История христианской веры сохранила рассказы о разнородном участии Божией Матери во всех обстоятельствах нашей жизни.

Пресвятая Богородица передаёт икону греческим мастерам, которые строят Успенский собор в Киево-Печерской Лавре 

Она сходила с небес помогать людям, преподавала правила святой жизни, врачевала больных, спасала от бесов, от огня, от наглой смерти, даровала время для покаяния, являла Свое благоволение кающимся, являлась умирающим. В «Четьих-Минеях» святителя Димитрия Ростовского и в «Житиях Святых» архиепископа Филарета рассказывается о более чем сорока явлениях Богоматери.

При императоре Михаиле III, в 866 году, Константинополь был сохранен силою Царицы Небесной от русских витязей Аскольда и Дира. Помощь Богоматери верующим св. Церковь вспоминает в субботу пятой недели Великого поста, совершая за утренним богослужением «акафистное» или не-седальное пение, которое православные должны слушать стоя. Это акафистное пение, составленное из самых возвышенных похвал Божией Матери, начинается стихом, известным каждому православному:
«В збранной Воеводе победительная, яко избавлыиеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободы, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневест-ная!»
Древний писатель, изложив историю чудесного спасения Константинополя от язычников-русичей, обращается к Бо-жией Матери с таким воззванием:
«Владычица Богородица! Ты, имея по естеству человеколюбие, не престаешь промышлять о нас; но как общая, чадолюбивая и сердобольная Мать всех христиан, изливаешь на нас Твои благодеяния, спасая, покрывая, охраняя, освобождая от опасностей и избавляя от искушений. Мы благодарим Тебя, превозносим Твои милости, возвещаем благодеяния, воспеваем торжественно Твои чудеса, прославляем Твое попечение, величаем Твое промышление, песнословим Твое предстательство, почитаем Божественную Твою помощь, славословим Твое милосердие».
Иконы Божией Матери, Небесной Заступницы нашей, тоже прославились в большем числе своими чудотворениями. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жи-ровицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовиц-кая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Солопецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская), или оживало изображение на ней («Нечаянная Радость», Серафимо-По-петаевская).
От некоторых икон чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило от нанесенной образу раны — для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Явзэисквя-Высочинов-ская, Казанская-Каргопольская, «Умиление»-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение» — Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 года плакала Ильинско-Чернигов-ская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными свт. Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 году епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества».
Но и в наши дни также существуют свидетельства о чудесных явлениях Пречистой Девы, хотя современные свидетельства не так «полновесны», как откровения святых отцев.
Покровительственное явление Божией Матери христианскому роду особенно ясно было показано в Константинополе в середине X века. Вот как об этом рассказывается в Житии св. Андрея:
«Некогда, во время совершения всенощнаго славословия в храме во Влахернах (где хранилась риза Богоматери с омофором и частию пояса), пришел туда блаженный Андрей. Был там к Епифаний и один из его слуг с ним. По обычаю своему он стоял, как доставало сил, иногда до полуночи, иногда до утра. В четвертый час ночи блаженный Андрей видит величественную Жену, идущую от царских врат со страшною свитою, из коей честный Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей, иные последовали, поя гимны и духовныя песни. Когда Она приблизилась к амвону, преподобный, пришед к Епи-фанию, сказал: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с Себя, наподобие молнии блиставшее, великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью пречистыми руками, распростерла его над всем стоящим народом. Святые Андрей и Епифаний довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню, и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ея, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там.
Жители Царьграда, услышав об этом чуде, исполнились радости и упования; а Церковь Российская, с самого основания своего, установила праздник в воспоминание Покрова Пресвятой Богородицы, и доныне благоговейно воспевает: «Дева днесь предстоит во храме и с ликами Святых невидимо за нас молится Богу».
В том же Житии св. Андрея говорится, что душа его еще при жизни была водима по Небесному Раю, там он увидел пре-светлаго мужа, который сказал ему: «ты хочешь здесь видеть Пресвятую Царицу Небесных сил, Ея нет здесь; Она отошла в многобедственный мир помогать людям и утешать скорбящих».


