В 5-е воскресенье Великого поста Церковь празднует память Собора преподобных и преподобномучеников Зверинецких — святых, подвизавшихся в Зверинецком пещерном монастыре в Киеве.

Едва приметная калитка в ограде Ботанического сада им. Гришко открывается в целый мир, соединивший в себе прошлое и настоящее. Здесь, в стенах Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря, находится одна из древнейших пещерных святынь Киева — пещеры иноков.

 o.LeontiyОтец Леонтий, благочинный обители, рассказал нам о ее истории, о промыслительной сохранности Зверинецких пещер, о роли архангела Михаила в жизни этого места и о духовной пользе Литургии в подземном храме. 

— Наш журнал уже публиковал материалы о трех подземных комплексах Киева — Лаврских лабиринтах, Церковщине и Китаево. Чем от них отличаются Зверинецкие пещеры?
— Думаю, что каждую святыню отличает своя уникальная атмосфера, в том числе — и духовная. В пещерах Зверинца по‑особому спокойно, здесь легко молиться. Такое ощущение, будто ты своей молитвой сопричастен подвигу древних преподобных Зверинецких. 

Эти лабиринты практически не изменились — те же стены, тот же микроклимат, что и много веков назад: круглый год +12 градусов, высокая влажность, отсутствие света. Сюда не проникают звуки внешнего мира, из‑за чего стирается ощущение времени. 

Сохранился пещерный храм, посвященный архистратигу Божию Михаилу, — один из старейших в Киеве. Отсюда и название обители — Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь. 

Внутри алтаря уцелели древние надписи с перечислением семи игуменов Зверинецких и начертание Зверинецкого Креста-Голгофы, которое сейчас получило широкое распространение. 

— Подземные храмы, да еще и с дошедшими до нас интерьерами, — довольно редкое явление...
— В том, что подземная церковь сохранилась до наших дней, есть особый смысл. Мы знаем, что к престолу, где хотя бы один раз совершалась Литургия, приставлен ангел Божий, сослужащий священникам и хранящий его. Даже когда храм по какой‑то причине перестает действовать, он все равно остается святыней и небожители неотступно присутствуют в нем. Есть ряд свидетельств очевидцев, которые в годы гонений на местах разрушенных святынь видели сияние либо слышали ангельское пение. 

Зверинецкие пещеры и храм не раз могли быть разрушены, но чудом уцелели. Возможно, Господь сохранил их для того, чтобы здесь восстановилось делание древних молитвенников, чтобы мы приходили сюда не столько увидеть памятник старины, сколько для молитвы — и личной, и Литургической. 

— Почему пещеры находятся именно на этом месте? Или это был случайный выбор?
— В древности Зверинец был густым, непроходимым лесом, населенным диким зверем, — идеальное место для людей, ищущих уединения и суровых условий жизни. Мы также знаем, что некоторые храмы были построены на местах, указанных или открытых Божьим промыслом. Соседствующий с нами Ионинский монастырь был построен преподобным Ионой по указанию Божьей Матери. 

История умалчивает о том, как были основаны Зверинецкие пещеры, но наверняка создание подземного храма не обошлось без помощи Божьей. Однажды у одного из паломников оказался компас. Он указал, что алтарь подземного храма четко ориентирован на восток, как это и положено по церковным канонам. Удивительно, ведь алтарная пещера находится примерно в 30 метрах от современного входа. А в древние времена галерея к храму была еще длинней. Много веков назад, не имея специальных приборов, руководимые только благодатью Божьей, монахи сумели сориентировать подземный алтарь строго на восток. 

— А что побуждало монахов выбрать такой — подземный — образ жизни?
— Само слово «монах» происходит от слова «monos», что в переводе с греческого значит «одинокий». Он изначально выбирает уединение, чтобы молитвенно предстоять Богу. 

Пещеры лучше всего располагают к такому сосредоточенному, направленному внутрь себя переживанию монашеской жизни, цель которой — из ветхого, плотского человека переродиться в человека нового, духовного. 

Тот самый — знаменитый Зверинецкий Крест. 

