Священномученик Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский)

Митрополит Владимир

Митрополит  Владимир

Родился 1 января 1848 г. в с.Малая Моршка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника.

Монашеский постриг принял 8 февраля 1886 г.

После окончания Тамбовской семинарии поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1874 г. в числе лучших воспитанников своего курса. Во время обучения в академии начал заниматься переводами иностранных трудов на русский язык (первая публикация — в 1874 г.). Преподавание в Тамбовской семинарии совмещал с учительством в женском епархиальном училище, со временем — в женской гимназии.

С 1882 г. посвятил себя служению Церкви в качестве священника соборного храма г.Козлова Тамбовской епархии. Через некоторое время — благочинный местных церквей.

После смерти жены и единственного ребенка принял постриг с наречением имени Владимир и назначен со званием архимандрита настоятелем Свято-Троицкого монастыря в г.Козлове. В октябре 1886 г. переведен настоятелем Антониева монастыря в Новгород. 3 июня 1888 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, и во все последующие годы много внимания уделяет проповедничеству. «Проповеди его привлекали к себе внимание и сочувствие слушателей особенно своею простотою, искренностью и задушевностью... Этому святому делу проповеди Слова Божьего Высокопреосвященный Владимир остался верен навсегда».

Годы служения епископом в Самарской епархии в январе 1891 — октябре 1892 г. совпали с голодом и холерной эпидемией в крае. Владыка Владимир учредил особый епархиальный комитет, содействовавший широкой помощи пострадавшим от голода. В устных наставлениях и в печати распространял знания о борьбе с холерной эпидемией. Устраивал и непосредственно участвовал в молениях об избавлении края от этого народного бедствия. Совершал поминовение умерших на холерных кладбищах. Такая безбоязненность выделяла владыку Владимира и вызывала к нему симпатию.

18 октября 1892 г. он назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии. Служение на Кавказе проходило зачастую в искусственно созданной необычайно трудной обстановке. В продолжение пяти лет с особенной энергией владыка содействовал устройству новых храмов и церковно-приходских школ, посещению отдаленных приходов.

28 марта 1898 г. владыка Владимир вступил в управление Московской и Коломенской епархией. Служение осложнилось событиями смутного времени и революцией 1905 г., в связи с чем митрополит обращал особое внимание на усиление церковного учительства. «Для распространения среди рабочих и вообще между народом истинно христианского мировоззрения на социальный строй государственной жизни» митрополит приходил на собрания московских рабочих и обращался к ним со словами христианского наставления, публиковал свои речи, переводил с иностранных языков лучшие критические произведения, касавшиеся социализма. Обширный епархиальный дом в Москве стал духовно-просветительным центром. В 1912 г. им основан журнал «Голос Церкви».

Владыка Владимир подписал постановление Св.Синода об открытии мощей свв.Серафима Саровского, Питирима Тамбовского и Иоасафа Белгородского. Он был духовным наставником Великой княгини Елизаветы Федоровны и оказывал ей содействие в открытии Марфо-Мариинской обители в Москве.

После четырнадцатилетнего служения в Москве 23 ноября 1912 г. переведен в столицу митрополитом Петроградским и Ладожским с присвоением звания и прав Первенствующего члена Синода, с 1915 г. — доктор богословия. Чрезвычайно трудное служение в качестве столичного архипастыря усугубилось «множеством ожесточенных нападок со стороны крайне возбужденного общественного мнения». Митрополита Владимира всегда отличали доброта и доверие, сочетавшиеся с прямолинейностью и твердостью характера, что вызывало раздражение в определенных кругах. За открытое неприятие деятельности Распутина (это его неприятие — скорее негатив, чем похвальное явление. — И.И.) он попал в немилость и был удален из Петрограда.

По воспоминаниям современников, митрополит Владимир «был человек необычайного смирения и скромности, вместе с тем, необычайной силы духа. В течение многих лет он был первенствующим иерархом не только по своему общественному положению, но и по тем высоким качествам духа, коими он ярко выделялся среди всех других русских архиереев».