ЯВЛЕНИЯ ЗАСТУПНИЦЫ РОССИИ

В храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее хранится величайший чудотворный образ — Владимирская икона Божией Матери.
По древнему преданию, св. евангелист Лука написал три иконы Матери Господа нашего Иисуса Христа. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». По преданию Православной Церкви, одна из этих трех икон была та, которую мы знаем как Владимирскую.
Икона до 450 года находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В первой половине XII столетия Константинопольским Патриархом Лукою Хризоверхом святая икона была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москва, и поставлена им в Вышегородском девичьем монастыре. Село Вышгород некогда принадлежало святой равноапостольной княгине Ольге, а с 1155 года стало уделом сына князя Юрия — Андрея Боголюбского, весьма благочестивого и набожного.
Многочисленные чудеса от иконы Владычицы Богородицы сообщались князю. Между прочим было рассказано князю и о том, что святая икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе; из этого князь понял, что надлежит переменить местопребывание иконы.
Князь поставил икону во Владимире. С этого времени — с 1160 года — святая икона стала именоваться Владимирской иконой Божией Матери.
В 1164 году икона Божией Матери Владимирская была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед боем князь Андрей исповедовался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: «Всяк уповаяй на Тебя, Владычица, не погибнет!» Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призывал в помощь Божию Матерь, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сражения перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкрепленный этим знамением, разбил сарацин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского с императором был установлен 1 августа праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Бо-жия, спаси землю Русскую!»
В час встречи святой иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Вдруг видит он во сне высокую гору, с которой к нему спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стоит лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы Ангелов окружают Жену и держат в руках огненные мечи. Подняв их, Ангелы устремились на Тамерлана... Он проснулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики заявили, что виденная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила Ее неодолима. «Тогда нам с ними не сладить!» — воскликнул Тамерлан и отдал своим полчищам приказ повернуть назад. И татары, и русские были глубоко изумлены этим событием. А летописец, описав происшедшее, прибавляет: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»
Благодарные за свое освобождение, москвичи построили Сретенский монастырь на месте встречи святой иконы. «Да не забудут люди дел Божиих» — так повествует об этом летописец.
Итак, после 242-летнего пребывания во Владимире икона Божией Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе.
Благодатной помощи Владимирской иконы Божией Матери приписывают избавление Москвы: в 1408 году — от набега ордынского хана Едигея, в 1451 году — от нападения ногайского царевича Мозавши, а в 1459 году — от нападения его отца, хана Седи-АхМета, пошедшего войной на Москву.
В 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел до реки Угры, протекавшей в пределах будущих Тульской и Калужской губерний.
Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу Угры. Неожиданно на татар напал такой страх, что хан Ахмет не решился напасть на русскую рать и начал отступать. В память этого события до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.
В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей, объединив татар казанских, крымских и ногайских в несметное войско, повел их на Москву. Московский митрополит Варлаам и весь народ усердно молились Богу перед Владимирской иконой Божией Матери о помиловании и об отвращении грозного нашествия. Великий князь Василий Иоаннович едва успел собрать рать, чтобы встретить татар на реке Оке. Однако силы были неравны. Сдерживая наступление татар, он медленно отходил к Москве. В ночь осады монахиня Воскресенского монастыря увидела, как через закрытую дверь Кремлевского Успенского собора вышли святители с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Эти святители были не живые современники, а жившие за два века до того святые митрополиты Петр и Алексий. Вот что монахиня видела дальше: у кремлевских ворот их встретили святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский (также уже почившие) и спрашивали их, куда они уходят. Святители же отвечали им, что уходят они из города, «так как люди здесь забыли заповеди Господни». «Пали тогда святые преподобные ниц перед чудотворной иконой Божией Матери и стали молить Владычицу не оставлять собора, не дать произойти беде и не покинуть свой народ. И вернулась тогда наша Заступница в собор Успенский, и святители с Нею также, через дверь закрытую».
Монахиня поспешила рассказать обо всем, что видела и слышала. Люди собрались тогда в соборе и стали горячо молиться. Татары вдруг отступили без сражения от Москвы: им привиделось, что вокруг города собралось «воинство великое, доспехами сияющее». Таким образом, предстательст-вом Божией Матери по молитвам русского народа перед чудотворным образом Ее Владимирским Москва и отечество наше три раза чудесным образом, без кровопролития, были спасены от врагов. В память этих чудесных избавлений были установлены празднества иконе Божией Матери «Владимирская»: 21 мая — в память избавления от казанских, крымских и ногайских татар под предводительством Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня — в память избавления от татарских полчищ хана Ахмета в 1480 году; 26 августа — в память избавления Москвы от нашествия татар под предводительством Тамерлана в 1395 году.
При таких знамениях и .благодеяниях, излитых на Русскую землю через-чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, понятно то благоговение, которым она была окружена со стороны русского народа. Перед ней молились русские князья и цари, выступая в поход. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед нею знатнейшие люди Московского государства приносили присягу на верность своим Государям.
В 1547 году в Московском Кремле произошел сильный пожар. Икону Божией Матери «Владимирская» собирались вынести, но никакими силами не удалось сдвинуть ее с места. В этот момент многие увидели на небе над Успенским собором светозарную Жену, осенявшую храм. Вскоре пожар утих, не тронув Успенского собора.
Из множества икон Матери Божией, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена так широко, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая:
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси. Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим»,
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров, Ее неустанным ходатайством ниспослан-ный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы Хранит и благословляет наши-северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы, Пресвятой Богородицы, Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским. Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием и святителем Германом.
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских народов явление в городе Казани 8 июля 1579 года нерукотворной иконы Божией Матери.
28 июня 1579 года страшный пожар истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского кремля. Но город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес нерукотворный святой образ в близь расположенный храм во имя святителя Николая, откуда после молебна перенесли его с крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был, — «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честного, славного Ея явления образа, иже в Казани».
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного Покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины.
Конец XVI и начало XVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск5 По призыву Святейшего Патриарха Ермо-гена русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы..
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием, русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.
^
Известна помощь Пресвятой Богородицы в победе в Великой Отечественной войне. Вот что об этом рассказывается в книге «Заступница Усердная».

