1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 Голосов)

3 июня день памяти Святых Равноапостольных Царя Константина и матери его Царицы Елены.

 

Святые Константин и Елена жили в конце III и начале IV века. В этот период языческий мир, вооружась против христианства огнем и мечом, помышлял стереть с лица земли самое имя христиан. Указом императора Диоклетиана 23 февраля 303 года приказывалось искоренить христианство со всеми его учреждениями и храмами. Жестокое гонение тогда началось с разграбления и разрушения христианского храма в Никомидии, столице Восточной Римской империи, где было сожжено до 20000 верующих, а затем ужасы гонений охватили Сирию, Палестину, Малую Азию, Египет, Италию. О жестокости гонений современник сообщал «если бы я имел сотню уст и железный язык, то и тогда я не мог бы исчислить всех мучений, какие переносили верующие... железо притуплялось и ломалось; убийцы утомлялись и работали посменно, по очереди...».

Среди кесарей-гонителей христианства появился царственный покровитель церкви в лице Константина-царя, еще при жизни названного Великим Равноапостольным.

Храм святых равноапостольных царей Константина и Елены. Карань.
(Симпсон «Провиантские трудности», фрагмент) Середина XIX века.

Константин родился в 274 году, его родителями были Констанций Хлор, цезарь Западной половины Римской империи, покровительствовавший христианам, и императрица Елена, исповедовавшая христианство. Годы юности Константин провел при дворе императора Диоклетиана, куда он был взят в качестве заложника, хотя и почетного, в обеспечение верности его отца Констанция старшему императору Диоклетиану. После смерти Констанция Хлора, Константин был провозглашен императором Галлии и Британии. Первым делом Константин объявил свободу христианского исповедания в своих областях.

В западной половине Римской империи, в Италийской области, воцарился Максенций, вопреки желанию римского народа. Константин признал его царем в Риме и отправил к нему мирное посольство. Но Максенций не хотел иметь мирных отношений с Константином, желая сам единолично быть самодержцем всех земель и стран Римской области. Укрепившись на престоле, Максенций, проявил во всей полноте присущие ему коварство и корыстолюбие и был омерзителен для всего Рима по своей жестокости и скверному образу жизни. Максенций начал готовиться к войне против Константина.

В 312 году Константин решил предпринять военный поход против Римского императора. Поход представлял трудности неодолимые, войско противника было многочисленнее войска Константина. Максенций надеялся и на помощь своих языческих богов, которых он старался умилостивить щедрыми приношениями, даже человеческими жертвами.

Константин молился Богу, и молитва его была услышана. Царь увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: «Сим побеждай».

икона
Воздвижение Честного животворящего
Креста Господня. Икона

Во сне Константину явился Христос со знаменем и повелел сделать знамя, подобное виденному на небе, и использовать его для защиты при нападении врагов. Константин рассказал о сновидении и приказал мастерам выполнить хоругвь из золота и драгоценных камней, воинам же своим он приказал изобразить Крест на щитах и шлемах. Пораженный дивным видением, Константин решил не почитать никаких других богов, кроме явившегося ему Христа. После трех столкновений, на подступах к Риму, Константин, покрываемый спасительным знаменем креста, нанес Максенцию решительное поражение. Спасаясь бегством, при переправе через реку Тибн, Максенций погиб. Константин с торжеством вступил в Рим и встречен был народом с великой радостью. Сознавая, что эта победа дарована Божественной помощью, Константин водрузил на самом видном месте города священную хоругвь. Став повелителем всей западной половины Римской империи, Константин первым из цезарей указом 314 года объявил подвластным ему народам полную веротерпимость. Вскоре последовал ряд указов, благоприятных для Церкви Христовой: запрещена была казнь на кресте, отменены кровавые игрища в цирке, прекращены языческие жертвоприношения, установлено празднование воскресного дня, этот день становился днем отдыха для свободных граждан и для рабов, сироты приняты были под царское покровительство, священнослужители были освобождены от всяких посторонних должностей и податей. В 323 году Константин стал единодержавным государем всей Римской империи после победы над Ликинием, императором восточной половины империи.

