25 апреля Радоница - день особого поминовения усопших.

РАДОНИЦА

день особого поминовения усопших

Во вторник второй недели по Пасхе , которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. 
Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». 
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32). 
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших. 
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник. 
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление). Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. (возможно совершение специального чина литии и мирянином)
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. 
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. 
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. 
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. 
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. 
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. 
Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. 
Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. 
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. 
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. 
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст. 
Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. 
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым. 
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. 
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина. 
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. 
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). 
После Литургии нужно отслужить панихиду. 
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Источник: "Православная газета", г. Екатеринбург

 

Радоница – Пасха усопших 

На девятый день после Пасхи приходится Радоница. После Своего воскресения Христос спустился в ад, чтобы вывести оттуда всех праведников в райские обители. Теперь, после искупительной жертвы Христовой, и у нас есть возможность по окончании нашей земной жизни оказаться рядом с Ним. Накануне Радоницы мы встретились с пресс-секретарем Якутской епархии инокиней Евгенией (Сеньчуковой), чтобы узнать, что происходит с душой после смерти, для чего и как нужно молиться за усопших.

- Что есть душа человека?

- Душа — это та часть человека, которая имеет возможность пребывать с Богом после смерти. Мы для того и живем на земле, чтобы подготовить лучшую жизнь для нашей души в вечности. 

- Расскажите про первые сорок дней состояния души после смерти.

- Душа живет по другому времени, поэтому число сорок важнее для живых. Первые три дня после смерти тело человека остается на земле, и душа находится рядом. Затем тело хоронят, и с третьего по девятый день душа созерцает райские обители, а с девятого по сороковой день — ад.

В других преданиях говорится, что душа сразу после смерти в сопровождении двух ангелов (один из них — Ангел-хранитель) проходит воздушные мытарства — двадцать ступеней, на которых ее ожидают испытания по всем греховным страстям. Только потом душа попадает на частный суд к Богу. Учение это древнее, еще первых веков, подробности мы знаем из книги «Мытарства блаженной Феодоры». Мытарства так страшны, что, по преданию, Сама Богородица, чистая и безгрешная, просила Христа, чтобы Он пронес Ее мимо них. 

На каждой ступени душу останавливают бесы и допрашивают о грехах, а ангелы пытаются ее оправдать. Если человек при жизни раскаялся на исповеди, искренне пытался измениться, то он проходит мытарство. А если у него остался грех утаенный, забытый, который он не пытался искоренить, то бесы забирают человека под свою власть.  

В первые дни после смерти нужно усиленно молиться за умершего, чтобы он прошел мытарства. 

На сороковой день душа попадает на частный суд к Богу, на котором Бог будет определять ее дальнейшее состояние - с Ним или в аду. Здесь уже Бог определяет не греховные стремления человека, а соблюдение Его заповедей, искренность, чистоту мыслей...

В конце человеческой истории Господь Иисус Христос опять придет на землю, мертвые воскреснут в обновленном теле, и над ними совершится Страшный Суд. Если на частном суде душа стоит перед Богом один на один, то Страшный Суд происходит перед лицом всего человечества, и его решение уже не изменить. 

- Как выглядят ангелы и бесы?

- Наше тело не чувственно к духовному миру, мы не видим ангелов или бесов в их настоящем облике. Они являются людям в понятном виде: ангел в виде человека, бес — если хочет напугать, то, например, как существо с рогами и копытами, если хочет соблазнить, то как-нибудь привлекательно. В Средние века бесы нередко являлись в виде негров: не из расизма, а потому что не все белые встречали тогда чернокожих, такой образ мог их напугать. 

Нашим предкам, вероятно, бесы являлись под видом домовых, леших, водяных, в дальнейшем ставших фольклорными персонажами. Таким образом диавол хотел препятствовать вере в Единого Бога, заставить людей молиться силам природы, а не ее Владыке и Творцу. 

В наше время бесы могут принять форму инопланетян, тех же домовых, призраков... Человеку является усопший и, например, предсказывает будущее. Чаще всего это ложь, но могут быть и совпадения. Таким видениям лучше не верить. Явления усопших от Бога очень редки, обычно их видят святые. Тем более бесовское нападение — призрак, пугающий или склоняющий на грех!

При появлении такого видения надо помолиться об усопшем и себе. 

- Что нам известно о рае и аде?

- О рае и аде мы знаем из Библии. Рай, Царствие Небесное — пребывание с Богом. Такое состояние доступно человеку еще на земле, когда он молится и исполняет заповеди. Ад - это оставленность Богом. Ад тоже начинается на земле. Если человек здесь не захотел быть с Богом, он не будет с Ним и в вечности. Поэтому Царствие Небесное закрыто для некрещеных и неверующих — у них не было при жизни связи с Богом. В аду мучаются и самоубийцы, потому что в своем грехе не покаялись. 