Промыслом Божиим молитвенником за народ православный в той войне был избран митрополит гор Ливанских Ан-тиохийского Патриархата Илия. Спустившись в каменное подземелье, куда не доносился с земли ни один звук и где не было ничего кроме иконы Божией Матери, митрополит Илия затворился там. Не вкушал пищи, не лил, не спал, а только молился Божией Матери и просил Ее открыть, чем можно помочь России.
Каждое утро митрополиту Илии приносили сводку о числе убитых на фронтах и о том, куда дошел враг. И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему Сама Матерь Божия и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божие этой стране. Если это определение не будет выполнено, Россия погибнет.'
Для спасения России «должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священники, возвращенные с фронтов и отпущенные из тюрем, должны начать служить. Город на Неве сдавать нельзя. Для его спасения пусть вынесут из Владимирского собора чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на его святую землю. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже сдавать врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России, а когда война кончится, митрополит Илия приедет в Россию и расскажет, как она была спасена».
Митрополит Илия передал представителям Русской Православной Церкви все, что было определено Матерью Божией.
Из Владимирского собора Северной столицы вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг города.
Блокада была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Многим до сих пор непонятно, чем держался город, ведь помощи ему практически не было, а то, что подвозили, было каплей в море. Но город выстоял.
Казанская икона начала свое шествие по России. Чудом, явленным молитвами и заступничеством Божией Матери, была спасена и Москва.
После Москвы Казанскую икону Божией Матери перевезли на правый берег Волги, где пред ней непрестанно служили молебны и панихиды. Икона находилась среди наших войск, и немцы так и не смогли перейти реку. Был даже момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов, ибо им помогала чудотворная икона.
Великие трудности встали на пути наших воинов при освобождении старой немецкой твердыни — Кенигсберга-. После молебна священники пошли — с иконой — к передовой. Наши войска начали штурм города-крепости с суши и с моря.
Пленные немцы потом рассказывали, что перед штурмом русских в небе появилась Мадонна, Которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие. В тот момент наши войска сломили сопротивление врага и взяли город. Увидев явление Божией Матери, немцы падали на колени; многие из них поняли, Кто помогает русским. Киев — матерь русских городов — был освобожден в день празднования Казанской иконы Божией Матери. В то время открыли 22 тысячи храмов: вся Россия молилась. Многие офицеры, да и сам маршал Жуков, говорили перед боем: «С Богом!»
Были открыты духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева, Киево-Печерская Лавры, некоторые монастыри. Было разрешено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Московский Богоявленский собор, где всю войну стояла та самая чудотворная икона Казанской Божией Матери, которая была с ополчением 1612 года.
Все пророчества митрополита Илии сбылись. В 1947 году он посетил Россию, где ему были подарены икона Казанской Божией Матери (список), крест и панагия, украшенные драгоценностями, от денежных наград митрополит отказался, сказав, что монаху деньги не нужны. -

* * *

Оградительный крестный ход — облет границ России — совершился на самолете и в наше время с 14 по 19 июля 1999 года. Он готовился почти два года по благословению старца Николая Гурьянова. Министр по чрезвычайным ситуациям С. К. Шойгу сразу подписал письмо с просьбой о выделении самолета. Финансовые проблемы были решены благодаря Фонду иконы Божией Матери Державной. В оградительном крестном ходе приняли участие 18 человек — семь священнослужителей и одиннадцать мирян. Самолет был освящен и стал как бы «часовней на крыльях», так как вместил в себя крест с мощами святых угодников, иконы-мо-щевики с частицами мощей святых, большое количество крестов, святых икон и хоругвей — всего 17 святынь. Облет был совершен по маршруту Москва — Астрахань —: Новороссийск — Хабаровск — Петропавловск-Камчатский — Анадырь — Хатанга — Архангельск — Москва. В общей сложности участники перелета пребывали в воздухе 43 часа^ общий путь крестного хода составил 25 тысяч километров.
На протяжении всего крестного хода днем и ночью непрерывно совершалось неусыпное чтение Евангелия священнослужителями и Псалтири мирянами. Во время полета и на остановках совершались молебны с чтением нараспев акафистов и окроплением святой водой. На аэродромах «крылатую часовню» посещали сотрудники аэродромов, а на Севере — и местные жители.
Благодатная помощь Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Ангельских Сил, всех святых земли Российской явственно ощущалась всеми участниками крестного хода и часто подтверждалась исходящим от святых икон благоуханием и мироточением.

ЯВЛЕНИЕ Божей Матери В ПОЧАЕВО

В тропаре Почаевской иконе поется: «Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиеся исцелений сподобляются, веры истинный познание приемлют».
Некогда близ местечка Почаево поселились два инока из Киево-Печерской Лавры. Как-то раз один из них взошел на Почаевскую гору молитвы и увидел стоящую на камне Пресвятую Богородицу в огненном столпе. Божию Матерь видел и инок, живший неподалеку, и пастухи, которые пасли стадо под горой. Когда видение кончилось, на камне, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее правой стопы. Под стопой камень расплавился как воск. Впадина наполнилась призрачной водой.
Явление на Почаевской горе произошло около 1340 года. Два века спустя на Волыни проездом из Москвы в Константинополь гостил митрополит Неофит. Его пригласила к себе помещица Анна Гойская, владения которой располагались близ Почаевской горы. В знак благодарности за гостеприимство митрополит благословил хозяйку иконой Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого начались чудеса от образа Богородицы. Служанки помещицы не раз видели икону сияющей. Слепой от рождения брат Анны Гойской, помолившись по совету сестры у образа Божией Матери, обрел зрение.
Анна сочла себя недостойной иметь такую икону в своем доме и пожертвовала ее инокам, жившим на Почаевской горе. На этом месте воздвигли церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Гойская снабдила храм всем необходимым, подарила инокам вотчины с угодьями и лесами и пожертвовала ризу на образ Божией Матери. По молитвам у иконы Пресвятой Богородицы множество людей получили исцеление.
В 1675 году Почаевский монастырь осадили турки. Иноки и собравшиеся в обители миряне молились Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконой, пели акафист. Пресвятая Дева явилась над церковью в окружении множества Ангелов в воинских доспехах и с обнаженными мечами в руках. Божия Матерь была окружена сиянием и Своим Омофором покрывала обитель. Пресвятую Богородицу видели и турки, и на них напал такой страх, что они бросились бежать. «Кто эта Госпожа и откуда такое множество вооруженных воинов, предстоящих и служащих Ей?» — спрашивали турки у русских, захваченных ими в плен. «Тут монастырь, в котором хранится чудотворная икона Божией Матери», — отвечали пленники.
Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской Лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары (в миру Елена Константиновна Путятина), у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалова (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку^чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы святой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде. ч Теперь Почаевская икона Божией Матери, написанная в византийском стиле, хранится в Свято-Успенской Почаевской Лавре. Пред верующими предстает образ Богородицы, нежно приклонившей Свой лик к Сыну, Которого Она держит на правой руке. В левой руке у Нее плат, которым Бо-жия Матерь покрывает ноги Богомладенца. Поднятой десницей Иисус благословляет всех, для кого Он — Путь, Истина и Жизнь. Венчают Спасителя и Божию Матерь короны, окруженные сиянием. По обеим сторонам образа и внизу — небольшие изображения святых: пророка Илии, мученика Мины, первомученика Стефана, преподобного Авраамия, великомученицы Екатерины, мучениц Параскевы Пятницы и Ирины.
В 1991 году униаты пытались захватить Почаевскую Лавру. Из Львова уже вышли автобусы с налетчиками. Иноки и миряне, пришедшие в обитель по зову монастырского колокола, начали читать акафисты Божией Матери и преподобному Иову Почаевскому перед чудотворным образом Богородицы. Молитва продолжалась всю ночь. До Лавры автобусы так и не доехали...

