1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Введение

Одним из мест служения владыки Николая была Украина. С 1 сентября 1958 по 27 декабря 1959 гг. он был преподавателем и помощником инспектора в возрожденной на короткое время Киевской духовной семинарии.

Этому служению предшествовала обязательная и основательная подготовка к ответственной преподавательской работе – обучение в Московской духовной семинарии и в Ленинградской духовной академии.

Годы учения

Митрополит Николай (в миру – Николай Васильевич Кутепов) родился в Тульской области на хуторе Кутепова 4 октября 1924 года. Через некоторое время семья переехала в Тулу, где будущий нижегородский архипастырь учился в школе и в Артиллерийском училище. А потом была война и контузия.

Уже тогда юный Николай избрал путь церковного служения. Почти сразу после войны (в 1946-1952 гг.) он подвизался на должности секретаря и иподиакона у архиепископа Тульского и Белевского Антония (Марценко). В эти годы он имел возможность много читать, поскольку у владыки Антония была большая личная библиотека, и любовь к книге Николай сохранил на всю жизнь.

Одновременно с работой при тульском архипастыре Николай поступил в Московскую духовную семинарию. Обучение ему приходилось совмещать с довольно напряжённой работой у епархиального архиерея, что, однако, не помешало ему окончить семинарию по второму разряду. Согласно сведениям из аттестата об окончании, Николаем Кутеповым были показаны хорошие знания по всем дисциплинам, в том числе и по Конституции СССР, которая тогда также изучалась в духовных школах. Окончание учёбы в семинарии совпало с трагическим арестом его правящего архиерея. Владыка Антоний в 1952 году был арестован и помещён сначала в тюрьму, а позже выслан в лагерь, где и погиб.

После завершения курса семинарии, Н.В. Кутепов волею судеб оказался в Вологодской епархии, где преосвященным Гавриилом, епископом Вологодским и Великоустюжским 12 июля 1953 года он был рукоположен в диаконский сан. Служа сначала в Череповце сверхштатным псаломщиком, а затем в Казанском храме Устюжны диакон Николай поступает на очное отделение Ленинградской духовной академии. Об этом свидетельствует выписка из журнала заседания совета ЛДАиС от 23 сентября 1954 года, которая гласит: «диакона Кутепова Николая зачислить на I-й курс стационарного отделения Ленинградской духовной академии". Помимо получения высшего церковного образования, по благословению священноначалия, молодой диакон совершал богослужения в храмах Ленинградской епархии. В это же время он задумывается о выборе им монашеского пути.

В июне 1958 года будущий святитель земли Нижегородской заканчивает Духовную академию по первому разряду, и уже 8 июля подаёт прошение в Учебный комитет при Священном Синоде о предоставлении ему преподавательского места в одной из семинарий, как потом писал об этом сам владыка.

В Киевской семинарии

13 августа 1958 года журнальным постановлением кандидат богословия диакон Николай Кутепов был назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской духовной семинарии.

Возрождённая в 1947 году Киевская духовная школа переживала в этот момент нелёгкие времена. Со стороны советского руководства постепенно усиливалось давление на Церковь в Советском Союзе в целом и на духовные школы, открытые после войны, в частности. Особенные гонения семинария в Киеве претерпевала в 1958-1959 годах. Украинские органы власти вели негласную подготовку к закрытию духовной школы: воспитанникам семинарии, в большинстве своём проживавшим в городе запретили прописываться в частных квартирах, поэтому возможность продолжения ими учёбы оказалась под вопросом, а торговые организации Киева получили предписание прекратить оптовые поставки продовольствия в семинарскую столовую. Кроме того, в 1959 году Совет по делам Русской Православной Церкви запретил приём в семинарии лиц с высшим и средне-специальным образованием, а также предписал принимать в духовные школы только тех, кто прошёл службу в армии. Всё это привело к заметному сокращению количества студентов духовных школ. И именно в это непростое время молодой диакон Николай вступает здесь на преподавательскую стезю. Вместе с этим, указом митрополита Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова) Николай Кутепов назначается сверхштатным диаконом Андреевской церкви, которая находится на Андреевском спуске,и в стилобате которой семинария находилась с 1949 года и до своего повторного закрытия в июне 1960 года.