На христиан Восточной империи были распространены те же права, какими пользовались они в Западной. Христианам было возвращено имущество, отнятое во время гонений.

Константин основал новую столицу империи на берегу Босфора, получившую название «град царя Константина» - Константинополь. Храмы, обширные дворцы, водопроводы, бани, театры украсили столицу, она наполнилась сокровищами искусства, привезенными из Греции, Италии и Азии. Константинополь находился между прежними столицами империи - Римом и Никомидией, быстро расцветал и затмил славу и величие пышной Никомидии «великого Рима».

Благоговея перед знамением Креста, Константин хотел прославить «Крест, на котором был распят Христос»; не мог царь оставаться равнодушным и к поруганной «колыбели христианства» - месту земной жизни Иисуса Христа. Намерение императора привела в исполнение его мать, царица Елена. В Палестине все места, освященные евангельскими событиями, подверглись опустошению. Пещера Гроба Господня была засыпана мусором. На холме, насыпанном поверх святой пещеры, построено было капище Венеры.

По указаниям Елены, идольские капища, поставленные на священных для христиан местах, были разрушены и вместо них сооружены святые храмы.

Прекрасные церкви построены были по желанию и на средства царицы в Вифлееме, над пещерой Рождества Христова, и на горе Елеонской - месте Вознесения Господня; храмами украшены были Гефсимания - место успения Пресвятой Богородицы и место явления Бога Аврааму у дуба Мамврийского.

После долгих усиленных поисков и опросов место, где находится Крест Господень, было указано старцем. Оно оказалось под языческим капищем, построенным на холме, покрывавшем пещеру Гроба Господня. По приказанию царицы, капище Венеры было разрушено, святитель иерусалимский Макарий совершил молитву на поруганном месте, после чего приступили к расчистке возвышенности. Материалы разрушенного языческого храма и весь мусор из-под него относились как можно дальше от места погребения Иисуса Христа, чтобы ничто, оскверненное идолослужением, не касалось великой христианской святыни.

Пещера Гроба Господня была найдена и очищена, около нее найдены были три креста и подле них доска с надписью и гвозди. Но как узнать который из них был Крестом Спасителя?! Мимо этого места шла похоронная процессия, святитель Макарий велел ей остановиться. Найденные кресты стали по одному возлагать на покойника, и, когда возложен был Крест Христов, мертвый воскрес.

Царица Елена с благоговением поклонилась Честному Древу и поцеловала его. Многочисленной толпе невозможно было каждому порознь воздать должное почтение обретенному Кресту, и святитель Макарий, чтобы все могли хотя бы издали видеть святыню, благоговейно подняв ее и став на возвышенном месте, совершил воздвижение Креста. Это было первое Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, произошло оно в 326 году. Православная Церковь празднует это событие ежегодно 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

В праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста (день постный) богослужение православной церкви посвящается прославлению Креста Господня, воспоминаниям крестной смерти Спасителя. На всенощном бдении после великого славословия священнослужителями совершается торжественный вынос Креста из алтаря на середину храма и здесь бывает поклонение ему.

Святой крест положен был в серебряный ковчег для сохранения; в Великую Пятницу его выносили из построенного вскоре храма, где он хранился, на Голгофу для поклонения.

Покидая Иерусалим, царица Елена взяла с собою частицу Живоносного Древа в дар сыну своему Константину. Прожив после этого недолгое время, царица Елена скончалась.

икона

По распоряжению царя Константина была украшена пещера Гроба Господня и возле нее построен великолепный храм. Царя заботила и внутренняя жизнь христианской церкви. В те времена церковь потрясали внутренние раздоры. Ересь арианства вела к отрицанию христианства, ариане богохульно учили, что Иисус Христос не есть Бог вечный и безначальный, что он не единосущен Отцу и есть его творение. Константин решил созвать Вселенский Собор, который должен был выступить против главного врага, хульной арианской ереси и рассмотреть другие вопросы по устройству внутренней жизни христиан. Вселенскому Собору властью царя определено было быть в городе Никее, которая тогда была обширным и богатым городом, одинаково хорошо доступным с моря и суши. В городе был обширный императорский дворец и находилось много зданий, где свободно могли поместиться собравшиеся на собор епископы и клирики. Никея располагаласьна расстоянии около сорока километров от Никомидии, резиденции императора.