В тропаре преподобным отцам-пещерникам есть такие слова: «Когда вы сошли в могилы и самих себя заключили, тогда страсти умертвили плотские». Выбирая жительство в пещере, в этом земляном гробе, монах как бы умирает для внешнего мира, чтобы, смиряя плоть, в борьбе со страстями, в покаянии и молитве осуществить внутреннее перерождение. Жизнь человека в таких условиях выходит за рамки природы. С Божьей помощью он преодолевает ограничения человеческого организма. 

В Печерском патерике описаны случаи, когда затворники вкушали пищу лишь раз в неделю — просфору и немного святой воды — и делали это в течение многих лет, что невозможно для обычного человека. Также своими подвигами они стяжали у Господа дары прозорливости, исцелений. Самоотреченная пламенная молитва к Господу была для них делом всей жизни. Их молитва уже не о себе — это молитвенное предстояние о милости и спасении всего рода человеческого. 

— Вы упомянули о преподобных игуменах Зверинецких, чьи имена начертаны на стенах храма. А почему они причислены к лику святых?
— Об этих людях мы имеем лишь косвенные свидетельства, из которых самое важное — это их аскетическая практика жизни в пещерах, а также их святые мощи. В 1913 году древние иноки были причислены к лику святых уже в силу тех экстремальных условий, в которых они подвизались. Это прямое указание на то, что жительство монаха в пещере может быть существенным свидетельством высокого уровня его духовной зрелости. По отчасти подтвержденным предположениям историка Аркадия Каманина, игумены Зверинецкие Леонтий, Мина и Михаил прославлены еще и святительскими трудами как епископы Ростова Великого, Полоцка и Юрьева соотвественно. 

— Как происходило возрождение монастыря и пещер?
— Пещеры были заново обнаружены в начале 90‑х годов. Тогда там стали работать ученые из Музея истории Киева, которые расчистили и исследовали подземные ходы. В этот же период возрождается монашеская община Ионинского монастыря, расположенного неподалеку. Одно из начинаний братии — возобновление в пещерах богослужений. В 1996 году здесь была отслужена одна из первых подземных Литургий. Позже за подземельями было закреплено несколько монашествующих, которые сопровождали сюда экскурсии паломников и готовили пещеры к богослужению. 

Архангел Михаил издревле является небесным покровителем обители. 

К концу XX века Литургии стали служить ежемесячно. А со временем — еженедельно, по субботам. Этот день выбран не случайно. Суббота — день всех святых, Богу угодивших, и день особого поминовения усопших, а ведь в пещерах много и почивших неизвестных подвижников, и просто монашеских погребений. 

В 2007 году началось строительство наземной части монастыря. Главный собор возведен в древнерусском стиле и освящен в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», хотя ранее — до революции — главный храм был освящен в честь Рождества Божией Матери. В 2010 году один из ктиторов выкупил из частной коллекции икону, подписанную как Киево-Зверинецкий образ Божьей Матери «Всех скорбящих радость». В канун Страстной пятницы эта икона вернулась в обитель. Вопрос о том, в честь чего должен быть освящен главный богородичный престол, решился сам собой. 

— Влияют ли пещеры на атмосферу монастыря?
— Вся жизнь монастыря сосредоточена вокруг них. Это древнейшая часть обители. Здесь находится сердце монастыря — подземный храм. Сердце — это орган, который дает организму жизненные силы. Сердцем духовной жизни Церкви является Евхаристия — соборная молитва благодарения и Причастие Святых Таин. Постриги в монашество современных насельников также совершаются именно в пещерах. Множество паломников из разных городов и стран приезжают для того, чтобы помолиться здесь, почтить память древних подвижников. 

— В чем еще состоит роль пещер в духовной жизни монахов и мирян?
— Большая проблема современного человека — переключиться от внешнего мира на общение с Богом. Мостиком между Богом и человеком является икона, перед которой он молится, через образ восходя к первообразу. Но дома и даже в храме существует много внешних отвлекающих факторов. В пещерах все по‑другому. Прихожане и братия стоят вдоль коридора практически в полной темноте. Перед глазами — глиняные стены, глазу не за что «зацепиться», и можно сосредоточиться на словах Литургической молитвы, на том, что происходит в душе. Да и молитвенная поддержка преподобных отцов помогает. 