По приезду в Киев молодой преподаватель, не имея никакого опыта преподавательской работы, сразу включается в семинарский педагогический процесс, а также исполняет обязанности по инспекторской работе. Кроме того, как писал потом владыка, «…его часто назначают сопровождать в Киеве иностранные делегации».

Через полтора месяца после назначения, 14 октября 1958 года владыка Иоанн (Соколов) рукополагает диакона Николая в священнический сан и оставляет его сверхштатным клириком Андреевской церкви. Сохранилась рукопись проповеди, произнесённой молодым иереем 21 апреля 1959 года. «Одним из прекрасных даров Божиих, которыми Он наградил человека, есть дар слова. Через слово мы знакомимся с величайшими человеческими достижениями как древности, так и современности; через слово мы нравственно растём и совершенствуемся в христианских добродетелях; через слово мы общаемся друг с другом…", - такие слова звучали в тот день с амвона семинарской церкви.

Вся эта педагогическая, инспекционная и служебная деятельность легла такой большой нагрузкой на молодого преподавателя и священника, что, как говорил сам владыка Николай, «он так уставал, что засыпал, едва коснувшись головой подушки».

За полтора года пребывания в Киеве, посещая богослужения в ненадолго открытой после войны Киево-Печерской Лавре и напитываясь святостью преподобных киево-печерских отцов, молодой священник Николай Кутепов именно здесь сделал окончательный и осознанный выбор в пользу монашества. «Нужно сто один раз подумать, перемучиться, взвесить всё и сделать выбор, а потом уже никогда не жалеть о том, что сделал, и зажать себя в кулак, превозмочь искушения, но не изменять себе и жить, получая радость от выбранного пути», - говорил он потом, рассуждая на тему монашества.

25 декабря 1959 года по благословению митрополита Киевского и Галицкого Иоанна ректором Киевской духовной семинарии священник Николай был пострижен в монашество с оставлением прежнего имени, став последним постриженником Лавры перед её повторным закрытием в 1960-м году. Следует заметить, что впоследствии уже сам владыка Николай при многочисленных совершаемых им постригах также никогда не менял имена постригаемых, а добавлял им только их небесных покровителей.

Новым небесным покровителем самого новопостриженного иеромонаха стал святой Николай-воин, один из 40 мучеников, погибших в Севастийском озере. Это не было случайностью, ведь всё дальнейшее служение владыки Николая было полем брани на церковной стезе, особенно уже в годы его архипастырского служения.

Ситуация в Киевской духовной семинарии к концу 1959 года чрезвычайно усложнилась. Председатель совета по делам Русской Православной церкви при Совете министров СССР В.А. Куроедов настоятельно требовал от патриарха Алексия (Симанского) ликвидировать Киевскую семинарию. Поэтому иеромонах Николай (Кутепов) сразу после пострига, согласно постановлению Учебного комитета от 9 декабря 1959 года, отбывает на новое место служения – инспектором в Саратовскую духовную семинарию, которая была также закрыта через год после закрытия семинарии в Киеве – в 1961 году.

На этом педагогическая деятельность владыки Николая закончилась, но оставила глубокий след в его памяти и сподвигла его при первой же возможности /в 1993 году/ возродить духовную семинарию в Нижнем Новгороде. И в дальнейшем, выступая перед нижегородскими семинаристами, нижегородский святитель вспоминал с необыкновенной теплотой и сердечностью годы, проведённые в Киеве.

В заключение следует сказать, что служение в Киеве, работа в Киевской духовной семинарии и молитвы в Киево-Печерской лавре определили жизненный путь будущего нижегородского архипастыря, заложили основу его церковного служения и сформировали его как ревностного и верного сына Русской Православной Церкви, что он не раз потом доказывал всей своей жизнью.
Метки: Киев, Киево-Печерская Лавра, Киевская духовная семинария, Украина, иеромонах Николай (Кутепов)

День восьмой. 29 апреля, Светлый пяток. Киев.

