Ровно 20 лет назад, 24 августа 2000 г., была освящена восстановленная из руин главная архитектурная жемчужина Святой Успенской Киево-Печерской Лавры — Успенский собор.

Печерская обитель — это не только десятки святых подвижников и славная история, уходящая корнями в седую древность. Монастырь хранит в себе великие произведения искусства, многие из которых — единственные в своем роде. Главной такой лаврской жемчужиной является Успенский собор.

 Он находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. Этот храм, один из древнейших в стране, занимает особое место в нашей культуре. Появление этого собора во многом определило ход развития всего церковного зодчества Руси и Украины, он стал эталоном, на который равнялись архитекторы и живописцы. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия.

 История церкви начинается в середине XII века, когда группе константинопольских зодчих явилась Пресвятая Богородица и сказала им, что желает видеть на Руси величественный храм в Свою честь. Пречистая показала, какой именно должна быть церковь, и вручила икону, которая потом стала главным храмовым образом. Когда зодчие прибыли в Киев и отыскали преподобных Антония и Феодосия, те благословили их на строительство. Место для возведения храма было указано божественными знамениями. Землю и сто гривен золота для строительства церкви подарил киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон, который пожертвовал золотой пояс и венец от Распятия.

 В 1075 году начались основные строительные работы. Вчерне возведение было закончено в 1077 году. Спустя пятнадцать лет после основания церковь была готова к освящению. Она отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Недаром современники называли ее «боголепной» и «небесам подобной». Освящение Великой церкви состоялось в 1089 году.

 

Преподобный Антоний и Феодосий с иконой Успения.
Старинная лаврская гравюра

 Ни один храм на Руси, даже Святая София, не был столь почитаемым, как Успенский собор. В нем хранились все главные святыни Лавры.

Долгое время считалось, что древние части Великой церкви не сохранились из‑за многих реконструкций и перестроек. Однако в результате исследований были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI веку. Например, при раскопках престола ученые нашли шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть «краеугольного камня», заложенного при закладке храма. Обнаружились и остатки жертвенника, а также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. По преданию, колонны первоначального иконостаса были использованы при обустройстве церквей Ближних пещер. До разрушения Успенского собора в 1941 году из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды, сохранившиеся целиком. Древними оставались средняя глава и купол над приделом Иоанна Предтечи. Первоначально Великая Лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда‑то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы.

 

 

Главный престол восстановленного собора

 Украшением храма были, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. Расписывали Успенскую церковь греческие иконописцы. По своей композиции мозаики храма повторяли мозаику Софии Киевской, но были куда роскошнее по технике исполнения. В XVIII веке они были заменены барочной росписью, а в 1893 году собор был заново расписан в академическом стиле под руководством Василия Верещагина.

 Современный собор на первый взгляд напоминает пышный дворец. Эти формы он приобрел в начале XVIII века, когда древний храм значительно расширили.

 Изначально его пространство делилось двумя рядами столпов-опор на три галереи-нефа. Всего столпов было шесть, четыре из них несли барабан купола, который был шире, чем в Софии Киевской. Стены собора были пронизаны окнами, что делало внутреннее пространство чрезвычайно легким и светлым.

 Уже с первых лет своего бытия храм стал обрастать пристройками. Первой была возведена церковь Иоанна Предтечи у северо-западного угла. Чуть позже был возведен баптистерий, где совершалось Таинство Крещения. В течение последующего времени — с XIII по XVI век — вокруг храма выросло еще несколько часовен. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью — часовня трех святителей, за ней, ближе к алтарю, выросла часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу — часовня князей Корецких (во имя архидиакона Стефана). Святитель Петр Могила для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII века боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями. А к началу XVIII века вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы.

 

 

Так выглядел собор до разрушения в годы Второй мировой войны. Фото oktv.ua

 До 1941 года в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (первая четверть XVIII века), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые, из серебра с позолотой. Все это работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.

 Кроме главного Успенского престола в Великой церкви имелись еще пять приделов: три внизу — апостола Иоанна Богослова (южный), архидиакона Стефана (северный) и Иоанна Предтечи (в северо-западном углу), и два на хорах — апостола Андрея Первозванного (южный) и Преображения Господня (северный).

 Над Царскими вратами иконостаса главного престола в драгоценной раме помещалась величайшая лаврская святыня — икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию принесенная в Киев в 1073 году греческими мастерами, которым ее вручила Пресвятая Богородица. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и Литургии для благоговейного целования богомольцами. Она, увы, не сохранилась.

 Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише — мощи первого митрополита Киевского Михаила, крестившего киевлян. У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб преподобного Феодосия, игумена Печерского. В дни нашествия Батыя мощи святого были погребены, дабы их не осквернили язычники. Под землей они покоятся и поныне.

 Восстановленный собор сегодня. На выступах показана древняя кладка первого храма

 Под полом Великой церкви были погребены останки многих князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. Древний притвор также служил местом погребения. Здесь после преподобного Феодосия в древности хоронили князей, затем — представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами. Так, последнее пристанище в соборе обрели митрополит Петр Могила, архимандриты Иннокентий Гизель, Елисей Плетенецкий, Павел Берында.

 Лаврская ризница в древности располагалась на хорах. Она была необычайно богатой. Главное место в ней занимали священная утварь и облачения из парчи, кованные золотом, украшенные алмазами и драгоценными камнями. В ризнице хранились также дорогие митры, кресты, подсвечники, чаши и другие богослужебные предметы.

 Большевики и гитлеровцы уничтожили большинство уникальных святынь собора. После взрыва 1941 года до недавнего времени на месте величественного храма стояли руины. Храм порывались восстановить еще в 1970‑х годах, но время было иным. Лишь 21 ноября 1998 года Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание вновь возрождающейся Великой церкви. Спустя два года, 24 августа, Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, выросший на месте руин. При восстановлении Успенскому собору были возвращены формы и декор XVIII века. Обновленный Успенский собор, как и прежде, украшают 48 кованых рипид-солнышек и 7 крестов. На позолоту рипид, крестов и куполов было израсходовано 8,514 кг сусального золота. В интерьере храма восстанавливаются барочные лепка и росписи XVIII века, которые создаются с нуля по сохранившимся акварельным рисункам XIX века.

 Главный иконостас собора. Его высота составляет 21 метр 

 На хорах в северо-западной части восстановлено помещение библиотеки, интерьеры которой — шкафы, большой стол, кресла и прочее — также предполагается восстановить. Нынешний сосново-липовый иконостас длиной 25 м и высотой 21 м, состоит из пяти ярусов и в целом воспроизводит памятник времен Скоропадского.

 Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма канонической Церкви, имеет огромное значение. Процесс продолжается. Но уже в нынешнем своем виде Великая церковь удивляет и восхищает, доказывая свой древний статус «небесам подобной».