Смиренный послушник Божией воли. Преподобный Варсонофий Оптинский
Изнемогая от многочисленных мучительных недугов, преподобный Варсонофий Оптинский принимал всех без отказа. Врачуя телесные и душевные немощи, батюшка направлял на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь.
Однажды к нему привели глухонемого юношу. «Страшная болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного им в детстве», — пояснил старец его несчастной матери и что-то тихо стал шептать на ухо больному.
«Батюшка, он вас не слышит, — растерянно воскликнула мать, — он же глухой...» — «Это он тебя не слышит, — ответил старец — а меня слышит», — и снова стал произносить что-то шепотом в ухо молодому человеку, глаза которого расширились от ужаса, и он покорно кивал головой... После исповеди преподобный Варсонофий причастил страдальца, и болезнь оставила юношу.
«Через два года приезжайте, я вас приму»
За много лет перед тем, когда праведника знали как полковника Павла Ивановича Плиханкова, он пришел в Оптину пустынь за духовным советом к святому старцу Амвросию. Когда преподобный только подходил к скиту, находившаяся в «хибарке» старца одна блаженная неожиданно с радостью произнесла: «Павел Иванович приехали». — «Вот и, слава Богу», — спокойно отозвался Амвросий... Здесь же, в «хибарке», и услышал Павел Иванович поразившие его слова старца: «Через два года приезжайте, я вас приму».
Он выполнил просьбу святого и приехал в самый последний день отпущенного срока, но в живых Амвросия уже не застал. В 1892 г. Павел Плиханков был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита. В течение трех лет каждый вечер он ходил для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. В 1902 г. праведник был рукоположен в иеродиакона, а в начале следующего года — в иеромонаха. За все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал Оптину лишь несколько раз — и то только по послушанию.
…о благодатном старце знала уже вся Россия
С началом русско-японской войны 1904–1905 гг. батюшка поехал на фронт, где исповедовал, соборовал и причащал раненых и умирающих, сам неоднократно подвергаясь смертельной опасности. А в 1910 г., также «за послушание», ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Льва Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которой сковал его сатана».
В 1907 г. Варсонофий стал нести послушание скитоначальника. В это время о благодатном старце знала уже вся Россия. Люди вереницами потянулись в Оптину за исцелением не только телесных болезней, но и истерзанных, истомленных грехом душ. Преподобный обладал даром видеть самые сокровенные помыслы души, что давало ему большие возможности для исцеления человеческих немощей, изгнания бесов.
«Завтра ты придешь ко мне и повторишь все, что я тебе сказал…»
Дар прозорливости Варсонофия особенно проявлялся при совершении Таинства Исповеди. Софья Михайловна Лопухина вспоминала, как она, приехав в Оптину 16-летней девушкой, попала в «хибарку», в которой принимал старец. Преподобный увидел ее и позвал в исповедальню. Там он пересказал ей всю ее жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая точно даты, когда они были совершены, но также называя и имена людей, с которыми они были связаны. А завершив этот страшный пересказ, потребовал: «Завтра ты придешь ко мне и повторишь все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как надо исповедоваться»...
Батюшка предал душу Господу 14 апреля (по н. ст.) 1913 г. В предсмертной болезни преподобный Варсонофий ежедневно причащался Святых Таин. Отказавшись от помощи врача и какой бы то ни было пищи, лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте...».
По материалам блога Церковной православной газеты