ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

В самом центре Киева находится большой монастырь — Святая Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется... под землей. Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, — пещерным. Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий. Правда, стоит прихватить с собою свечку, ведь там, внизу, очень темно, а местами царит абсолютный мрак.

Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи* киевских святых — от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой.

Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси...

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы — служители древнерусских богов Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что‑то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.

Хозяин дома — Тур — сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов — суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.

А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя... Против богов!

 «Аскольд и Дир собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян». Фрагмент Радзивиловской летописи.

Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира — княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя Ярополк, говорят, симпатизировал христианам. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по‑настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.

Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам"».

Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают языческих богов — воинственных и беспощадных.

Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:
— Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.

Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг — христианин? Конечно, он долгое время прожил в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство... Но как‑то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя — Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.

Толпа идет на штурм. Раз, другой... Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство — вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.

Пришлось идти на хитрость... Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов — отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.

А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться Владимир о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной...

В начале ХХ века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел — со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.

Может быть, совпадение, а может, и что‑то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Антоний — отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот — шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось! Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы... Не только церковное искусство — даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.

Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков — монах-славянин. По всему видно — местный. Только сильно загорел на южном солнце.

 

И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. Свою первую пещеру Антипа (такое имя он получил при рождении) ископал совсем еще ребенком. Согласитесь: желание странное. Но не будем поспешны в своем удивлении. Многие талантливые люди в детстве и иности пробовали себя в роли взрослых. И всякий раз в подобных случаях мы имеем дело с людьми, у которых в груди горит особый огонь. Это огонь поиска. А загорелся Антипа так, потому что много путешествовал по южным странам. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник, велел Антонию вернуться на родину.

  Игумен благословил Антония со словами: «Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами». Фрагмент Радзивиловской летописи.

На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там‑то и предстояло потрудиться Антонию.

В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Антоний в поисках места жительства отправился в пригородные угодья. А куда бы пошли вы? Может быть, туда, где хоть что‑нибудь напоминало бы вам о родных местах? В Любече было озеро Берестово. Под Киевом рос такой же березовый лес над Днепром, и сельцо также называлось Берестово. На днепровском берегу Антоний отыскал пещеру. Эту пещеру вырыли варяги. Варяжские купцы в то время вели своеобразную торговлю. Впрочем, не только они одни. В больших укрепленных городах товары покупали, а маленькие, плохо защищенные просто грабили с тем, чтобы награбленное продать в другом городе. В пещерах же прятались от непогоды и скрывали там сокровища. Эти сокровища иногда находят и сегодня.

Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого‑то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики...

Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего отечественного монашества — Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения. Потом зашел в свою келью — и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.

Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

 «И ведом стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать и постригать их».
Фрагмент Радзивиловской летописи.

Чудеса каждый день

Православная традиция называет чудеса преодолением законов бытия. В жизни Лавры такое происходило часто, да и сейчас случается то или иное чудо.

Например, во время строительства Успенского собора, когда мастера заканчивали внутренюю отделку храма, внезапно на горнем месте, где надится трон архиерея, чудесно изобразился лик Богородицы, из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и, подлетев, наконец, к наместной иконе Богородицы, скрылся за этой иконой.

Многие чудеса неразрывно связаны с подвижниками обители. Так, в труде иеромонаха Афанасия Кальнофойского, изданном в 1638 году под названием «Тератургима», рассказано о 64 чудесах, бывших от мощей. Например: «Лета 1621 князь Павел Курцевич такой больной на глаза, что не только ничего не видел, но от тяжелой болезни еле ходить с поддержкой мог, пришел в Печерский монастырь... Увидела братия святой обители, как он страдает, пожалела его и сказала ему: «Господин Курцевич, эта святая Лавра является чудотворной, и многие из тех, кто с верой приходили сюда, молитвами преподобных отцов наших Антония и Феодосия получали исцеление. И ты тоже (хотя и не православной нашей, а латинской веры) попроси иерея, чтобы на утро отслужил в пещере преподобного Антония службу. Ты, послушав святую Литургию, от креста святого Марка пещерного, что на раке с мощами его лежит, водой святой глаза с верой промыв, исцеление по молитвам святого (а многих силою Христовою исцеляет), надеемся, получишь». Тот все исполнил, приложился к святым мощам и ушел. «И немедленно в то же время прекратилась его болезнь... И так с тех пор зрение вернулось к нему и он уздоровился».

