26 ноября день памяти Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского. Православная Церковь отмечает день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста (438)
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
Родился Иоанн Златоуст в семье обеспеченных и благочестивых родителей в крупном греческом городе Антиохии. Отец его, Секунд, занимал высокую должность воеводы в императорском войске, а мать, Анфуса, была весьма образованной для своего времени женщиной и вместе с тем примерной супругой и матерью семейства. Оба они были христиане, и притом не только по имени, как это нередко случалось в то переходное время, а истинные и действительные христиане, преданные Святой Церкви, хотя некоторые источники указывают на то, что отец Иоанна Златоуста был язычником.
Иоанн был в семье вторым ребенком, двумя годами ранее в молодой семье родилась дочка. Спустя некоторое время после рождения сына Секунд погиб, и двадцатилетняя Анфуса осталась одна с двумя малышами. Горе молодой матери было безгранично, но, будучи христианкой, она взглянула на свое несчастье как на испытание свыше и, отбросив всякую мысль о вторичном замужестве, решила всецело посвятить себя материнской заботе об осиротевших малютках. И даже новое горе – смерть дочери – не сломило ее решимости. Оставшись вдвоем с сынишкой, она целиком посвятила себя его воспитанию и обучению. Из уст любящей матери Иоанн Златоуст получил первые уроки чтения, письма и постижения Святого Писания.
Курс наук юноша прошел под руководством языческого философа и ритора Ливания, который первым отметил его таланты и даже хотел сделать своим преемником. В восемнадцать лет Иоанн принял Святое крещение. Его тяготила мирская жизнь, он видел вокруг языческую жизнь общества, слегка прикрытую христианскими одеяниями. Иоанна Златоуста ждала блестящая карьера, мать хотела видеть его высокопоставленным чиновником. Имея блестящее греческое образование, душу Иоанн имел все же христианскую, поэтому он отказался от карьеры и принял постриг, стал послушником.
После смерти матери он удалился из города и четыре года провел в трудах пустынножительства, где написал свои первые произведения. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.
Почувствовав себя созревшим для выполнения проповеднической миссии, Иоанн вернулся в Антиохию, где был возведен в сан диакона. Написанный тогда трактат «Освященстве» и сегодня пользуется исключительной популярностью. В то время Иоанну было около тридцати четырех лет. Пятью годами позже он был рукоположен в священники и стал проповедовать. Это время было для него самым счастливым: образ жизни в точности соответствовал его склонностям и дарованиям. Двенадцать лет он проповедовал, не жалея сил и времени, стремясь покончить с языческими нравами. Все это время Иоанн продолжает писать, создавая великое наследие для будущих поколений.
Слава Иоанна разнеслась далеко за пределы Антиохии и достигла новой имперской столицы. Она естественным образом послужила причиной его возвышения и его несчастья. Красноречия и святости оказалось недостаточно, чтобы преуспеть в Константинополе. Святость не дала ему политической гибкости, напротив, сделала его неуступчивым и мешала уживаться с властями. Цельность и прямота Иоанна Златоуста вызывали враждебность у многих, интриганы от политики неотступно преследовали его. Он не уступил ни пяди, сохранив в своем служении непреклонность чистой натуры.
Стараниями (не без применения хитрости) советника императора Аркадия Евтропия неожиданно для всех популярный антиохийский проповедник занял самый видный пост в империи, встал во главе первого патриархата Востока, стал архиепископом Константинопольским. Евтропий боялся, что архиепископом станет властолюбивый Феофил Александрийский. Кандидатура Иоанна Златоуста, прославившегося благочестием, аскетизмом и красноречием, казалась министру самой удобной. Евтропий надеялся, что Иоанн Златоуст, человек «не от мира сего», будет послушным орудием в его руках, но скоро понял, что ошибся.
Иоанн Златоуст руководил Церковью с полной независимостью, следуя только евангельским принципам. Он не останавливался перед обличением власть имущих, защищая угнетенный народ. «Христос, бесприютный странник, — говорил он, — ходит и просит крова, а ты, вместо того чтобы принять Его, украшаешь пол, стены, капители, привязываешь к лампадам серебряные цепи». Роскошь одних и нищета других были в глазах Златоуста симптомом нравственной болезни, поразившей «христианское» общество.