Пещеры дают возможность остаться один на один с Богом и собой. Всем нам, потомкам молитвенников Руси, явлена Господом уникальная возможность использовать древние пещеры для сосредоточенной молитвы, которая является ступенью к познанию Всевышнего, к очищению своего сердца. Мы искренне просим о том, чтобы Господь действовал и в наших сердцах, умах, и в нашей жизни, направляя ее ко спасению.

 

Огонь молитвы в Зверинце не угасает ни на миг. 
 

ДЕТИЩЕ КНЯЗЯ ЖЕВАХОВА


sv.Iosif JevahovВ соборе Зверинецких святых почитается также священномученик Иоасаф Могилевский, живший на рубеже XIX–XX веков. В миру этот человек был известен под именем Владимира Жевахова. Он сыграл большую роль в первом возрождении Зверинецких пещер. Стараниями князя Жевахова они были расчищены, открыты для посещения паломников и в качестве скита попали под покровительство Лавры. 

В 1888 году на территории Зверинца произошел провал, в результате которого были обнаружены заброшенные пещеры. Первыми в них побывала братия Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, расположенного неподалеку. Чуть позже один из монахов Ионинской обители, отец Валентин, сколотил возле пещер шалаш и поселился в нем, оберегая подземелья и мечтая о возрождении здесь монашеской жизни. 

В 1911 году на празднике иконы Казанской Божьей Матери отец Валентин познакомился с князем Владимиром Жеваховым и предложил ему совместными усилиями возродить древние монашеские подземелья. Будучи человеком глубоко верующим, князь проявил к пещерам искренний интерес и взял их под свою опеку. 

С большими трудностями он добился у Крепостного инженерного управления военного ведомства, на территории которого тогда располагались пещеры, разрешения на проведение археологических раскопок. Они велись под руководством Александра Эртеля и финансировались из личных сбережений князя. В 1912 году стараниями Жевахова был создан фонд, средства которого пошли на строительство наземного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1913 году игумены Зверинецкие, чьи имена перечислены на настенной надписи подземной церкви, были причислены к лику святых. А изображенный на металлической пластине образ Божьей Матери, найденный во время раскопок в пещерной келье, разрешено было именовать Зверинецкой иконой Божьей Матери. 

В этот период пещеры активно посещали паломники, желавшие побывать в святом месте и поклониться святым мощам. Но возрождение монашеской жизни сопровождалось различными сложностями и длилось недолго. В 1918 году на артиллерийских складах Зверинца произошли взрывы огромной силы. В радиусе шести километров во всех домах вылетели стекла. Деревянные строения храма были разрушены, повреждены иконостас, иконы, украшения и церковная утварь. Пострадали также и пещеры. После стольких лет кропотливых работ нужно было все начинать заново, а средств для этого не было. Пещеры все еще были открыты для паломничества, но находились в аварийном состоянии. 

В 1934 году вышло постановление о закрытии церкви на Зверинце. 

Отец Валентин скончался в 1917 году и был тайно погребен в Зверинецких пещерах. Князь Жевахов в 1924 году принял монашеский постриг с именем Иоасаф, а через два года был призван к епископскому служению. После неоднократных арестов и ссылок 4 декабря 1937 года он был расстрелян под Курском. В 2002 году епископ Иоасаф был канонизирован в лике новомучеников. Владыка являлся потомком еще одного почитаемого в обители святого — Иоасафа Белгородского. В честь двух Иоасафов освящен нижний придел Богородичного храма Зверинецкого монастыря. 

У ИСТОКОВ 

В наши дни восстановление Зверинецких пещер началось с экспедиции «Киев подземный» Музея истории Киева, которую возглавила Елена Воронцова. Она рассказала о том, что на тот момент представляли подземелья и как происходило их возрождение. 

