1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (7 Голосов)

 Пресвятая Богородица. Основные праздники: Благовещение - 7-е апреля,
Успение - 28-е августа, Рождество - 21-е сентября, Покров - 14-го октября,
Введение во храм - 4-е декабря.

Прославленная в веках 

Анатолий МЕРКУЛОВ


В Православной церкви издавна установлено на следующий день после великих праздников чтить память главных участников празднуемого события. Поэтому 8 января (26-го по старому стилю) празднуется Собор Пресвятой Богородицы, то есть всенародное торжественное собрание для прославления Матери Божией как послужившей рождеству во плоти Господа нашего Иисуса Христа.

Пресвятую Богородицу издавна почитают и любят на Руси, которая находится под Ее покровительством. Но о жизни Матери Божией после Вознесения Иисуса Христа можно узнать лишь из церковных источников, недоступных большинству из нас. 

Как выглядела она? Описание внешнего облика Пресвятой Богородицы дал церковный историк Никифор Каллист, который собрал свидетельства тех, кто видел ее, в том числе святого Дионисия Ареопагита и архиепископа Александрийского святого Кирилла. 

Пресвятая Дева была среднего или немного выше среднего роста, волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. У нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, свидетельствует святой Амвросий. В беседах с другими она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Ее движения скромны, поступь тихая, голос ровный, так что внешний вид олицетворяет чистоту ее души. 

Что касается ее одежды, то, как отмечает святой Григорий Неокесарийский, она была скромной, чуждой роскоши. Своей одеждой она ничем не выделялась среди простых людей, чему способствовали степенная поступь и приятная, кроткая речь. 

В южной части Иерусалима есть возвышенность, которая в Новом Завете именуется «гора Сион». На этой горе был возведен первый христианский храм, получивший название «Сионская горница». А неподалеку от него находился дом апостола Иоанна Богослова, которому Иисус Христос вверил заботу о житейских нуждах Богородицы. В его доме и стала она жить после воскресения Сына Божия. По большей части 
Пресвятая Дева проводила время в тишине и молитвенном уединении. Здесь она рассказывала ученикам о чудесных событиях до и после рождения Спасителя, вспоминала ужасные дни страданий и смерти Сына Божия, и все верующие, приходившие в этот дом, вместе с апостолами внимали ей, как бы слыша все это из уст самого Господа. 

Примечательно, что ее никогда не видели среди апостолов при жизни Иисуса. Теперь же они постоянно пребывали с нею, чтобы восполнить невозможность видимого общения с вознесшимся Господом. Так Матерь Божия стала средоточием их единства. 

Находясь в обществе первых христиан, благоговейно уважаемая всеми за свою святость, глубину веры и знание Евангельских истин, Пресвятая Дева никогда, однако, не выступала с проповедями, предоставляя это апостолам Петру, Иакову и другим святым братиям. Все время после вознесения Господа она кротко служила немощным, заботилась о сиротах, вдовах и нищих. Каждый день Богородица бывала у гроба 
Господня и молилась обо всем человечестве. Такое смирение она сохранила до самой кончины. это несмотря на то, что слава о Матери Божией распространилась во все концы тогдашнего мира, и многие христиане приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть ее и насладиться беседой с ней. 

Священное Писание упоминает в последний раз о Пресвятой Деве в рассказе о молитвенном пребывании первых верующих в Сионской горнице. Но христианское предание повествует о многих событиях из последующей жизни Богоматери. Одно из них связано с появлением ее нерукотворного образа в городе Лидде. 

Апостолы Петр и Иоанн проповедовали в Самарии, где новообращенные соорудили в Лидде храм во славу Пресвятой Девы. По возвращении в Иерусалим апостолы умоляли ее освятить этот храм своим посещением и благословением. Она дала на это согласие и, отослав их назад, сказала: «Идите и радуйтесь: Я буду там с вами!» Когда апостолы прибыли в Лидду и вошли в храм, то увидели на одном из внутренних столпов неизвестно кем написанный образ Божией Матери. Причем ее лик и детали одежды были выполнены с поразительным искусством и точностью. Позже туда прибыла и Пресвятая Дева. Увидев свой образ и множество молящихся перед ним, она возрадовалась и даровала иконе чудотворную силу. 

