1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Об Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре.

Зимний Зверинецкий монастырь

Зимний Зверинецкий монастырь

Множество чудесных и старинных монастырей в Киеве, но самый загадочный и таинственный из них ‒ это Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь Украинской Православной Церкви Московского патриархата, расположенный в Печерском районе Киева, к югу от Киево-Печерской лавры.

Отец Леонтий рассказывает о пещерах.

Отец Леонтий рассказывает о пещерах. С этим чудесным монастырем меня знакомит его благочинный, архимандрит Леонтий (Золотарев).

Здешние места получили свое название от княжеских «звериных ловов» или охот в этих когда-то густых лесах, изобиловавших в те далекие времена всяческим зверьем. В «Повести временных лет» по этому поводу говорится так: «и бяше около града лес и бор велик, и бяху ловяше зверь».

Елена Анатольевна Воронцова, кандидат исторических наук, много лет проработавшая заведующей отделом «Киев подземный» (ныне упраздненным) Музея истории Киева, замечала: «По другой версии, название связано с находившимся в этом месте зверинцем, где содержались специально подготовленные для охоты звери и птицы».

Самый загадочный и таинственный

Иван Михайлович Каманин, автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах

Иван Михайлович Каманин, автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах

Историк, палеограф и архивист Иван Михайлович Каманин, автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах, в своей книге «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость», изданной в 1914-м году в типографии Киево-Печерской лавры, писал, что все древнейшие киевские монастыри были подземными и только впоследствии «вышли из-под земли».

Все они в течение веков подвергались изменениям, их перестраивали, переделывали, меняли, и только Зверинецкие пещеры, пролежав под землей нетронутыми много веков, остались в неприкосновенности и могут показать нам настоящий вид тех самых древних подземных келий, где подвизалась ревностная монашеская братия.

Дело в том, что древнейший Зверинецкий монастырь, созданный в первом веке христианства на Руси, в тяжкие времена нападений половцев или монголо-татар был засыпан землей и забыт на 800 лет.

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей: общая длина здешних пещер превышает длину Ближних и Дальних пещер великой Киево-Печерской лавры, и здесь все ещё осталось до километра (а может, и больше) неизвестных, не открытых ходов.

Как обнаружили подземный монастырь?

Феодосия Васильевна Матвиенко, первая указавшая по сновидению местоположение Зверинецких пещер

Феодосия Васильевна Матвиенко, первая указавшая по сновидению местоположение Зверинецких пещер

Заветные святыни могут долгое время таиться под спудом, в неизвестности, но когда Господь хочет ‒ тайное становится явным. Когда-то чудотворную Казанскую икону обрели благодаря маленькой девочке Матрене. А Зверинецкие пещеры были открыты благодаря благочестивой, в ту пору 50-летней, жительнице Киева ‒ Феодосии Васильевне Матвиенко, чей дом находился напротив горы с засыпанным входом в пещеры. Как-то весной 1882 года, на рассвете, она услышала гул провала земли и увидела светлую радугу, один конец которой падал на место провала, словно указывая на нечто чудесное. Феодосия Васильевна рассказала о случившемся соседям.

В полдень этого же дня её сосед, художник Дмитрий Зайченко, со своим товарищем, возвращаясь со службы из расположенного рядом Свято-Троицкого Ионинского монастыря, наведались к открывшемуся провалу, захватив с собой свечи. Они расчистили отверстие и спустились в провал. Обнаружили там длинную пещеру со множеством человеческих останков и монашеские келии.

Начертание имен Зверинецких игуменов в пещерной церкви

Начертание имен Зверинецких игуменов в пещерной церкви

Панагия из ниши игумена Климента

Панагия из ниши игумена Климента

Подвижники Зверинецких пещер

Люди, которые покоились в пещерах, несомненно, были иноками: сохранились их кожаные монашеские пояса с изображениями двунадесятых праздников, четки, плетенные из тонких ремешков монашеские параманы, полуистлевшая кожаная и войлочная обувь, деревянные доски от гробов ‒ некоторые из них кипарисные, сохранившие особенный запах, ‒ обломки жерновов для растирания зерна.

Схимнический параман, найденный при раскопках пещер

Схимнический параман, найденный при раскопках пещер

Пещерная кельяПещерная келья

Исследователь пещер Иван Михайлович Каманин так описывал келии затворников Зверинецких пещер: «Затворнические келлии имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ея равна росту человека; в устье ея, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ея, глубиной по колена человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки. Влезши в такую нишу ‒ келлию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мог подыматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти ‒ могилой... Близость таких ниш к алтарю давала возможность подвижникам слышать богослужение...».