Есть истории и весьма поучительные. Один из келейников католического епископа в 1628 году, будучи в пещерах, стал ругать святые мощи, таскал их за волосы и говорил: «Не эти святые, но Русь мертвые засушила тела, чтобы обманывать тех, кто приходит». Когда вышел из пещеры, сел на своего коня и поехал в путь вместе с господином своим епископом. И только вышли из монастыря — конь его пал с ним и поломал передние ноги, да так, что там и сдох. Сам же келейник весьма разбился. Потом еще много зла случилось с ним, пока вскоре, в том же году был убит».

Форпост Православия

Особые испытания предстояло пройти обители в XVII веке, когда она стала одним из немногих монастырей Украины, не перешедших под юрисдикцию униатов. Это было время жестокой борьбы за веру, и монахи вышли из этой борьбы победителями.

Первый раз вооруженные отряды сторонников унии подошли под стены обители в 1596 году. Король успел издать указ о переходе монастыря в руки униатов, и монахам осталось лишь покинуть родную обитель. Инокам во главе с архимандритом Никифором Туром пришлось даже осваивать азы военного дела и вместе с православными киевлянами в буквальном смысле отражать атаки неприятеля. Вторая попытка униатов овладеть монастырем в 1598 году была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой свои обширные имения.

При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 году типография. Вокруг нее объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности Павел Беринда, Захария Копыстенский, Петр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи. Здесь вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории Церкви. В 1631 году митрополит Петр Могила открыл здесь школу, которая впоследствии была соединена с братским училищем, что послужило началом Киево-Могилянской коллегии.

Женская Печерская обитель

Наверное, обыватель очень удивится, узнав, что Печерский монастырь когда‑то имел и женскую «часть». С начала XVII века письменные источники упоминают о существовании напротив Святых врат Лавры женского Вознесенского Киево-Печерского монастыря, чьей игуменьей стала в конце столетия принявшая монашество мать гетмана Украины Ивана Мазепы.

В 1711 году обитель упразднили, а ее инокинь присоединили к числу насельниц другого киевского женского монастыря, Флоровского. Существует мнение, будто закрытие Вознесенской обители было актом глумления российского царя Петра I над памятью Мазепы за переход последнего на сторону шведов в Северной войне.

В 1711 году обитель упразднили, а ее инокинь присоединили к числу насельниц другого киевского женского монастыря, Флоровского. Существует мнение, будто закрытие Вознесенской обители было актом глумления российского царя Петра I над памятью Мазепы за переход последнего на сторону шведов в Северной войне.

Что общего между Киевом и Пизой?

Мало кто знает, что Большая Лаврская колокольня наклонена на 62 см в северо-восточном направлении. Огромную звонницу возвел в 1744 году архитектор Иоганн Шедель. Высотой 96 метров, она стала для своего времени самым грандиозным башенным сооружением не только Украины, но и всей Восточной Европы. После окончания строительства Шедель заявил: «Тебя, величавое творение, созданное моей энергией и воображением, торжественно встретят потомки!»

Наклон колокольни связан, по‑видимому, с тем, что стоит она вблизи оползневых склонов высокого правого берега Днепра. Однако, в отличие от знаменитой Пизанской башни, Большая Лаврская колокольня не «падает», т. е. наклон ее не увеличивается. Колокольня и сегодня, в век небоскребов и гигантомании, поражает своими размерами и гармонией пропорций.