Но на этом история нерукотворной иконы не закончилась. По прошествии нескольких столетий, в период иконоборчества, эту чудотворную икону пытался уничтожить специально присланный царедворец. Но как ни старался, ничего не смог сделать. Изображение Богородицы соскабливали, камень стесывали, даже целые плиты откалывали от столпа, но краски иконы каким-то непостижимым образом все глубже проникали внутрь, и лик Богородицы сохранялся. Оставалось либо разрушить столп (и тогда рухнул бы весь храм), либо прекратить уничтожение иконы. Иконоборец избрал последнее, и с тех пор образ Пресвятой 
Девы привлекал еще большее число почитателей. 

В 44 году иудейский царь Ирод Агриппа начал преследовать христиан, обезглавил Иакова, брата Иоанна Богослова, бросил в темницу апостола Петра и тоже хотел предать его смерти. Собравшись на совет, апостолы признали, что им лучше покинуть Иерусалим, и решили кинуть жребий, кому в какую страну отправиться проповедовать. Матерь Божия также пожелала участвовать в этом. Ей досталась земля Иверская - нынешняя Грузия, и она стала готовиться к далекому путешествию. Но ангел возвестил ей, что эта страна примет христианство позднее, а она пока должна остаться в Иерусалиме, ибо у нее другое предназначение. Всегда послушная воле Божией, Пресвятая Дева осталась в доме Иоанна. 

Выше уже говорилось, что она каждый день бывала у гроба Господня. Некоторые иудеи настолько ненавидели христиан, что донесли первосвященникам о том, что Мария постоянно ходит на Голгофу, преклоняет там колени, плачет и воскуряет фимиам. Первосвященники выставили стражей и приказали им строго следить, чтобы никто из христиан не смел приходить к этому месту. Если же мать Иисуса нарушит запрет, пусть немедленно убьют ее. 

Стража бдительно подстерегала Пресвятую Деву, но сила Божия скрыла ее от дежуривших на Голгофе воинов. Они ни разу не видели Богородицу, хотя она продолжала каждый день приходить туда. В конце концов стражники под клятвою доложили, что ко гробу никто не приходит и поэтому охрану можно снять. 

Через какое-то время Богородица получила послание от Лазаря, которого воскресил Иисус. Ныне он был епископом на острове Кипр. В этом послании Лазарь сокрушался, что давно лишен счастья лицезреть Матерь Божию, но не смеет сам прийти в Иерусалим, поскольку иудеи хотят убить его. Пресвятая Дева увидела в призыве знамение свыше и написала Лазарю утешительный ответ, прося прислать за нею корабль. 

Епископ Кипрский несказанно обрадовался, получив ее послание, и немедленно отправил в Иерусалим корабль, на котором Богородица с Иоанном и другими спутниками отплыли к острову Кипр. Но уже недалеко от острова вдруг подул сильный ветер, перешедший в бурю. Она пронесла корабль через все 
Эгейское море между многочисленными островами, так что он смог пристать к берегу лишь возле Афонской горы, в том месте, где ныне находится Иверский монастырь. 

Пресвятая Дева узрела в этом неожиданном событии проявление Божией воли и сошла на берег. В то время там жили некрещенные греки, поклонявшиеся своим олимпийским богам. Неподалеку как раз находился огромный храм Аполлона. И вот, как только корабль с Богородицей причалил к берегу, произошло чудесное явление: высшая сила заставила статуи богов заговорить. Все, кто находился в храме Аполлона, явственно услышали чье-то повеление: «Спешите сойти с горы и принять Марию, матерь великого Бога Иисуса!» 

Люди устремились к морскому берегу и там увидели приставший корабль и «боголепную жену», сошедшую с него. Они с благоговением приблизились к ней и стали расспрашивать об Иисусе. И Богоматерь поведала им о пришествии Господа на землю, рассказала об учении Иисуса Христа, страданиях его, воскресении и восшествии на небо. Все с трепетом внимали ей, и, проникшись Божественной благодатью, многие пожелали немедленно принять крещение. 

Пресвятая Дева сотворила много чудес, чем укрепила веру новообращенных. Перед тем как покинуть Афон, она благословила людей и сказала: «Да будет это место моим жребием, данным мне от Сына и Бога моего! 
Да почиет Его благодать на живущих здесь с верою. Все нужное для земной жизни они будут иметь в достатке, и будет уготована им небесная жизнь! Я буду заступницей этому месту пред Богом!» 

