1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Первая попытка возрождения Киевских духовных школ (1947-1960 гг.)

В годы Великой Отечественной войны советское руководство отказалось от прежней жесткой антирелигиозной политики. В сентябре 1943 года Русская Православная Церковь получила возможность избрать своего Предстоятеля — Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), а в 1944 году в Москве были открыты Богословский институт и пастырско-богословские курсы, положившие начало возрождению системы духовного образования Русской Церкви.

В 1945 году Совет Министров СССР дал свое согласие на открытие пастырско-богословских курсов еще в нескольких городах страны, в том числе в Киеве. В 1946 году начался процесс преобразования курсов в духовные семинарии, а богословских институтов в Академии. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) предложил возродить Духовную Академию и в Киеве. Однако реализовать эту инициативу не удалось.

18 февраля 1947 года в Киеве на базе пастырско-богословских курсов была торжественно открыта духовная семинария. В качестве преподавателей здесь трудились выдающиеся киевские священники, олицетворявшие живую связь между возрожденной духовной школой и дореволюционной Академией. Первым ректором семинарии стал выпускник Киевской Духовной Академии 1914 года протоиерей Сергий Афонский. Также в дореволюционной Киевской Академии получили образование преподаватели протоирей Борис Шулькевич и протоирей Георгий Едлинский.

Одним из самых ярких преподавателей нового поколения был, бесспорно, выпускник Московской Духовной Академии 1951 года Гермоген Иванович Шиманский. Составленные им в 1950-е годы учебные пособия по нравственному богословию и литургике и по сей день считаются одними из лучших учебников для духовных семинарий и активно используются в учебном процессе. Талантливым проповедником и педагогом был также протоиерей Владимир Сокальский. Являясь преподавателем гомилетики, он организовал в семинарии студенческий проповеднический кружок, в котором изучалось наследие выдающихся проповедников.

Первоначально Киевская семинария располагалась в Михайловском монастыре. Однако в 1949 году эта обитель была закрыта, и духовная школа вынуждена была переселиться в стилобат Андреевской церкви — место, мало подходящее для учебного заведения. Андреевская церковь воздвигнута на оползнеопасном холме, из-за чего здесь постоянно проводились сложные защитно-восстановительные работы. Кроме того, в храме не было помещений, пригодных для размещения полноценного студенческого общежития, вследствие чего большинству студентов приходилось жить на частных квартирах. Ходатайства Патриарха Алексия I и Киевского митрополита Иоанна (Соколова) о предоставлении семинарии других помещений не были удовлетворены властями.

Во второй половине 1950-х годов отношение советского руководства к Церкви заметно меняется. По всей стране закрываются храмы, а деятельность религиозных организаций подвергается серьезным ограничениям. С этого времени поступление в семинарию осложняется целым рядом административных препон. Партийные и государственные органы стремятся любыми средствами воспрепятствовать прибытию в Киев абитуриентов к началу вступительных экзаменов. Оказывается психологическое давление на студентов, которому не все способны были противостоять: не выдержав напряжения, некоторые писали заявления об отчислении «по собственному желанию». В 1959 году Совет по делам Русской Православной Церкви запретил прием в семинарии лиц с высшим и средне-специальным образованием, а также предписал принимать в духовные школы только тех, кто прошел службу в армии. Все это привело к заметному сокращению количества студентов духовных школ.

В том же 1959 году украинские органы власти начали негласную подготовку к закрытию Киевской семинарии. Воспитанникам семинарии запретили прописываться в частных квартирах. А поскольку три четверти студентов проживали не в общежитии, а в городе, возможность продолжения ими учебы оказалась под вопросом. Торговые организации Киева получили предписание прекратить оптовые поставки продовольствия в семинарскую столовую. 4 мая 1960 года на встрече с Патриархом Алексием председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР В. А. Куроедов потребовал ликвидировать Киевскую Семинарию. Не имея возможности противостоять давлению власти, Патриарх согласился. 8 июня 1960 года Учебный комитет при Священном Синоде принял решение о закрытии семинарии в Киеве. В 1964 году прекратила свое существование и Волынская Духовная Семинария в Луцке. Единственным духовным учебным заведением на территории Украины осталась Одесская Семинария, куда и были переведены студенты из закрытых Киевской и Волынской духовных школ.

