О киевском храме, который сжигали католики и разрушали большевики, где служили исповедники и венчался Булгаков.

Церковь Николы Доброго с колокольней

Немецкий хронист Титмар Мерзебургский, живший в XI веке, утверждал, что в современном ему Киеве было 400 церквей. Трудно судить, насколько правдиво такое утверждение, но в старину в славном граде действительно было множество храмов. Из всех районов Киева по концентрации церквей, наверное, ни один не сравнится с Подолом – древним местом обетования ремесленников и купцов. Здесь церкви возвышались чуть ли не в каждом квартале. Проводя экскурсии по старому городу для друзей, то и дело встречаешься с храмом или с местом, где некогда располагалась святыня. Весьма печально, но многих древних и прекрасных храмов уже нет – они были безжалостно уничтожены властью, строившей «светлое будущее» без Бога. Еще печальнее, когда сохранившиеся святыни оказываются во владении конфессий, которые не имеют ни малейшего отношения к их созданию и истории.

Об одном из таких храмов-мучеников, храме с уютным именем Николы Доброго, мне бы и хотелось рассказать.

Многие святыни древнего Киева были деревянными и часто страдали от пожаров, потому один и тот же храм мог не раз погибать и воскресать на одном и том же месте. Храм Николы Доброго – не исключение. Считается, что одноименный храм существовал в Киеве еще до монгольского нашествия, и с этим связана старая легенда об основании церкви.

Согласно легенде, в древности в Киеве жил человек по прозвищу Добрик, у него служил невольник из половцев, который поклялся перед иконой Святителя Николая Чудотворца пригнать своему хозяину табун лошадей, если тот даст ему свободу. Но, как это часто бывает, отпущенный забыл свое обещание. Как-то во время болезни половцу во сне явился сам святой Николай и напомнил о забытом обете. После этого раскаявшийся половец пригнал в Киев сразу два табуна – один для хозяина, другой – для продажи, с условием, чтобы за вырученные деньги был построен храм в честь Николая Чудотворца, который и получил обиходное название Николы Доброго.

План Подола в конце XVII в. (фрагмент плана И. Ушакова)

Документированная история храма начинается лишь в конце XVI века, когда деревянную церковь Николы Доброго на месте существовавшей ранее построил запорожский гетман Самойло Кошка в благодарность за спасение из турецкого плена, где, согласно преданию, был в течение 25 лет рабом на галерах.

Само народное название «Никола Добрый» толкуют по-разному: одни считали, что оно связано с Добриком из легенды об основании церкви, другие соотносили его с богадельней, которая располагалась некогда при храме.
В 1651 году во время подавления восстания Богдана Хмельницкого Киев был взят польскими войсками под предводительством польного литовского гетмана Януша Радзивилла. Православные храмы города поляки-католики не щадили, в числе прочих был сожжен и храм Николы Доброго.

Тридцать лет прихожане собирали деньги на восстановление своей церкви и только в 1682 году отстроили ее заново. Впрочем, и новая церковь просуществовала недолго – она сгорела после удара молнии. В начале XVII века храм отстроили уже из камня, с тремя престолами, центральным – во имя Святителя Николая и боковыми – в честь Покрова Богородицы и св. апостола Андрея Первозванного. В 1716 году рядом с церковью возвели каменную колокольню.

Церковь Николы Доброго на плане И. Ушакова. 1695 г.

Старый Подол горел часто, у каменных построек было больше шансов на сохранение, но и это не всегда помогало. Храм Николы Доброго во время очередного большого пожара выстоял, но значительно пострадал – в стенах появились опасные трещины. Решением епархиальных властей в конце XVIII века церковь разобрали, а прихожан приписали к ближайшей Покровской церкви, которая находилась практически напротив – на другой стороне улицы.
Удивительна любовь прихожан к своему храму: за короткое время они умудрились собрать 5000 рублей (огромная по тем временам сумма) и добиться его восстановления на прежнем, веками освященном месте.

Пятый и последний на этом месте храм Святителя Николая Чудотворца был построен выдающимся киевским архитектором Андреем Меленским, который учился архитектуре в Петербурге, где под руководством великого зодчего Кваренги принимал участие в строительстве императорских дворцов.  Храм был воздвигнут в стиле классицизма и торжественно освящен 13 октября 1807 года.

