1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (8 Голосов)

"Поминайте наставников ваших , которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13:7)

На высоких холмах правого берега Днепра в Киеве, величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Святая Успенская Киево-Печерская Лавра — третий удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры.

В этом святом месте покоятся святые мощи преподобных отцов Киево-Печерских, наших святых, которые являются  покровителями монашествующих и помощниками всем православным христианам в скорбях и обстояниях.

Колыбель иноческой жизни на Руси, Киево-Печерская Лавра, основанная в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, распространяла сияние великих духовных подвигов по всей Киевской Руси. Монахи Киево-Печерского монастыря стали первыми тружениками иноческого подвижничества. Их молитвенные подвиги воодушевили последующие поколения на великие духовные труды.

Эта обитель, по словам Киево-Печерского Патерика, была поставлена «слезами, пощением, молитвой, бдением». Преподобный Антоний, говорит один из авторов Патерика, «не имел ни золота, ни серебра, но приобрел все слезами и постом». В бытность игуменом преподобного Феодосия Лавра жила милостыней, которую в изобилии получала от князя и от мирян, привлекаемых благочестием и святостью жизни монашеской общины.

Приняв монастырь на свое попечение по благословению преподобного Антония, преподобный Феодосий усугубил в нем воздержание, «великое пощение и молитву со слезами»; когда же число братии превысило 100 человек, он стал искать подходящий монастырский устав для устроения внутренней жизни монастыря. Преподобный Феодосий избрал Студийский устав, который в дальнейшем был заимствован у Киево-Печерской Лавры другими монастырями.

В условиях строгой монастырской жизни и каждодневных аскетических подвигов иноки Киево-Печерской обители, как «светила, сияли на Руси». «Одни были крепкие постники, другие подвизались в бдении, иные на земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну вареную зелень или одну сырую», — свидетельствует Киево-Печерский Патерик. Большое внимание уделялось в обители послушанию: «Меньшие покорялись старшим и не смели говорить перед ними; но все делали с покорностью и с великим послушанием».

В обители царила истинно христианская любовь в отношениях между братией. В Патерике особо отмечается взаимная забота иноков друг о друге, попечение о младших со стороны старших насельников, которые «научали меньших и утешали как детей возлюбленных. Если брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его и по великой любви своей епитимию разделяли трое или четверо.  Если который-нибудь брат уходил из монастыря, все братия сильно печалились о том; посылали за ушедшим и, призвав его в монастырь, шли к игумену, кланялись, просили за него и принимали в монастырь с радостью. Такие-то были любящие, воздержные постники!» — восклицает инок Киево-Печерской обители прп. Нестор Летописец.

Живя милостыней мира, монастырь и сам стремился помогать от своих избытков сирым, голодным и неимущим людям. 

Неподалеку от Киево-Печерской Лавры преподобным Феодосием был построен странноприимный дом для нищих и больных, которым оказывалась всемерная помощь. Каждую субботу монастырь отправлял в город воз хлеба, предназначенного для заключенных в тюрьмах. Бывали случаи, когда милостыня оказывалась даже разбойникам, пойманным на попытке ограбления монастыря, против которых в духе великой христианской любви не возбуждалось никакого преследования.
Из всех аскетических подвигов особое распространение среди иноков Киево-Печерской лавры получило затворничество. Претерпевая великие искушения, подвижники выходили из них победителями благодаря глубочайшей вере, многотерпению, беспредельной верности Богу, усердной непрестанной молитве и суровому подвигу.

В составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских  почитаются преподобный Антоний Печерский (память 23 июля), преподобный Феодосий Печерский (память 16 мая, 27 августа, 10 сентября, 15 сентября ), мученник младенец Иоанн (общая память с 14000 младенцами, от Ирода в Вифлееме избиенными, 11 января), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (память 19 июля), преподобный Нестор Летописец (память 9 ноября), преподобный Алипий Иконописец (память 30 августа),   преподобный Илия Муромец, инок Печерский (память 1 января), преподобный Моисей Чудотворец (память 10 августа), святой младенец, за Христа от Ирода убиенный (часть мощей) (I в., память 11 января), сщмч. Владимир, митр. Киевский (+ 1918, память 7 февраля) и многие другие. В состав этого сонма святых входит более 140 Киево-Печерских святых подвижников, нетленные мощи большинства из которых покоятся в Ближних и Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

К ним прибегают за исцелением в тяжелых недугах, за помощью во время голода и бедствий, за защитой в борьбе со страстями, за поддержкой в самых различных делах и нуждах. Сонм Киево-Печерских старцев разных веков поражает своим изобилием. Это воистину рать духовная, наши небесные защитники, по земной кончине своей продолжающие духовное стояние за Русь на Небесах.

     Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Когда молишься перед ракой (гробницей) святого, то чувствуешь, как он сам молится вместе с тобой». А если святой молится с вами, то и ваше прошение будет непременно услышано Богом. Подвижники еще при жизни были вместилищем Божественной благодати, их тела сохраняют ее и после кончины. Многие из святых отмечены особым свидетельством благодатности – нетлением и мироточением мощей.

Киево-Печерские святые как местночтимые были прославлены в 1643 году митрополитом Петром (Могилой). По его поручению протосинкелл Константинопольского патриархата Мелетий Сириг написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим».  В XVIII веке был поднят вопрос об общецерковном почитании Киево-Печерских святых. Святейший Правительствующий Синод в 1762 году своим указом (это решение было подтверждено указами 1775 и 1784 годов) разрешил включать в общецерковные месяцесловы имена Киево-Печерских святых и печать им службы в месячных Минеях. Однако указ Синода не был в полной мере реализован — имена Киево-Печерских святых не попали в нормативные месяцесловы, печатавшиеся в Типиконе и Следованной Псалтири. Имена Киево-Печерских святых попали в месяцесловы  иерейского Молитвослова, Требника (преимущество отдавалось святым службы которым были опубликованы в Минее Киевской).

Немало чудес сопровождало и жизнь этих великих подвижников Православной Церкви, немало чудес просияло и по кончине их. Поражает история преподобного Дионисия, прозывавшегося Щепой, которому было вменено ухаживать за честными мощами святых, покоящихся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. Однажды на Пасху, зайдя с кадилом в пещеры, инок Дионисий возгласил: «Христос воскресе!» и вдруг получил из разных подземных закутков, где покоились мощи святых отцев, отзыв, полагающийся по чину: «Воистину воскресе!» Эту потрясающую историю наш современник заканчивает так: 

И вновь тишина тишин разлилась в подземье — венцом молчанья. Поклонился гробам живым Дионисий с волненьем в жилахи затворил уста — аж до дней скончанья, потому что прибавить ни слова он был не в силах.
  «Да и ведь поразмыслим, братие: впрямь, глаголать нелепо,коль слуховым осязал ты славу Господню зреньем...Вот таким, речет Патерик, удостоен был умудреньем во святой горе киевской отец Дионисий Щепа,что сокрылся затем в затвор, дабы впоследствии там умерети, не перемолвясь боле ни с кем и словом. Было то в лето тыща четыреста пятьдесят третьепо Рождестве Христовом.»

 Тропарь Собору всех преподобных отцев Киево-Печерских

   Егда снидосте во гробы / и самех себе заключисте, / тогда, страсти умертвивше плотския, / спогребостеся Христу, Богоноснии, / и диавольския в подземных разрушисте ограды, / сего ради Ангели венцы с Небес вам подают.



Молитвы  всем  преподобным  Киево-Печерским

Молитва первая
     Преподобнии и богоноснии отцы наши Антоние и Феодосие, и вси преподобнии Печерстии, светила земная пресветлая, от темных мест пещерных в земли Русской славно просиявшии, и сию многими светозарными ангелонравнаго вашего жития звездами онебесившии, всю же Вселенную высоких добродетелей светлостьми и чудес божественных блистаньми удивившии, и ныне смертным западом плотски на время во гроб зашедше, душами со Христом Солнцем Правды, суще праведницы просвещаетеся, яко солнце во Царствии Небеснем: идеже молитвенная ваша к Богу Свету лучи о Отечестве своем простирающе, не забудите и нас, всегдашния своя молитвенники, в нощи страстей и скорбей пребывающия, свыше благодатными призирати осиянии; яко да во свете добродетельнаго вашего жития право ходяще, сподобимся зрети свет неприкосновенныя славы Божия, хваляще Его купно с вами в нескончаемыя веки. Аминь.

 Молитва вторая
  О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере святей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

 Пресвятая Богородице, спаси нас!

 Преподобнии  отцы  наши Печерские, молите Бога о нас! 

 Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра - Жизнь монастыря

 

 

Храмы Киево Печерской Лавры 

Богослужения в праздник Успения Богородицы в Киево-Печерской Лавре

Молебен преподобным Печерским

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.