10 июня праздник Луганской иконы Божией Матери.

bogoroditsaВ Луганске сохранилось предание о явлении Богородицы диакону Филиппу. На его могиле построена Часовня, около могилы установлена часть дерева, которую он на глазах у неверующих комсомольцев претворил в камень. Луганский митрополит Иоанникий благословил написать житие старца Филиппа Луганского. Были моменты, когда старца готовили к канонизации. Но что-то дело стоит на месте. Кем был на самом деле диакон Филипп? В народе говорят о нем разное. Но Луганская икона Божьей Матери написана по его почину. Если кто имеет какую информацию, просьба сообщить на сайт. Публикуем основное из известного официально. Верить или не верить этому дело каждого, но факт, что в Луганске есть такая история интересен.vjVzE6Hd-_E

В июне (13,14 и 15 – как заповеданоотцем Филиппом) празднуется явление Божией Матери в городе Луганске, которая явилась старцу Филиппу трижды последовательно одна за другой, обозначив своим шествием крест над городом. При этом она являлась каждый раз в разных возрастах (40 лет, затем 60-ти и 18 лет).

В честь этого явления был написана икона-исторический образ и названа Филиппом «Ведение во сне юго Западная Трех Личная Божия Матер.» Эта икона до конца жизни старца находилась в его келии. Еще при жизни старца она была сфотографирована и размножена.

И так, сразу после полуночи, т.е. это было уже 1 июня (ст. стиль) 1905 года, Филипп удостоился видеть явление Приснодевы Марии, которое началось тем, что он увидел Царицу Небесную скороходящую в небе, явившуюся в возрасте около 40 лет. Она прошла путь в направлении с Запада на Восток вместе с девами, приклонившими перед нею свои главы.

Филипп стал вслух читать молитву «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», осеняя себя крестным знамением. При этом каждое произнесенное им сло­во золотыми буквами писалось на небе. На этом первое действо завершилось.

Затем он вновь видит Царицу Небесную в возрасте примерно 60 лет, идущую теперь в направлении с Юга на Север, завершив образ крестного знамения над городом. В этот раз Она шла в сопровождении монашеского чина с хоругвями в руках, впереди которых шел монах со светильником*. Монахи при этом пели: «Пресвятая Богородице Луганская спаси нас и покрый нас Пресвятым Твоим белым покрывалом…»

В это время враг рода человеческого стал мешать этому шествию, создавая шум и бросая камни. Тогда Матерь Божия, сложив крестообразно руки на груди, со скорбью обратилась к Сыну Своему, и Господь не замедлил о помощи: невидимой рукой стала воздвигаться кирпичная стена, которая отгородила их от нечисти.

После этого второе видение исчезло.

В этом впереди-идущем монахе отец Филипп узнал юродивого по имени Марочка (был жив вплоть до 50-х годов нашего столетия), который постоянно сидел у храма и просил копеечк; больше копейки никогда не брал.0_ffc1_43f5c664_L

И сразу же возникло третье — Дева Мария в образе 18 лет предстала в белом одеянии с непокрытой головой. Увидев смущение старца, она тот час же покрыла голову и руки белым покрывалом, оставив только лицо. Под ее ногами образовалось подобие облачка. Затем она сказала ему: «Филипп, во­лею Сына Моего ты приведен в этот город на служение Богу и людям. С это­го дня благодать и помощь моя будет пребывать с тобою. Ты будешь помо­гать людям, молитвами своими будешь изгонять бесов и исце­лять людей. Заступничеством Моим тебя никто не тронет. А день сей явления моего граду Луганскому помни и учи всех чтить его три дня как Пасху.

О граде же сем скажу, что к концу мира на­речется он Царьград-Святоград Луганский, определено ему быть городом славы Моей, небесным Царьградом. И многие люди бу­дут промыслом моим съезжать­ся сюда со всех уголков Земли сами не зная зачем. Помощь Моя и благословение пребудут тогда с ними в День Судный».