— В 1988 году на склонах Днепра, около Ботанического сада планировалось масштабное строительство. Местные жители стали на защиту этой территории и даже создали неформальное объединение «Зверинецкая гора». В письмах, адресованных властям, люди просили не тревожить это место строительными работами, уверяя, что здесь находятся древние монашеские пещеры. И письмо возымело действие. Строительство так и не начали, было принято решение о передаче Зверинецких пещер в ведение Музея истории Киева. В 1990 году там был создан отдел «Киев подземный», который предложили возглавить мне. 

Пещеры находились в заброшенном состоянии. Многие ходы были сильно обрушены. Вход находился на частной территории, хозяева которой и не подозревали о существовании подземелий. Чтобы попасть внутрь пещер, нужно было лезть ползком через узкий лаз. Первый сезон я работала в пещерах лишь с рабочими, расчищающими обвалы. Раскопки проводила одна. В темноте, при свете свечи просеивала грунт, радуясь любой находке, каждому гвоздику. Ведь эта вещь дошла до нас из былых времен и могла пролить свет на историю пещер, сведений о которых сохранилось очень мало. 

Ни в одной летописи упоминаний об этих подземельях нет. Возможно, это объясняется тем, что в тот далекий период основания Зверинецкого монастыря — с подземным и наземным комплексом сооружений — в Киеве, по данным хроник, насчитывалось около 400 церквей и обителей. Описать их все было невозможно, и сведения сохранились только о самых крупных — таких, как Киево-Печерская Лавра. 

Возник пещерный Зверинецкий монастырь предположительно в середине XII века, о чем свидетельствуют настенные надписи внутри пещер. Но потом в истории монастыря произошла трагедия — возможно, это было разорение в результате нашествия монголо-татар. В пещерах есть массовые захоронения, среди которых встречаются женские и детские. Вероятно, это останки местных жителей, которые пытались укрыться от неприятеля под землей. Дальнейшая судьба монастыря остается для нас неизвестной. Новый этап истории начался с возрождения святыни, которое произошло в XIX веке. Но археологический материал XVII века говорит о том, что в тот период также знали о пещерах, и, возможно, над ними существовал монашеский скит. 

В период войны эта зона была объявлена немцами оккупационной. Киевлянам жить на ней не разрешалось. Но многие из тех, кто проживал в этом районе, на день уходили в пещеры, а ночью возвращались в свои дома. Также, исследуя территорию вокруг пещер, мы обнаружили находки, которые свидетельствуют о том, что в XIV–XVII веках здесь существовало поселение. 

Первым делом мы расчистили древние галереи, которые были большей частью обрушены. Привлекли рабочих, они выносили землю, а мы сеяли грунт, искали археологический материал. Затем укрепили аварийные участки и параллельно проводили раскопки в погребальных нишах и криптах. Среди наших находок — фрагменты керамической посуды, остатки кожаных изделий, изделий из дерева, метала, монеты рубежа XIX–XX веков. Много времени мы уделяли изучению настенных надписей. 

В 1997 году был заключен договор о совместной деятельности и совместной эксплуатации Зверинецких пещер между Музеем истории Киева и киевским Свято-Троицким Ионинском монастырем. Здесь вновь началось возрождение монашеской жизни. Пещеры снова стали местом посещения паломников. 

В 2012 году после реорганизации Музея истории Киева наш отдел прекратил свое существование. Но работа по исследованию подземелий не завершена. В Зверинецких пещерах осталась одна неисследованная галерея. Ни в наше время, ни в прошлом веке раскопки там не проводились. Надеюсь, что в будущем будет возможность исследовать этот участок. На территории Ботанического сада не раз происходили провалы, что свидетельствует о наличии под ним и других еще не открытых подземелий. Об этом писал в 1918 году археолог Игнатий Стеллецкий. В ходе проведенных им исследований Зверинца, он пришел к выводу, что здесь вся округа прорезана подземными ходами, предназначение которых можно определить лишь в ходе стационарных археологических работ. Возможно, среди этих неизведанных подземелий находится и неизвестная часть древнего Зверинецкого монастыря.

 

Фото Дмитрия ГОРАШ