После этого Богородица, Иоанн и прочие спутники сели на корабль и без всяких происшествий прибыли на Кипр. Пожив некоторое время у Лазаря, Матерь Божия возвратилась в Иерусалим. Обрадованные верующие стали во множестве стекаться к ней, и она всех принимала, ободряла и благословляла. 
Немощным возвращала здоровье, скорбящих утешала, грешников наставляла на путь истинный и всех утверждала в вере и надежде, наполняя сердца радостью божественной любви. 

Но, прославляемая всеми, сама Пресвятая Дева горела желанием лицезреть Сына своего и Бога. Она часто посещала гору Елеонскую, с вершины которой вознесся на небо Иисус Христос, и молилась, чтобы Господь благословил взять ее из земной юдоли в свои горние селения. Однажды во время такой молитвы перед ней предстал архангел Гавриил и возвестил волю Божию о ее успении, которое должно совершиться через три дня. В знак же торжества над телесной смертью, от которой она должна воспрянуть к бессмертной жизни, архангел вручил райскую ветвь от финикового дерева, сияющую небесным светом, и сказал, чтобы ее несли перед гробом в день погребения ее тела. Пресвятая Дева несказанно обрадовалась этой вести и от всего сердца возблагодарила за нее Господа. 

Возвратясь с горы Елеонской, Матерь Божия рассказала апостолу Иоанну о случившемся и показала ветвь, принесенную архангелом. Она пожелала видеть всех апостолов, чтобы проститься с ними, а также завещала, чтобы ее тело было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились ее святые родители и праведный обручник Иосиф. 

В назначенный архангелом день Пресвятая Дева лежала на украшенном одре и молилась в ожидании кончины. Ее окружали все апостолы, кроме Фомы, друзья и близкие. И вот настало три часа дня. Внезапно все залил ослепительный свет, перед которым померкли ярко пылавшие свечи, верх дома как бы исчез, и все увидели Христа, которому, как бы сладко засыпая, Матерь Божия отдала свою душу. 

Апостолы похоронили ее там, где она указала. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычным зрелищем погребальной процессии и озлобленные почестями, которые воздавались Матери Иисуса, донесли обо всем первосвященникам. Те велели стражникам разогнать провожавших, а тело Марии сжечь. 
Но облачный венец, сопровождавший процессию, опустился к земле и словно стеною оградил ее. А многих преследователей, с яростью бросившихся на христиан, поразила слепота, и они разбили себе головы о стены. 

Через три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома. Чтобы дать ему возможность проститься с телом Божией Матери, апостолы решили открыть пещеру. Но, когда они отвалили камень, закрывавший вход, оказалось, что тела Богородицы там не было. А вечером, когда, собравшись вместе, апостолы преломляли хлеб, вдруг послышалось пение ангелов, и они увидели в воздухе Пресвятую Деву, которая сказала им: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». 

Кончину Божией Матери церковь называет успением, а не смертью, потому что она как бы уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечной и через три дня с нетленным телом перенестись в небесное жилище. 

Сколько лет прожила на земле Пресвятая Дева Мария? Церковные авторитеты утверждают, что она дожила до «крайней старости». Это мнение опирается на следующее соображение. По преданию, в погребении Божией Матери участвовал святой Дионисий Ареопагит, которого обратил в христианство апостол Павел в 52 году. Три года он неотступно следовал за апостолом, а затем посетил Иерусалим, чтобы увидеть 
Богородицу. По возвращении он стал епископом Афинским. Следовательно, святой Дионисий мог прибыть в Иерусалим на погребение Пресвятой Девы только в 57 году. А если Рождество Христово последовало на пятнадцатом году жизни Божией Матери, то она, очевидно, дожила примерно до 72 лет. Именно так считают святой Андрей, архиепископ Критский, святой Симеон Метафраст, святой Дмитрий Ростовский, 
Преосвященный Порфирий Успенский, а также видные церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин. 


Благовещение Пресвятой Богородицы (Двунадесятый праздник)
25 марта (7 апреля)- старый/новый ст.


Праздник Благовещения совершается в воспоминание явления Пресвятой Деве Марии Архангела Гавриила и возвещения им тайны воплощения от Нее Иисуса Христа, Спасителя мира. По достижении совершеннолетия, согласно обычаю, имевшему силу закона, Пресвятая Дева Мария, хотя и неохотно, оставила храм Иерусалимский и вручена была престарелому плотнику Иосифу-Обручнику, или хранителю девства Ее. Иосиф происходил из одного с Ней колена и взял Ее к себе, чтобы под видом супружества быть Ее защитником. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева большую часть времени проводила в уединении и безмолвии, занималась богомыслием и молитвою, чтением Священного Писания и рукоделием.