Константин сделал все, чтобы облегчить путешествие к месту собрания. Содержание прибывших в Никею было принято на счет государства. Всего на собор прибыло 2000 человек.

Собор открылся в июне 325 года в обширной палате царского дворца. Осудив арианство, Собор дал верующим точное исповедание православного учения - Символ Веры.

Символ Веры и сейчас используется в качестве официального исповедания веры во время крещения и при принятии инославных христиан в Православную Церковь. Символ Веры является частью Божественной Литургии, и, повторяя Символ Веры, каждый христианин принимает и обновляет свое крещение и членство в церкви.

Константин жил после собора еще более 10 лет, незадолго до смерти принял крещение. Великий равноапостольный Константин скончался в день Святой Троицы 337 года на тридцать втором году своего царствования, будучи шестидесяти пяти лет от рождения.

храм 
Храм святых равноапостольных царей Константина и Елены.
Село Флотское (бывшее Карань). 
Фото О.Н.Самойловой.

Ныне святые равноапостольные цари Константин и Елена являются молитвенниками за нас у престола Божия. Храм во имя святых Константина и Елены сооружен не позднее середины 15 века. В 1778 году христиане Крыма были переселены в Приазовье. Храм пришел в запустение. После присоединения Крыма к России в Балаклаве и окрестных селах, в том числе и в Карани, был поселен Балаклавский греческий батальон. Церковь была отремонтирована и освящена. Во время обороны Севастополя 1854-1855 г.г. храм был разорен союзниками, отремонтирован и переосвящен в 1856 году. Здание прямоугольное в плане, перекрыто двускатной кровлей. Южная и северная стены имеют по три прямоугольных окна, украшенных треугольными сандриками (карнизами). С западной стороны к зданию примыкает портик из четырех колонн, поддерживающих узкий архитрав и треугольный фронтон. В дореволюционное время в храме хранилась весьма почитаемая икона святых Константина и Елены, принадлежавшая ранее Балаклавскому греческому батальону. В приходе церкви на 1898 г. числилось 197 человек, службу правили священник и пономарь. В 1910 г. в приходе было более 400 человек, состав причта: священник Михайловский Павел, псаломщик Голованенко Матвей, церковный староста Целио Антоний, в 1913 году священником церкви был Михайловский Павел Андреевич, псаломщиком Серафим Павел Иоаннович.

Храм закрыт в 1920-е годы. После Великой Отечественной войны здание храма использовалось как клуб и кинозал. Храм возобновлен в 1990-е годы стараниями архимандрита Августина.

В настоящее время богослужение проводится по воскресеньям с 8.00, в субботу с 16.00. Настоятелем храма является иерей Георгий (Дарий).

Е.Н.Гавришева, зав. сектором Филиала «Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 г.г.»

Константин и Елена: в поисках мощей святых императоров

Император Константин и царица Елена были канонизированы христианской Церковью как равноапостольные святые, а выражения «новый Константин» и «новая Елена» стали нарицательными, применяемыми по отношению к выдающимся историческим деятелям, посвятившим свою жизнь утверждению и распространению христианства. Именно так  в Византийской империи величали императора Юстиниана и царицу Феодору, а на Руси - великого князя Владимира, крестителя Руси, и великую княгиню Ольгу, при крещении получившую имя царицы Елены. Едва ли можно найти исторических деятелей, сыгравших столь же огромную роль для становления христианской цивилизации, в связи с чем они и почитаются всем христианским миром.  Но сохранились ли хоть какие-то останки святых равноапостольных Константина и Елены  до наших дней и  где они находятся в современной Европе?