Древнее начертание креста в Зверинецкой пещерной церкви

Древнее начертание креста в Зверинецкой пещерной церкви

Духовный писатель Евгений Николаевич Поселянин (Погожев) по поводу открытия Зверинецких пещер писал: «Невозможно никакими словами передать то чувство какого-то покоя и каких-то совершенно неизведанных настроений, которые овладевают здесь, в глубине земли, в этой миниатюрной простой церкви, в полном отчуждении от всего земного и в соседстве с немыми останками братии неведомого монастыря!»

Иван Михайлович Каманин восхищался природой вокруг пещерного монастыря: «Вся окрестность пещер производит чарующее впечатление. Стоя на высокой пещерной горе, пока ещё пустынной и открытой со всех сторон, с голубым небесным сводом над головой, и любуясь этой удивительной по красоте живой картиной, невольно испытываешь возвышенное настроение и близость к Богу; подавленная городской сутолокой душа чувствует себя свободной и облегченной, хотя на час, от мирских забот! Дивная природа!»

Просьба о молитве

Спустя 30 лет, уже 80-летняя, Феодосия Васильевна Матвиенко рассказывала Каманину, как тоже спустилась в пещеры, позвав с собой свою знакомую, чтобы было не так страшно. Рассказывала, что видела около 50 истлевших гробов в пещерках ‒ в каждой пещерке по два покойника головой к устью, всего наблюдательная Феодосия насчитала 99 черепов.

Покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их

Помимо монашеской братии, погребенной в пещерных кельях, были обнаружены останки мирских людей, которые, видимо, погибли, пытаясь укрыться в пещерах от преследования врагов. Они лежали беспорядочно вдоль пещерного прохода, что говорило о том, что над ними не был совершен обряд погребения.

Феодосия Васильевна рассказывала также, что покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их. Благочестивая женщина смекнула, о какой пище они просят, и заказала в Ионинском монастыре панихиду по погибшим, после чего подобные сны прекратились.

Честные главы в пещерах

Честные главы в пещерах

«Предоставленные сами себе»

В день открытия пещер, ближе к вечеру, братия ближайшего Свято-Троицкого Ионинского монастыря, взяв свечи, тоже отправились на осмотр пещерной обители. Что-то из найденного они забрали на молитвенную память ‒ и это было хорошо, потому что затем к пещерам повалили любопытные.

Очень быстро слухи об открытии никому неведомых пещер распространились по округе ‒ но, к сожалению, далеко не сразу пришло понимание великой ценности находки, её духовного, культурного и исторического значения.

От момента открытия пещер в 1882-м году до начала их исследования и раскопок в конце 1912 года прошло целых 30 лет. В течение этого времени чудесные, полные святынь пещеры находились без охраны, по словам Ивана Михайловича Каманина, «предоставленные сами себе», а местные жители и далекие посетители могли уносить все, что их интересовало.

Подвижник и заступник древнего монастыря

Игумен Валентин

Игумен Валентин

В 1911-м году произошли новые обвалы, и открылись два новых входа в пещеры. Но теперь у пещерного монастыря появился заступник ‒ духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко). Господь открыл ему духовную ценность пещер, и отец Валентин переселился из своей обжитой монастырской кельи в небольшой шалаш, наскоро сооруженный из тонких досок, чтобы охранять пещерные кельи и служить панихиды.

Трудно представить, какие лишения претерпевал подвижник: холод и зной, опасность от кладоискателей и грабителей, бесчинства и досаждения от просто любопытствующих. Но большинство паломников стали приходить сюда за молитвами и благодатью древней святыни. Так было положено начало скиту на Зверинецких пещерах.

Внезапно почувствовал четкое внутреннее извещение

Мы зажигаем свечи и спускаемся в пещеры. Сердце бьется чаще – это место преисполнено благодати. Отец Леонтий рассказывает: «В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1911 года, у пещер появился новый покровитель ‒ князь Владимир Давидович Жевахов. Из дневника князя известно, что утром, проснувшись раньше обычного, он почувствовал четкое внутреннее извещение о необходимости поехать на богослужение в Троицкий Ионинский монастырь, где до этого никогда не бывал.

Игумен Валентин и князь Жевахов у входа в пещеры при начале раскопок в 1912 году

Игумен Валентин и князь Жевахов у входа в пещеры при начале раскопок в 1912 году

Игумен Валентин, князь Жевахов, горные инженеры и скитские монахи 1914 год

Игумен Валентин, князь Жевахов, горные инженеры и скитские монахи 1914 год

После литургии, увлекаемый потоком паломников, князь решил наведаться к малоизвестным на то время полузаваленным пещерам. Отец Валентин после молебна и панихиды повел князя за собою, просто подвел к открытым пещерным входам и сказал: ‟Ваше сиятельство, было бы хорошо на месте этой древней святыни возродить монастырь». И Господь через этих двух людей, хоть и на короткое время, возродил монашескую жизнь в Зверинецких пещерах”.