Возможно, при дворе надеялись обрести красноречивого ритора, но получили монаха и пастыря. Началось главное испытание Иоанна Златоуста, которое должно было завершиться одиночеством и изгнанием. Естественно, что архиепископ своей прямотой и непреклонностью быстро нажил себе недругов. Он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту, чем вызвал еще больший гнев императорского двора.
Все это закончилось тем, что Иоанн Златоуст был низложен и за оскорбление императрицы должен был быть предан казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца языческие торжества по случаю воздвижения императорской статуи вызвали ожесточенное негодование усталого и измученного патриарха.
Одно время императрица колебалась, боясь общественного мнения, но в июне 404 года наконец решилась избавиться от несговорчивого проповедника. Патриарха арестовали в его же соборе во время пасхального празднества. Произнеся прощальное слово, Иоанн покинул свою церковь и уже не вернулся в нее никогда.
Святитель был отправлен на Кавказ, в город Кукуз, находящийся на границе с Арменией. Оттуда он продолжал поддерживать связь с друзьями. Человек глубоко исстрадавшийся, он до последних дней предпочитал утешать, а не быть утешаемым. Испытания побуждали его сострадать другим. Только Олимпию (Олимпий Фракийский, епископ Эносский) он написал семнадцать писем, самых длинных и прочувствованных, впервые Иоанн давал прямые наставления. А всего до нас дошло 236 писем Иоанна Златоуста, написанных им во время изгнания. Спустя два года пришел приказ императора выслать Иоанна еще дальше, в уединенный Питиунт (ныне Пицунда). Во время трудного пути по горным дорогам Иоанн Златоуст скончался 14 сентября 407 года в городе Команы, где и был погребен. Последние его слова были: «Слава Богу за все».
О служении святителя Иоанна Златоуста
Проповеди Иоанна Златоуста имели огромное значение для восточного богослужения. Его читали, переводили, переписывали. Его нравственные и общественные наставления нисколько не устарели, кажется, что они написаны только сегодня. Вся вера этого человека явлена в его слове. И слово это живет и поныне.
Его необыкновенное слово преобразовывало и продолжает преобразовывать сердце человека. Житие, насыщенное испытаниями и трудами, является неиссякаемым источником назидания и укрепления для всех людей, стремящихся к добродетели и искоренению пороков и страстей в собственной душе.
Несмотря на то что Иоанну Златоусту в течение жизни довелось испробовать себя в разных ролях, главное его занятие, конечно, проповеди. За свой несравненный ораторский дар он получил от паствы имя «Златоуст». Он был прирожденным оратором и верил, что «достанет и одного человека, обуянного праведным рвением, чтобы исправить целый народ». По праву Иоанн Златоуст является покровителем проповедников.
Язык его проповедей был чистый, живой, образный. Он умел нарисовать живую картину, захватывающую внимание слушателей, свои разъяснения чередовал прямыми и прочувствованными обращениями. Тонкий психолог, он проникал в тайны душевной жизни человека, зримо рисовал характеры и бичевал пороки с беспощадным реализмом и нередко сарказмом. Слушатели восхищались точностью его характеристик и прямотой обличения. Другой проповедник мог бы столь явной иронией оттолкнуть верующих, но его слушатели знали, что Иоанн язвит ради их исправления и преображения.
Он ревностно заботился о ближних, все у него шло от сердца, и простые люди прекрасно чувствовали его любовь. Много раз ему приходилось защищать бедных и страждущих, умирающих от голода и жажды. Иоанн Златоуст был соучастником народной жизни, он знал ее радости и горести.
Святитель стремился приблизить Библию к жизни своей паствы, показать нравственный смысл Писания. Он комментировал Библию не для богословов, а для рядового слушателя и читателя. Он не давал готовых решений, а приглашал аудиторию пройти вместе с ним, как он сам выражался, «море Писания». Для Иоанна Златоуста слово Божье было основой христианского пути, он говорил: «Кто согласен с Писаниями, тот христианин». Святитель показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека. Объясняя священные книги, он часто делал отступления на современные ему общественные и моральные темы, постоянно подчеркивая связь сказанного в Ветхом и Новом Заветах с духовной жизнью и поступками христианина. Возможно, именно поэтому размышления Иоанна Златоуста не потеряли своей актуальности и в наше время.