Прибытие в Киев в 07.19. День выдался жарким. Весна только начинается и уже тепло.

С утра традиционно сразу отправился завтракать в «Пузату Хату» на Крещатике, а потом тоже традиционно - в Лавру, где посетил Литургию в Трапезном храме, а на выходе закупился рушниками. В отличие от предыдущих случаев в Лавру ехал напрямую с Крещатика – от Европейской площади – на автобусе № 24.
Обратно из Лавры прогулялся пешком по Лаврской улице. На площади Славы в подземной торговом центре, где представлены народные промыслы краины, купил утерянный еще в Ужгороде хороший путеводитель по Киеву (взял последний!) и набор из вышитых салфеток (6 шт.) и рушника за 80 грн. Потом раздарю все салфетки учиненным лицам, а пока народные промыслы еду со мной в Нижний.
От метро «Арсенальная» по прямой линии отправился на удачу на станцию «Лыбидьска» с целью попасть в Киевский музей деревянной архитектуры и народного быта «Пирогово». На «Лыбидьской» ударно бегал от одной остановки к другой в не понятках: на чем и откуда ехать дальше. Прозвучало много неудобописательных слов. Потом случайно, на каком-то автобусе оказался на большом проспекте, откуда, по словам водилы автобуса, надо ехать в Пирогово. Простоял еще там с какое-то время, пока наконец не втиснулся в автобус № 3/172, конечная у которого как раз у ворот музея. Потом станет ясно, что ехать надо от новых станций метро «Демиивська», «Голосиивська» и «Василькивська». Они находятся по одной линии проспекта, и ранее названный автобус проезжает мимо их всех. А пока что я еду и волнуюсь, когда же мне выходить. К счастью в музей ехали еще группа граждан, и все мы благополучно прибыли в конечный пункт маршрута в самом конце города (Голосеевский район). Дальше только Киевская область.
Скансен в Киеве – это 150 га территории, на которой представлены традиции бытового и культового деревянного зодчества всех регионов Украины (Подолье, Полесье, Полтавщина, Слобожанщина, Буковина, Карпаты и др.), даже быт Социалистического села разлива середины 1970-х гг., что тогда было равносильно пропуску музея в общественную жизнь. Нынче этот раздел используется как «Шинок», в котором я потом пообедал из самой настоящей и уже сильно потертой глиняной посуды, а также как сувенирные лавки и как другие функциональные помещения. Такой вот он – «социалистический» быт образца 2010-х! Меня в скансене интересовало абсолютно всё, все почти 300 построек, но особенно, конечно, карпатский раздел, ведь я только что спустился с гор! По музею под беспощадно палящим солнцем я бродил более 3 часов. Обошел все разделы, много нафотографировал, сделал себе несколько фотосессий и даже загорел. Устал очень, но остался чрезвычайно доволен увиденным и прочувствованным. Кроме того, в карпатском отделе обнаружилась изумительная подкарпатская лемковская церковь. Этот факт и мое восхищение от этого деревянного шедевра еще сильнее укрепило мою готовность написать статью о типологии деревянных храмов подкарапатья и использовать этот храм как один из блестящих образцов лемковского стиля!
После посещения киевского скансена на том же автобусе доехал до «Васильковской», а потом уже на метро на Подол. В «Пузате Хате» на Контрактовой площади пообедал, прогулялся по Андреевскому спуску, где меня застал основательный ливень. Посему забрел в уличное кафе под тентом, где полакомился киевскими блинами под аккомпанемент весеннего дождя. Дождь, к слову, всячески пытался пробраться сквозь тент и постоянно норовил залить мой стол, а также сгонял других под более основательную крышу. Такое вот милое дождливое хулиганство!
На сем день и завершился. Вечером выехал на вокзал, и на сем снова покидаю Украину.

Итого.

Я возвращаюсь в Россию. В этот раз было очень сильное погружение в Украину и в её культуру. Этому способствовал и праздник Великдень, то есть Пасха Христова с самобытными украинскими/закарпатскими традициями, и моё их живое переживание. Я как будто окунулся во всё это, а остальное стало не важно.

krasnoslavovich.livejournal.com
© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.