После избрания Патриарха Тихона архиепископ Антоний от имени сонма архиереев благодарил митрополита Владимира, уступающего теперь место первенствующего архиерея новопоставленному патриарху, и, в частности, сказал: «В то время как другие совершенно изолгались и постоянно изменяли своим убеждениям, митрополит Владимир не боялся говорить «правду царям» и не «с улыбкой», как наш старинный поэт, но со слезами, сознательно подвергая себя страданиям, и в то же время претерпевая все житейские скорби со смирением и величайшей твердостью души».

Еще в 1890-х гг., после очередной поездки в Киев, владыка Владимир высказал пожелание поселиться в Киеве, здесь окончить свое архипастырское служение и жизнь около печерских угодников. За два года до окончания жизненного пути митрополит Владимир переведен в Киев. Указом Его Императорского Величества от 23 ноября 1915 г. он был назначен митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Святой Успенской Киево-Печерской Лавры с оставлением Первенствующим членом Святейшего Синода.

Владыка Владимир был единственным архиереем в истории Русской Церкви, который занимал три главных митрополичьих престола страны — Московский, Санкт-Петербургский и Киевский.

По состоянию на декабрь 1915 г. непосредственно на территории Лавры было 6 церквей с 13 престолами; в Больничном монастыре — 2 однопрестольные церкви; на Ближних пещерах — 6 однопрестольных (из них 3 пещерных); на Дальних пещерах — 5 (их них 3 пещерных); в странноприимнице — 1 домовая; в Китаевской пустыни — 3 с пятью престолами; Спасо-Преображенской — 1 однопрестольная; Спаса на Берестове — 1 однопрестольная церковь (на реставрации); на Жуковом острове — однопрестольная церковь; на Петроградском подворье — 1 с двумя престолами.

Святая Успенская Киево-Печерская Лавра являлась первенствующим монастырем Российской империи.

Служение Преосвященного митрополита Владимира совпало с трагическими для страны событиями. Свержение самодержавия, потеря Православной Церковью государственной и экономической поддержки, революционные брожения в стране вызвали у населения страны, в том числе и среди киевлян, неоднозначные взгляды и действия. Началось расстройство епархиального управления. Именно в Киеве возникло неканоническое разделение православных, внедрялось требование, «щоб духовенство говорило виключно по-українськи». Неприязненные высказывания ряда священнослужителей в адрес митрополита Владимира и требование сместить его с Киевской кафедры были известны в монастыре и нашли среди части послушников и монахов поддержку.

В апреле 1917 г. в трапезной палате монастыря стали проходить собрания части монахов и послушников Лавры. В монастыре был организован комитет, деятельность которого была запрещена Преосвященным Владимиром.

В Киеве возникает Исполнительный комитет духовенства и мирян, появляется должность Комиссара по духовным делам. Возвратившись в Киев в конце марта 1917 г. после заседания Синода, митрополит Владимир, несмотря на свое отрицательное отношение к этому самочинному учреждению, тем не менее старался сотрудничать с ним «с целью введения церковной жизни в новую колею» и благословил созыв 12 апреля 1917 г. епархиального съезда духовенства и мирян Киевской епархии (превратившийся в «Украинский киевский епархиальный съезд»), где впервые было постановлено, что в автономной Украине должна быть независимая Украинская Церковь.

Митрополит Владимир высказал резко отрицательное отношение к таким действиям и предостерег, что отделение, «конечно, только порадует внутренних и внешних врагов». Он призывал духовенство и мирян «поддерживать всеми мерами единение между собою и со всею Православною Русскою Церковью», к епархиальному съезду, назначенному на 8-9 августа 1917 г., отнестись «серьезно и с должною подготовкою, основательно обсудить предложенные вопросы, вынести постановления правильные, законные, полезные, заслуживающие немедленного осуществления». Но съезд прошел в другом направлении...