Народ хотел его слушать, поэтому Иоанну Златоусту случалось проповедовать изо дня в день. Но он не уставал, служение проповедью было для него в радость, Иоанн Златоуст говорил: «Проповедничество целительно для меня. Лишь отверзаю уста, чтобы обратиться к вам, и всякая усталость меня покидает». Чаще всего великий проповедник изъяснял Писание применительно к повседневной жизни, но случалось ему затрагивать и самые спорные богословские вопросы.
Он толковал как Ветхий, так и Новый Завет. Вслед за Василием Великим изъяснял книги Бытия, Исаию и Псалтирь. Охотно проповедовал на евангельские темы, давал пространные толкования Евангелия от Матфея и от Иоанна. Особенно ценил святого Павла, чувствуя сродство душ. Иоанна Златоуста даже прозвали новым Павлом.
Какое чудо произошло
В 438 году, спустя тридцать лет после смерти великого православного учителя, его святые мощи были перенесены в Константинополь.
Житие святого рассказывает о том, что во время богослужения Патриарх Константинопольский Прокл произносил похвальное слово памяти святителя Иоанна Златоуста, и народ, горевший любовью к святителю и хранящий память о своем наставнике, не дав патриарху докончить слова, начал единодушно просить его обратиться к императору Феодосию II (сыну Евдоксии, по воле которой пострадал святитель Иоанн Златоуст) с просьбой о перенесении святых мощей великого проповедника из Коман в Константинополь.
Прокл, и сам глубоко почитавший Иоанна Златоуста, рад был обратиться к императору с такой просьбой от лица Церкви и народа. Феодосий согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи в Константинополь. Удивительно то, что когда императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли их поднять, чему были свидетелями многочисленные жители города Команы, которые глубоко сожалели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться императорскому указу.
Император Феодосий правильно истолковал происходящее – «именно, что он не с молением, а с повелением послал взять из Коман мощи святого Иоанна», и в полном раскаянии написал послание святителю Иоанну Златоусту, где просил прощения за свою мать Евдоксию и за себя: «…Ныне же к тебе, как к живому, посылаю сию мою собственноручную просьбу и с верою прошу прощения мне и людям твоим. Прости мне дерзновенно предпринятое начинание, покрыв его глубиною твоей мудрости. Ты, учивший всех покаянию, прости кающегося. Как детям, любящим отца, возврати нам отца и обрадуй пришествием твоим любящих тебя. Помимо великой нужды, усердно умоляю тебя прийти к нам, а не повелеваю. Не посрами меня вторично, честнейший отец! Даруй себя желающим тебя видеть: возвратись с миром к себе, и свои примут тебя с любовью…»
Императорское послание прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль.
Святые мощи прибыли в Константинополь 27 января 438 года. Все жители города, патриарх и император торжественно встречали процессию, раку с мощами под песнопения перенесли в церковь Святой Ирины. Когда открыли гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Здесь, припав к святым мощам, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать: «… Прости оскорбившую тебя безрассудным насилием, ибо она раскаялась в сделанном тебе и просит прощения, обращаясь к тебе со смирением моими устами так: помяни, отче, твое учительное слово о непамятозлобии и сам забудь мою злобу. Я хочу восстать от падения, но подай мне руку, ты, говоривший: если кто пал однажды, встань и спасешься…»
Весь день и всю ночь жители города провели около своего учителя, а утром рака со святыми мощами Иоанна Златоуста была перенесена в соборную церковь Святых апостолов и поставлена на патриаршем престоле. По церкви пронесся единый народный вздох: «Прими престол свой, отче!», и все услышали ответ: «Мир всем!»
В 1204 году святые мощи Иоанна Златоуста, вместе с множеством святынь и богатств Константинополя, были похищены крестоносцами и принесены в Рим, где и хранились до 27 ноября 2004 года, когда Папа Римский Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху.
Три вселенских святителя - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. Икона.