* * *

Чудеса от Почаевского образа Божией Матери продолжаются и по сей день.

«Я, раба Божия Лидия, хочу воздать сердечную благодарность Владычице нашей Богородице, а именно Ее чудотворной иконе «Почаевская». Летом 2001 года, когда икона Божией Матери была в Даниловом монастыре, я долго к ней собиралась и попала только в день проводов этой иконы. Попала не так просто, а, видимо, по Промыслу Божию. В этот день я должна была ехать в больницу, куда меня направили на операцию. На левой груди у меня было черное пятно в виде родинки, с ним я прожила 27 лет. Никакого беспокойства оно не доставляло. А летом того года оно вдруг увеличилось и стало беспокоить. Я обратилась к врачу, и мне посоветовали его удалить. Я сильно переживала. Прежде чем поехать в больницу, я пошла в Данилов монастырь, чтобы хоть в последний день приложиться к иконе. Пробыла там очень долго. Стояла перед иконой, несколько раз прикладывалась, а когда читали акафист, я плакала в душе и молила Царицу Небесную, чтобы мне избежать операции. Так я проводила икону, пробыв до самого последнего момента, когда ее поместили в машину, и мы все, кто был на проводах, стояли на коленях и молились, многие плакали. В этот день я в больницу опоздала, так как надо было пройти консультацию. Меня назначили на следующий день. Хочу только описать свое состояние. КогДа мы проводили икону Божией Матери «Почаевская», у меня было такое чудное настроение, как будто у меня ничего не случилось. И уже на следующий день я спокойно поехала в больницу. На консультации врач сказал, что ничего серьезного нет, оперировать не надо. С этим пятном можно прожить всю жизнь. Потом я купила масло, освященное от иконы. Этим маслицем смазываю все свои больные места, ноги, руки, сердце, когда побаливает. И все возлагаю на помощь Владычицы нашей Богородицы: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла, честньм Твоим омофором!» С глубоким уважением ко всем священнослужителям, доставляющим великую радость, чтобы приложиться к чудотворной иконе. А то в Почаев нам поехать не удается, то хоть Владычице Сама к нам приезжает. Слава Богу за все!»

Р. Б. Лидия, г. Москва

«Я американская учительница, путешествующая по России со студентами. Во время нашего путешествия мы посетили красивый монастырь. Во время нашего пребывания там нам показали святую икону Божией Матери и Иисуса Христа. Я исповедую греческую православную веру и была очень тронута при виде этой иконы. Я молилась перед ней за своего отца, который находился в Соединенных Штатах, ожидая операции. У него обнаружили рак. Я молилась, чтобы эта опасная болезнь оставила его. Я приложилась к иконе и почувствовала облегчение. Два дня назад я получила сообщение от моей матери, что у отца, во время рентгена, рак не обнаружили. Это было чудо».

Искренне Ваша, Ирэни Глиссон 18 марта 2001 года

«Я, раба Божия Наталия, хочу рассказать о чудесном исцелении раба Божия младенца Павла Орехова, моего внука. В 2001 году в декабре месяце он сильно заболел, был госпитализирован с диагнозом: гломерулонефрит, который был подтвержден всеми анализами в больнице и осмотром консилиума врачей отделения и двумя участковыми педиатрами. Заболевание весьма опасное и не так часто встречающееся. Я, как врач, понимала это как никто другой. На коленях молилась я перед иконой Божией Матери «Почаевская» в нашем храме Святого Духа (это список с иконы Божией Матери Почаевской, привезенный из Почаева по просьбе Владыки Магаданского и Чукотского Ростислава). Я считаю эту икону чудотворной. Очень просила Матерь Божню помочь излечить внука, и Она откликнулась на мои молитвы. Ребенок исцелился за 2 дня — диагноз сняли на удивление всех врачей. Я очень благодарна Матери Божией за исцеление. Мальчику 3-й год».