Зверинецкие пещеры не отпускают тех, кто здесь однажды побывал

Место погребения исследователя пещер

Место погребения исследователя пещер

Пещеры оказывают сильное впечатление на тех, кто их посещает: как минимум хочется побывать здесь снова.

Интересно, что Иван Михайлович Каманин, исследователь пещер, остался в них и после своей кончины: он покоится, согласно его собственному завещанию, в этих же пещерах, в конце Алтарной улицы.

Следующий человек, который останется здесь навсегда, ‒ это игумен Валентин (Коротенко): скончавшийся Великим постом, десятого марта 1917 года, подвижник будет похоронен в пещерах недалеко от входа. Его многолетний самоотверженный труд был принят Зверинецкими преподобными, и отец Валентин стал как бы одним из них.

Князь Владимир Давидович Жевахов после знакомства с Зверинецкими пещерами тоже не сможет с ними расстаться.

Как князь Владимир Жевахов превратился в смиренного монаха Иоасафа

Князь станет благотворителем и попечителем пещер, старостой надпещерного храма. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами и проведены археологические раскопки. Благодаря попечительству князя был положен конец расхищению пещерных святынь.

Крестный ход из Киево-Печерской Лавры к Зверинецким пещерам в 1914

Крестный ход из Киево-Печерской Лавры к Зверинецким пещерам в 1914

Позднее, в годы революции и гражданской войны, князь Владимир Давидович Жевахов будет в этих же самых пещерах скрываться вместе с братом-близнецом Николаем от облав большевиков и трудиться наравне с простыми послушниками скита.

Крестный ход из Киево-Печерской Лавры к Зверинецким пещерам в 1914

Крестный ход из Киево-Печерской Лавры к Зверинецким пещерам в 1914

Возможно, именно по молитвам Зверинецких подвижников древности блестящий юрист, почетный мировой судья, старший советник Киевского губернского правления князь Жевахов именно в этих пещерах примет монашеский постриг и превратится в смиренного монаха Иоасафа, нареченного при постриге в честь своего предка, святого Иоасафа Белгородского. Монах Иоасаф (Жевахов) будет рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха, а затем хиротонисан во епископа.

Епископ Иоасаф (Жевахов) фото из следственного дела

Епископ Иоасаф (Жевахов) фото из следственного дела

А потом владыку Иоасафа ждет Соловецкий лагерь особого назначения, ссылка, новые аресты и, наконец, мученическая кончина: 4 декабря 1937 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, он будет расстрелян под Курском.

В 2002-м году благотворитель Зверинецких пещер, епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов), прославлен в лике священномучеников ‒ и он духовно снова пребывает в своем любимом Зверинецком монастыре: его икона находится в соборе Всех скорбящих Радости, в нижнем приделе, освященном как раз в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.

Катастрофа

Елена Анатольевна Воронцова, бывшая заведующая отделом «Киев подземный» Музея истории Киева, писала: «Шестого июня 1918 года в Киеве случилась одна из наибольших катастроф. С десяти до двенадцати часов утра произошло пять взрывов на артиллерийских складах, что находились на Зверинце за Братским кладбищем. В результате взрыва, в дополнение ко всем разрушениям и пожарам, образовались два провала. Один – неподалеку от Зверинецких пещер, второй на противоположном конце плато, возле экономических ворот Свято-Троицкого монастыря. Эти провалы четко указывали на существование здесь подземных ходов. От взрыва сильно пострадала надпещерная церковь. Была снесена крыша, потолок на втором этаже обвалился, повреждены иконостас, иконы, украшения и церковная утварь. Взрыв отразился и на некоторых участках пещер».

Незадолго до своего закрытия Зверинецкий скит насчитывал до 40 насельников. В 1933-м году безбожники убили настоятеля скита, архимандрита Филарета (Кочубея), а через год скит был закрыт, а храм взорван.

Послевоенный период

Елена Анатольевна Воронцова рассказывала: «В послевоенный период Зверинец начал застраиваться частными жилыми домами, и о пещерах надолго забыли. Вспомнили в 1964-м году, но входы в подземелье были засыпаны. Исследователи знали приблизительное место входа на территории частной усадьбы на улице Мичурина, но хозяева установили там туалетную кабину. Её отодвинули, и только тогда через провал стало возможным попасть в пещеры и произвести археологическую разведку. Пещерный лабиринт оказался частично обрушенным, пройти его полностью не удалось».

В 1969-м году постановлением Совета Министров УССР Зверинецким пещерам был присвоен статус памятника археологии. Благодаря этому в 1988-м году смогли предотвратить строительство здесь высотного здания, и пещеры перешли в ведение киевского Музея истории.