Спустя четыре месяца по обручении, во время Ее молитвенных размышлений, предстал пред Ней Архангел Гавриил и произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Явление Архангела не устрашило Марии, но его приветствие смутило своей необычностью. Желая успокоить Марию и уверить в истине своего приветствия, Архангел Гавриил сообщил Ей, что Своим глубоким смиренномудрием Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

Для большего удостоверения Пречистой Девы Архангел возвестил Ей тайну воплощения Сына Божия теми же словами, в каких предсказал об этом событии пророк Исаия: «И вот зачнешь, во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Мария не усомнилась в словах Божественного посланника, но выказала недоумение, как может родиться сын у той, которая обрекла себя на девство. В разъяснение Ее смиренного недоумения Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

На Руси Благовещение считаются большим праздником, с него в старину начинали год. По благочестивому верованию русского народа, в этот день, как и на Пасху, солнце «играет», и грешников в аду не мучают. По своему величию праздник Благовещения не отменяется даже еси он приходится на Пасху.

Церковь знаменательно воспевает праздник: Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. (Тропарь, глас 4-й).

Праздник Благовещения, посвящёный воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии (Лк. 1, 26-38), у древних христиан носил различные названия: “Зачатие Христа”, “Благовещение о Христе”, “Начало искупления”, “Благовещение Ангела Марии”, – и только в VII веке ему было усвоено навсегда наименование “Благовещения Пресвятыя Богородицы”.

Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Св. Афанасий (IV века) в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей. В V и VI веках по причине ересей, унижавших лице Богоматери и искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, представились особенные побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника, за это время торжество праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство воплощения сына Божия и величие Богоматери.

В дореволюционной России существовал трогательный обычай, особенно в Москве, в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю. Заниматься же каким-либо, даже лёгким, трудом в этот день считалось тяжким грехом. А вот предание о том, что в этот день, как и на другие великие праздники, солнце на восходе играет, вы можете проверить сами, если встанете пораньше.


Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 

(Двунадесятый праздник)
15 (28) августа - старый/новый ст.


«Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: «Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19, 26—27).

Евангелие от Иоанна повествует о том, что Иисус, претерпевая Крестные страдания, поручает свою Мать заботам любимого ученика Иоанна. Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы. Она была с теми, кто поддерживал и утверждал молодую христианскую Церковь. Уверовавшие во Христа приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть и услышать Богородицу. Апостолы записали все, что Она рассказывала о Своей жизни и о земной жизни Своего Сына. Церковный историк Никифор Каллист подробно изложил предание, которое передает обстоятельства Успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II в.

Никифор Каллист писал о том, что многие из тех, кто не верил в учение Христа, покушались на жизнь Матери Божией. Из дома Она выходила только в церковь и всегда в сопровождении близких. Нередко Она приходила к Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. В одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и поведал о скором Ее переселении из этого мира в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. Пресвятая Богородица рассказала об этом Иосифу из Аримафеи как о благой вести, потому что скоро Она должна была увидеть Своего Сына. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Успения в Иерусалим из дальних стран стали собираться Апостолы. Св. Иоанн Дамаскин говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Она сообщила им, что скоро покинет их. Во время беседы с Апостолами пред Ней чудным образом предстал Апостол Павел со своими учениками. Наступил час, когда должно было свершиться Успение Божией Матери. Апостолы окружили ложе, на котором пребывала Дева Мария. Внезапный свет затмил пламя горевших свечей, и сошел сам Христос, окруженный Ангелами и Архангелами. Видевших это охватил священный трепет. Божия Матерь произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни.

Святые Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией появилось облако света и послышались звуки небесной музыки. О погребальном шествии донесли первосвященникам. Послали стражу, чтобы разогнать процессию, но облако спустилось к земле и закрыло ее от нападавших. Были слышны шаги и пение, но никого не было видно. Первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Афония ужаснулся и раскаялся, он получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые Апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

По Божиему промыслу Апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Ее исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня за трапезой им явилась Матерь Божия и произнесла: «Радуйтесь! Я с Вами во все дни». В ответ Апостолы воскликнули при преломлении хлеба: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Праздник Успения Пресвятой Богородицы торжественно совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Здесь возведен храм, в котором хранятся погребальные пелены Богородицы. В IV в. священный покров был перенесен во Влахернский храм. В 866 г. русский флот подошел к Константинополю, и город был осажден язычниками. Император и Патриарх Константинопольский молились всю ночь во Влахернском храме, а затем погрузили погребальную ризу Богоматери в море. Внезапно поднялась буря и разметала русские корабли в разные стороны. Русь потерпела поражение, которое знаменовало победу христианства.

