Репрессии, начатые атеистическим режимом в 1918 году, продолжались до горбачевской перестройки. Куратор атеистической работы в Украине от ЦК КПУ Леонид Кравчук в своем докладе партийно-атеистическому активу в 1987 году в Чернигове с гордостью отмечал, что «с 1981 года освоено 893 бывших культовых помещения». За шесть лет отобрали у верующих Украины почти девятьсот храмов. Методы «освоения» тоже известны: зачастую это был банальный арест за антигосударственную деятельность (или нарушение советского законодательства о культах) священника (его заключение или высылка), снятие общины с регистрации, закрытие храма и передача его под культурно-хозяйственные нужды. Последним из известных нам православных священнослужителей, освобожденных из тюрьмы, является нынешний архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим (Старинский). Он был осужден за антисоветскую (т.е. православную) деятельность и пропаганду в 1983 году и освобожден в 1987-м. Примечательно, что владыка Питирим прошел по стопам своего отца священника Петра Старинского, который отбыл семь лет в магаданских лагерях. Таким образом, длительность репрессий создала даже лагерные династии православных священников.
О причинах и следствиях
Репрессии в стране, где подавляющее большинство граждан были православными, носили тотальный характер. Вряд ли был хоть один православный священнослужитель, который бы не подвергался репрессиям, ущемлениям в своих гражданских правах, не состоял бы на контроле у репрессивных и государственных органах. Достаточно сказать, что избранный в 1990 году Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий оказался первым патриархом Московским ХХ века, который не арестовывался, не был в заключении или ссылке. Но и этому поколению пастырей жилось несладко. Никита Хрущев, заявил, что «последнего попа покажет по телевизору» в 1980 году.
Работа по выявлению жертв антиправославных репрессий началась в СССР сразу после отказа от атеизма как государственной идеологии. Ее начала Русская Православная Церковь, к ней подключились государственные учреждения. После распада Союза при президенте РФ стала работать комиссия под руководством Александра Яковлева. Основную часть этой поистине гигантской работы взял на себя Свято-Тихоновский богословский институт. На сегодняшний день база данных о новомучениках составляет более 60 тысяч, общая же — более ста тысяч. Проведена и проводится огромная работа как в центральных, так и областных архивах, кропотливо собираются свидетельства о репрессированных священнослужителях и верующих. Разумеется, дело это не одного года и даже десятилетия.
В Украине эта работа на государственном уровне, несмотря на всевозможные декларации «о преодолении последствий тоталитарной политики», не только не начиналась, а всячески саботировалась.
Боятся честно представить картину репрессий в Украине и по политическим соображениям. Скажем, униаты и автокефалы уже десять лет именуют себя церквами-мученицами, в то время как Православная Церковь якобы таковою не была, поскольку оставалась незапрещенной. При этом они почему-то боятся напомнить, что только в одном Киеве православного духовенства было репрессировано на порядок больше, чем всех униатов и автокефалов, вместе взятых. Униаты были репрессированы не за веру свою униатскую, а за пособничество фашистам, чего униаты до сих пор не скрывают, празднуя юбилеи той же дивизии СС «Галичина». И аресты униатских деятелей прошли до Собора УГКЦ, упразднившего унию.
УАПЦ создана под патронатом НКВД и ВЧК для «разложения Церкви изнутри» в 1921 году во время первой волны атеистических гонений. Это структура, возглавляемая запрещенным в священнослужении В. Липкивским, назвав себя «революционной», объявила войну Православной Церкви как «прислужнице царизма». «Эксплуататоров трудового народа» и владельцев частной собственности объявила отлученными от церкви, требовала упразднить монашество, а монастыри превратить в трудовые колонии, всю тысячелетнюю церковную литературу постановила запретить и сдать в спецхран. Эти лжеукраинские хунвейбины не только яростно помогали атеистической власти изымать церковные ценности, разорять монастыри и храмы, но и своими доносами отправили в лагеря и тюрьмы тысячи православных священнослужителей. Когда мавры сделали свое дело, их заставили уже самих себя объявить контрреволюционной организацией и самораспуститься, а после убийства Кирова автокефалы пошли теми же мученическими тропами, по которым отправляли православных новомучеников. Тем не менее наследниками революционной УАПЦ у нас себя именуют филаретовский (УПЦ-КП) и автокефальный (УАПЦ) расколы. Они объявляют себя «истинно-украинской церковью», будто доносительство и предательство являются синонимами украинства! Они заявляют, что были уничтожены репрессивным режимом, забывая при этом напомнить, что тем же репрессивным режимом они были и созданы. Автокефалы бояться архивов (это откроет их истинный лик), поэтому даже «канонизировать» своих репрессированных предшественников решили «скопом», безымянно — всех вместе: мол, Господь разберется, кто из них Каин, а кто праведник.
Таким образом, оказалось, что ни политическая элита, ни ведомства, ни политико-церковные группировки не заинтересованы в установлении истины, покаянии и общественном примирении. Но на лжи и мифах нельзя построить даже песочного замка.
Однако огонь мученичества невозможно загасить. Его нельзя сфальсифицировать и переврать, потому что он все равно пробьется через толщу лжи, даже из пепла.
