4 апреля день памяти преподобноисповедницы Софии Киевской

…Наша юная обитель, такая убогая, такая немощная, как гнездо слабых ласточек на чужом окне, под чужою кровлею.

Жива она чудом Божиим, хранима, поддерживаема и утешаема любовью Того, Кто Сам есть Любовь истинная.

Из письма С. А. Нилусу послушницы православной общины «Отрада и Утешение» Марии, написанного по благословению матушки Софии (Гриневой)

24 марта по старому стилю (4 апреля по н. ст.) день памяти киевской святой – преподобноисповедницы Софии.

Жизнь преподобноисповедницы Софии (Гриневой) была определена Богом с самого начала. Он призывал ее на монашеский подвиг.

София Евгеньевна Гринева родилась в 1873 году в семье дворян Тульской губернии Евгения Ивановича и Лидии Дмитриевны Гриневых. Она была самым старшим ребенком в семье. После нее у супругов родились еще двое детей: дочь Мария и сын Борис. Отец работал в Тульском окружном суде секретарем. Неожиданно семью Гриневых постигла страшная трагедия. В одной из командировок по уезду Евгений Иванович простудился и в три дня «сгорел» от воспаления легких. Мать осталась вдовой в 26 лет. Семья оказалась на грани нищеты. Потому детей разобрали родственники с маминой стороны. «Жили мы по чужим семьям, пока мать со временем не оправилась от потери отца и огляделась в обстоятельствах своей жизни, – напишет позже игуменья София в своей автобиографии следователю ЧК, находясь в заключении. Монастырская жизнь с ранних лет окружала будущую игуменью. Бывшая гувернантка их семьи стала игуменьей Евгенией. Одно время дети Гриневы практически жили у нее в монастыре. Впечатлительная Соня по возвращении домой часто любила в детских играх вспоминать увиденное в монастыре. Она надевала длинную пелерину и, изображая настоятельницу, становилась на возвышение. Младшие сестра и брат ей «кадили», используя для этого привязанные на нитках катушки. Благочестивая «игуменья» усердно их благословляла, а те почтительно ей кланялись.

С 16 лет Соня проживала у тети и бабушки по маминой линии в Калужской губернии невдалеке от Оптиной пустыни. Юная девушка всем сердцем полюбила этот славный монастырь, став духовной дочерью его старцев.

Однажды, когда она вместе с родственниками молилась в одном из храмов Оптиной пустыни, батюшка-старец по окончании Божественной литургии вышел благословлять народ. Повернувшись в ту сторону, где стояла София, он попросил пропустить игуменью. Все с недоумением смотрели по сторонам, а потом поняли, что батюшка зовет Соню. Девочка приложилась к кресту, а прозорливый старец, гладя ее по голове, пророчески предрек: «Какая игуменья будет!»

В те же дни один схимник, живший уединенно в лесу, неподалеку от Оптиной, молча поклонился в ноги Софии.

Ее родная сестра Мария вспоминает следующий случай из их детства. Однажды, когда Соня вместе с мамой находились на молотьбе хлеба, к ним подошла калека-крестьянка и обратилась к матери: «Ты свою дочь замуж не выдавай. Я сегодня сон видела. В иконостасе вместо Божьей Матери была твоя дочь».

Уже в студенческие годы с ней произошел следующий случай. Снежной, суровой зимой София пошла темным вечером через лес. Вдруг к ней подбежал огромный волк и остановился. Она рассказывала, что у нее не было сомнения, что погибнет. Девушка широким крестом перекрестила волка и начала читать молитву. Волк стоял и будто слушал, потом медленно начал отходить к оврагу. В то страшное мгновение, надеясь лишь на помощь Господню, Соня дала обет посвятить себя Богу.