Василъчук Наталья Игоревна, г. Королев Московской обл

ЯВЛЕНИЕ Божей Матери В ЖИРОВИЧАХ

В 1470 году в литовском княжестве, в местечке Жирови-чи, пастухи пасли стадо недалеко от леса и однажды увидели в лесу необыкновенный яркий свет, проникавший сквозь ветви деревьев. Такое явление возбудило в них любопытство. Они подошли ближе и увидели на дереве каменную икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи поклонились образу, сняли его с дерева и отнесли его-своему господину — Александру Солтану. Он взял образ, запер его в ларец и сообщил 6 чудесном явлении своим знакомым, для чего и пригласил их немедленно. Все с удивлением слушали рассказ и пожелали видеть икону. Александр пошел за нею... но иконы в ларце не оказалось. Это очень удивило его, потому что незадолго до этого он сам спрятал сюда икону.
Через какое-то время те же пастухи и на том же месте... опять обрели образ Богоматери и снова принесли его своему господину. Князь, почитая себя недостойным хранить святую икону в собственном доме, поспешил построить храм, и икона Богоматери была поставлена в нем.
Через десять лет в церкви внезапно случился пожар и обратил ее в пепел. Сколько ни старались спасти икону из огня, все усилия остались тщетными, и казалось, что икона погибла в пламени. Все сокрушались о потере иконы.
Однажды малолетние дети играли у подножия холма, на котором когда-то стоял сгоревший храм. Вдруг видят они: некая дева в лучезарном сиянии сидит на камне. Дети не осмелились подойти к ней, но поспешили сообщить об этом своим родителям. Весть дошла и до священника. Принимая сказанное детьми за Божественное откровение, все отправились на гору и, подходя к указанному камню, увидели на нем горящую свечу. Когда же подошли к тому самому камню, то нашли на нем икону Богоматери. Несказанно обрадованные обретением иконы, взяли ее и поставили в дом священника, после чего приступили к сооружению нового храма. И, построив храм, освятили его в честь Жировичской иконы Божией Матери.
В наши дни чудотворная Жировичская икона находится в Покровском монастыре в Уйпенском соборе. Ежедневно перед ней читается акафист.
Паломники из всех православных стран приезжают в обитель, чтобы поклониться этому святому образу.

ЯВЛЕНИЕ Божей Матери ВО ВЛАХЕРНЕ


В 1073 году в Киев прибыли строители из Византии и, расспросив, где обитаются преподобные Антоний и Феодосии, пришли к ним в пещеру и спросили:
— Где хотите вы начать церковь? Преподобные им ответили:
— Идите, Господь назначит место.
— Как вы, предсказывая себе скорую смерть, не назначили еще места? — удивились зодчие. — Да еще дали нам столько золота.
Тогда преподобные призвали всю братию и стали расспрашивать каменщиков:
— Скажите нам истину, кто вас послал и как вы попали сюда?
Строители стали рассказывать:
— Однажды, когда мы спали в своих домах, рано, на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные юноши и сказали: «Зовет вас Царица во Влахерну». Мы пришли все- в одно время и, расспросивши друг друга, узналИ, что ту же речь Царицы слышал каждый из нас и одни и те же посланные были за всеми нами. Наконец мы увидели Царицу со множеством воинов. Мы поклонились Ей, и Она сказала: «Я хочу построить Себе Церковь на Руси, в Киеве, и вот, велю вам это сделать. Возьмите золота на 3 года». Мы же, поклонившись, спросили: «Госпожа Царица! Ты посылаешь нас в чужую страну, к кому мы там придем?» Она отвечала: «Я посылаю вас вот с ними, с Антонием и Феодосией». Мы удивились: «Зачем же, Госпожа, Ты даешь нам золота на 3 года? Им и прикажи заботиться о нас, что нам есть и что пить, и нас одаришь, чем Сама знаешь». Царица возразила: «Этот, Антоний, только благословит и отойдет от этого света в вечный покой. А этот, Феодосии, отойдет после него через 2 года. Итак, берите золота до избытка. А что до того, чтобы почтить вас, то никто не может сделать это так, как Я. Дам вам, чего и ухо не слышало, и глаз не видел и что на сердце человеку не восходило. Я Сама приду смотреть Церковь и буду в ней жить». Она дала нам также мощи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора — и сказала: «Это положите в основание». Мы взяли золота больше, чем нам нужно было, и Она сказала: «Выйдите на двор, посмотрите величину Церкви». Мы вышли и увидели Церковь на воздухе. Вошедши опять к Царице, мы поклонились и сказали: «Госпожа Царица, какое имя Церкви?» Она ответила: «Я хочу назвать ее Своим Именем». Мы не смели спросить, как Ее Имя, но Она опять сказала Сама: «Богородицына будет Церковь». И, давши нам эту икону, сказала: «Она будет в ней наместной». Мы поклонились Ей и пошли в свои дома, неся с собой икону, полученную из рук Царицы».
Выслушав это, все прославили Бога, и преподобный Антоний сказал:
— Дети, мы никогда не выходили из этого места. Звавшие вас благообразные юноши были святые Ангелы, а Царица во Влахерне — Сама Пресвятая Богородица. А что до нашего образа и данного как бы через нас золота, то Пкподь ведает, как Он изволил сотворить это со Своими рабами. Благословен приход ваш, добрую Спутницу вы имеете, честную икону Госпожи.
Три дня молился преподобный Антоний, чтобы Господь Сам указал ему место для церкви. После первой ночи по всей земле была роса, а на святом месте сухо. На другое утро по всей земле было сухо, а на святом месте роса. На третье утро, помолившись, благословили место и измерили золотым поясом ширину и длину церкви. Огонь, спадший с неба по молитве преподобного Антония, указал, что Богу угодно начинание. Так было положено начало Божественной Церкви. Икона Успения Пресвятой Богородицы, принесенная строителями, прославилась чудесами. Два друга, Иоанн и Сергий, побратались перед ней. Спустя много лет Иоанн смертельно заболел. Он отдал свою часть имущества в Пе-черский монастырь, а часть своего пятилетнего сына передал на сохранение Сергию; ему же отдал и сына Захарию на попечение. Когда Захарии исполнилось 15 лет, он захотел взять принадлежавшее ему имущество, но Сергий упорно говорил, что Иоанн все роздал нищим. Он дошел до того, что пришел в Успенскую церковь и поклялся перед чудотворной иконой, что не брал ничего. Когда он захотел поцеловать икону, то не смог приблизиться к ней; пошел к дверям и вдруг закричал: «Святые Антоний и Феодосии! Не велите убивать меня атому немилостивому и молитесь Госпоже Пресвятой Богородице, чтобы Она отогнала от меня это множество бесов, которым я предан. Пусть берут золото и серебро: оно запечатано в моей клети». Захария отдал все имущество в Печерский монастырь, где и сам постригся. С тех пор никому не давали клясться чудотворной иконой. Икона не раз защищала страну от нашествия врагов. ,В 1677 году, когда турки осаждали Чигирин и Киеву грозила опасность, икону почти в течение всего дня 27 августа обносили вокруг города. Пресвятая Богородица благословляла русские войска, шедшие на Полтавскую битву (1709). В 1812 году икону снова обносили вокруг Киева. Празднование иконе положено дважды в год — 3 мая и 15 августа.