В 337 году император Константин в последний раз отпраздновал Пасху в Константинополе, принял святое крещение в Никомидии и скончался на 65-м году жизни и на 32-м году своего царствования в день Пятидесятницы – день основания христианской Церкви.  Тело равноапостольного Константина из Никомидии было торжественно перенесено в Константинополь и положено в его величественной Апостольской церкви. Этот храм святых Двенадцати Апостолов был построен по проекту самого императора в самом центре города в качестве одного из главных храмов столицы. По замыслу Константина, он был предназначен для хранения святых мощей апостолов Христовых,  а также для императорской усыпальницы. Его  подробное описание было сделано Евсевием Кесарийским в хронике «Жизнь блаженного василевса Константина», в которой он пишет: «Именно в этом храме он приготовил сам себе место на случай своей кончины, чрезвычайной силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских, и желая даже после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возноситься в честь Апостолов. Итак, соорудив там двенадцать ковчегов, как бы двенадцать священных памятников, в честь и славу лика Апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских» (Книга 4, глава 60). В Апостольской Церкви мощи святого императора Константина, как и останки других византийских императоров, покоились более 1000 лет, пока в  1453 году не произошло завоевание Константинополя турками, после которого по приказу  султана Мехмеда II храм святых Двенадцати Апостолов был уничтожен вместе со всеми хранящимися в нем святынями и реликвиями. На его месте в центре города была построена огромная мечеть Фатих Джами – мечеть Завоевателя, в которой впоследствии был возведен мавзолей самого Мехмеда II. И с тех пор, никаких сведений о местоположении останков императора Константина Великого нет, что является огромной потерей для всего христианского мира.

Мощи святой императрицы Елены могла и должна была постигнуть та же самая участь, что и останки всех находившихся в усыпальнице Апостольской церкви византийских императоров, но этого, благодаря определенным обстоятельствам, не произошло. Царица Елена скончалась по одним сведениям в 327, по другим - в 330 году в своем императорском дворце либо в Никомидии, либо в Трире. Поскольку Константинополь к этому времени еще не был основан,  останки царицы Елены были перенесены в Рим и похоронены в построенной Константином императорской усыпальнице на Лабиканской дороге при базилике Святых Маркеллина и Петра (Santi Marcellino e Pietro).  А через несколько лет, останки царицы Елены, или их часть, были перенесено в новую столицу Константинополь и положено в императорской усыпальнице храма Двенадцати Апостолов. Далее же последовала продолжительная история распространения частей мощей святой царицы Елены по самым разным странам и Западной, и Восточной Европы. Так, согласно сохранившимся в католическом предании сведениям, в XII веке по приказу папы римского Иннокентия II, часть мощей царицы Елены была перенесена в римскую базилику Пресвятой Богородицы «на жертвеннике» (Santa Maria in Aracoeli). Эта церковь была возведена в VI веке на вершине Капитолийского холма, где по легенде тибурская сивилла Альбунея предсказала императору Августу приход Мессии. Мощи царицы были положены в порфировой гробнице в приделе Святой Елены, слева от главного алтаря церкви, где они выставляются для поклонения и в наше время.

Другая часть мощей святой Елены была похищена в IX веке монахом Теджисом, получившим от них чудесное исцеление, и была помещена им во французском монастыре Святого Петра в Овилье у Реймса. Там святые останки хранились вплоть до начала XIX века, и за это время прославились на всю Европу происходящими от них многочисленными чудесами, превратив Овилье в один из известных паломнических центров. Во время Французской революции и начавшихся гонений на Церковь, один из монахов обители Овилье, зная, что в нее направлен отряд, получивший приказ разрушить монастырь и конфисковать монастырское имущество, перенес святыню в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в XIX веке мощи царицы Елены были переданы рыцарям Святого Гроба Господня, которые положили их в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Saint-Leu-Saint-Gilles). Это - старинный французский храм XII века, посвященный святым мученикам епископу Лё и отшельнику Жилю, в котором рыцари Святого Гроба проводили ежегодные собрания. Мощи царицы Елены были положены в раку под алтарем вместе со всеми документами, сопровождавшими их в течение семи веков, подтверждающими их перенесение еще в IX веке из Рима. Там они  хранятся и в настоящее время, причем их нахождение в этой парижской церкви было обнаружено совсем недавно - в самом конце XX века.  На протяжении долгого времени рака со святыми мощами находилась высоко над главным престолом  храма; но после того, как она была обнаружена и к ней потянулись паломники,  под ним была устроена специальная крипта для хранения мощей святой царицы.  28 сентября 1997 года - на следующий день после праздника Крестовоздвижения – в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль перед мощами святой Елены был совершен первый за последние девять веков православный молебен.

