Международную конференцию «Киевский митрополит священномученик Владимир (Богоявленский) и начало гонений на Православную Церковь в ХХ веке» открыли 7 февраля, в 100-ю годовщину со дня кончины святого, в Киево-Печерской Лавре.

Форум собрал в Киеве 35 историков, богословов и священнослужителей из семи стран. В первый день работы конференции состоялись пленарное заседание и обсуждения в рамках первой секции. В исследованиях ученые, в частности, использовали ранее не изученные архивные данные.

Пленарное заседание прошло под председательством Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Координировал работу глава Учебного комитета УПЦ архиепископ Нежинский и Прилукский Климент.

«Ни одна Поместная Православная Церковь мира не имеет такого большого количества святых мучеников и исповедников, как наша. Наша святая земля, каждый её город, селение и даже село, за 70 лет тотального богоборчества были залиты невинной кровью тысяч христианских мучеников», — подчеркнул в своем приветственном слове Предстоятель УПЦ.

«Новомученики и исповедники своим подвигом укрепили веру. Их стояние в вере даже до смерти не позволило "вратам ада" одолеть Церковь Христову. Осознание этого обязывает всех нас помнить, чтить и сохранять переданную ими нам Святую Православную Веру. К сожалению, их подвиг и их наследие еще не до конца изучены и осмыслены... Уверен, что проведение данного международного форума послужит важным толчком и подмогой в деле изучения, возрождения и популяризации как наследия, так и почитания подвига новомучеников и исповедников, которые являются непрестанными молитвенниками и заступниками всех нас», — сказал Блаженнейший Онуфрий.

По словам владыки Климента, двумя основными тематическими направлениями форума стали: изучение в целом периода гонений в СССР и исследование жизни и обстоятельств мученического подвига святого Владимира (Богоявленского).

«"Просвещенный ХХ век" — мы привыкли к такому словосочетанию настолько, что уже особо не стараемся вникать в его смысл. Действительно, он стал для человечества переломным. Как в науке, так и в образе жизни, политике, экономике, человеческих отношениях — во всем произошли изменения, значение которых превосходит все известные прежде», — отметил в своем докладе митрополит Полтавский и Миргородский Филипп. Тем не менее, именно в «просвещенном ХХ веке» гонения на христиан достигли такого размаха, который сравним разве что с гонениями первохристианских времен.

Так, по словам владыки, был период, когда в Полтаве и Кременчуге всех священников сажали на кол. В Екатеринославе (современный г. Днепр) побивали камнями. Арестованным могли вырезать на теле коммунистическую символику, как например, преподобномученице Олимпиаде (Вербецкой), 63-летней игумении Козельщанского монастыря. 2 июня 1938 г. было расстреляно всё полтавское духовенство.

Преподобномученица Олимпиада (Вербецкая)

Владыка также напомнил жития новомучеников Мгарских, некоторых других святых Полтавского края.

Этот период страшен и тем, что гонения длились 70 лет, в то время как в первые века христианства они могли продолжаться несколько лет, затем «затихать», потом продолжаться вновь, отметил историк Сергей Шумило. Самым большим местом захоронения жертв политических репрессий в Украине является Национальный историко-мемориальный заповедник «Быковнянские могилы» (Киев). Очень многие из нашедших здесь упокоение останков принадлежали священнослужителям. «И по сегодняшний день мы не знаем поименно всех этих людей», — сказал генеральный директор заповедника Богдан Биляшивский.


Чаще всего новомучеников убивали за «политагитацию» против действующей власти. Настоящим же делом святых, как например, священномучеников Владимира (Богоявленского), Василия Прилукского, были частое богослужение и проповедь.

Священномученик Владимир (Богоявленский)  

Говоря об обстоятельствах убийства первого среди новомучеников-архиереев, священномученика Владимира, Митрополита Киевского и Галицкого, участники конференции подчеркнули, что нужно учитывать ситуацию в Киеве в то время.

Город переживал дни «красного террора». Три недели его занимали войска М. Муравьева, который позже сказал: «Я занял город. Бил по дворцам и церквам, по попам и монахам, никому не давал пощады».

Часть войск расположилась в Киево-Печерской Лавре, комендантом был назначен В. Сергеев.

И то, что братия монастыря не заступилась за Предстоятеля, дав группе убийц вывести его за стены обители, по мнению историка Сергея Шумило, объясняется тем, что монахи были запуганы. В тот день, по найденному в архивах свидетельству В. Сергеева, группы красногвардейцев с целью расстрела выгоняли иноков из келий. Комендант Лавры пресек несколько таких самочинных попыток, в одном случае остановить красногвардейцев он не успел. 