ЯВЛЕНИЕ Божей Матери ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ

«Окончив молитву, он (преподобный Сергий Радонежский) сел для отдохновения; но вдруг его святая душа ощутила приближение небесного явления, и он сказал своему келейному ученику — преподобному Михею:
— Бодрствуй, чадо; мы будем в сей час иметь чудесное посещение.
Едва сказал он это, как послышался голос:
— Се, Пречистая грядет!..
Тогда старец встал и поспешно вышел в сени; здесь осиял его свет паче солнечного, и он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром первоверховным и Иоанном девственником — Богословом.
Не в силах будучи вынести этого чудного сияния и неизреченной славы Матери Света, преподобный Сергий пал ниц; но благая Матерь прикоснулась к нему рукою и ободрила его словами благодати:
— Не бойся, избранниче Мой, — изрекла Она. — Я пришла посетить тебя: услышана твоя молитва об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его...
Сказала так и — стала невидима...
Вострепетал старец от страха и радости; несколько минут он был как бы в восторженном состоянии, а когда пришел
в себя, то увидел ученика своего Михея лежащим на полу, как бы умершим: великий наставник мог видеть Царицу Небесную и слышал голос Ея: а ученик, пораженный ужасом, не в состоянии был видеть все и видел только свет небесный...
— Встань, чадо мое, — кротко сказал старец. Михей пришел в чувство, поднялся, но тут же упал к ногам преподобного Сергия.
— Скажи, отче, Господа ради, — говорил он, — что это за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела...
Но Сергий и сам еще не мог говорить от волнения душевного, только лицо его цвело небесною радостию.
— Подожди, чадо, — сказал он ученику, — и моя душа трепещет от этого видения».

(«Житие Преподобного Сергия», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904)


ЯВЛЕНИЕ Божей Матери ПРЕПОДОБНОМУ Серафиму Саровскому 



«За год и девять месяцев до своей кончины о. Серафим сподобился еще посещения Богоматери. Посещение было ранним утром в день Благовещения, 25 марта 1831 года. Записала его и подробно сообщила дивная старица Евдокия Ефремовна (впоследствии мать Евпраксия). 
"В последний год жизни батюшки Серафима я прихожу к нему вечером, по его приказанию, Накануне праздника Благовещения Божией Матери. Батюшка встретил и говорит: "Ах, радость моя, я тебя давно ожидал! Какая нам с тобою милость и благодать от Божией Матери готовится в настоящий праздник! Велик этот день будет для нас!" "Достойна ли я, батюшка, получать благодать по грехам моим", — отвечаю я. Но батюшка приказал: "Повторяй, матушка, несколько раз сряду: "Радуйся Невесто-Неневестная! Аллилуйя!" Потом начал говорить: и слышать-то никогда не случалось, какой праздник нас с тобою ожидает! Я начала было плакать... Говорю, что я недостойна, а батюшка не приказал, стал утешать меня, говоря: "Хотя и недостойна ты, но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь, чтоб видеть тебе эту радость! Давай молиться!" И, сняв с себя мантию, надел ее на меня и начал читать акафисты: Господу Иисусу, Божией Матери, Святителю Николаю, Иоанну Крестителю; каноны: Ангелу Хранителю, всем святым. Прочитав все это, говорит мне:, "Не убойся, не страшись, благодать Божия к нам является! Держись за меня крепко!" И вдруг сделался шум, подобно ветру, явился блистающий свет, послышалось пение. Я не могла все видеть и слышать без трепета. Батюшка упал на колени и, воздев руки к небу, воззвал: "О, Преблагословенная, Пречистая Дево, Владычице Богородица!" И вижу, как впереди идут два Ангела с ветвями в руках, а за ними сама Владычица наша. За Богородицей шли 12 дев, потом еще св. Иоанн Предтеча и св. Иоанн Богослов. Я упала от страха замертво на землю и не знаю, долго ли я была в таком состоянии и что изволила говорить Царица Небесная с батюшкой Серафимом. Я ничего не слышала также, о чем батюшка просил Владычицу. Перед концом видения услышала я, лежа на полу, что Матерь Божия изволила спрашивать батюшку Серафима: "Кто это у тебя лежит на земле?" Батюшка отвечал: "Это та самая старица, о которой я просил тебя, Владычица, быть ей при явлении Твоем!" Тогда Пречистая изволила взять меня, недостойную, за правую руку и батюшка за левую и через батюшку приказала мне подойти к девам, пришедшим с Нею, и спросить, как их имена и какая жизнь была их на земле. Я и пошла по ряду спрашивать. Во-первых, подхожу к Ангелам, спрашиваю: кто вы? Они отвечают: мы Ангелы Божий. Потом подошла к св. Иоанну Крестителю; он также сказал мне имя свое и жизнь вкратце; точно так же св. Иоанн Богослов. Подошла к девам и их спросила каждую об имени; они рассказали мне свою жизнь. Святыя девы по именам были: великомученицы Варвара и Екатерина, св. первомученица Фекла, св. великомученица Марина, св. великомученица и царица Ирина, преподобная Евпраксия, св. великомученицы Пелагея и До-рофея, преподобная Макрина, мученица Иустина, св. великомученица Иулиания и мученица Анисия. Когда я спросила их всех, то подумала: пойду, упаду к ножкам Царицы Небесной и буду просить прощение в грехах моих, но вдруг все стало невидимо. После батюшка говорит: что это явление продолжалось четыре часа».