В ноябре 1917 г. в Киеве был создан организационный комитет по созыву Всеукраинского православного церковного собора духовенства и мирян, который переименовался во «временную всеукраинскую православную церковную раду». Деятели этой «рады» на одном из заседаний высказались о недопущении приезда в Киев митрополита Владимира, находившегося в это время на Церковном Соборе. Владыка был Почетным председателем Собора, председателем отдела о церковной дисциплине. 21 ноября 1917 г. он возглавил торжественный чин интронизации Святейшего Патриарха Тихона в московском Большом Успенском соборе. В противовес «раде» 24 ноября 1917 г. состоялось общее многолюдное собрание союза приходских православных советов Киева, которое признало «пребывание Киевского митрополита вне Киева в такое тревожное время нежелательным явлением». Через несколько дней Преосвященный Владимир возвратился в Киев.

В газете «Киевлянин» было опубликовано сообщение митрополита Киевского Владимира и его секретаря А.Левкова следующего содержания: «8 сего декабря 1917 года в два часа дня, по поручению, будто бы, Центральной Рады, явилась ко мне комиссия во главе с назвавшим себя председателем украинской церковной рады священником о.Маричевым и депутатами: прот. Н.Шараевским, свящ. П.Тарнавским, свящ. Филиппенком, диаконом Ботвиненко, иеродиаконом Порфирием [Тесля — Л.П.Р.] и каким-то военным, и после речи о.Маричева было заявлено мне словесно постановление рады о том, чтобы был удален из Киева Преосвященный Никодим, епископ Чигиринский, чтобы немедленно вступили в должность членов консистории вновь назначенные, а также предложено выехать из Киева и мне. Желая иметь письменное заявление об этом со стороны поименной депутации, я позвал личного своего секретаря и предложил ему записать это требование о.о. депутатов и чтобы последние подписались под ним, но они категорически отказались от этого».

Через несколько дней в покои митрополита поздно вечером явился член «рады» священник Фоменко с предложением принять патриаршество в украинской церкви и выдать епархиальные средства, на что получил категорический отказ.

26 декабря 1917 г. владыка в последний раз служил в кафедральном Владимирском соборе. По окончании литургии «с большим терпением благословил всех, желающих получить его архипастырское благословение. Многие прихожане, как бы предчувствуя, что это благословение будет последним, по два и больше раз принимали у владыки благословение.

Преосвященный Владимир до конца своих дней оставался непоколебимым архипастырем, охранявшим порядок церковного устройства и управления. Считая украинский церковный собор по плану и программе «рады» преждевременным и, безусловно, неполезным, в то же время, как архипастырь, участвовал в его подготовке, открытии 7 января 1918 г. и работе, продолжавшейся до обстрела Лавры в середине января противоборствующими украинскими и большевистскими войсками.

Более чем за месяц до своей кончины Преосвященный Владимир произнес такие пророческие слова: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру Православную, чтобы только не дать врагам ея посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России там, где оно началось».

Предчувствие сбылось в условиях начавшейся гражданской войны и штурма Киева большевистскими войсками. При таких обстоятельствах организовать и осуществить руками уголовно-анархических элементов злодейское убийство не составляло большого труда. 25 января вечером митрополит Владимир был арестован в своих покоях. Время ареста в различных документах обозначено 6, 7 или 9 часами. Лица, производившие арест, также в различных показаниях зафиксированы по-разному: «5 солдат», «четверо солдат и 1 матрос», «4 солдата и один в кожаной куртке». Вооружение: «вооруженные», «с ружьями», «с ружьями, шашками и револьверами». Если действительно среди этих пяти лиц был некто в кожаной куртке, то это явное указание на руководителя этой группы.

Митрополит Владимир был выведен через Экономические ворота. По просьбе монастыря комендантом на поиски митрополита были посланы солдаты, но «за темнотою никого не догнали». По некоторым свидетельским показаниям, убийцы приехали к монастырской ограде на автомобиле. Рано утром 26 января тело митрополита случайно было обнаружено на поляне среди валов недалеко от главной гауптвахты.