В Русской Православной Церкви праздник Успения Божией Матери почитается особо, равно как и чудотворные иконы Успения: Киево-Печерские, две иконы Московского Успенского собора, Псковско-Печерская и другие.


Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии  (Двунадесятый праздник)
8 (21) сентября - старый/новый ст.


Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью как день всемирной радости, когда начали исполняться великие обетования Божий о спасении рода человеческого от рабства дьяволу. Матерь Перворожденного всей твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом галилейском городе Назарете от Иоакима из рода Давидова и Анны из рода Ааронова. Богатый и знатный человек Иоаким приносил двойные дары Богу, говоря: «Пусть будет от богатства моего всему пароду, а мне в отпущение в умилостивление Господу». Но в один из праздников первосвященник не принял даров у старца, потому что тот не оставил потомства Израилю. Огорчился очень Иоаким и стал смотреть родословную двенадцати колен и выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю. И столь горько стало Иоакиму, что не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню и постился там сорок дней, говоря: «Не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва».

Когда об этом рассказали жене его Анне, плакала она, как вдова, и взмолилась в отчаянии: «Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма». И тогда предстал перед ней Ангел Господень и сказал: «Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Воскликнула Анна: «Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Вскоре два вестника сказали ей, что возвращается муж ее, ибо Ангел явился ему и возвестил, что его молитва услышана. Родила Анна в девятый месяц и спросила повивальную бабку: «Кого я родила?» Ответила та: «Дочь». И сказала Анна: «Возвысилась душа моя в этот день». День памяти святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны — следующий после праздника Рождества Пресвятой Богородицы — 9 сентября.

Иоаким и Анна поношения бесчадства, и Адам и Ева от тли смертный свободистася. Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и питательницу жизни нашея. (Кондак, глас 4-й).


Покров Пресвятой Богородицы (Великий праздник)
1 (14) октября - старый/новый ст.

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангелы со архиереи поклоняются, апостоли же со пророки ликовствуют, нас бо ради молит Богородица превечнаго Бога. (Кондак, глас 3-й).

Чудное явление произошло в Х в. во Влахернском Константинопольском храме, где хранилась риза Богоматери. Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресенье 1 октября, во время всенощной, св. Андрей, Христа ради юродивый, увидел, как Богоматерь входит в храм через западные врата в окружении Ангелов и сонма святых, поддерживаемая руками сродника своего Иоанна Предтечи и возлюбленного ученика Христова Иоанна Богослова. Она приблизилась к амвону, и св. Андрей спросил ученика Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» На что блаженный Епифаний с трепетом отвечал: «Вижу, отче, и ужасаюсь». Богоматерь, преклонив Свои колена, «молилась на долгий час», обливая слезами пречистый лик Свой. Госпожа и Царица мира плакала о нем. Кончив молитву на амвоне, Она приблизилась к алтарю и здесь снова молилась о людях Своих: «Царю Небесный, приими всякого человека, молящегося к Тебе и призывающего имя Мое на помощь, да не отыдет от лика Моего тощ и неуслышан». Свв. Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало (омофор) — блиставшую наподобие молнии славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там.

Святая Церковь празднует это видение как великое радостное откровение о Светлом Покрове над миром, о великой любви Богоматери, чье материнское предстательство перед престолом Господним есть благодатная лествица, соединившая небо и землю. Сам мир плачет о себе Ее слезами.