ОТКРЫТИЕ КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Киев — город, где впервые началось духовное просвещение русского народа, где в течение трех столетий существовала единственная в своем роде духовная школа — Киевская Духовная Академия, давшая помимо вклада в дело русской духовной культуры, 5 великих святителей Русской Церкви. При открытии же духовно-учебных заведений в условиях послевоенной обстановки Киев оказался не на первом месте. Его в этом отношении опередили Москва и Ленинград. Открытие Духовной Академии и Семинарии в Киеве задержалось главным образом из-за отсутствия подходящего помещения, вследствие произведенного разрушения города немцами.

В настоящее время — по крайней мере для семинарии — это затруднение осталось позади. Классы и интернат семинарии разместились в здании Михайловского монастыря, в бывших покоях Митрополита Киевского и Галицкого Иоанна и прилегающих помещениях, которые были капитально отремонтированы.

Педагогический персонал состоит из ректора и 5 преподавателей. Ректор и преподаватели семинарии имеют ученую степень кандидата богословия, а преподаватель славянского языка и пения окончил Духовную семинарию, университет по историко-филологическому факультету и консерваторию.

Пока происходил ремонт помещений будущей семинарии были проведены приемные испытания. Вызванные подвергались испытаниям письменным (поверочный диктант и сочинение) и устным по предметам: знание основных молитв и основных событий Священной истории Нового Завета, церковно-славянское чтение, начатки катехизиса, церковный устав, русская литература, история, география и церковное пение. В результате испытаний 11 человек оказались достойными принятия в семинарию, которые с утверждения Митрополита и были зачислены в состав воспитанников первого класса Киевской Духовной Семинарии.

Открытие семинарии было назначено на 18 февраля 1947 года.

О готовящемся торжестве православное население г. Киева было заранее оповещено о.о. настоятелями киевских церквей.

18 февраля — день отдания праздника Сретения Господня и память святителя Феодосия Черниговского.

Накануне торжества в Михайловском монастыре было совершено всенощное бдение с акафистом св. великомученице Варваре, обычно совершаемым в монастыре каждый вторник перед Литургией и перенесенным на всенощную по случаю торжества открытия семинарии. Пели на правом клиросе преподаватели и ученики семинарии под управлением преподавателя пения священника В. М. Кочергина, на левом — братия Михайловского монастыря.

К литии прибыл владыка Иоанн. В служении всенощной и чтении акафиста участвовало 10 священников и 4 диакона. Народу было очень много, и припевы к акафисту пели все молящиеся.

В самый день открытия семинарии Божественную Литургию совершал владыка Иоанн в сослужении 14 священников и 4 диаконов. Хор братии св. Киево-Печерской лавры пел на правом клиросе, преподаватели и ученики семинарии— на левом. После запричастного стиха произнес поучение о высоте пастырского служения ректор семинарии священник С. Афонский.

После Литургии был отслужен молебен перед началом учебных занятий.

Митрополит Иоанн пред началом молебна указал на особый характер познания предметов христианской веры, требующих не одних усилий ума и усвоения знаний книжных, но прежде всего чистоты сердца и доброй христианской воли, почему семинария должна прежде всего воспитывать своих питомцев в духе живой христианской веры, чтобы образовать из них добрых пастырей.