Несмотря на все трудности, работа по выявлению жертв антиправославных репрессий ведется во многих епархиях Украинской Православной Церкви, к ней привлекаются сотрудники архивов, журналисты. Благодаря многолетним изысканиям Архиепископа Черкасского и Каневского Софрония, собраны данные о 300 погибших на территории нынешней Черкасской области священнослужителях, 103 священника канонизированы как исповедники. Столь гигантская цифра для небольшой области не должна смущать: Черкассы находились как раз на 101 километре, куда вывозили из Киева неблагонадежных граждан, где затем их и расстреливали. Продуктивно ведутся исследования в Симферопольской, Харьковской епархиях. Однако для восстановления целостной картины репрессий понадобятся еще долгие годы кропотливого труда. И здесь государство действительно могло бы помочь, создав соответственные комиссии и профинансировав их работу. Это бы и было шагом на пути к преодолению последствий тоталитарной политики в отношении Православной Церкви.
РЕПРЕССИРОВАННЫЕ КИЕВСКИЕ МИТРОПОЛИТЫ
Систематизировать все обновляющиеся данные по репрессиям против Православной Церкви в Украине, видимо, удобнее всего следующим образом: Киевские митрополиты, епархиальные архиереи, священники (по епархиям), монашествующие и, наконец, самый большой контингент — миряне.
В настоящее время более-менее вырисовывается картина в отношении репрессированных Киевских митрополитов. К ним мы можем отнести епископов, которые управляли Киевской епархией с 1915 по 1940 год (хотя здесь нуждаются в уточнении даты, когда во время арестов правящих архиереев временно епархией управляли викарные епископы), в самое трагическое время для Православной Церкви. Таковых — двенадцать:
1. Священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). На кафедре с 1915–1918 гг. Расстрелян 26.01.1918 г.
2. Священномученик епископ Чигиринский Никодим (Кротков). Временно управлял Киевской епархией в январе-мае 1918 года. С 1922 по 1932 год в заключении. В 1932 году назначен архиепископом Костромским. С 1936 года снова в заключении, погиб в тюрьме 21 августа 1938 года.
3. Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). На кафедре находился в 1918–1919 годах. Подвергался арестам. Умер в 1936 году в иммиграции. Похоронен в Белграде.
4. Епископ Черкасский Назарий (Блинов). Временно управлял Киевской епархией в 1919–1921 годах. По доносам автокефалистов в 1924 году вынужден был покинуть Киев. Умер в Тобольске (Сибирь).
5. Митрополит Киевский и всея Украины Михаил (Ермаков). На кафедре с 1921–1924 гг. После выступлений против автокефалистов и обновленцев в 1924 году арестован. 1925-1927 в заключении, затем сослан в Туркестан. Скончался в 1929 году после освобождения.
6. Священномученик епископ Уманский Макарий (Кармазин) временно управлял Киевской епархией в 1924 г. С 1925 года епископ Екатеринославский. Расстрелян 20 ноября 1937 года.
7. Епископ Георгий (Делиев) временно управлял Киевской епархией в 1924–1926 гг. Неоднократно арестовывался. С 1928 года — епископ Днепропетровский. В 1937 году взят под арест и расстрелян в тюрьме.
8. Епископ Радомышльский Сергий (Куминский), викарий Киевской епархии. Временно руководил епархией в 1925 г. Погиб в заключении после 4 ноября 1937 года.
9. Архиепископ Киевский Димитрий (Вербицкий). На кафедре с 1930 по 1932 гг. Умер 1 февраля 1932 года.
10. Архиепископ Киевский Сергий (Гришин). На кафедре с 1932 по 1934 гг. В заключении с 1936 по 1941г. Умер в 1943 году.
11. Священномученик митрополит Киевский экзарх Украины Константин (Дьяков). На кафедре 1934–1937. Убит во время допроса в Лукьяновской тюрьме г. Киева 10 ноября 1937 года.
12. Священномученик архиепископ Харьковский Александр (Петровский). Временно управлял Киевской епархией в 1938–1939 гг. Расстрелян в тюрьме г. Харькова 24 мая 1940 года.
Некоторые исследователи к этому списку относят Полтавского архиепископа Парфения, умершего в 1925 году (он, вероятно, какое-то время управлял Киевской митрополией в 1921 году), другие — архиепископа Харьковского Иннокентия ( Тихонова), что вряд ли оправдано, поскольку священномученик Иннокентий был арестован в1936 году, еще до ареста митрополита Константина, и погиб, не выходя на свободу.
Таким образом, из 12 человек 7 были казнены, 3 — умерли после заключения и ссылок, один скончался в изгнании. Это впечатляет, поскольку за всю предыдущую более чем 900-летнюю историю Киевской митрополии, при всех войнах и социально-политических катаклизмах, погибло лишь три митрополита Киевских: в 1240 году во время штурма Киева монголо-татарами пропал без вести митрополит Иосиф; в 1435 году митрополит Гервасим сожжен в Витебске по приказу литовского князя-католика Свидригайло; в 1496 году крымскими татарами был убит священномученик митрополит Киевский Макарий.