Еще  одна часть мощей святой царицы Елены – её святая глава – на протяжении веков хранится в старом немецком городе Трире. Некогда он был одним из главных городов страны: при императоре Диоклетиане он стал одной из четырех столиц Империи, а при Константине - на целое десятилетие столицей объединенной Римской империи. В Трире Константином и Еленой был построен Кафедральный собор Святого Петра  - старейший собор на территории Германии, основанием для которого послужил дом святой Елены, пожертвованный ею христианской общине города. Именно в Трир в 326 году царица Елена привезла часть обретенных ею в Иерусалиме христианских реликвий, что превратило город в один из центров общеевропейского паломничества. По сведениям служителей Трирского собора Святого Петра, в 1356 году ему была передана глава святой императрицы Елены императором Священной Римской империи Карлом IV, и тех пор эта святыня хранится в реликварии Трирского собора вплоть до наших дней. Наконец,  небольшие частицы мощей святой царицы Елены находятся в самых разных храмах и монастырях Греции - на Афоне, Кипре, Крите, Лесбосе, Хиосе...

Так, если о нахождении мощей или каких-нибудь частей останков святого императора Константина до сих пор ничего не известно, то святые мощи императрицы Елены, напротив, сохранились и оказались разбросанными по разным странам Европы. Причем по городам, действительно  имеющим отношение к ее жизни, которые могут быть объединены единым паломническим маршрутом, проходящим через Италию, Германию, Францию  и Грецию – паломнический путь «по городам святой Елены».

Елена Малер-Матьязова

10 фактов о святых Константине и Елене

Отказавшись от язычества, Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. 

1. Святые равноапостольные Константин и Елена – не муж и жена, а сын и мать.
2. Святой Константин крестился в самом конце своей жизни.

В 4 веке был распространён обычай откладывать совершение таинства на неопределенное время, в расчете с помощью крещения, принятого в конце жизни, получить отпущение всех грехов. Император Константин, как и многие его современники, последовал этому обычаю.

В начале 337 года он отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Но, почувствовав себя хуже, велел перевезти себя в Никомедию и в этом городе на смертном одре крестился. Перед смертью, собрав епископов, император признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь.

10 фактов о святых

3. Императрица Елена была простого рода.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии, ставшем цезарем Запада Римской империи. В начале 270-х годов она стала его женой.

4. Римско-католическая церковь не включила имя императора Константина в святцы, однако западные епископы опирались на его авторитет при попытке получить верховную власть в Церкви и в Европе вообще.

Основанием для подобных притязания был «Константинов дар» — подложный дарственный акт Константина Великого римскому папе Сильвестру.

В «грамоте» значится, будто бы Константин Великий, при крещении его папой Сильвестром и при исцелении от проказы, которой был поражён перед этим, подарил папе знаки императорского достоинства, латеранский дворец, город Рим, Италию и все западные страны. Свою же резиденцию перенёс в восточные страны на том основании, что главе империи не подобает жительствовать там, где пребывает глава религии; наконец, римскому папе предоставил главенство как над четырьмя кафедрами – Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Константинопольской, — так и над всеми христианскими церквами во всей вселенной.

Факт подлога доказал итальянский гуманист Лоренцо делла Валла в сочинении «О даре Константина» (1440 г.), опубликованном в 1517 Ульрихом фон Гуттеном. В Риме совершенно отказались от этого документа лишь в XIX столетии.

5. Император Константин легализовал христианство, однако государственной религией его не делал.