После этого Цари­ца Небесная благословила Фи­липпа на служение людям, а также показала ему разные травы и что-то рассказывала при этом. На этом всё явление завершилось.

Многие, кто знал и часто бывал в келье у старца, вспоминают его слова о том, что на месте его могилы выйдет треугольный камень и силы небесные сойдут на него; а также что придут иноземцы, поклонятся и прославят Богородицу Луганскую и будет крестный ход с «моей иконой Божией Матери» вокруг города.

После успения диакона Филиппа (22 ноября 1956 года) по его завещанию была сделана гробница (по его же чертежу), в которой была устроена ниша для иконы Богородицы Луганской. Эта фотография трехличной иконы Божией Матери находилась более 40 лет в нише памятника за неугасаемой лампадой…

Считалось, что после смерти старца икона была безвозвратно утеряна. Однако по счастливой случайности или волею судьбы ее удалось найти съемочной группе телеканала ЛОТ, которая приехала в г.Александровск снять фильм про старца для цикла передач «Губерния».

«Я считаю, что это случайность или благословение Филиппа, ведь во всех источниках пишут, что она пропала. Это просто счастливый случай, что мы ее нашли», – поделилась своими впечатлениями о находке журналистка Елена Руни. И как еще оценить тот факт, что, приехав в Александровск, чтобы посетить церковь, где Филипп служил дьяконом последние годы жизни, первым человеком, которого встретила съемочная группа, оказалась бабушка, которая сама видела и помнит старца.

Восстановить след пропавшей иконы удалось не сразу. Однако, на удивление, поиски вскоре увенчались успехом. Как оказалось, икона вовсе не пропадала, как пишут об этом все источники, ее просто спрятали от людей и все это время хранили, ожидая особого случая.

Как рассказала Елена Руни, которой посчастливилось собственными глазами увидеть древнюю икону, она представляет собой тоненькое, ветхое полотно, на котором грубо и не очень ярко изображено явление Богородицы.

«Не знаю, можно ли назвать это иконой. Скорее, это картина. Это тоненькая ветхая ткань, она совсем не солидная, а, скорее, бедненькая. В отличие от той, которая была написана позже, после ее пропажи. Новая икона вся в серебре и золоте сейчас висит в храме», – рассказала Елена.

Главную ценность этой иконы связывают именно с пророчествами Филиппа, который обещал, что она сыграет решающую роль в жизни города и станет определенной вехой в его истории.

Однако эта удивительная находка не станет в ближайшее время достоянием общественности. Как оказалось, ее хранили все эти годы, и будут хранить в тайне от всех, пока старец не подаст знак того, что ее пора явить людям. Как утверждают те, кто оберегает изображение Луганской Божьей Матери, передавая его из поколения в поколение, именно такое наставление давал старец Филипп. Кроме того, как гласит легенда, он знал, что икона будет утеряна, как и то, что вокруг нее будет ходить много лжи. С этим нельзя не согласиться, ведь уже сегодня вокруг иконы ходит столько слухов и невероятных историй, что очень трудно отличить правду от вымысла.

Таким образом, и сегодня считается, что иконы нет. Несмотря на то, что ее видели около 15 человек съемочной группы, после этого ее снова завернули во что-то кружевное и унесли. Ее не прячут в подвале, не утаивают, ее просто берегут. Причем икона в руках уже третьего поколения своих хранителей.

Когда же икону покажут миру, ответить трудно. Как говорят, должно произойти что-то особое, но что именно никто пока не знает. Все продолжают ждать, что Филипп подаст какой-то знак.

И даже, если бы икону открыли людям сегодня, что с ней сделали бы дальше? В церковь ее бы не повесили, ведь Филипп не был канонизирован и, несмотря на то, что церковь очень уважительно к нему относится, он не считается святым. Так что пока икону не спешат давать людям – ведь она не сможет сыграть той исключительной роли, которую ей пророчил Филипп, до определенного момента. Когда же этот момент наступит, и какими будут его признаки – никто не знает.