У каждого из репрессированных Киевских митрополитов был свой мученический путь. Митрополит Владимир был расстрелян без суда и следствия; епископ Никодим прошел за 12 лет Соловки, ГУЛАГ и погиб в тюрьме. Чрезвычайно трагичный путь митрополита Константина. Он был из вдовых священников, у него была взрослая дочь со своей семьей. Во время прихода на Киевскую кафедру ему было около 65 лет. Несмотря на сталинские утверждения, что «сын за отца не отвечает», сначала был арестован и расстрелян зять митрополита, через год та же участь постигла дочь, наконец, в 1937 году, сам священномученик был арестован и убит на допросе в Лукьяновской тюрьме Киева. Нам неизвестно, были ли у митрополита внуки, если были, то судьба их незавидна: дети врагов народа. Это как раз свидетельствует о том, что выжигались целые роды православных священнослужителей, а репрессии распространялись и на младшие поколения.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ЕПИСКОПЫ, СЛУЖИВШИЕ НА УКРАИНСКИХ КАФЕДРАХ И ПОДВЕРГШИЕСЯ РЕПРЕССИЯМ (данные на 1997 год)
Установлено, что репрессиям подверглись около 300 высших иерархов Русской Православной Церкви, около 250 — погибли. Столь невероятно большое количество объясняется достаточно просто: из-за репрессий постоянно освобождались епископские кафедры (в том же Харькове с 1936 по 1940 год один за другим погибли три правящих архиерея). На их место рукополагались другие исповедники, и это было равносильно подвигу. Ниже мы приводим список 62-х православных епископов, служивших на украинских кафедрах и подвергшихся репрессиям. Подавляющее большинство из них казнено или погибло в тюрьмах (один- убит оуновцами). Сюда же мы отнесли епископов, умерших в эмиграции, (поскольку изгнание — тоже репрессии), а также пропавших без вести после арестов. Надо отметить, что в списке указаны епископы, которые подверглись репрессиям, уже будучи в епископском сане (те, кто прошел заключения до епископства, — не указаны).
Многие даты, указанные в списке (особенно время гибели новомученика) нуждаются в уточнение, поскольку разные источники приводят разные даты (мы приводим только те, которые указаны в «Истории Русской Православной Церкви»)
1. Святитель Владимир (Богоявленский), с 23.11.1915 митрополит Киевский и Галицкий; убит 7.02.1918 . Канонизирован.
2. Аверкий (Кедров), с 1922 г. архиепископ Волынский и Житомирский. С 1929 года в ссылке. Расстрелян 27.11.1937 .
3. Александр (Петровский), с 20.05.1937 архиепископ Харьковский; погиб 24.05.1940. в тюрьме. Канонизирован.
4. Алексий (Громадский), с 15.04.1934 по 1940 г. архиепископ Волынский; 8.05.1943 убит бандитами ОУН-УПА.
5. Амвросий (Полянский), с 1922 г. епископ Каменец — Подольский; в 1925 г. арестован; † 1931.
6. Анатолий (Грисюк), 1934-1935 управлял Харьковской епархией; в июле 1936 г. арестован; † 23.01.1938 в лагере. Канонизирован.
7. Антоний (Панкеев), с 27.08.1924 по 21.11.1933 епископ Мариупольский, викарий Днепропетровской епархии; расстрелян 1.06.1938.
8. Антоний (Храповицкий), с 30.05.1918 по 1919 митрополит Киевский и Галицкий; Арестовывался, с 1919 года — в иммиграции. †10.08.1936.
9. Аркадий (Остальский), с 15.06.1926 епископ Лубенский, викарий Полтавской епархии, был в ссылке; расстрелян 29.12.1937. Канонизирован.
10. Афанасий (Молчановский), с 1925 г. епископ Сквирский, викарий Киевской епархии; дальнейших достоверных сведений нет.
11. Варлаам (Козуля), в 1928 г. управлял Винницкой епархией; расстрелян10.10.1937.
12. Василий (Богдашевский), с 6.08.1914 епископ Каневский, викарий Киевской епархии; (ректор Киевской Духовной Академии) † 25.02.1933 (от голода).
13. Василий (Богоявленский), с 5.10.1916.архиепископ Черниговский и Нежинский; замучен 27.08.1918. Канонизирован.
14. Василий (Зеленцов), с 12.08.1925 по 1927г. епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии; расстрелян 9.02.1930. Канонизирован.
15. Вячеслав (Шкурко), с 23.10.1934 епископ Сумский, викарий Харьковской епархии; с 1935 по 1936 в ссылке; дальнейших сведений нет.
16. Георгий (Делиев), с 1928 г. епископ Днепропетровский; с 1937 г. взят под арест и убит в тюрьме.
17. Дамаскин (Малюта), с 1943 г. епископ Каменец-Подольский, с 1944 г. в заключении, где и скончался.
18. Дамаскин (Цедрик), с 14.09.1923 епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии; с 1925 г. под арестом; с 1929 г. по 1933 г. в Соловецком лагере; с 1934 г. в ссылке; с 1936 г. в Карагандинском лагере; расстрелян 10.09.1937. Канонизирован.
19. Дамиан (Воскресенский), с 29.04.1918 епископ Переяславский; 1920–1927 в тюрьме и ссылке; с 1932 г. в лагере; † в 1940-х гг. в заключении.
20. Дионисий (Валединский), с 21.04.1913 епископ Кременецкий, викарий Волынской епархии; с 1919 г. в эмиграции; с 1922 по 1923 г. архиепископ Волынский и Кременецкий под юрисдикцией Польской Автокефальной Церкви; † 15.03.1960.
21. Дионисий (Прозоровский), с 29.11.1928 по 25.06.1930 архиепископ Феодосийский, викарий Таврической епархии; с 1936 г. в заключении.