Св. Андрей, славянин по рождению, в детстве был продан в рабство, но, будучи возлюблен господином своим, получил эллинское образование. Богатство даров влекло его к нищете духовной; подобно Апостолу Павлу он был восхищен до третьего неба и видел честной Крест и поклонялся Христу во славе Его. Св. Андрей подъял подвиг юродства вместе с подвигами поста, нищеты, бесприютности, неустанной молитвы. И сего-то безумного, сего странного избрала в таинники Божия Матерь во Влахернах. Оказался избран не патриарх, не инок, не ученый муж, коими столь богата была Византия, но избрала Божия Матерь паче всех себя умалившего, сложившего все дары к подножию Креста. Народ русский преклонился душою к дивному сему явлению, воздвиглись храмы по всей земле русской во имя Покрова Богоматери, «и преклонил он колена сердца своего вкупе с молящейся коленопреклоненной Богородицей» (составлено по проповеди о. Сергия Булгакова «Светлый Покров над миром»).


Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (Двунадесятый праздник). 21 ноября (4 декабря) - старый/новый ст.


Праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы, дали обет посвятить дитя Богу. Мать благоговейно относилась к богоданному младенцу; поместив девочку в особое место в доме, ухаживать за ней пригласила непорочных отроковиц из Храма; и нога ее не касалась земли с того дня, как девочка пошла в шесть месяцев, и до дня Введения во Храм в три года.

Родители хотели, чтобы день этот стал праздником для ребенка. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках, привели ее в Иерусалимский храм Сам первосвященник со множеством священников встречал ее. Девочке нужно было подняться по ступеням, слишком высоким для нее, но Анна, нисколько не сомневаясь, поставила Марию на первую ступень, и девочка неожиданно легко и быстро поднялась до верхней — пятнадцатой. Здесь первосвященник, по внушению свыше, встретив младенца Марию, ввел ее в Святая Святых — место, где находился Ковчег Завета, место Божественного Присутствия, куда священник входил раз в году с очистительной и жертвенной кровью. Народ и священники дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, поручив дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Девочка осталась в помещении для девственниц при храме, где воспитывались посвященные на служение Богу, читали Священное Писание, вышивали священные покровы для храма. Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы, сокровенна и ее жизнь в Иерусалимском храме. Предание говорит, что, возрастая в любви к Богу, пищу она принимала из рук Ангела.

Праздник посвящения Девы Марии Господу существовал еще у древних христиан, а св. царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божий; Сия есть селение небесное. (Кондак, глас 4-й).


Митрополит Филарет (Вознесенский)
Слово в день Успения Божией Матери 

Празднуя воскресный день, Церковь также ныне продолжает ещё празднование великого, светлого праздника Успения Божией Матери. Мы знаем из Евангелия, что Господь Иисус Христос, уже как бы прощаясь со Своими апостолами пред Своим Вознесением, однако, дал им утешительное обетование, сказавши: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь». Т.е., Я всегда с вами. Никогда святые апостолы ни на одну минуту не забывали этого радостного обещания Своего Учителя. Как говорит история Церкви, когда они собирались на трапезу, то главное место, во главе стола, всегда оставляли пустым, именно в честь Своего Божественного Учителя, веруя, что Он невидимо с ними присутствует. Так было и когда скончалась Преблагословенная Дева Мария. 

Но тут случилось, через несколько дней, иное. Когда апостолы собрались и совершали эту трапезу, когда они собрались сказать положенный за ней возглас с возношением хлеба: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!», они увидели вдруг над собою в воздухе со Славе Небесной Божию Матерь, окруженную светом сияющим и ангелами. И Она им сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами!», повторив, таким образом, то радостное обетование, которое дал Ей ранее Ее Божетвенный Сын. Этот момент, первый момент, когда апостолы увидели эту Божественную Ее Славу. Потом уже узнал о Ней, как должно, и весь мир христианский. 

Вспомните первые дни и годы Девы Марии на земле. Смиренная, никому неведомая, жила Она, сначала у родителей, потом у праведного Иосифа-обручника и привыкла к Своему смиреннейшему жребию, потому что нареченный Ее муж праведный Иосиф был, как мы знаем, плотник, и очевидно трудами рук своих только заробатывал себе на пропитание. Следственно, дом их был совсем из небогатых. Но вот, когда Она сидела за Своим любимым занятием – чтением Священного Писания, вдруг предстает пред Ней святой архангел Гавриил, который и раньше Ей во Святом Святых являлся. Не испугалась Она явления, которое испугало бы других, ибо он, повторяю, не раз Ей являлся и беседовал с ней. Но здесь Она слышит неслыханные Ею слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!». «Смутилась Она от слов его» – говорит святое Евангелие – смутилась. По нашему говоря, растерялась от неожиданности и не понимая, что значит вдруг такое торжественное приветствие, которого ни одна дева-иудеянка не слыхала. Видя, как Она взволнована, хотя и молчит, ангел говорит: «Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога, зачнешь во чреве и родишь Сына». И дальше говорит Ей КТО будет ЭТОТ СЫН: - «Он будет велий и Сын Вышнего наречется, и воцарится в дому Иаковля во веки и царствия Его не будет конца». Под этим святым Благовестием стоит Дева Мария, но, конечно, Ее светлый ум не мог не указать Ей то, над чем Она не может не задуматься – Она дала нерушимый обет девства, до смерти, до кончины Своей, и как же Она может сделаться Материю, какого бы ни было младенца? И задает Она смиренно вопрос: «Како сие будет, иже мужа не знаю?» Ангел говорит: «Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышняго осенит Тя, темже и Рождаемое Свято наречется – СЫН БОЖИЙ». Вот первое указание на ее славу, бесприметную, единственную в мире, на которую ангел пока так прикровенно указывает. 