Интересно то, как именно в пророчестве старца описывается событие, которое прославит город: «Луганск в центре западет, пойдет под землю, и там будет озеро, и вот на это озеро и будут приезжать молиться люди».

Как расценивать эти слова Филиппа – буквально или это какая-то аллегория, трудно сказать. Стоит ли нам ждать, что полгорода провалится под землю или здесь более глубокий смысл? Сбудутся ли когда-нибудь пророчества Филиппа? Достоверно можно сказать только одно: в нашем городе есть люди, которые свято в это верят. А нам просто остается удивляться чудесам, о которых не перестают говорить.

"Старец Филипп стал на колени у ствола поваленного дерева, поднял руки к небу и воззвал к Богу. После молитвы старец ударил посохом по стволу дерева трижды и произнес: "Дуб сей да обратится в камень в воспоминание мое и во свидетельство чудес Божиих, а для тех, кто не будет верить сказанному обо мне, камень этот будет видимым свидетельством жизни моей. Камень же этот будет лежать до Второго Пришествия, укрепляя немощных в вере”. Помолчав, добавил: "Пока не расцветет”. И произошло чудо. Хулители и окружавший народ были немало поражены случившимся на их глазах.


Ведомый Промыслом Божиим, Филипп оказывается в городе Луганске, который и становится для него родным городом. 

На деньги, полученные от продажи родительского дома, он покупает в районе суконной фабрики, на берегу реки Лугани, небольшой домик и устраивается сторожем на проходной завода 

Дежуря на проходной, Филипп видел насквозь каждого человека. Никогда не останавливал тех, которые выходили с завода с чистой совестью. Ему было открыто, когда человек впадал в грех воровства и стремился вынести из стен завода вещи, ему не принадлежащие. Таких людей он непременно останавливал и с присущей ему кротостью и христианской любовью вразумлял. 

Монахиня Любовь (Лидия Ивановна Гальченко) рассказывала такой случай. Один ее знакомый решил вынести с завода гайки, но для того, чтобы контроль не заметил, он положил их во внутренний карман пиджака. Каково же было его удивление, когда на проходной дежуривший в тот день Филипп обратился именно к нему со словами: "Гайки, что во внутреннем кармане, иди отнеси обратно и потом проходи”. Укоряемый совестью, тот отнес гайки обратно и на всю жизнь запомнил этот случай. 

Многих жителей Луганска Филипп привлекал к себе богоугодной жизнью, состраданием к людям, умением и желанием помогать нуждающимся. Бывало, кому иконку даст, кому крестик, просфору, кому булочку из белой муки, а кому в назидание слово доброе скажет. 

Все время за ним замечали необыкновенные случаи прозорливости, когда-то сказанное им непременно сбывалось. Филипп редко говорил прямо, а всегда иносказательно или притчами, поэтому для многих были непонятны его слова. 

Но этот дар Божий не нравился людям злым, как и тьма не любит света и лед тепла, так и злое сердце противится правде. И Господу Богу, и Его Пречистой Матери было угодно в одном из событий прославить Своего молитвенника. 

В 1905 году, во время строительства пороховых складов, на завод должны были привезти груз. Влекомые жаждой обогащения, четверо рабочих, сопровождавших его, решили угнать одну из подвод с лесом, рассчитывая на то, что точное количество подвод никто не знает. И когда они подошли к проходной завода, Филипп, пересчитав привезенное, стал спрашивать: "А где еще подвода? Еще одной, четвертой, не хватает. Или богаче от этого будете, что лукавого слушаете? А вы лучше живите-ка той правдой, которою жили”. 

Устрашились воры, откуда это знает Филипп о подводах? Боясь, что он разоблачит их и им придется нести ответственность перед законом за свой поступок, посовещались и решили его убить. 

Но Царица Небесная хранила Своего угодника, а готовившиеся совершить злодеяние стали впоследствии свидетелями чуда. 