22. Дионисий (Сосновский), с 13.11.1914 епископ Измаильский; убит в 1918 г.
23. Евлогий (Георгиевский), с 14.05.1914 архиепископ Волынский и Житомирский; с 1919 г. в эмиграции; с марта 1921 г. по 10.06.1930 г. управлял русскими западноевропейскими приходами; † 8.08.1945.
24. Евлогий (Марковский), с 23.07.1942 г. епископ Винницкий; с 1943 г. в эмиграции; †24.03.1951 г.
25. Иннокентий (Летяев), с 5.02.1935 архиепископ Харьковский; с 1936 г. в заключении, где и погиб. Канонизирован
26. Иннокентий (Тихонов), с 23.03.1937 архиепископ Винницкий; в ноябре 1937 г. арестован и погиб в заключении. Канонизирован
27. Иоанн (Добрословин), с 1923 г. епископ Конотопский, викарий Черниговской епархии; с 1927 г. дальнейшая судьба неизвестна.
28. Кирилл (Соколов), с 9.12.1921 по 1922 г. епископ Феодосийский; с 13.01.1931 г. в заключении; расстрелян 31.08.1937 г.
29. Константин (Дьяков), с 26.06.1934 митрополит Киевский, экзарх Украины; убит 10.11.1937 в тюрьме. Канонизирован
30. Леонтий (Матусевич), с 3.09.1922 по 1923 г. епископ Коростенский, викарий Волынской епархии; †23.121942 г. в заключении.
31. Лука (Войно–Ясенецкий), с мая 1946 г. архиепископ Симферопольский и Крымский; † 11.06.1961. Находился в ссылке с1923–1925 г. и с 1927–1942 г. Канонизирован.
32. Макарий (Кармазин), с 1921 епископ Уманский, викарий Киевской епархии расстрелян 20.11.1937 г. Канонизирован.
33. Максим (Жижиленко), с 1924 по 1928 г. епископ Овручский; с 1929 г. в Соловецком лагере; расстрелян 18.02.1931 г.
34. Максим (Руберовский), с 1929 епископ Волынский; арестован после 1936 г.; расстрелян 23.11.1937 г.
35. Михаил (Ермаков), с 1924 г. митрополит Киевский и экзарх Украины; 1925–1927 в заключении; † 30.03.1929.
36. Назарий (Блинов), 1919–1921 управлял Киевской епархией; с 1925 года архиепископ Тобольский. С 1928 г. судьба неизвестна.
37. Нафанаил (Троицкий), с 1921 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский; с 1924 по 1927 г. в заключении; † 7.04.1933 г.
38. Неофит (Следников), с 16.10.1917 г. епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии; с 1918 г. судьба неизвестна.
39. Нестор (Анисимов), с 1921 в эмиграции; 1948-1956 в лагерях; с 1960 г. митрополит Кировоградский и Николаевский; † 4.11.1962 г.
40. Никодим (Кротков), с 1921 г.епископ Чигиринский; с 1922–1932 г. и с декабря 1936 г. в заключении; † 21.08.1938 в тюрьме. Канонизирован.
41. Николай (Браиловский), с 1921 г. епископ Черкасский; с 1925 г. судьба неизвестна.
42. Николай (Могилевский), с 26.10.1919 по 1920 г. епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии; с 8.05.1925–16.09.1927 и с 1931–1941 г. в заключении; †25.10.1955.
43. Онуфрий (Гагалюк), с 22.01.1923 г. епископ Елизаветградский, викарий Одесской епархии; в 1924 г. арестован; с 1926 по 31.11.1929 г. в заключении; расстрелян 1.06.1938 г. Канонизирован.
44. Павел (Колосов), 1921–1923 епископ Елизаветградский, викарий Харьковской епархии; с 1925 г. судьба неизвестна.
45. Павел (Кратиров), 1921–1922 г. епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии; с 1922 г. судьба неизвестна.
46. Парфений (Брянских), с 16.05.1923 епископ Ананьевский, викарий Одесской епархии; с 1925 г. в заключении.
47. Пахомий (Кедров), с 1917 г епископ (с 29.11.1923 архиепископ) Черниговский; с 1927 г. в заключении; † 11.11.1937.
48. Петр (Киреев), в 1922 г. епископ Переяславский, викарий Полтавской епархии; с 1922 г. судьба неизвестна.
49. Платон (Петров), с 1920 г. епископ Уманский, викарий Киевской епархии; с 1921 г. судьба неизвестна.
50. Платон (Рождественский), с 22.02.1918 г. митрополит Херсонский и Одесский; с 1920 г. в эмиграции; †20.04.1934.
51. Порфирий (Гулевич), с 11.08.1931 г. епископ Крымский; с октября 1936 г. в заключении; расстрелян 2.12.1937 г. Канонизирован.
52. Прокопий (Титов), с 1916 г. епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии. Расстрелян 23.11.1937 г. Канонизирован.
53. Сергий (Гришин), 21.03.1932–26.06.1934 г. архиепископ Киевский; 18.04.1936–1941г. в заключении; † 4.10.1943 г.
54. Сергий (Зверев), 1923–1924 г. епископ Мелитопольский, викарий Таврической епархии; расстрелян 20.11.1937 г. Канонизирован.
55. Сергий (Куминский), 1928–1930 г. епископ Бершадский, викарий Киевской епархии; с 4.11.1937 г. в заключении, где и погиб.