На молебствии молящиеся, во главе с владыкой Иоанном, просили небесного покровителя храма Михайловского монастыря — начальника православных богословов — апостола Иоанна Богослова, великого русского святителя Феодосия Черниговского, в день памяти которого совершалось настоящее торжество, и святую великомученицу Варвару, святые мощи которой нетленно почивают в Михайловском монастыре, — да благословит Господь по их предстательству начинаемое святое дело открытия рассадника духовного просвещения в г. Киеве, и да умудрит учащих и учащихся к преподанию и усвоению учения.

Молебствие закончилось возглашением многолетия Святейшему Патриарху Алексий, Митрополиту Киевскому и Галицкому Иоанну, властям и воинству, учащим и учащимся и всем православным христианам.

Во время целования Св. Креста владыка Митрополит окропил святою водою учащих и учащихся семинарии. Огромное количество молящихся, собравшееся на торжество, долго подходило за благословением к любимому своему архипастырю и не расходилось, обмениваясь радостными впечатлениями и тогда, когда владыка, почетные гости, педагогический персонал и учащиеся из храма проследовали в помещение семинарии, где начался акт ее открытия.

Громким: «Исполла эти, деспота» приветствовали собравшиеся в одной из аудиторий семинарии входящего владыку Иоанна. Спели стихиру «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», и владыка Митрополит объявил Киевскую Духовную православную семинарию открытой.

За столом президиума заняли места: владыка Митрополит Иоанн, заместитель уполномоченного по делам Православной Церкви при Совете Министров УССР — Г. С. Катунин, уполномоченный по делам Православной Церкви при Киевском облисполкоме — П. Д. Федотов, управделами Экзарха кафедральный протоиерей — К. И. Ружицкий и ректор семинарии священник С. П. Афонский.

Маститый архипастырь Киевский и Галицкий Иоанн обратился к присутствующим с словом, в котором указал на огромный ущерб, нанесенный немецкими фашистами Украине, в частности ее культурным и моральным ценностям. Уничтожая памятники, учебные и ученые заведения, они стремились деморализовать и народное религиозное самосознание, насаждая сектантство, равнодушие к вере. Вызванная к жизни, благодаря благожелательному отношению к этому делу Святейшего Патриарха Алексия и Правительства в лице Г. Г. Карпова, Киевская Духовная семинария должна залечить раны, нанесенные духовному развитию украинского народа, воспитывая образованных опытных пастырей.

Открываемую семинарию приветствовал зам. уполномоченного по делам Православной Церкви при Совете Министров УССР Г. С. Катунин, и уполномоченный по делам Православной Церкви при Киевском облисполкоме — П. Д. Федотов, которые пожелали новому учебному заведению успехов в деле воспитания образованных пастырей и добрых сынов Отечества.

Затем с содержательным докладом на тему об истории духовного просвещения в России и на Украине выступил преподаватель церковной истории в семинарии священник А. А. Луценко.

Секретарь Правления семинарии священник Г. М. Едлинский ознакомил присутствующих с современным уставом Духовной семинарии, а ректор семинарии священник С. П. Афонский сообщил об обстоятельствах открытия семинарии, и выразил надежду, что Господь Бог умудрит учащих и учащихся семинарии успешно выполнить те задачи, которые ставит пред ними св. Церковь и Правительство воспитать добрых, образованных пастырей и верных детей своей великой Родины.

В промежутках между докладами присутствующие с одушевлением пропели тропари: «Благословен еси, Христе Боже наш» и «Радуйся, Благодатная Богородице Дево!». Пением молитвы «Достойно есть» и «Исполла эти деспота» закончилась официальная часть торжества. После этого владыка Митрополит, почетные гости и корпорация семинарии перешли в одно из помещений семинарии, где был сервирован чай, а учащиеся направились в свою столовую, где им, по случаю торжества, был предложен праздничный обед.

Чай прошел в непринужденной теплой атмосфере ощущения радости осуществления настоящего долгожданного события. Старейший из присутствующих 86-летний протопресвитер Ф. П. Павловский поделился своими воспоминаниями о быте Киевской семинарии за 65 лет до сего времени.