Дождавшись наступления ночи (пересменка на заводе происходила в полночь), четверо разбойников подкрались к Филиппу, который шел на смену по территории завода. Один из злодеев поднял камень, которым собирался ударить Филиппа. В это время небо озарилось светом неизреченной красоты. Филипп, возведя взор к небу, начал молиться. Злоумышленники изумленно проговорили: "Смотрите, Филипп опять что-то видит!” Потому что и раньше за ним замечали необычное поведение. 

Смотрит Филипп и видит Царицу Небесную, идущую по облакам. Увидев такое, Филипп, опасаясь козней вражьих, стал вслух читать молитву Кресту и осенять себя крестным знамением. Каждое произнесенное слово золотыми буквами запечатлевалось на небе, и вскоре образовалась фраза "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его”, сияющая небесным золотым светом. 

Рядом стоящие разбойники видели только сильный свет, но не видели, по жестокосердию своему, Царицу Небесную. 

Впереди, по всему пути следования Божией Матери, по словам Филиппа, он видел преклоненных дев небесных, одни из этих дев стояли на коленях. Как говорил он сам, Божия Матерь прошла путь от Родаково до Миллерово. По окончании виденного зарево оставалось, а Филипп продолжал молиться Пресвятой Богородице. 

Через некоторый промежуток времени видит он вновь Царицу Небесную, но уже в других одеждах, так же идущую по облакам по направлению от Краснодона до Старобельска. Ручки у Пресвятой Девы были сложены крестообразно, как на иконе Божией Матери "Умиление” (из келий преподобного Серафима Саровского). За ней следовал с пением монашеский чин. Первым за Божией Матерью шел и нес заженный фонарь Марк (в народе Марочка, проживал в Луганске и нес на себе особый подвиг юродства, был жив вплоть до 50-х годов нашего столетия. Всегда сидел на паперти собора, обращаясь ко всем проходящим мимо: "Подайте Марочке копеечку”. Других денег, кроме как одной копейки, он ни от кого не принимал. Сам он был маленького роста, худощав, одет в подрясник. Обувь не носил). 

Весь монашеский чин был одет в подрясники, а на головах скуфеички. За Марком попарно шли монахи, держа в руках хоругви. 

Как потом рассказывали злоумышленники, когда появилось, сильное сияние с небес, передними стала образовываться, как бы быстро возводиться из кирпича, высокая стена. И в скором времени они уже не могли видеть и стоявшего рядом с ними Филиппа. 

Повернувшись через какое-то время в правую сторону, Филипп увидел Божию Матерь всю в белом, идущую уже по направлению к нему. 

Немного не дойдя до Филиппа, Царица Небесная топнула ножкой, и из искр под Ее ногами стал образовываться светящийся бугорок. Став на этом сияющем возвышении, Матерь Божия взяла ниспавшее на плечи покрывало и покрыла им Свою главу. После этого Она обратилась к Филиппу со словами: "Филипп, волею Сына Моего, ты оказался здесь в Луганске, и Промысел Божий вел тебя сюда специально, на служение Богу и людям. С этого дня благодать Родившегося от Меня и помощь Моя будет пребывать с тобою. А также с этого дня ты будешь помогать людям. Молитвою изгонять бесов, вразумлять и исцелять людей. Заступничеством Моим тебя никто не тронет. И день сей явления Моего граду Луганскому помни, и учи всех чтить его, о граде же сем скажу, что к концу мира наречется он - Святоград Луганский. И многие люди будут съезжаться сюда в преддверии этих грозных дней, сами не зная зачем. И помощь Моя и благословение пребудет тогда с ними в День Судный. Я буду Заступница месту сему и Богу о нем Ходатаица”. 