56. Стефан (Проценко), с 28.10.1932 г. епископ Черниговский; 1936–1942 в заключении; с 5.06.1945 г. архиепископ (с 25.02.1959 г. митрополит) Харьковский и Богодуховский; † 6.10.1960 г.
57. Тихон (Русинов), с марта 1937 г. епископ Одесский; дальнейших сведений нет.
58. Священномученик Фаддей (Успенский), 21.12.1908–1922 г. епископ Владимиро-Волынский, викарий Волынской епархии; с 1937 г. в заключении; расстрелян 1.01.1938 г.
59. Феодосий (Вощанский), 22.07.1926–9.05.1928 г. епископ Винницкий, викарий Подольской епархии; с 1933 г. в заключении; с 1937 г. судьба неизвестна.
60. Феодосий (Кирика), 14.10.1933–23.05.1937 г. епископ Николаевский, викарий Одесской епархии; с 26.08.1937 г. в заключении, дальнейшая судьба неизвестна.
61. Феофан (Быстров), с 1918 г. архиепископ Полтавский и Переяславский; с 1919 г. в эмиграции; †19.02.1940 г.
62. Филарет (Линчевский), с 23.10.1934 г. архиепископ Волынский и Житомирский; с 19.06.1937 г. сведений нет; †21.11.1941 г.
(по материалам протоиерея Владислава Цыпина)
В Киеве было репрессировано не менее восьми тысяч священнослужителей. Репрессии проходили в несколько этапов. Сначала бессистемное уничтожение духовенства в 1918-1920 гг., затем сопровождающиеся репрессиями государственные акции по вскрытию св.мощей, изъятию церковных ценностей, передачи храмов автокефалам и обновленцам, «перепрофилирование» монастырей в воспитательные трудовые колонии, закрытие монастырей и организация в них атеистических музеев и культурных заведений, разрушение храмов — все они в течении 1920-х годов сопровождались расстрелами, арестами и ссылками. Когда было принято постановление о переносе столицы из Харькова в Киев, то «реакционный очаг церковников» решено было преобразить в образцовый социалистический город. Хотя монастыри уже были закрыты, а действующими оставалась во всей епархии лишь 16 храмов, в городе проживало большое православного духовенства. В 1933 году была проведена его массовая высылка за пределы будущей столицы. «Бывшим» священникам и монашествующим было запрещено находиться менее, чем за 50-й, затем 101 километр от Киева. Впрочем, и там их настигли аресты и заключения. Ниже мы публикуем небольшой список репрессированного духовенства столицы, о котором после арестов уже не было достоверных сведений. Правда, через десятилетия выяснилось, что упомятые в нем, скажем, знаменитые киевские пастыри о.Александр Глаголев и о.Михаил Едлинский были расстреляны в год своего ареста. О других ничего неизвестно. Поэтому обращаемся с просьбой к читателям «Вестника»: если кто обладает информацией о судьбах упомянутых здесь священнослужителей поделиться ею с редакцией.
ЧАСТИЧНЫЙ СПИСОК ПОГИБШЕГО ДУХОВЕНСТВА Г. КИЕВА
(указан год последнего ареста) 1924
Архимандрит Макарий
наместник Киево-Печерской Лавры
Игумен Евстратий
экклесиарх Киево-Печерской Лавры
Архимандрит Климент
настоятель Лавры
Архимандрит Анфим
казначей Лавры
1926
Архимандрит Ювеналий
настоятель Киево-Троицкого монастыря
Иеромонах Смарагд
насельник Киево-Троицкого монастыря
1927
Архимандрит Иоанн
наместник Киево-Братского монастыря
Иеромонах Анатолий
скит Церковщина
Протоиерей Димитрий Иванов
Покровский женский монастырь
1928
Архимандрит Трифиллий
начальник Лаврского подворья в Ленинграде
Иеромонах Александр
арестован с архимандритом Трифиллием
Иеродиакон Исаакий
арестован с архимандритом Трифиллием
Иеродиакон Тихик
арестован с архимандритом Трифиллием
1929
Архимандрит Иов
настоятель Киево-Троицкого монастыря
Игумен Васой
Киево-Печерская Лавра, арестован на приходе
Иеромонах Порфирий
Киево-Печерская Лавра, арестован на приходе
Протоиерей Виктор Елланский
Александро-Невская церковь в Липках
1930
Архимандрит Феодосий
Китаевская пустынь
Архимандрит Флор
благочинный Киево-Печерской Лавры
Иеродиакон Трифон
регент хора
Иеродиакон Феодосий
блюститель Дальних пещер Лавры
1931
Архимандрит Тихон
наместник Михайловского монастыря
Иеросхимонах Герасим
Киево-Печерская Лавра
Иеросхимонах Вениамин
Киево-Печерская Лавра
Игумен Фотин
Голосеевская пустынь
Архидиакон Онуфрий
Михайловский монастырь
Иеромонах Гедеон
Киево-Печерская Лавра, клиросный
Игумен Клавдий
Лаврское подворье в Ленинграде
Игумен Илларион
Никольский монастырь
Протоиерей Николай Шпачинский