Обычно как объяснение бездействия монахов приводится и тот факт, что вокруг митрополита активистами Временной всеукраинской церковной рады (раскольническое образование, возникшее в 1917 году) создавалась обстановка нетерпимости. Этим веяниям поддалась и часть братии монастыря. Нестроения в церковной среде, недоверие со стороны паствы, которую больше волновали мирские ориентиры, чем слушание Божье слово, доставляли святому страдания. «Митрополит Владимир находил утешение во Христе, — сказал наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел. — Мы видим это из его слов: "Не на свои силы надеюсь я, а на силу Пастыреначальника нашего Иисуса Христа"... Прожив исполненную добродетелями жизнь, митрополит Владимир многими своими качествами свидетельствовал о достижении истиной христианской любви. Есть свидетельства киевлян о том, что при расстреле митрополит благословил своих убийц». Нетленная десница владыки, мощи которого почивают в Дальних пещерах, и до сего дня сложена в благословляющем жесте.

 

Имена исполнителей убийства митрополита Владимира не известны до сих пор. По факту преступления несколько раз создавались следственные комиссии, первая из них — при гетмане П. Скоропадском, — но установить личности убийц так и не удалось.

Хотя существует несколько версий насчет того, кем они были — автокефалами, большевиками (последние обвиняли в преступлении анархистов и самих монахов обители), вероятнее всего это были большевики, считает историк Сергей Шумило. Свои слова он подкрепил цитатами архивных свидетельств.

То, как именно было совершено убийство (множество огнестрельных и колотых ран; изувечивание лица после смерти), говорит об идеологических мотивах палачей. Хоть с убитого и были сняты панагия, часы, сапоги, с клобука был сорван крест, а с посоха — серебряный набалдашник, убийцы не были грабителями. Подтверждение этому — мнение психологов-криминалистов. «Заведующий кафедры психологии Института управления госохраны Максим Гребенюк, защитивший диссертацию по теме "Жестокость в уголовных преступлениях" на мой вопрос "Характерна ли для грабителей патологическая жестокость, издевательства над телом жертвы?" ответил категорически — нет», — поделился доктор исторических наук, профессор Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств Дмитрий Веденеев.

По его мнению, характер убийства соответствует антирелигиозному духу того времени.

К этому всему привели распад государственности и правоохранительных органов, распространение незаконных вооруженных формирований; упадок общественной морали, апатия к правонарушениям; явные попытки привлечение Церкви в политическое противостояние.

Ссылаясь на документы из Центрального госархива и архива Киево-Печерского заповедника, ученый частично воспроизвел последний день жизни священномученика, в том числе разговоры при аресте. Он также назвал версии следствий по поводу установления личности убийц. Главным подозреваемым был полтавчанин Трофим Нетребко (с ним успел поговорить перед арестом митрополита иеродиакон Александр). Он был отпущен, так как монахи не признали его за одного из пяти убийц священномученика.

Ученый привел свидетельства того, что пришедшие к святому Владимиру «личности, далекие от церковной среды, были буквально "накачаны" заранее сформулированными обвинениями». Одним из обвинений было то, что митрополит при украинской власти не заступился за пленных большевиков, поднявших вооруженного восстание на заводе «Арсенал».

«В современном мире всё чаще звучит мысль о том, что будто бы время гонений ушло, теперь христианство может мирно сосуществовать с миром, а мир почти с симпатией воспринимает хотя бы некоторые христианские идеи. Это страшная ошибка! И внешне преобразованный, просвещенный мир всё же противится Богоблаговестию», — сказал владыка Филипп. Свидетельство тому — убийства христиан на Ближнем Востоке.

«Трагические страницы церковной истории не закрыты. Мы, изучая прошлые дела, наблюдаем некоторые параллели с современным состоянием. Вспоминая попытки построить рай на земле без Бога, мы должны со всей силой своего пастырского слова предостеречь от повторения этой трагической ошибки, которая стоила сотен тысяч жизней, повлекла за собой разрушение рукотворных и нерукотворных храмов (человеческих тел)», — обратился митрополит к участникам конференции, в частности к священнослужителям.

«Не следует унывать, видя силу и активность врагов Церкви. Господь, предупредивший нас о скорбях от мира, утверждает: "В мире будете иметь скорбь. Мужайтесь, Я победил мир". Эти неложные слова Господа да послужат утешением и опорой всем нам, призванным быть христианами в нынешнее очень не простое время», — сказал архиерей.

Работа конференции продолжится 8 февраля.