(Серафиме-Дивеевская Летопись. СПб., 1903)

Явление Божей Матери на фронтах первой мировой, в Фатиме, 

в "СЛОНе", явление во второй Мировой войне, явление в Зейтуне. 



ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

В 1914 году в некоторых газетах появилось сообщение, что над одним из участков русско-германского фронта в небе возникла гигантская женская фигура, очень похожая на Богородицу. Ее видели тысячи немецких и русских солдат. Этот случай объяснялся как «пропагандистский прием с использованием мощного проекционного фонаря», что, конечно, абсурдно даже с технической точки зрения.

ЯВЛЕНИЕ В ФАТИМЕ

Незадолго до революции в России, 13 мая 1917 года, Бо-жия Матерь явилась трем португальским детям-пастухам в Фатиме. После этого Она в течение нескольких месяцев, окруженная сиянием, являлась детям. На Ее явления со всех краев Португалии стекались верующие в количестве от пяти до восемнадцати тысяч человек. Незабываемое чудо произошло, когда после проливного дождя внезапно засиял необыкновенный свет и мокрые одежды на людях мгновенно высохли. Божия Матерь призывала людей к покаянию и молитве и предсказала о предстоящем «обращении России».

ЯВЛЕНИЕ В «СЛОНе»

1935 год. Соловецкий остров. Богородица явилась над зэ-ковскими бараками. Соловецкие исповедники видели Ее в ночной молитве. В дивном восхищении заключенные созерцали огненный столп, идущий по небу, таинственные перемещения Ангелов, как если бы Церковь уже сейчас совершала свой последний исход в небесные сферы для грядущего Царства Христа. Столп этот отделялся от Соловков и шел по морю к центру России.

ЯВЛЕНИЕ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

1941—1945 годы. По местному преданию, в Томске над Воскресенской церковью произошло чудесное явление Пресвятой Богородицы, свидетелями которого стали многие жители города. По их описаниям, стояние Божией Матери в небе очень напоминает Зейтунское чудо.

ЯВЛЕНИЯ В ЗЕЙТУНЕ

Начиная со 2 апреля 1968 года в течение более года Божия Матерь являлась в пригороде Каира Зейтуне над храмом, посвященным Ее имени. Ее явления, которые обычно происходили между 12 часами ночи и 5 -утра, привлекали многочисленное количество богомольцев. Божию Матерь окружало сияние иногда яркое, как солнце, а вокруг витали белые голуби. Вскоре весь Египет узнал о явлениях Божией Матери, и правительство стало заботиться о том, чтобы народные собрания на месте Ее явлений проходили чинно.
Об этих частых явлениях Божией Матери писали местные газеты на арабском языке. По поводу явлений состоялось несколько пресс-конференций, на которых люди делились своими впечатлениями и тем, что от Нее слышали. Посещала Божия Матерь и отдельных лиц в окрестностях Каира, например Коптского патриарха, сомневавшегося в Ее явлениях народу. При явлениях Божией Матери происходило также множество исцелений, засвидетельствованных местными врачами.