На покойном не оказалось панагии, креста на клобуке, золотых часов, сапог с калошами, теплых чулок. Палица митрополита сломана, с нее сорвано серебрянное навершие. Казначей Лавры Анфим (Еленецкий) получил от «коменданта революционных войск» «свободный пропуск» и организовал перенос тела убиенного в монастырь.

В 10 часов утра в Михайловской церкви отслужена первая панихида. В 2 часа дня врач А.Городецкий произвел осмотр и составил соответствующий акт о ранениях и причинах смерти. На основе акта различные по характеру раны можно классифицировать так:

1) огнестрельное смертельное ранение в висок;

2) огнестрельные ружейные ранения разрывными пулями (смертельные);

3) колотые (смертельные) и резаные раны штыками;

4) ссадина на щеке;

5) четыре небольшие колотые раны.

В медицинском акте небольшие колотые раны указаны следующим образом: «под правым ухом» и «в области усов имеются три колотые раны губ». При этом в акте не отмечено повреждение челюсти. Эти раны резко отличаются от других ран, нанесенных с большой жестокостью. Не установлено каким оружием сделаны. Они более похожи на «метки», произведенные острым небольшим предметом.

При облачении митрополита Владимира были использованы вещи из лаврской ризницы и лично экклесиарха архимандрита Димитриана (Щербака), так как покои владыки следственными органами были опечатаны. Один из архиереев, сторонник украинской автокефалии, под предлогом боязни большевиков, настаивал на погребении «без торжественности, чтобы отпевание совершил один архимандрит», но это предложение было всеми отвергнуто.

Заупокойные литургии и панихиды по убиенном митрополите Владимире служились как в Лавре, так и в храмах Киева. В 8 часов утра 29 января 1918 г. гроб с телом митрополита перенесли в Успенский собор, где литургия и отпевание были совершены митрополитом Платоном, Экзархом Грузии, епископами Агапитом Екатеринославским, Пахомием Черниговским, Никодимом Чигиринским при сослужении соборных старцев Лавры и киевского духовенства. Затем крестным ходом тело убиенного митрополита на руках перенесено в Крестовоздвиженский храм Ближних пещер и похоронено в кирпичном склепе.

По воспоминаниям протоиерея Георгия Голубцова, 16 февраля 1918 г. Патриарх Тихон на заседании Собора «при гробовой тишине» сообщил об убийстве. Заседание Собора в Москве проходило в епархиальном доме, построенном митрополитом Владимиром, и здесь же в церкви св. равноапостольного князя Владимира была отслужена Патриархом и членами Собора панихида, состоявшаяся при открытых Царских вратах.

19 февраля в храме Христа Спасителя Патриарх совершил заупокойную литургию, а затем панихиду в сослужении целого сонма архиереев и пастырей (свыше 100 человек). В то же время были отслужены литургии и панихиды во всех московских храмах. Современникам надолго запомнился «своею печальною торжественностью траурный перезвон московских колоколов».

27 февраля на заседании Собора были избраны три члена следственной комиссии отправлены в Киев для расследования убийства.

28 февраля состоялось торжественное заседание, посвященное памяти убиенного святителя. Среди восьми выступавших выделялась речь протоиерея Иоанна Восторгова: «Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния... Вот где тайна мученичества старца-митрополита». Пройдет всего несколько месяцев, и 5 сентября 1918 г. о.Иоанн вместе с другими «врагами революции» будет расстрелян.

В 1918 г. на месте, где было обнаружено тело митрополита Владимира, был установлен деревянный крест (заменен в 1919 г. гранитным, разбитым в 1929 г.). Прихожане Киева приносили сюда цветы и венки. Епархией проведен крестный ход.

На два запроса Департамента исповеданий МВД в Духовный Собор Лавры по вопросу предоставления материалов 7/20 мая 1918 г. получен ответ следующего содержания: «Лавра особого отдельного от судебных властей следствия по делу убийства Преосвященного митрополита не производила и не производит. Духовным собором Лавры образована только комиссия для описания всех событий и происшествий, имевших место в Лавре в период междоусобной войны с 15 января по 17 февраля ст.ст., но труды этой комиссии еще не закончены».