Владыка Митрополит провозгласил здравицу за Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, которому довелось осуществить заветное желание почившего Патриарха Сергия об открытии духовно-учебных заведений. Святейший весьма интересуется жизнью духовных школ и содействует всячески наилучшей постановке в них учебно-воспитательного дела.

Второй тост владыкою был предложен за Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Георгия Григорьевича Карпова, всегда внимательного и благожелательного к нуждам Православной Церкви. Тосты были покрыты дружным пением «Многая лета».

Ректор семинарии С. П. Афонский предложил тост за Высокопреосвященнейшего Митрополита Иоанна, который не только благословлял доброе начинание открытия Духовной семинарии в Киеве, но и внес свой богатый педагогический и административный опыт во все стороны ее начинающейся деятельности, интересуясь даже мелочами ее устройства, и является истинным добрым гением новой школы. Второй тост о. ректор провозгласил за отсутствующего по служебным обстоятельствам уполномоченного по делам Православной Церкви при Совете Министров УССР П. С. Ходченко и его сотрудников Г. С. Катунина и П. Д. Федотова, неизменных доброжелателей Православной Церкви на Украине.

Эти тосты также встретили живой ОТКЛИК В пении: «Многая лета».

Добрым словом была помянута незаметная, но плодотворная и дружная работа о.о. благочинных, духовенства и мирян по сбору средств для ремонта и устройства семинарии в тосте управделами Экзарха кафедрального протоиерея К. И. Ружицкого; не были забыты учащие и учащиеся семинарии в милостивом обращении владыки Митрополита.

Протопресвитер Ф. П. Павловский вспомнил о заслугах по открытию семинарии протоиерея К. И. Ружицкого, на что присутствующие воспели «Многая лета».

В 4 часа дня благодарением Господу закончилось торжество, причем собранием было решено послать приветственные телеграммы Святейшему Патриарху Алексию и Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР — Г. Г. Карпову, следующего содержания:

«Москва, Святейшему Патриарху Алексию

Открывая с благословения Вашего Святейшества Киевскую Духовную Семинарию испрашиваем Ваших Святых молитв и просим Вас как Первосвятителя Русской Православной Церкви принять новооткрытый очаг духовного просвещения под свое высокое водительство.

Митрополит ИОАНН Ректор священник АФОНСКИЙ»

«Москва, Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Георгию Григорьевичу Карпову

Сегодня открыта Киевская Духовная Семинария. Сердца всех присутствующих на торжестве преисполнены горячей любви и благодарности к Вам дорогой Георгий Григориевич за Ваше внимательное отношение и постоянные заботы о рассадниках духовного просвещения долженствующих служить ко благу как церкви Православной так и дорогой Родины нашей.

Митрополит ИОАНН

Ректор священник АФОНСКИЙ»

В ответ на приветстственные телеграммы были получены телеграммы:

От Святейшего Патриарха Алексия:

«Митрополиту Иоанну

Божие благословение новому рассаднику духовного просвещения».

От заместителя Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР — С. К. Белышева.

«Митрополиту Иоанну копия ректору Духовной Семинарии священнику Афонскому

Приветствую открытием Семинарии. Желаю чтобы она явилась школой подготовки культурных преданных Родине пастырей Церкви.

БЕЛЫШЕВ».

Событие открытия Духовной семинарии нашло горячий отклик в сердцах верующих киевских церквей. С разных концов поступили и поступают поздравления владыке Митрополиту и корпорации семинарии с великим событием и денежные пожертвования на нужды нового учебного заведения.

Дай Бог новому рассаднику духовного просвещения в Киеве быть достойным преемником своей великой предшественницы — Киевской братской школы — Коллегии Духовной Академии.

РЕКТОР КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
СВЯЩЕННИК С. АФОНСКИЙ
old.kdais.kiev.ua
archive.jmp.ru
© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.