***


Киево-Печерская Лавра много раз терпела различные напасти. Так, через полвека после кончины знаменитого Илии Муромца татаро-монголы вторглись в пределы русских земель. Князья, увлеченные борьбой друг с другом, не смогли им противостоять, и в 1240 году Киев и Лавра были разрушены.

Казалось, монастырю пришел конец, ведь храмы сожжены, а почти все монахи убиты. Но нет! Постепенно вновь возродилась здесь жизнь, вновь собрались рассеянные по земле братья, пришли и новые люди.

Были в истории Лавры времена расцвета, были времена упадка. Но даже в тяжкие годы здесь всегда находилось место монашескому подвигу, начало которому почти тысячу лет назад положил загоревший под южным солнцем монах по имени Антоний.

* Мощи — это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. Всего в пещерах Святой Успенской Киево-Печерской Лавры почивают мощи 123 святых.

ВЕЛИКИЕ ПОДВИЖНИКИ ЛАВРЫ

Преподобный Антоний

Преподобный Феодосий

Преподобный Агапит

Преподобный Варлаам

Преподобный Алипий

Преподобный Нестор

Преподобный Феодор Острожский

Преподобный Дионисий Щепа

В истории монастыря сохранилось свидетельство об одном случае, который произошел в 1463 году. На праздник Пасхи, зайдя, как обычно, в пещеры, монах-смотритель вместе с двумя помощниками остановился в проходе и, отдавая дань уважения покоящимся тут останкам, громко произнес:
— Христос воскрес, святые отцы и братия!


В ответ на это приветствие стены пещер отозвались десятками голосов, которые громогласно, как один человек, воскликнули:
— Воистину воскрес Христос!


Глас повторился трижды. В пещерах в ту пору не было никого, поэтому смотрителю и его спутникам, находившимся в тот момент в ясном уме, стало очевидно, что произошло чудо. Монаха звали Дионисий по прозвищу Щепа.


Святой стал одним из последних иноков Печерской обители, кто окончил свой жизненный путь в подземелье. После Дионисия мы практически не знаем людей, которые подвизались бы в пещерах. О нем практически ничего не известно. Согласно преданиям Лавры, он был священником. Свое прозвище получил из‑за невероятной худобы. Земную жизнь Щепа окончил затворником в одной из подземных келий (в Дальних пещерах).

Святитель Павел (Конюскевич)

В Дальних пещерах покоится тело человека, который образом всей своей жизни доказал, что в годы самых жестоких испытаний Церковь никогда не пойдет на поводу у светских владык. Этот архиерей пострадал при императрице Екатерине II и является примером мужества и бескомпромиссности в минуты противостояния Царства Божьего и царства человеческого.

Уроженец Львовской земли, будущий пастырь начал свой духовный путь в Самборском училище, продолжил его в Киевской духовной академии. После ее окончания был оставлен преподавать пиитику. В 28 лет он принял в Киево-Печерской Лавре постриг с именем Павел. Замечательного ритора в 1744 году возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В должности настоятеля Павел провел 15 лет, сделав многое для благоустройства обители.

В 1758 году 53‑летнего отца Павла рукоположили в епископы, возвели в митрополиты и направили в Тобольск. Недовольный политикой Екатерины II, которая отнимала у Церкви земли, владыка написал в Синод резкое послание. С другой стороны, строгость митрополита, граничившая с жестокостью, вызвала на него поток жалоб. В итоге в 1767 году его вызвали в Синод для разбирательства. Имеются указания, что митрополит приговаривался к лишению архиерейского сана, но императрица не утвердила это постановление. Владыка сам попросился на покой в Киево-Печерскую Лавру. Здесь он прожил до своей смерти, последовавшей после длительной болезни 4 ноября 1770 года. Сначала его похоронили в склепе под Успенским собором, а в настоящее время мощи святителя находятся в Дальних пещерах.