В газетах было опубликовано несколько статей, в которых на основе сведений архимандритов Филадельфа, Димитриана, иеродиакона Венедикта обвинялась некоторая часть братии монастыря в причастности к трагическим событиям. К заключению о причастности киевского духовенства и некоторых монашествующих пришла также и комиссия, присланная Патриархом Тихоном.

«Характерно, что все те монахи, которые себе позволяли досаждать в те дни Владыке-страдальцу, кончили свою жизнь в тяжких муках, неся на себе тот грех, какой они содеяли невинному страдальцу священномученику». «Это было поистине великое помрачение ума, пишу это со слов тех, которые были близки ко всему этому: о. иеромонаха Венедикта, послушника Федора К. и других. Первый представил по сему большой доклад о.Ермогену, обоснованный фактами, но, вследствие всех арестов и других неожиданностей, все это было уничтожено» (архиепископ Леонтий Чилийский).

При митрополите Антонии (Храповицком) за участие в смуте были наказаны монахи Иоанникий, Порфирий, Иерон и др. 27 священников (из 46) членов Временного Всеукраинского церковного совета были отстранены от священнослужений (возобновлены в священнослужении в начале 1920 г.).

По просьбе митрополита Антония (Храповицкого) деникинская разведка по своим каналам выяснила, что убийство совершенно «анархическими элементами».

Наличие нескольких следственных комиссий, разновременно созданных разными ведомствами, отсутствие полного объема следственного дела, которое так и не было закончено, наличие в делах противоречивых фактов и показаний свидетелей, отсутствие судебно-медицинской и баллистической экспертизы, а также не только материалов, но и факта осмотра территории, где было найдено тело митрополита Владимира, не дают возможности с полной объективностью сделать выводы о времени и месте его гибели. До сего дня остается также открытым вопрос об организаторах и исполнителях этого злодейства.

Вынос мощей

Ежегодный вынос мощей сщмч. Владимира в день памяти их обретения, 27 июня

Определением Собора (от 5/18 апреля 1918 г.) в день убийства митрополита Владимира, 25 января/7 февраля, установлено ежегодное молитвенное поминовение исповедников и мучеников Российских. Первоначально одновременно с митрополитом Владимиром поминались архиепископ Пермский Андроник (Никольский), епископ Тобольский Гермоген (Долганов), протоиерей Иоанн Восторгов и другие убиенные.

Весной 1918 г. протоиерей Ф.Титов, собрав биографические данные, сведения о событиях церковной жизни Киева в 1917 г. и свидетельские показания очевидцев ареста, написал книгу «Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира (Богоявленского)», изданную в том же году типографией Лавры.

Мощи священномученика обретены 27 июня 1991 г. Канонизация митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) состоялась на Архиерейском соборе в Москве 31 марта — 4 апреля 1992 г. Первый в Русской Православной Церкви чин прославления новомучеников Российских состоялся в Успенском соборе Кремля. С 1992 г. мощи священномученика Владимира покоятся в Дальних пещерах.

Источники
  1. Центральный государственный исторический архив Украины в г.Киеве, ф.128, оп.1 мон., ед.хр.1834.
  2. Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины, ф.1071, оп.1, ед.хр.94.
  3. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве Высшей церковной власти. 1917-1943 гг. В двух частях. Составитель М.Е.Губонин. - М., 1994.
  4. Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира. Издание Киево-Печерской Лавры под руководством заслуженного профессора протоиерея Феодора Титова. - К., 1918.
  5. Высокопреосвященный митрополит Владимир // Прибавления к Церковным Ведомостям, - СПб., 1918. - № 5. Диакон Александр Марченко. Жертва очищения // ЖМП. - М. 1990. - № 7.
  6. Российская церковь в годы революции (1917-1918). Сборник. - М., 1995.
  7. Ульяновський Василь. Церква в українській державі 1917-1920 рр. (доба Гетьманату Павла Скоропадського). - К., 1997.
co6op.narod.ru