Промолвив это, Царица Небесная благословила Филиппа и ушла. Еще некоторое время Филипп не мог и пошевелиться от всего виденного и слышанного. Огромная радость переполняла его душу. Он говорил, что во время видения видел себя стоящим в обычной одежде с палкой в руке, и тут же он видел себя падшим ниц в длинном хитоне. "Где я был тогда сам, стоящим или лежащим на земле, не знаю”. 

Но когда он пришел в себя, то увидел разбойников, лежащих на земле: сиянием огня небесного они были ослеплены. И на вопросы народа о виденном в эту ночь и о причине их слепоты, говорили только то, что видели яркий свет. Тогда благочестивые люди стали расспрашивать о случившемся Филиппа, и он, преисполненный духовной радости, говорил жителям города о явлении Божией Матери граду Луганскому и о его спасительной для города силе. На протяжении всех последующих лет Филипп говорил о том, что явление Божией Матери было не конкретно милостью Царицы Небесной к нему, а милосердием и материнским покровом ко всем православным жителям Луганска. 

Через всю свою жизнь пронес старец память про этот великий и исторический день, призывая всех православных Луганщины никогда не забывать этой Пасхальной радости, заключенной в чудном явлении и словах Преблагословенной Владычицы. 

"Чтите этот день, как Пасху”, - говорил он. 

Случилось это событие в 1905 году 13 июня по новому стилю. 

По прошествии некоторого времени Филипп вместе с паломниками отправляется на поклонение святыням, связанным с земной жизнью Христа Спасителя - в Иерусалим. 

Можно только представить, как трепетало сердце, когда лобызал он Гроб Жизнодавца. Это единственный Гроб, который не даст Своего мертвеца в день всеобщего воскресения. 

Филипп также посещает Святые места, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы и Святых Угодников Божиих. Отправляясь в обратный путь, Филипп берет с собою, как благословение Святой Земли, веточку Мамврийского дуба. Во время длительного паломнического пути, во время одной остановки на отдых, на станции Ильинка (сейчас находится на территории Ростовской области), на удивление многих, Филипп достал из сумки веточку Мамврийского дуба и, выкопав ямку, бережно посадил. Многие недоуменно спрашивали, для чего здесь, на пустом месте, он оставляет эту веточку? На что он отвечал: "Здесь она нужна будет”. 

Вначале многим был непонятен ответ Филиппа, но через определенный период времени они увидели в этом действии руководящую десницу Божию. Посаженная веточка прижилась, пустила корни, окрепла и в скором времени это уже был молодой крепкий дубок, у корней которого забил святой источник. Множество людей сегодня приходят к этому святому месту. Среди верующих людей он именуется в честь св. Параскевы Пятницы. Приходящие к источнику и сегодня видят дуб, когда-то, в начале века, посаженный Филиппом. 

 
Дуб в Ильенке, рядом с которым находится святой источник 

Время шло. Тяжкие испытания обрушились на Церковь и народ. Сокрушались основы народной жизни, начинались всеобщие преследования и гонения. 

Один раз много людей собралось у Филиппа. А он взял пустую консервную банку и говорит: "Катайте ii по полу друг до друга”. Те так и сделали. Филипп смотрел, смотрел и говорит: "Як будe комуна, так ви будете так и робить у комуни. И котел понад дворамы будэ издыть, а вы будэте казать: "Налыйте мэни в прыгорошню”. И вам будуть наливаты, а свого не буде”. 

Боголюбивой своей душой страдал старец вместе со всем народом. В короткий период все храмы в городе были закрыты, большинство из них взорваны. Священство сослано. Единственным действующим храмом была Свято-Вознесенекая церковь в поселке Александровка. Сюда-то и ходил старец из города пешком на молитву. Пребывая на Богослужении в этом храме, старец часто вспоминал Святую Землю и окружающим говорил: "Молитесь. Здесь Иерусалим”. 

В один из дней для верования людей в заступничество Божие за Церковь Христову, в 30-е годы лютейшего гонения, по молитве старца совершилось обращение дерева в камень. 