Явление Божей Матери В МЕЖДУГОРЬЕ 



С июня 1981 года Божия Матерь стала являться людям на горе в Междугорье (Югославия). На Ее явления стекалось иногда до десяти тысяч человек. Люди видели Ее в неземном сиянии. Об этих явлениях писали местные, итальянские и другие газеты.
Вечером 24 июня пятнадцатилетняя Иванка Иванкович и шестнадцатилетняя Мирьяна Драгичевич из села Бьяко-вичи, что расположено в Междугорье, гуляли за околицей. Неожиданно у холма, именуемого Подбрдо, Иванка увидела светящееся облако, которое плыло над каменной россыпью. А затем в облаке возник образ молодой женщины примерно восемнадцати лет, несказанно прекрасной. Иванка воскликнула: «Это Святая Дева!» Мирьяна возразила: «Не может быть!» Страх заставил их вернуться в село, где никто не поверил их рассказам. Только сестра Иванки Иванкович сказала: «Ты, наверное, видела летающую тарелку».
На другой день, ближе к вечеру, шестеро подростков вместе с двумя взрослыми отправились на то же место. Еще по дороге Вичка обратила внимание на вспыхивавшие небольшие зарницы. Потом они увидели женщину. Упав на колени, девочки и юноши молились. Взрослые остались стоять, ничего не понимая. Они просто не видели ничего необычного. Дева осталась невидимой для них.
. На третий день был виден свет у холма. Оказалось, что свет видели даже в городе Читлуке, за семь километров от села. Вскоре у холма собралась толпа в три тысячи человек. Утром из Читлука, того самого Читлука, где видели свет накануне, нагрянула милиция и увезла детей на допрос, а потом к психиатру, доктору Вуевичу. К чести врача, он нашел их вполне здоровыми. Их повезли в город Мостар. Там детей ждала новая экспертиза. Но и здесь их признали психически нормальными.
Тринадцатого июля на месте явления начал дежурить наряд милиции. Явления прекратились. Однако второго августа люди увидели, как солнце меняло размеры, удалялось и приближалось. Это сопровождалось приступами страха, молитвами, плачами, возгласами. Были собраны показания свидетелей, составлен протокол. В нем говорилось, что светило меняло форму, иногда становилось похожим на сердце или его окружал светящийся контур сердца. Четыре дня спустя на небе можно было прочесть слово «мир». В конце сентября милиция еще оставалась на холме. Под ее неусыпным надзором чудеса прекратились — над холмом не происходило ничего чудесного, так же -как и в ближайшей округе. Но вот двадцать восьмого сентября близ каменной осыпи из-под земли вырвался столб огня. В селе это видели в течение четверти часа. Милиция немедленно вызвала пожарных, которые не обнаружили тут ничего — ни огня, ни пепла, ни даже горяних камней.
Священник Иозо Зовко вначале был настроен крайне скептически к этим явлениям. Но затем он сам увидел чудесный Образ. И прочел проповедь об исходе Израиля из плена после сорока лет блужданий по пустыням. Как раз в тот год исполнилось сорок лет социалистической Югославии, и опрометчивая проповедь, в которой то и дело упоминались сорок лет рабства и тьмы, стоила отцу Иозо Зовко приговора к трем с половиной годам заключения. После этого были конфискованы все протоколы и письменные записи о появлении Марии в этом районе. Прошло всего полтора года, и энтузиастам удалось доказать, что проповедь святого отца имела в виду египетский плен и неволю, а не социализм. Священник получил свободу, но газеты обвинили его в том, что... именно он сфабриковал все эти световые эффекты, пытаясь разжечь религиозный фанатизм.
При телесъемке выяснилось, что движения зрачков у очевидцев во время явлений происходили синхронно, они одновременно были обращены к одной общей точке. Один из архиепископов был у Папы Римского по этому делу и пытался убедить его, что наблюдаются массовые галлюцинации. Папа Римский посоветовал архиепископу аккуратнее выбирать слова для характеристики таких событий. Аудиенция на этом завершилась.

Явление Божей Матери во ЛЬВОВЕ, в КАИРЕ, в БОНДЖИОВАННИ, над ЕГИПТОМ

ЯВЛЕНИЕ во ЛЬВОВЕ


На Пасху 1985 года в Львове во время служения митрополита Иоанна в соборе во имя Святой Богородицы и при многочисленной толпе верующих вдруг в просвете окна появилось облако, сияющее как луч солнца. Постепенно оно сформировалось в человеческую фигуру, и все признали в Ней Богородицу. В духовном порыве люди начали громко молиться и взывать о помощи. Люди, стоящие снаружи, тоже увидели в окне образ Богоматери и старались войти в церковь и громко молились. Толпа все увеличивалась, слух о чуде распространился с быстротой молнии. Все усилия милиции разогнать молящихся были тщетны. Стали прибывать люди из Киева, из Почаевской Лавры, Москвы, Тифлиса и других городов. Власти Львова просили прислать из столицы экспертов для изучения «аномалии»...

Во время проповеди Богородица исцелила много калек и больных. Видения Богородицы и исцеления продолжались три с половиной недели. Люди не расходились ни днем, ни ночью.


ЯВЛЕНИЕ В КАИРЕ


В июле 1986 года наблюдались явления Божией Матери над церковью Св. Демианы в рабочей части городка Терра Гулакия на севере от Каира. Дева Мария держала на Своих руках Младенца, и Ее сопровождали несколько святых, среди них св. Демиана. Как и в прошлые годы, явления Божией Матери сопровождались многочисленными исцелениями неизлечимых болезней, например слепоты, почек, сердца и других.

ЯВЛЕНИЕ БОНДЖИОВАННИ

Весной 1989 года Богоматерь дважды явилась молодому итальянцу Бонджиованни. Она была в белом платье с голубым поясом, так же юна и прекрасна, как и в 1917 году во время «Шатимского чуда».
Через некоторое время на ладонях Бонджиованни появились кровоточащие раны. Сам он'объясняет их появление следующим образом: он сам попросил Богоматерь об этих страданиях. В октябре 1989 года он отправился проповедовать в Южную Америку. В Аргентине, Парагвае и Уругвае Джиорджио Бонджиованни выступал на конференциях, его проповеди транслировались по национальному телевидению. В Парагвае он встретился с королевой Испании. А позднее, как сообщалось'в прессе, в Мадриде королева представила его президенту СССР Михаилу Горбачеву и его супруге.

ЯВЛЕНИЯ НАД ЕГИПТОМ

Сообщение CNN от 4 сентября 2000 года: «В южноегипетском городе Асьют (или Ликополисе, как его называли в древности) тысячи египтян и иностранцев каждую ночь видят Богородицу, сопровождаемую стаей огромных белых голубей. Впервые Ее здесь увидели еще 17 августа прошлого года. Над куполами церкви Св. Марка вдруг возникла женщина в молочно-белом платье с фосфорическим блеском. Все улицы и дома поблизости залил свет... Явление Девы Марии удалось заснять на видеопленку». Примечательно, что эта местность, как и Зейтун, связана с евангельской историей: именно здесь, по преданию. Богородица, Богомладенец и Иосиф полгода скрывались от преследований в пещере.
Власти города вдруг предположили, что христиане используют какой-то мудреный мощный лазер, и отключили весь район от электричества. Но Богородица продолжала являться людям в неизъяснимом сиянии, которое заливало светом всю округу. Как и прежде, все это сопровождалось исцелением неизлечимых больных, в том числе паралича.