Мы описываем рад и ад в понятных образах: ад — раскаленная печь, рай — прекрасный сад с благоухающими цветами. У души органов чувств нет, она чувствует чем-то более глубоким. На самом деле ад гораздо страшнее, а рай - прекрасней. В полноте рассказать о блаженстве или мучении души невозможно. Когда люди пытаются пересказать то, что им было чудесным образом дано увидеть в раю или аду, они с трудом подбирают слова. Если перенести адские муки в нашу жизнь, то это страдания всех органов чувств и ума одновременно - омерзительные звуки, тошнотворные запахи, нам было бы постоянно больно, нас мучили бы жар и холод, а самое страшное — человеку в аду не к кому воззвать о помощи, он не может обратиться к Богу. 

В Спасском монастыре в Якутске есть икона Страшного Суда. Там адские муки изображены символично: их реальность неописуема! 

Рай же невыразимо прекрасен. Его мы тоже не можем описать даже приблизительно. 

Современная писательница Юлия Вознесенская в книге-притче «Мои посмертные приключения» так описывала райские обители: она оказывается в уютном, светлом доме, она попадает в храм, где поют ангелы. На девятый день она попадает в ад, где испытывает мучения не только физические, но и душевные, причем они еще тяжелее! Героиня не помнит, кто она и откуда. Души в аду каждый день выполняют нелепую работу — носят камни на дно моря, питаются отбросами, на них кидаются непонятные черные птицы и терзают их... Этот круговорот мучительного и бессмысленного существования уничтожает душу, пока она по молитве живых не вспоминает Бога. 

- Для чего молиться за умерших и как это делать?

- Молимся мы, чтобы облегчить состояние души, которая находится в худшем состоянии, и продолжить общение с душой, пребывающей с Богом. По сравнению с усопшими у нас положение выигрышное: мы можем за них молиться, а они за себя — нет. Души в раю непрестанно общаются с Богом, а ад — это место богооставленности, и мы просим Бога облегчить бытие находящихся там, перевести их, если возможно, в рай. На праздник Троицы, например, читается молитва, в которой поминаются те, кто держатся в аде — им Церковь просит освобождения! 

Если мы точно знаем, что человек святой, то мы молимся не за него, а обращаемся к нему. Часто люди обращаются за помощью к тем, кого Церковь еще официально не прославила, но кто в памяти остался как человек добрый, благочестивый, и есть уверенность, что он спасен. В Якутске многие приходят на могилу владыки Зосимы, несут цветы, зажигают свечи. У людей есть ощущение, что когда они молятся за него, он им отвечает.

Есть свидетельства, что когда совершается панихида на могиле праведника, он сам откликается и помогает. В Москве многие приезжают на могилу убитого пять лет назад священника-миссионера Даниила Сысоева и, молясь о его упокоении, просят и его помолиться о просвещении близких. 

Начинать молиться за усопшего можно сразу после его смерти. Самая простая и короткая молитва об усопшем: «Упокой душу, Господи, раба Твоего (называется имя в крещении), прости ему все согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное». 

На отпевании произносится молитва об отпущении грехов усопшего. Отпевание – напутствие в последний путь. Оно происходит в храме перед погребением, правильнее всего — над гробом с телом (лучше привезти его накануне вечером). 

По возможности по усопшим, особенно в первые сорок дней, читается Псалтирь. Эта молитва помогает человеку проходить мытарства. В Якутии Псалтирь читают даже о некрещеных!

Псалтирь можно читать самостоятельно, а можно заказывать — например, в Покровском женском монастыре. Считается, что монашеская молитва глубже, ведь монахи всю жизнь посвятили Богу.

Есть заупокойные службы - панихида (ее совершает священник на кладбище или в храме) или лития (ее может прочитать любой верующий, она напечатана во многих молитвословах). 

Самая важная молитва за усопших (да и за живых) — церковная, для нее мы пишем записки на Литургию. Священник совершает проскомидию: надрезает просфоры, вынимая из них небольшие частицы в воспоминание о Богородице, святых и затем — наших живых и усопших. Самая большая часть первой просфоры («Агнец») погружается в евхаристическую чашу и прелагается в Тело Христово. В конце богослужения в эту чашу погружаются частицы, вынутые за живых и усопших. Таким образом, те, за кого помолились на проскомидии, соединились с Христовым Телом. И мы, причащаясь, соединяемся с Богом и людьми, которых Он собрал вокруг Себя. 

Записки, Псалтирь, панихида — не механическое действие! Ты попросил других людей помолиться за твоих ближних, но и сам не должен оставлять молитвы.