Но мы знаем, что после Благовещения Она поспешила к Своей старшей родственнице праведной Елисавете, поделиться с ней Своей вестью и радостью. Но когда Она к Ней вошла, Ее старшая родственница (к которой Дева Мария, ещё совсем юная, относилась, конечно, всегда с глубоким почтением), неожиданно падает Ее Ее нагам и говорит: «Откуда мне сие – да прииде Мати Господа моего ко мне?!» Первый раз Она прямо названа «Матерью Господа», т.е. Матерью Божиею. Вот тут началась Ее Слава и Она Своим ответом указывает, что Ее светлому разуму это уже открыто – «яко сотвори Мне величие сильный, и свято Имя Его, се бо от ныне ублажат Мы вси роди». Но только тут, а потом опять смиреннейший жребий в жизни земной до самого Преславного Успения Ее, ибо Она, несомненно, старалась всегда держаться в тени, так что Евангелие о Ней немного говорит и совсем почти не говорит Книга Деяний апостольских. А была Она, конечно, духовным Центром первой христианской Церкви после Вознесения Ее Божественного Сына. Однако же, конечно, о Ней сказано совсем мало, по Ее желанию, так Она любила прикрывать Себя смирением. 

Но вот Успение Ее преславное и после этого Она является апостолом уже в той высоте и славе, которой удостоил Ее Господь. Страшна и высока эта слава! Никто не увенчан так у Бога, как Его Пречистая Матерь! И Апостолы, когда воскликнули, слыша Ее радостное обетование: «Я всегда с вами», вместо обычного возгласа: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам!» воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» 

И всегда так это и пошло, и в обителях и в монастырях, когда совершался этот чин возношения хлеба освященного, то именно этот возглас произносится: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» И весь человеческий род христианский, как существует, все время Пречистой молится, чтобы Она помогала нам. Какая любимая молитва была русских людей на Русской Земле, в свое время? «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!» И спасала, и много раз спасала. Знаем мы силу Ее молитв и предстательства. Знаем, как святые угодники говорили, что были случаи, когда Господь, праведно прогневанный беззакониями человеческими, уже как бы поднимал карающий меч, но она Своими молитвами умилостивляла Его, и Он кару прилагал на милость. Вот так Церковь и празднует Ее Успение, как праздник нашего христианского упования, ибо Она – Предстательство непреложное, неизменное упование, как неусыпающая в молитвах. 

В сегодняшнем Евангелии мы с вами видим, как, без помощи свыше, человеческие труды безсильны. Апостолы ловили рыбу, не поймали за всю ночь ничего. Когда по благословению своего Учителя это сделали, поймали 153 больших рыбы. И так удивленно замечает евангелист: «толико суща не проторжися мрежа» – не прорвалась сеть. Вот, что значит благословение свыше, вот что значит благодатная свыше помощь. Эту помощь посылает Сам Господь и благоволит постоянно ее посылать, по молитвам Пречистой Матери Своей. Недаром же в церковных молитвах так настойчиво говорится, что именно Он, Источник всякого блага, даровал нам великую Заступницу и Ходатаицу, и Сам внемлет Ее материнским молитвам и посылает нам милость и прощение. Это всегда должна помнить всякая христианская душа и к Божьей Матери прибегать с твердой надеждой, что Божия Матерь никогда молитву веры не оставит неуслышанной, а как любящая Мать всегда ускорит нам помощь, чтобы помочь скорбящей и молящейся душе. Аминь.

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.