Кафедральный Киево-Софиевский
Протоиерей Иоанн Церерин
ключарь Киево-Софийский
Протоиерей Александр Должанский
ключарь Киево-Софийский
Протоиерей Александр Лобачевский
внач. Владимирский соб., затем Софиевский
Протоиерей Виталий Богдан
Десятинная церковь
Протоиерей Александр Ходзицкий
Щекавицкая церковь
Протоиерей Николай Поройков
Царе-Константиновская ц., блгч. Подольский
Протоиерей Косьма Петрушевский
Флоровский женский монастырь
Протоиерей Савва Петруневич
Печерская Ольгинская церковь
Протоиерей Константин Стешенко
Троицкая Лыбедская церковь
Протоиерей Василий Демьяновский
Покровская Соломенская церковь
Протоиерей Василий Горянский
Троицкая церковь на Батыевой горе
Протоиерей Василий Долгополов
Иоанно-Златоуст., (Железная церковь)
Протоиерей Григорий Олтаржевский
Вознесенская Демеевская церковь
Протоиерей Григорий Богословский
Владимиро-Лыбедская церковь
Протоиерей Николай Малиженовский
Десятинная церковь
Протоиерей Виталий Кулинский
Андреевская церковь
Священник Анатолий Жураковский
Добро-Николаевская Подольская церковь
Священник Сергей Пивовонский
Вознесенская Демеевская церковь
Священник Владимир Попов
село Позняки под Киевом
Священник Макарий Петруневич
г. Черкассы
Протодиакон Владимир Уляницкий
Киево-Софийский малый каф. Собор
1933
Протоиерей Михаил Иваницкий
Успенский Подольский собор
Протоиерей Дмитрий Слюсарев
Александро-Невская церковь в Липках
1933
Архимандрит Феофан
настоятель скита Церковщина
Архимандрит Феофилакт
эконом Софийского дома Митрополитов
Архимандрит Петр
настоятель скита Феофания
Архимандрит Митрофан
наместник Киево-Выдубецкого монастыря
Архимандрит Филарет
настоятель скита у Зверинецких пещер
Архимандрит Аркадий
настоятель Троицкого монастыря
Архимандрит Антоний
Киево-Печерская Лавра
Архимандрит Иадор
регент Митрополичьего хора
Иеромонах Иулиан
Великая церковь, Киево-Печерская Лавра
Архимандрит Николай
типограф, Киево-Печерская Лавра
Игумен Серафим
писарь Духовного собора
Игумен Тертий
эконом Киевской Лавры
Игумен Власий
фотограф, Киево-Печерская Лавра
Иеросхимонах Кукша
просфорник
Архидиакон Никострат
Киево-Печерская Лавра
Монах Совериан
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Василий
иподиакон
Иеромонах Мартирий (?)
садовник
Иеромонах Ириней
печник
Иеромонах Иоанн
регент хора
Иеромонах Серафим
звонарь
Иеромонах Симеон
пономарь
Высланы из Киева за пределы 50-ти километровой полосы и там постепенно арестованы монашествующие Киево-Печерской Лавры (все пропавшие без вести):
Архимандрит Флавиан
установщик правого клироса Великой церкви
Архимандрит Евфимий
ризничий, потом благочинный Лавры
Игумен Ферапонт
фельдшер
Игумен Иродион
клиросный — бас
Игумен Каллистрат
клиросный
Игумен Авраамий
клиросный — тенор
Игумен Пантелеимон
клиросный — тенор
Иеромонах Агапит
подэконом
Иеромонах Агафон
пономарь
Иеромонах Савва
пономарь
Иеромонах Дометий
сторож Великой церкви
Иеромонах Пионий
кровельщик
Иеромонах Иустин
столяр
Иеромонах Филипп
клиросный
Иеромонах Кассиан
сапожник
Иеромонах Максимилиан
клиросный
Иеромонах Малахия
банщик
Иеромонах Зенон
ризничий Дальних пещер
Иеромонах Рафаил
записчик
Иеромонах Сисой
эконом Голосеевской пустыни
Иеромонах Парамон
больничный
Иеромонах Харисим
уставщик Преображенской пустыни
Иеромонах Аггей
уставщик Ближних пещер
Иеромонах Иезекииль
записчик Ближних пещер
Иеромонах Илиан
слесарь
Иеромонах Пимен
клиросный
Иеромонах Фалалей
пономарь Китаевской пустыни
Иеромонах Всеволод
записчик
Иеромонах Питирим
келейник
Иеромонах Менандр
учитель покоевых певчих
Иеромонах Феоген
свечник Великой церкви
Иеромонах Диодот
записчик Ближних пещер
Иеромонах Паисий
Ближние пещеры
Иеромонах Иларион
просфорник
Иеромонах Ювеналий
лавочник
Иеромонах Иеремия
лавочник
Иеромонах Мисаил
техник электрической станции
Иеромонах Арсений
келейник эклессиарха о.Димитриана
Иеромонах Неофит
ризничий Китаевской пустыни
Иеромонах Анатолий
просфорник
Иеромонах Валентин
просфорник
Иеромонах Василий
загадчик
Иеромонах Геронтий
клиросный
Иеромонах Левкий
слесарь
Иеромонах Иннокентий
слесарь
Иеромонах Гермоген
пономарь
Иеромонах Зосима
ризничий
Иеромонах Митрофан
послушник
Иеромонах Прокопий
пономарь
Иеромонах Савва
просфорник
Иеромонах Азария
клиросный
Иеромонах Антипатр
сапожник
Иеромонах Валент
Китаевская пустынь
