Уважаемая редакция «Церковной православной газеты»! Недавно я узнала о таком празднике, как Собор святых Киевской духовной академии. Хотелось бы на страницах газеты прочитать историю установления этого праздника, а также список святых, составляющих этот Собор, и увидеть их икону.

 

Анна Розанова,
г. Ромны Сумской области

Простите, что начну отвечать на вопрос с общих рассуждений. Это для того, чтобы ответ был понятен не только церковным людям, но и нецерковным.

Святость начинается там, где мы отрекаемся от своей слабой, склонной больше ко злу, чем к добру, воли, от своих недобрых желаний. Быть святым — это, в первую очередь, быть человеком. В жизни постоянно возникают ситуации, когда многие люди поступают ниже своего человеческого достоинства — обманывают, воруют, блудят, гневаются и т. д. И даже под видом борьбы за гуманность, справедливость, свободу, равенство, братство человек часто стремится оправдать и как бы узаконить свои низменные грехи и страсти, обезличивающие его, а в большинстве случаев — превращающие в зверя, для которого нет ничего святого.

Парадокс, но чем выше положение занимает человек в современном обществе, тем больше ему приходится врать, изворачиваться, цинично обманывать, проявлять гнев, вольно или невольно предавать самых близких людей, чтобы достичь хоть какого-то результата в своей деятельности. Существует даже такая поговорка: «Хочешь жить – умей вертеться». Это не голословные обвинения. О воровстве, коррупции, самой вопиющей безнравственности, несправедливости и жестокости в высших эшелонах власти круглые сутки говорят средства массовой информации. Это происходит не только в Украине, но и в других странах мира. Но сколько об этом ни говорят, воз и ныне там.

Что делать? Государственные чиновники предлагают ужесточить борьбу с воровством и коррупцией при помощи законов. Но разве пчелы откажутся от меда? Чиновники принимают законы с десятками лазеек, благодаря которым их можно обойти. В результате создается лишь видимость исполнения закона.

Единственная альтернатива разрастающемуся подобно раковой опухоли беззаконию, как свидетельствует двухтысячелетний опыт Православной Церкви, — приобщение к идеалу святости. Не случайно каждый день Церковь празднует память не менее десятка, а то и сотен святых.

Традиционно школами святости принято называть монастыри. Действительно, интенсивный ритм молитвенной и постнической жизни в монастырях позволяет тем, кто без лени здесь подвизается, быстро приближаться к идеалу святости. Но школами святости должны быть не только монастыри, а и каждый приходский храм и тем более — каждое духовное учебное заведение, которое готовит будущих пастырей Церкви Христовой. По сути своей, каждый пастырь призван и сам являть собой образец святости, быть учителем святости для других людей.

Именно поэтому, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, в 2012 г. была написана икона Собора святых Киевской духовной академии и установлено празднование в их честь — 9 ноября, в день памяти покровителя Киевских духовных школ преподобного Нестора Летописца.

Собор святых КДА включает в себя 48 имен. Это всем хорошо известные святители XVII–XIX вв. — Петр Могила, Димитрий Ростовский, Иннокентий и Софроний Иркутские, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, Георгий Конисский, Иоанн, Павел и Филофей Тобольские, Арсений (Мациевич) Ростовский, Иннокентий (Борисов) Херсонский, Филарет (Амфитеатров) Киевский, Антоний (Смирницкий) Воронежский, Мелетий (Леонтович) Харьковский, Феофан Затворник и преподобный Паисий Величковский. Также на иконе изображен преподобный Нестор Летописец — как покровитель Киевских духовных школ.

Более половины Собора святых — это новомученики и исповедники ХХ в. Их сонм возглавляет выпускник КДА митрополит Киевский — священномученик Владимир (Богоявленский). Затем идут священномученики митрополит Одесский Анатолий (Грисюк); архиепископы Рижский Иоанн (Поммер),  Астраханский и Царевский Митрофан (Краснопольский), Костромской и Галичский Никодим (Кротков), схиархиепископ Антоний (Абашидзе); епископы Винницкий Амвросий (Полянский), Кинешемский Василий (Преображенский), Вяземский Макарий (Гневушев), Ананьевский, викарий Одесской епархии Парфений (Брянских), Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский); архимандрит Матфей (Помаранч); протоиереи Георгий Извеков, Димитрий Игнатенко, Леонтий Гримальский, Неофит Любимов, Петр Павлушков, Петр Чельцов, Сергий Правдолюбов, Виктор Еланский, миряне Николай Фетисов и Владимир Правдолюбов.

В Собор святых выпускников Киевской академии входят и те, кто был прославлен другими Поместными Церквами. Это священномученик Кирион (Садзаглишвили), католикос-патриарх всей Грузии, священноисповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский, канонизированный Сербской Православной Церковью; святитель Рафаил (Хававини), епископ Бруклинский, канонизированный Православной Церковью в Америке, и священномученик иеромонах Константин (Политанский), прозванный Новым, канонизированный Константинопольской Церковью.

Надеемся, что обновленная после долгих лет гонений Академия продолжит выпускать не только ученых мужей и богословов, но и святых людей, благодаря молитвам которых будет процветать наше Отечество, ибо тогда идеалом наших граждан станет не материальное благосостояние, а духовное совершенство, по заповеди Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и все остальное приложится вам» (см.: Мф. 6: 33).

Архимандрит Маркелл (Павук)