскаяться и никогда не пытаться добыть насилием того, что можно достичь миром.
«Поучение» заканчивается покаянными мотивами — этим Мономах являет детям пример истинного христианского смирения: «На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю».
Кстати, «Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным.

Послание к Олегу Святославичу

"Письмо Мономаха к Олегу Святославичу" написано было в 1096 (1097) году. В это время между сторонниками Мономаха и Олега (двоюродный брат князя Владимира) шли яростные междоусобные битвы, в ходе одной из которых был убит сын Мономаха Изяслав, а Олег захватил земли Муромскую и Ростовскую. Другой сын Мономаха Мстислав, Олегов крестник, сражался против Олега и сильно его потеснил, но не добил, а послал своему отцу в Киев письмо, в котором ходатайствовал за своего крестного отца. Видимо, это послужило поводом для написания Мономахом "Письма Олегу".
Послание поражает чистотой и искренностью интонации: Владимир Мономах прощает Олегу Святославичу (вина которого усугублялась тем, что юный Изяслав был его крестником) гибель сына ("дивно ли, оже мужь умерл в полку, ти лепше суть измерли роди наши"), призывает черниговского князя к миру, удивляется тому, что Олег не кается в своем грехе, и указывает на суетность земных приобретений ("а мы что есмы чьловеци грешнии, лиси, дьнесь живи, а утро мьртви, дьнесь в славе и в чти, а заутра в гробе и бес памяти, ини собранье наше разделять").
В заключительных молитвах к Пресвятой Троице, Христу, Богоматери и святителю Андрею Критскому, обильно использует цитаты из Постной Триоди и Великого покаянного канона святителя Андрея. Заключительная молитва ("Помилуи мя, Господи, помилуи, егда хощеши судити, не осуди мене в огнь" и след.) буквально совпадает с окончанием 9-й песни молебного канона святителя Кирилла Туровского.