В 313 году император Константин издал Миланский эдикт, провозглашавший религиозную терпимость на территории Римской империи.  Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».

В соответствии с этим эдиктом, все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам, и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

Мнение ряда ученых, что Миланский эдикт провозгласил христианство единственной религией империи не находит, согласно точке зрения других исследователей, подтверждения как в тексте эдикта, так и в обстоятельствах его составления.

05

6. Праздник Воздвижения Креста Господня появился в церковном календаре благодаря деятельности святых Константина и Елены.

В 326 г., в возрасте 80 лет, царица Елена отправилась на Святую землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя.  Она предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест.

Воздвижение – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало этот праздник одним из самых торжественных в году.

7. На Святой земле благодаря императрице Елене был построен ряд храмов.

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий.

  • на Голгофе — Храм Гроба Господня;
  • в Вифлееме — базилика Рождества Христова;
  • на Елеонской горе — церковь над местом Вознесения Христа;

Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

  • в Гефсимании — церковь Святого Семейства;
  • в Вифании — церковь над гробницей Лазаря;
  • в Хевроне — церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
  • у Тивериадского озера — Храм двенадцати апостолов;
  • на месте вознесения Илии — храм во имя этого пророка;
  • на горе Фавор — храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
  • у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины — церковь, посвященная Богородице, и башня для монахов.

8. Город Константинополь (ныне Стамбул) был назван в честь святого Константина, который перенёс туда столицу Римской империи.

Отказавшись от язычества, Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь.

9. Имя святых Константина и Елены носит один из старейших болгарских курортов на побережье Черного моря. Расположен он в 6 километрах к северо-востоку от города Варна.

В дополнение к привычным развлекательным центрам, гостиницам и спортивным сооружениям на территории комплекса находится часовня, которая когда-то была частью монастыря, построенного в честь императора Константина и его матери императрицы Елены. Еще до болгар это побережье населяли греки. Вся близлежащая местность была колонией Византийской империи и носила название Одессос.

10. Остров святой Елены, на который был сослан Наполеон Бонапарт, также назван в честь матери святого Константина. Он был открыт португальским мореходом Жуаном да Нова во время путешествия домой из Индии 21 мая 1502, в день памяти этой святой.

Португальцы застали остров необитаемым, на нём было в достатке свежей воды и древесины. Моряки завезли домашних животных (в основном коз), фруктовые деревья, овощи, построили церковь и пару домов, однако постоянного поселения они не основали. С момента открытия остров стал критически важным для кораблей, возвращающихся с грузами из Азии в Европу. В 1815 году остров Святой Елены стал местом ссылки Наполеона Бонапарта, который скончался там в 1821 году.

Остров находится во владении Великобритании, однако небольшая его часть – два дома, где жил Наполеон, и долина, где он был похоронен, – принадлежат Франции.

Молитвы святым

Молитва святым равноапостольным царю Константину и матери его царице Елене

Память: 6 / 19 марта,  21 мая / 3 июня

Святой равноапостольный царь Константин Великий и его мать Елена молитвенные покровители государевых людей и политиков, к ним обращаются за помощью в борьбе с маловерием и ересями, просят вразумить людей, попавших в секты. Они покровители миссионеров и священников, им молятся в бедах и нуждах приходов и храмов.

Равноапостольная царица Елена Константинопольская и царь Константин. Икона

***

Тропарь равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарне восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков. 

***

Молитва равноапостольной царице Елене

Молитва равноапостольная царице Константинопольской Елене.  Она - мать царя Константина. Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере, и через это постепенно весь римский мир стал христианским. Вторая заслуга царицы Елены - воздвижение Креста Господня и строительство ныне именитых храмов  на Святой Земле. Святая Елена покровительница церковного клира, храмоздателей, благотворителей и миссионеров. Ей молятся о даровании и укреплении веры в детях и сродниках, о даровании родительской ревности воспитания детей в вере, о вразумлении иноверцев и сектантов. Ее молитвенно поминают вместе с равноапостольным сыном Константином.

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.