 

А было это так. Вместе с группой близких ему людей спешил Филипп в храм на праздник. И разрывалось любвеобильное сердце старца, слушая рядом с собой идущих о горе и страданиях. "Папаша, - так называли его по-простому, - наверное, последнее время наступило, антихрист уже у власти?” - спрашивали. 

Камень Филиппа в Графском парке. Рядом с храмом находилась сохранившаяся и поныне графская усадьба. Проходя по графскому парку, старец был встречен группой местных комсомольцев, которые преградили ему путь. Они издевательски смеялись над ним, ставили под сомнение основы веры и, как род лукавый, требовали чуда. 

- Ну, ты, раб Божий! Докажи нам, что есть твой Бог! И не словом, а делом докажи! 

Рядом с Филиппом лежал обрубок дерева, с одной стороны он сохранил на себе отпечатки топора, а с другой - был трухлявый от времени. Сердцевина ствола сильно пострадала от древесных насекомых, и поэтому в ней образовалось сквозное отверстие. 

Старец Филипп стал на колени у ствола поваленного дерева, поднял руки к небу и воззвал к Богу. После молитвы старец ударил посохом (палка, которая была сверху загнута и с которой он постоянно ходил) по стволу дерева трижды и произнес: "Дуб сей да обратится в камень в воспоминание мое и во свидетельство чудес Божиих, а для тех, кто не будет верить сказанному обо мне, камень этот будет видимым свидетельством жизни моей. Камень же этот будет лежать до Второго Пришествия, укрепляя немощных и вере”. Помолчав, добавил: "Пока не расцветет”. И произошло чудо. Хулители и окружавший народ были немало поражены случившимся на их глазах. 

Камень этот сохранился и до настоящего времени, и сейчас служит местом благоговейного почитания верующих, помнящих и хранящих память о старце - диаконе Филиппе. 

С дубом-камнем произошел еще один чудесный случай, достойный описания. Во время строительства кинотеатра, камень этот хотели передвинуть в другой конец парка. Но когда, сковав его цепями, попытались передвинуть, к удивлению всех, цепи рвались, как нити, а камень так и остался лежать на своем месте. 

Возвращаясь как-то после Богослужения домой, встретил старец женщину-сектантку. Увидев его, она стала отстаивать правоту своей веры. "А ты, и те, кто вокруг тебя, - говорила она, - погибнете”. Старец, не сказав ей ни одного слова, отправился дальше. Окружавший его народ стал спрашивать: "Папаша, неужели она права, раз ты ей не возразил?” На что старец ответил: "Она слепая. Посмотрите на нее”. 

Эта женщина хотела зайти на почту, открыла первые двери и вошла, а вторые найти не может. Долго смотрели люди, как она между дверьми выход ищет, а найти не может. Этот пример оказался убедительнее для людей, чем спор, кто прав. 

Отходя от этого места, Филипп сказал: "Видите, знает она, что должен быть выход, а его не видит. Так и сектанты-отступники, знают о Церкви Христовой, а к ее спасительным таинствам не прибегают. Потому и тончатся на месте, как Слепые”. 

Со всех сторон шел к старцу народ. Далеко расходилась молва о его праведности. Шли к нему больные и страждущие, шли со всяким горем, несчастьем и нуждой, шли и просто послушать, и посмотреть на старца, а также шли и для совместной молитвы. 

Сказанное им однажды непременно сбывалось, даже по истечении многих лет. Драгоценное дарование рассуждения помогало старцу приоткрывать дар видения сердец и судеб человеческих. 

Изображение, которое находилось у старца в келий, было написано одним неизвестным художником и передавало все явление Божией Матери в подробностях. 

Старец Филипп часто говорил, что не знавшие его, которые будут жить позднее, прославят Луганскую икону Божией Матери, но не ту, что находилась у него и отражала все явление. А будет написана новая икона в воспоминание этого события. Также говорил: "Пройдут с иконой крестообразно через весь город. Приедут чужеземцы и поклонятся. А вы будете следом идти, петь и радоваться”. 