Но юность есть юность. Энергия, жажда жизнь, поиск новых впечатлений – все это захватило молодую Соню, когда она по окончании гимназии поступила в Киевскую консерваторию по классу пения. У нее был необычайно красивый голос. И преподаватели, и однокурсники восхищались ее даром. Прочили блистательное будущее оперной певицы. В студенческие годы Соня была очень жизнерадостной девушкой. Ее можно было увидеть на балах и музыкальных вечерах. Но в душе ее, созданной Господом для монашеского подвига, очевидно, в тот период проходила сильнейшая борьба. У Софии неожиданно для ее подруг менялось настроение, она прекращала выезды в свет, старалась больше бывать в храме, усердно молилась Господу. Но возраст брал свое, и на смену молитвенному настрою приходили беззаботность и юношеский пыл. Однако Господь не забывал Свою избранницу, которой Он предназначил идти совсем иным путем.

Молодая оперная певица заболевает гнойной ангиной в тяжелой форме. Эта болезнь полностью перечеркивает ее сценическую карьеру. Она едет к одной своей подруге, которая приняла иноческий сан, в Свято-Троицкий женский монастырь. Там болезнь обостряется, София оказывается на грани жизни и смерти. Врачи говорят, что нет никакого шанса на выздоровление. Девушка полностью теряет голос и находится при смерти. К ней приходит батюшка, чтобы причастить умирающую Святых Христовых Тайн. На «глухой» исповеди она плакала на груди у священника. После Причастия почти сразу уснула … А наутро проснулась исцеленной! В одной из первых фраз, которую она сказала, была просьба отслужить благодарственный молебен. После этого великого чуда София уже с пути не сворачивала.

Она становится послушницей Свято-Троицкого монастыря, а через некоторое время настоятельницей общины «Отрада и Утешение», названной так в честь иконы Божьей Матери с подобным именованием. Община образовалась в Калужской губернии на берегу реки Оки вокруг заброшенного храма Иоанна Милостивого, пребывавшего на ту пору в плачевном состоянии. Сестры общины жили очень бедно, часто голодали. Земля, на которой они поселились, не принадлежала им, и в любой момент их могли выгнать оттуда. Но все же они всеми своими силами старались не унывать, но возрождать полуразрушенный храм и спасаться молитвами, терпением и трудом. Сестры обители вспоминают, что в том, что община не разрушилась, но, наоборот, процвела и расширилась, во многом заслуга настоятельницы Софии. Она поддерживала в сестрах с Божьей помощью молитвенный настрой и старалась развивать в них всецело упование на волю Божью. Труды ее не прошли даром. Она управляла общиной «Отрада и Утешение» больше десяти лет. За это время численность сестер достигла 150 человек. Был полностью восстановлен храм святого Иоанна Милостивого, в нем начали проводить богослужения. За церковью закреплялся штатный постоянный священник. И, наконец, сестры перестали бояться за свое будущее. Решением Святейшего Синода земля, которой пользовалась община, передавалась ей в собственность.

Труды настоятельницы не остались незамеченными. Жизненный путь матушки Софии пересекся с путем митрополита Киевского Флавиана. К тому времени одной из крупнейших обителей Украины – Киевскому Свято-Покровскому женскому монастырю  требовалась игуменья. Проницательный пастырь Владыка Флавиан понял, что матушка София как нельзя лучше подходит для этого богоугодного дела. Указом Святейшего Синода от 28 декабря 1912 года она назначается настоятельницей Киево-Покровского монастыря, а 16 января 1913 года ее постригают в монахини в Петроградском Воскресенском женском монастыре. В той же обители на следующий день ее возводят в сан игуменьи.

 

 Покровская обитель в Киеве

Несколько слов о самой обители. Она основана по предсказанию блаженного Феофила Киевского, подвижника Киево-Печерской Лавры, который приходил на уединенные холмы, где в будущем расположился монастырь, для молитвы. И здесь хозяину усадьбы он предрек, что на этих холмах будет монашеская обитель, а основательницей ее станет Царственная особа. Спустя десятилетия предсказание сбылось. Великая княгиня Александра основала в 1889 году здесь Свято-Покровский монастырь, приняв тайный иноческий постриг с именем Анастасия. Главными направлениями деятельности монастыря (помимо основных – монашеских) стали забота о паломниках и больных людях. На территории обители создается несколько больниц, в которых оказывается бесплатная медицинская помощь. Матушка Анастасия часто сама ухаживает за больными и даже ассистирует хирургам, подавая тем самым пример доброделания и милосердия. За это она и была прозвана Матушкою Великою и после смерти сподобилась канонизации в чине святых преподобных.