Иеромонах Карион
садовник
Иеромонах Вонифатий
портной
Иеромонах Евсевий
живописец
Иеромонах Исаия
ризничий
Иеромонах Македоний
Ближние пещеры
Иеромонах Ианнуарий
Ближние пещеры
Иеромонах Иоил
эконом Китаевской пустыни
Иеродиакон Петр
клиросный
Иеродиакон Фотий
клиросный
Иеродиакон Агапит
клиросный
Иеродиакон Дионисий
клиросный
Иеродиакон Кирион
певчий митрополичьего хора
Иеродиакон Авдий
клиросный Ближних пещер
Иеродиакон Панкратий
сторож
Иеродиакон Доримедонт
слесарь
Иеродиакон Илий
плотник
Иеродиакон Алексий
плотник
Иеромонах Юстиниан
печник
Иеродиакон Маруф
печник
Иеродиакон Архипп
Голосеевская пустынь
Иеродиакон Ипполит
Голосеевская пустынь, клиросный
Иеромонах Калинник
Дальние пещеры
Иеродиакон Апполоний
миссионер
Иеродиакон Наркис
клиросный — тенор
Иеродиакон Онисифор
столяр
Иеродиакон Сосфен
певчий Митрополичьего хора
Иеродиакон Софония
вратарь Экономических ворот
Иеродиакон Христофор
из иконной лавки
Иеродиакон Филагрий
Иеродиакон Феофил
Иеромонах Сильвестр
Иеромонах Кирилл
клиросный — бас
Монах Илиодор
уставщик Дальних пещер
Монах Герасим
клиросный
Монах Виталий
хлебник
Монах Корнилий
записчик
Монах Фаласий
Ближние пещеры
Монах Иллирик
вратарь Святых ворот
Монах Парфений
позолотчик
Монах Иаков
просфорник
Монах Севастиан
сапожник
Монах Патрикий
трубочист
Монах Диссидорий
старший печник
Монах Стефан
швейцар наместника
Монах Афиноген
в доме наместника
Монах Малх
свечник
Монах Виктор
садовник
Монах Иулий
Монах Троадий
Рясофорный послушник Димитрий
вратарь Святых врат
Послушник Иван Недбайло
келейник
Монах Феофан
больничный
Монах Феофан
библиотекарь
1934
Схиигумен Лука
Знаменского скита Троицкого монастыря
Архимандрит Иерон
Киево-Печерская Лавра, подуставщик
Игумен Иоанн
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Михаил
Киево-Печерская Лавра
1935
Проф. прот. Василий Прилуцкий
Покровская Соломенская церковь
Священник Николай Голубев
Покровская Соломенская церковь
Священник Петр Данилин
(?)
1937
Протоиерей Михаил Едлинский
Борисоглебская церковь
Протоиерей Александр Глаголев
профессор КДС
Протоиерей Даниил Данилевский
Св.Серафимовская церковь в Пуще-Водице
Протоиерей Александр Дивногорский
Иоанно.-Предт. Церковь на Зверинце
Протоиерей Александр Стрельников
Георгиевская церковь
Протоиерей Иоанн Тарнавский
Борисоглебская церковь на Подоле
Протоиерей Никодим Яновский
Щекавицкая Всехсвятская церковь
Протоиерей Трифиллий (?)
Щекавицкая Всехсвятская церковь
Протоиерей Леонид Рохлиц
Покровская Подольская церковь
Протоиерей Борис Саврасов
Петропавловская Куреневская церковь
Протоиерей Николай Михайловский
Набережно-Никольская ц. на Подоле
Протоиерей Николай Гребенетский
Покровская Соломенская церковь
Протоиерей Дмитрий Снесаревский
Александровская железнодорожная колония
Протоиерей Наркис Стрижевский
Покровский женский монастырь
Протоиерей Владимир Садовничий
Покровская на Приорке
Протоиерей Петр Спиваков
Андреевский собор
Протоиерей Иоанн Гурковский
Троицкая Лыбедская
Протоиерей Иоанн Предтеченский
Введенский женский монастырь
Протоиерей Алексий Язловский
Владимиро-Лыбедская церковь
Протоиерей Виктор Вельмин
Владимирский каф. собор (последний прот.)
Протоиерей Николай Дядьков
Трехсвятительская церковь
Протоиерей Михаил Алабовский
церковь Чоколовского поселка
Протоиерей Василий Гукович
Владимиро-Лыбедская церковь
Протоиерей Владимир Шаворский
Николаевская Святошинская церковь
Протоиерей Александр Браиловский
секретарь арх.Владимира
Священник Никола Самойлович
Набережно-Никольская
Священник Феодор Остряков
Военный собор
Священник Николай Стеценко
Николаевская церковь
Священник Григорий Маркевич
с. Жуляны
Священник Василий Терлецкий
заштатный
Священник Иродион Бернадский
заштатный
Протоиерей Василий Винницкий
г. Остер
Протодиакон Феодот Маркевич
Вознесенская Старокиевская церковь
Протодиакон Сергий Лемесов
Троицкая Лыбедская церковь
Протодиакон Владимир Красовский
Владимиро-Лыбедская церковь
Протоиерей Хрисанф Григорович
бывший ключарь
Игумен Филипп
церковь в Ирпене
Кудрявцев П.П
профессор КДА
Игумен Евграф
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Михаил
столяр, Киево-Печерская Лавра
Схимонах Моисей
Киево-Печерская Лавра
Монах Сила
гробовой у мощей свт. Михаила
Иеромонах Спиридон
Киево-Печерская Лавра
1940–1941 (??)