Преподобный Геронтий-канонарх


Этот преподобный известен тем, что принял иночество еще в детском возрасте и всю жизнь пребывал в подвиге. Он жил в XIV веке и нес послушание канонарха (руководителя хора братии) Успенского собора.

Имя этого преподобного переводится как «престарелый» Неизвестно, настоящее ли это монашеское имя подвижника, или так прозвали его современники, однако житие отмечает, что святой имел необычайную мудрость и был не по годам умным и проницательным.

Скончался подвижник в возрасте 12 лет. Похоронен отрок Геронтий в Дальних пещерах. Его память совершается 1 апреля и 28 августа (по старому стилю).

Преподобный Лонгин-вратарь

Этот преподобный жил на рубеже XIII–XIV веков. Он был вратарем — сторожем-привратником обители. При жизни стяжал славу прозорливого, всем входящим в обитель указывал на их самые потаенные и тяжкие грехи.


Кроме этого, Лонгин был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно узнать в любом человеке все его достоинства и пороки. К самому себе подвижник относился чрезвычайно строго, внимая каждому движению своего сердца, борясь с каждой страстью.
Дожил святой отец до глубокой старости. Его память празднуется 16 октября (по старому стилю). Мощи почивают в Дальних пещерах.

Преподобный Агафон-целебник

Почти каждое поколение лаврских иноков дарило обители целебников — людей, которые или еще в миру, или уже будучи в сане, хорошо овладели врачебными навыками и лечили братию. Они пользовались большим уважением, и это было закономерно, потому что в жестких условиях пещерного монастыря с его сыростью насельники болели часто. Врачи лечили и травами, и молитвой — последнее даже была важнее разных снадобий. Целителем был и святой отец Агафон.

Он жил на рубеже XIII–XIV веков. О нем мало что известно. История сохранила сведения о нем как об отзывчивом докторе. Будучи великим постником, святой сподобился дара молитвы, пророчества и исцеления больных возложением рук. За великое смирение старец сподобился узнать от Господа время своей кончины. Он умер в возрасте 40 лет. Его останки почивают в Дальних пещерах.

Канонизировали отца Агафона в 1643 году.

Двенадцать строителей Успенского собора

В Ближних пещерах почивают нетленные мощи двенадцати мастеров, построивших и украсивших первое здание Успенского собора. По преданию, мастера эти пришли из Константинополя, следуя чудесному повелению Богородицы, которая указала им идти на Русь и создать там грандиозный храм. Пречистая Дева при этом вручила мастерам мощи семи святых мучеников и огромную сумму золота на строительные расходы.

Первая группа мастеров состояла из четырех человек. Они возвели само здание. Спустя десять лет из Византии прибыли остальные. Вместе они и завершили отделочные работы. С ними трудился и лаврский инок Алипий, прославленный иконописец и мастер мозаики. Окончив украшение храма иконами и живописью, греки остались жить в Печерской Лавре. Приняв иноческое пострижение, они и скончались в обители в глубокой старости. Мощи их почивают в Ближних пещерах.

Преподобный Никола Святоша

В притворе Троицкой надвратной церкви можно увидеть небольшую дверь, которая ведет в тесную каморку. По преданию, здесь подвизался преподобный Никола, который основал этот храм и был стражником при святых вратах.

Преподобный родился около 1080 года и при рождении получил имя Святослав. В крещении его нарекли Панкратием. Он был правнуком Ярослава Мудрого и княжил в Луцке.

В ходе очередной междоусобицы князя лишили престола, но он не стал мстить обидчикам. А когда в 1107 году умерла его любимая жена Анна, он принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре.

В монастыре первые три года Никола колол дрова, носил воду, а затем стал монастырским привратником. Никола много времени проводил за чтением книг, которые он приобретал на деньги, полученные от рукоделья и огородничества. В итоге после его смерти в монастыре осталась обширная библиотека. По поручению и на деньги Николы делались и переводы с греческих подлинников.