Игуменья София с присущей ей энергией продолжила дело своей предшественницы. Она управляла монастырем десять лет  – с 1913 по 1923 год. И это были самые тяжелые годы в истории обители. Первая мировая война, революция, богоборчество. В годы войны и революции сестры обители под руководством игуменьи беззаветно служат раненым в больницах Свято-Покровского монастыря, параллельно пытаясь спасти обитель от вандализма и разрушения. Но в 1923 году с помощью обновленцев коммунистическая власть ликвидирует монастырь. А саму игуменью в 1924 году арестовывают на полтора месяца. В 1928 году ее снова предстоит заключение, во время которого она тяжело заболевает гнойным воспалением челюсти. Еще раз матушку Софию арестовывают в начале 30-х. Она показывает удивительную силу духа и глубину христианского смирения. Так, преподобноисповедница в своей автобиографии, написанной по приказу следователя, рассказывает: «…Я, как человек ограниченный, не могла вполне отвечать тому идеальному образу христианки-монахини… и думаю, что за сие самое несоответствие христианскому идеалу я и стою ныне перед Вами – земным судией моим по суду и воле высшей Правды Божией…»

В 1932 году игуменью Софию освободили, лишив права проживания в крупных городах и оставив пожилую больную женщину практически без средств к существованию. Она скиталась и очень сильно нуждалась.

Но Пресвятая Богородица не оставляла монахиню своим попечением. Последние годы жизни она провела в подмосковной деревне Покров возле Свято-Покровского храма. Мне кажется, это промыслительно…

Пречистая Дева Мария распростерла омофор над своею святою соратницей.

В последние годы жизни матушку Софию постригли в схиму. Но обстоятельства этого священнодействия неизвестны. Умерла она от  бронхиальной астмы. Очевидцы ее кончины так описывают смерть преподобной: «С утра она чувствовала себя не хуже обычного. Она попросила одну из любимых ею книжек и, отправив бывших при ней детей, осталась одна… Из соседней комнаты было слышно, как она переворачивала страницы книжки, и вдруг она закашлялась. Ей стало трудно дышать… Это продолжалось три часа… Дыхание становилось все труднее, все реже, глаза были ясные, все понимающие, они смотрели на иконы, потом она перевела их в другой угол на любимый образ, потом быстро и крепко закрыла их и больше эти дорогие глазки уже не открывались…»

Матушка София не дожила полгода до возобновления деятельности Киево-Покровского женского монастыря, вновь открывшегося в октябре 1941 года.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 августа 2012 года схиигуменья София (Гринева) причислена к лику местночтимых святых исповедников Киевской епархии. Память ее – 24 марта ст. ст. (4 апреля н. ст.) – день кончины. 28 апреля ст. ст. (11 мая н. ст.) – обретенье мощей.

Сегодня ее мощи почивают, как и мощи преподобной Анастасии Киевской, в Свято-Никольском соборе Свято-Покровского женского монастыря города Киева.

…Молюся душой безмятежною –
Да будешь ты в царстве Христа
Одетая ризою снежною,
Прекрасна, блаженна, чиста.
За скорби получишь наградою
Два огненно-светлых крыла,
Исполнена Божьей отрадою,
Ты будешь вся – свет, красота!

Это стихотворение написала преподобноисповедница София. Называется оно «Умирающей монахине». Наверное, строки оказались пророческими. По крайней мере, по отношению к ней.

Иерей Андрей ЧИЖЕНКО