Священник Григорий Дахов
?? (арестован в Можайском уезде ??)
Священник Андрей Бойчук
?? (арестован незадолго до прихода немцев)
Списки предоставлены Игорем Александровым (Житомир)
КОММЕНТАРИЙ
Благочинный г. Киева, настоятель Свято-Ильинской церкви прот. Виталий Косовский:
«В столице надо строить гигантский храм новомучеников киевских, ибо столько крови православных священнослужителей, сколько было пролито в Киеве, не проливалось нигде»
До революции Киев был не только крупнейшим духовным, просветительским и студенческим центром Православия, но и всемирным центром православного паломничества. Он — Иерусалим, колыбель восточнославянской цивилизации, по количеству просиявших здесь подвижников, по количеству святынь и исторических памятников он намного превосходил другие духовные центры. Ежегодно Киев принимал миллионы паломников, которых принимали, обслуживали, размещали, кормили киевские монастыри. Кроме того, монастыри и приходы содержали больницы, лазареты, богадельни, детские приюты, училища. В 1917 году Киевская епархия насчитывала 1710 церквей, 1435 священников, 277 диаконов, 1410 псаломщиков, 23 монастыря и 5193 монашествующих. В 1939 году осталось два прихода с тремя священниками, 1 диаконом и 2 псаломщиками.
Таким образом, даже по статистике, более восьми тысяч священнослужителей были репрессированы. А если принять во внимание, что с ними арестовывались члены их семей, члены приходских советов, которые, кстати, тоже и расстреливались и высылались, то общее количество репрессированных исчисляется десяткам тысяч. Более-менее ясная картина начинается с того времени, когда действовали «тройки». В Черкассах по их постановлениям было расстреляно с 1928 по 1938 триста священников (104 причислены к лику святых), сохранились протоколы допросов, постановления. Но ведь огромное количество священнослужителей и верующих погибли без суда и следствия, как священномученик Владимир: вывели за угол и расстреляли. Часто, когда энкаведисты с атокефалами и обновленцами приходили отбирать православный храм или церковные ценности, то просто из пулеметов стреляли по толпе защитников храма. Убитые оставались лежать. Пулеметная очередь — вот и весь суд. Людей истребляли, даже никуда не вызывая. Когда мы в Ильинской Церкви укрепляли фундамент под колокольней, то обнаружили скелеты. Старые прихожане рассказывали, что людей заводили на территорию, откуда они уже не возвращались.
Очевидно, что все духовенство, которое не стало выполнять требование безбожной власти, встало на защиту тысячелетней веры своего народа, было уничтожено. Мы знаем много имен новомучеников, это, безусловно, были лучшие представители общества того времени. Вспомните хотя бы о. Александра Глаголева, которого убили во время допроса в Лукьяновской тюрьме и которого почитают во всем мире как замечательного богослова, как образец пастыря, организатора приходской жизни на основах социального служения. Однако я против того, чтобы те несколько тысяч репрессированного киевского духовенства одним списком причислять к лику святых. Ведь среди них были разные люди, кто-то дрогнул на допросах, сломался. Но ведь, если помните, и Вавилов признался, что рыл тоннель для связей с империализмом. Мы должны считать, что мученическая смерть смывает все грехи, но, мне кажется, что почтить мы их должны просто, как пострадавших за веру. Канонизация, причисление к лику святых — чрезвычайно ответственное дело. Надо максимально полно исследовать житие каждого репрессированного священнослужителя. Увековечить их память, прежде всего в тех храмах, в которых они служили, из которых начался их путь на Голгофу. Это и было бы не декларативным, а настоящим преодолением последствий тоталитаризма, восстановлением справедливости, общественной морали нравственности. Храмы и монастыри, в которых пролита кровь мучеников — это святыни, они не могут быть музеями, использоваться в хозяйственных или коммерческих целях. Более того, они должны быть переданы именно той Церкви, которой служил мученик-исповедник, и за служение которой отдал свою жизнь. Мы рассматриваем как глумление над памятью погибших многочисленные факты передачи наших храмов псевдоцерковным организациям, типа УАПЦ, созданным во время господства безбожного режима НКВД для уничтожения Православной Церкви, по доносам которых погибли тысячи православных священнослужителей. Они не имеют ни юридических, ни моральных прав на наши храмы. Получается, то, что ВЧК недоделало, доделывают нынешние коррумпированные чиновники. Не менее кощунственным является передача столичных православных храмов униатам или УКЦ-КП, которая вообще возникла десять лет назад, и, естественно, никаким репрессиям не подвергалась.
Я хочу сказать, что нынешние политические игры и коммерческие торжища на крови киевских мучеников ни для кого не пройдут бесследно. Господь воздаст каждому, их семьям и детям, за творимые ныне беззакония. Самим же новомученника Киевским мы должны поставить гигантский храм, ибо столько крови православных священнослужителей, сколько было пролито в Киеве, не проливалось нигде. Это будет не только вечным напоминанием о той кровавой эпохе, которую прошел наш народ и его Церковь, но залогом того, что это никогда не должно повториться.
Василий АНИСИМОВarchivorthodoxy.com