Его останки почивают в Ближних пещерах Лавры.

Преподобный Иоанн Многострадальный

Жизнь этого угодника — пример того, на какие страдания может пойти человек ради избавления от мучащей его страсти. Преподобный Иоанн почитается как помощник в борьбе с блудными похотями.

Плотские помыслы стали посещать Иоанна с юного возраста, но, желая остаться девственником, парень активно боролся с ними. Молодого человека бес блуда одолевал так сильно, что ни голод, ни жажда, ни тяжелые вериги не помогали. Лишь через 30 лет святой все же победил плотскую страсть, и цена победы была высокой. Иногда монаху хотелось покинуть затвор, тогда он решился на еще больший подвиг — выкопал яму и с наступлением Великого поста влез в нее и засыпал себя землей по плечи. В ночь Пасхи бес превратился в дракона и захватил голову преподобного в свою пасть. Тогда святой Иоанн воззвал из глубины сердца к Богу. Вдруг блеснула молния, и змей исчез. Свет Божественный осиял подвижника, и послышался Голос: «Иоанн! Вот тебе помощь. Отныне будь внимателен, чтобы страсть не вернулась снова». Святой поклонился и сказал: «Господи! Зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?». Христос ответил: «Я дал тебе испытания по силам, чтобы ты был выжжен, как золото».

Скончался преподобный около 1160 года. Его мощи покоятся в Ближних пещерах.

Преподобный Марк Гробокопатель

 

В любом монастыре, особенно таком крупном, как Печерская обитель, в старину было особое послушание — копать ямы для погребения тел умерших иноков. На рубеже XI–XII веков эту работу выполнял преподобный Марк Пещерник. Его труд отличался тем, что погребения делались под землей, в условиях сырости и спертого воздуха.

Покойников он носил на своих плечах, помощи никогда не просил, он награды за труд отказывался, а если кому‑то и удавалось дать ему что‑нибудь в благодарность за копание могилы, то Марк эту вещь отдавал нищим.

Он всю иноческую жизнь носил тяжелый железный пояс. Мало пил, совсем почти не ел и не спал. За великое смирение Марк получил от Господа силу на такие чудеса, что и мертвые повиновались его словам. Это было подтверждено многими знамениями. Мощи отца Марка покоятся в Ближних пещерах.

Преподобный Прохор Лебедник

Свое прозвище этот подвижник получил из‑за того, что ел не обычный хлеб, а собирал лебеду, перетирал ее своими руками в муку и делал себе лепешки. В летнее время он заготовлял себе такой хлеб на весь год. Он не ел ничего, кроме просфоры, и не пил ничего, кроме воды.

Во время жизни святого (конец XI века) от постоянных войн начался голод на Руси. Прохор начал делать еще больше хлеба из лебеды и раздавать его неимущим. Люди, чтобы пропитаться во время голода, начали тоже делать аналогичные лепешки, но не могли есть из‑за горечи. Тогда все начали обращаться к святому, и он не отказывал никому. На вкус его выпечка казалась сладкой, как будто она была смешана с медом. Этот хлеб давался только с благословения святого, а если кто брал его тайно, то он становился черным и горьким. Позже, в результате междоусобиц князя Святополка с волынским князем Давидом Игоревичем в Киеве не стало карпатской соли. Блаженный Прохор, видя это, собрал пепел со всех келий и, помолившись, превратил пепел в чистую соль. Чем больше святой раздавал соли, тем больше ее становилось, так что соли стало достаточно не только для монастыря, но и для остальных людей.

Мощи святого почивают в Ближних пещерах.