Понорама старого Подола. На переднем плане церковь Николы Доброго с колокольней и колокольня Покровского храма

Ужасный пожар 1811 года, уничтоживший большую часть Подола, повредил Никольский храм, но уже не столь критично, как предыдущие пожары. Украшенный после реставрации портиками, он стал еще лучше.

В храме бережно хранились уникальные святыни – поствизантийские иконы Святителя Николая и Богородицы Одигитрии рубежа XVI–XVII веков, старинные книги – Постная Триодь 1640 г. и Требник 1646 г.

Храм Николы Доброго связан и с киевскими духовными школами. Здесь служил настоятелем будущий епископ Чигиринский Павел (Преображенский), преподававший в Киевской духовной семинарии греческий язык, Священное Писание и «обличительное богословие». На посту настоятеля его в 1903 году сменил профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев, который исповеднически служил в храме до самого его закрытия в 1934 году.

О служении о. Александра Глаголева в драматическом 1917 году вспоминал позднее священник Сергий Сидоров:

«Было горе, был голод. Я получил известие о смерти отца и всех друзей в Москве и на фронтах, было не только больно, но и мертво на душе. Я пришел к о. Александру на исповедь. Он говорил мало.
– Если Христос жив, в Нем все живы, Его увидим – всех увидим, – сказал о. Александр.
– А как увидеть? – спросил я.
– В любви увидим, – отвечал он. – Будете любить людей – увидите Христа, поймете, что все живы. – Он благословил меня с такой любовью, что и я увидел вечность и познал единую радость на земле – радость встречи с любовью» [1].

Слева направо: епископ Павел (Преображенский), протоиерей Александр Глаголев, профессор А.И. Булгаков (отец писателя)

Именно протоиерей Александр Глаголев послужил прототипом о. Александра из романа Михаила Булгакова «Белая гвардия». И это не случайно, поскольку Булгаковы, проживавшие совсем недалеко от храма Николы Доброго – на Андреевском спуске, были прихожанами этого храма. Отец семейства – известный богослов и историк Церкви Афанасий Иванович Булгаков был также профессором Киевской духовной академии, а следовательно, сослуживцем о. Александра. Именно в храме Николы Доброго венчался модой М. А. Булгаков со своей первой женой Татьяной Лаппа, здесь же в 1922 году отпевали его мать – Варвару Михайловну.

В 1934-м большевики закрыли храм, а в следующем году – уничтожили. На его месте была построена школа (теперь лицей № 100). Храм Бога сменил «храм наук». Тогда это считалось чем-то прогрессивным.

На этом трагическая судьба церкви Николы Доброго не завершилась. Чудом уцелела колокольня при храме, построенная еще в начале XVIII века (одновременно с первым каменным Никольским храмом). Поскольку в тот период прихожанами храма было много русских купцов, колокольню выполнили в традициях русского шатрового зодчества. В таком виде, несмотря на ряд реставраций и перестроек, колокольня сохранилась до сего дня. До революции в ней действовали на разных этажах малые церкви св. Варвары и св. Симеона Столпника.

Колокольня Симеона Столпника - все, что осталось от храма Николы Доброго. Ныне - греко-католическая церковь.

После падения коммунистической власти новое правительство решило передать колокольню – все, что осталось от церкви Николы Доброго – Церкви, но только не Православной. Передача состоялась в 1992 году греко-католической церкви. Многострадальный храм, который с самого своего основания всегда был православным, оказался в ведении униатской общины, организовавшей там свою церковь свт. Николая. Это выглядит более чем парадоксально, если учитывать историю Никольской церкви, которая в XVII веке была сожжена именно католиками. Для нас, православных киевлян, эта святыня исторически и духовно связана именно с Православной Церковью. Но, увы, это не единственный исторический храм, переданный чуждой общине. Только ради мира наша Церковь не требует их вернуть, хотя захваты православных храмов, в том числе и силовые, со стороны униатов продолжаются.

В следующем очерке мы расскажем о киевском храме Свт. Николая на Аскольдовой могиле.

Дмитрий Марченко

Примечания:
1. Электронный ресурс: https://psmb.ru/a/sluga-samogo-dobrogo-proroka.html