Рассказ отца Леонтия об иконе «Всех скорбящих Радость»

Зверинецкий монастырь

Зверинецкий монастырь

«В июне 1918 года из-за диверсии были взорваны военные склады Зверинецкого форта, и взрывной волной был разрушен деревянный надпещерный храм в честь Рождества Богородицы. Храм был быстро восстановлен на средства богомольцев и освящен в честь иконы Божией Матери ‟Всех скорбящих Радость”.

После разорения обители в 1930-е годы храмовая икона считалась утраченной.

В 1997-м году был возрожден скит на Зверинецких пещерах. В 2009-м году на основе Зверинецкого скита был основан Архангело-Михайловский монастырь.

Архангел Михаил - покровитель монастыря

Архангел Михаил - покровитель монастыря

Фрески храма

Фрески храма

К наместнику монастыря обратился коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью

В 2010-м году к наместнику нашего монастыря обратился частный коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью. Это оказалась наша храмовая Скорбященская икона. В канун Страстной Пятницы 2010 года образ вернулся в монастырь, и теперь самый большой собор монастыря посвящен иконе Пресвятой Богородицы ‟Всех скорбящих Радость”.

Собор Божией Матери - Всех скорбящих Радости

Собор Божией Матери - Всех скорбящих Радости

Всех Скорбящих Радость

Всех Скорбящих Радость

Рассказ отца Леонтия о Зверинецкой иконе Божией Матери

«Зверинецкая икона Божией Матери была обретена при раскопках погребения зверинецкого игумена Климента в 1913-м году. Образ, написанный на эмалированной железной пластине, чудом сохранился в микроклимате пещер с влажностью 95-98%. С 1915 года икона, как особо чтимая, была украшена драгоценной ризой на средства покровителя скита ‒ князя Владимира Жевахова. При разорении монастыря оригинал иконы был отделен от ризы, и святыни, по-видимому, отдали проверенным прихожанам на сохранение.

В послевоенное время серебряная риза с надписью «Зверинецкая икона Божией Матери» попала в руки митрофорному протоиерею Михаилу Макееву, который в своем храме святого великомученика Георгия Победоносца в селе Селищи (Барышевский район Киевской области) сохранил множество святынь из разоренных богоборцами монастырей и храмов. В 2000-м году он из небольшого Ионинского листка узнал о Зверинецком монастыре и вернул нам нашу святыню. Это произошло в день празднования Иверской иконы Божией Матери, 26 октября».

Сегодняшний день монастыря

В монастыре проходят ежедневные богослужения, как в пещерах, так и в надземных церквях. В настоящее время здесь три храма:

1. Пещерная церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех

Покровитель монастыря

Покровитель монастыря

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Чудо Архангела Михаила в Хонех

2. Храм Собора преподобных отцов Зверинецких, построенный в 201-м году над входом в пещеры, в византийском стиле. Его архитектура напоминает архитектуру афонских храмов.

Церковь во имя Собора преподобных отцов Зверинецких

Церковь во имя Собора преподобных отцов Зверинецких

3. Собор во имя иконы Божией Матери ‟Всех скорбящих Радость” в стиле древнерусского зодчества с нижним приделом, освященным в 2013-м году в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.

Священномученик Иоасаф Могилевский

Священномученик Иоасаф Могилевский

В настоящее время в монастыре 12 насельников, они трудятся на самых разных послушаниях: уборка монастыря, храмов, работы в теплицах, на огороде, на кухне и в трапезной ‒ и прочие, обычные для всех монастырей послушания.

Афонский монастырь Дохиар в честь святых Архангелов Михаила и Гавриила подарил Архангело-Михайловскому Зверинецкому монастырю точный список чудотворной иконы «Скоропослушница», сейчас иконографическое изображение этого исторического для Зверинецкого монастыря момента находится в приделе с чудесной иконой.

Икона Скоропослушница из Афонского монастыря Дохиар - обители Святых Архангелов

Икона Скоропослушница из Афонского монастыря Дохиар - обители Святых Архангелов

Перенесения с Афона в Зверинецкий монастырь образа Скоропослушницы

Перенесения с Афона в Зверинецкий монастырь образа Скоропослушницы

Официальный сайт монастыря: http://zvcaves.com.ua/

Архимандрит Леонтий рассказывает о пещерах:

Честные главы

Честные главы

Роспись собора в Зверинецком монастыре:

Архимандрит Леонтий согласился ответить на наши вопросы для Портала «Православие.ру», о беседе с ним мы расскажем во второй части нашей статьи.

Строительство Ноева ковчега

Строительство Ноева ковчега

Мозаика центрального купола собора

Мозаика центрального купола собора

Главы преподобных в мощевиках

Главы преподобных в мощевиках

Святыни пещер

Святыни пещер

В соборе

В соборе

Монастырский комплекс на Зверинецких пещерах

Монастырский комплекс на Зверинецких пещерах

Ольга Рожнёва

© 2018 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.