Святитель Ефрем Переяславский

Грек по происхождению, до своего пострижения в монашество Ефрем был казначеем и заведовал хозяйством при дворе великого князя киевского Изяслава Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Тяготясь шумной и суетливой жизнью, он обратился к преподобному Антонию за благословением на иночество. Старец благословение дал, и Ефрем был пострижен игуменом Никоном. Разгневанный князь потребовал, чтобы его слуга вернулся домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Преподобный Антоний с братией вышел из монастыря и решил перейти в другое место. Однако Изяслав Ярославич внял уговорам великой княгини и снял опалу с монастыря.

Чтобы отвести тень от обители, Ефрем уехал в Константинополь и поселился там в одном из монастырей. Там он списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в своем монастыре.

Когда в Переяславе устроили епископскую кафедру, архиереем решили сделать Ефрема. Так монах стал архиереем. Он украсил город церквами и гражданскими зданиями, возвел вокруг города каменные стены, устроил бесплатные больницы для бедных и странников.

Мощи его почивают в Ближних пещерах.

Преподобный Илия Муромец

Кто не знает легендарного богатыря, одержавшего множество побед над разбойничьими шайками, бродившими по Русской земле! Илья Муромец известен всем, а вот на вопрос, где похоронен славный воин, ответят не многие. Его останки, как это ни удивительно, нужно искать в Ближних пещерах.

Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чобитько». Его языческого имени мы не знаем. По преданию, в юности, до принятия Крещения, будущий монах был тяжело болен. После чудесного исцеления молодой человек крестился с именем Илия.

В ходе одного из сражений богатырь получил многочисленные ранения. Понимая, что долго ему не протянуть, а от ран не оправиться, Илия принял постриг и вскоре отошел к Господу около 1188 года.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей, в результате которой было установлено, что это был мужчина, умерший в возрасте 40–55 лет и перенесший в юности паралич конечностей.

Преподобный Моисей Угрин

Этот святой был родом из Венгрии, отсюда — и его прозвище. В юности вместе со своим братом Георгием служил у князя Бориса, сына Владимира Великого. Когда князя вероломно убили в 1015 году на реке Альте, Моисей уцелел и скрывался у Предиславы, сестры Бориса. При взятии Киева в 1018 году польским князем Болеславом был взят в плен, отведен в Польшу и там продан в рабство.

Его хозяйка была женщиной страстной. Она, рано овдовев, не стала смиряться со своим положением, но, наоборот, начала искать мужскую ласку «на стороне». Объектом ее влечения стал Моисей. Но он не любил ее, а жить с женщиной ради удовлетворения ее желаний молодой человек не хотел. К тому же, его душа лежала к монашеству, и он решил во что бы то ни стало посвятить себя Богу и сохранить девственность.

В конечном итоге тайно принял монашеский постриг от проходящего афонского иеромонаха. Узнав об этом, женщина обратилась к королю. Король призвал их к себе, попытался уговорить Моисея вступить с ней в связь. Услышав отказ, правитель сказал вдове: «поступи с твоим рабом по своему желанию; чтобы и другие не осмеливались ослушаться своих господ». Она еще раз попыталась соблазнить Моисея и после отказа приказала его кастрировать. Сделано это было с особой жестокостью — всю оставшуюся жизнь святой ходил с клюкой, поскольку ниже пояса была незаживающая безобразная, постоянно болеющая рана.

Моисею удалось бежать от хозяйки. Он вернулся в Киев и поселился в Печерской обители. В монастыре он прославился как имеющий власть над плотскими страстями. Преподобный прожил в монастыре около десяти лет, скончался в 1043 году и был погребен в Ближних пещерах.

Преподобный Игнатий архимандрит

Этот преподобный отец был архимандритом обители и жил в XV веке. За святое свое житие получил дары чудотворения от Бога, исцелял больных своей молитвой. Больной выздоравливал после того, как вкушал просфору, освященную святым. Мощи Игнатия находятся в Дальних пещерах лавры. Местное почитание старца началось в конце XVII века при архимандрите Варлааме (Ясинском). 

Первый мученик революции. Священномученик Владимир (Богоявленский)