 

Луганская икона Божией Матери 

Так и случилось. После смерти диакона Филиппа изображение, находившееся у него пропали. И только при Архиепископе Луганском и Старобельском Иоанникии, по его благословению и по просьбам верующего народа, во время Великого поста, в 1992 году, лучшим иконописцем нашего времени монахом-подвижником Псково-Печерского монастыря была написана Луганская икона Божией Матери. 

Святой образ исполнен в византийской иконописной традиции, не имея аналогов в изображении во всем Православном мире. 

На сегодняшний день образ Луганской Божией Матери по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Иоанникия установлен и своим присутствием украшает Свято-Петропавловский кафедральный собор города Луганска. Перед святым образом каждую среду перед началом Божественной литургии, собором духовенства совершается служба акафиста Покрову Пресвятой Богородицы. 

Свято-Петропавловский кафедральный собор города Луганска. Имея такую Покровительницу города и области, православные молятся о защищении от всех бед и напастей, об утверждении в отечестве нашем мира и согласия, испрашивая потребное благополучие. Почти каждый подходит со словами: "Пресвятая Богородице, спаси нас!” 
Икона Пресвятой Богородицы Луганская 

Знавшие его люди помнят старца уже в преклонном возрасте. Даже в начале века он был уже мудрым старцем - дедушкой Филиппом. Он был высок ростом, худ, тонок в кости, статен - годы его не согнули. Черты лица имел правильные, красивые, до последних дней читал без очков. Говорил чаще на украинском народном наречии, говорил притчами - иносказательно. Сам никогда сказанного не пояснял. 

Когда спрашивали у старца, сколько ему лет, он отвечал: "Ой, скiльки менi лiт? Скiльки менi, нiхто не знав. Менi стiльки, да ще стiльки, да ще пiвстiльки. Вот скiльки менi лiт”. 

Специально никогда не лечил, нередко обращавшимся к нему отвечал: "Я же не врач. Чого до мене прийшли?” Но прикосновением руки исцелял и изгонял бесов. В благословение приходившим давал хлеб, а иногда и воду из ведра, находившегося при входе в келию. "Хто моеi води нап'еться, той розуму набереться”, - часто приговаривал он. 
Были и такие любопытные, которые хотели больше узнать о старце, как он живет, что делает по ночам. По свидетельству очевидцев, Филипп всю ночь молился, стоя на коленях. 

Односельчанин рассказывал: "Остался я раз ночевать у старца Филиппа. Люди разошлись. Старец стал молиться. Я слушал, слушал и задремал. Проснусь, - он молится. Я себе и думаю, когда же он спать-то будет? Проснулся я так еще раз и вижу: старец вроде и на коленях стоит, руки крестообразно на груди сложены, но пола не касается. Приподнят он от земли. Утром старец сказал: "Все, что ты видел ночью, до моей смерти никому не говори”. 

Подобно как и древних подвижников, его никто не видел спящим, он мог только дремать, лежа на боку, положив под голову кирпич. 

Избегая благодарности тех, кому он помогает, соблюдая евангельскую тайну, старец доверенным и уважаемым людям поручал идти и подавать нуждающимся. Более всего старец любил подавать хлеб. Потому и запечатлелся он в народной памяти держащим в правой преподающей руке белую булочку. 

Дожил отец Филипп до глубокой старости, и когда подошло время умирать, то народ сильно скорбел о предстоящей с ним разлуке. Но он всех утешал, просил не печалиться и говорил: "Приходьте до мене, як до живого. Прийдеш на могилку, поклич мене, я тебе почую i допоможу у твоему ropi”. 

Когда становится тяжело, когда появляются такие обстоятельства, что и ума не приложишь, как из такого положения выйти, вспоминаешь о человеке, который выводил крепкою и надежною рукою людей из врат смерти, спасая в самых безнадежных обстоятельствах. 

"Вы призывали меня. 

Я пришел вам на помощь”.