14 октября праздник Покрова Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В V веке в Константинополь из Палестины были перевезены риза, омофор (головной покров) и часть пояса Божией Матери. Их с торжеством поместили воВлахернский храм.

В царствование греческого императора Льва Премудрого (886-911 годы) в первый день октября в этом храме совершалось всенощное бдение. Городу угрожало нашествие мусульман. Не имея достаточно сил противостоять захватчикам, жители Константинополя возложили упование на Пресвятую Богородицу. Храм переполнен был людьми. Народ усердно молился об избавлении от опасности. Среди молящихся находился и святой Андрей, Христа ради юродивый. В четвертом часу ночи прозорливый старец, возведя очи свои на небо, увидел под сводами храма Царицу Небесную, Пресвятую Деву. Сияя более солнца, Она шествовала по воздуху. Окружали Ее святой Иоанн Креститель, святой Иоанн Богослов, пророки, апостолы, святители, мученики и все Небесные Силы. Матерь Божия, преклонив колена, молилась за христиан, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лицо. Она долгое время пребывала в молитве, потом, окончив ее, подошла к Престолу и также помолилась за предстоящий народ. По окончании молитвы Богородица сняла со Своей пречистой главы блиставший подобно молнии покров (омофор) и, держа его с великим торжеством Своими пречистыми руками, распростерла над всеми стоявшими в храме людьми и тем самым оставила благодать бывшим там, знаменуя подаваемую христианскому миру по Ее молитвам защиту от врагов видимых и невидимых.

Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом ученика своего, блаженного Епифания: "Видишь ли ты, брат, Царицу иГоспожу, молящуюся о всем мире?" "Вижу, святый отче, - отвечал он, - и ужасаюсь". Затем Пресвятая Богородица и покрывало Ее стали невидимы.

Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. Помощь Божией Матери не замедлила последовать: враги безвсякого кровопролития отступили от города.

Видение святого Андрея описано в его житии, переведенном на древнерусский язык в XI или в начале XII века. В честь чудного явления Божией Матери святому Андрею, который был родом славянин, на Руси в 1164 году благоверным князем Андреем Боголюбским был установлен праздник Покрова ПресвятойБогородицы, чтобы христиане, вспоминая об этом чуде, знали, к Кому следует прибегать в несчастье и Кому приносить жертву благодарности, освободившись от него. В этот день мы испрашиваем у Царицы Небесной: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших; покрый нас от всякаго зла и лютых напастей, на Тя бо уповаем и Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".

Греческая Церковь не знает этого праздника, на Руси же он прочно утвердился. В честь Покрова Божией Матери писались иконы, строились храмы.Благоверный князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли (1165 год). В Москве царь Иоанн IV построил храм Покрова, известный под именем храма Василия Блаженного.

Само духовное содержание праздника указывает нам на постоянное, непрекращающееся попечение о нас Пречистой Девы, на Ее усердное заступничество за нас пред Сыном Своим и Богом. Именно поэтому Покров Божией Матери - один из самых любимых церковных праздников на Руси. Митрополит Сурожский Антоний говорит: "И мы сегодня радуемся этому празднику, потому что в этот день Матерь Божия простерла Свой покров не только на град Константинопольский, но над всеми христианами, которые нуждаются в милости Божией и защите".

В службе этого дня святая Церковь, восхваляя Пресвятую Богородицу как "Церкве чудное украшение" и "всему миру предивный покров" и моля Ее покрыть нас "омофором милости" Своей "от нахождения противных, от глада же и труса и междоусобныя брани", взывает к Ней: "Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолися, Твоего покрова праздник в Российстей земли прославльшия”.

Свято-Покровский женский монастырь Киева

Тропарь празднику Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4-й:

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 3-й:

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

ВЛАХЕРНСКАЯ ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦЫ (ТУРЦИЯ)

Влахернский храм был выстроен в 5 веке специально для хранения величайших святынь христианского мира – Честной ризы Богородицы, Ее пояса и иконы, написанной апостолом Лукой. Позже во Влахернском храме совершилось чудо, внесенное в церковные летописи и календари. 

Возникновение


Строительство храма у подножия шестого константинопольского холма, за пределами Феодосиевых стен, затеяла в 450 году императрица Пульхерия, а окончил после её смерти Маркиан. В 473 году из Святой земли в Константинополь была доставлена Риза Богородицы, для размещения которой император Лев построил рядом с церковью особое здание. Это событие церковь ежегодно вспоминает в день Ризоположения. В правление Льва под кров был перенесён и влахернский источник святой воды.

Храмовый комплекс, расширенный при Юстине и Юстиниане, привлекал множество паломников. В непосредственной близости от святынь монархами был выстроен дворец, который со временем стал их основной резиденцией. С тех пор Влахерны сделались средоточием византийского почитания Богоматери.

Чудеса

Храмовой иконе Богородицы (так называемой Влахернской) приписывалось спасение столицы во время нескольких осад. Во время осады города аварами в 626 году вождь нападавших был перепуган явлением на стенах города женщины в драгоценном уборе. Как раз в это время патриарх Сергий в сопровождении будущего Константина III проносили по стенам чудотворную икону.

По возвращении из похода против персов отвоевавший у них Животворящий Крест император Ираклий был торжественно встречен патриархом в этом храме — единственном, который пощадили нападавшие. Во избежание новых разорений император приказал обнести Влахернское предместье небольшой стеной.

Новые чудеса Влахернская Богоматерь явила, как считается, во время осады «второго Рима» арабами в 718, русами в 864 и болгарами в 926 году. Про нашествие русов рассказывают, что император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали.

Во время осады сарацинами — мусульманами в 910 году Богородица явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор) — в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Свято-Покровский Храмовый комплекс на Оболони в Киеве


Известно три списка иконы, сделанных в различное время:

1. Принадлежавший роду Строгановых, а с середины XVIII века — роду Голицыных. Икона хранилась в имении селе Влахернском (Кузьминках) под Москвой, где была построена церковь, освящённая в честь Влахернской иконы. В настоящее время этот список хранится в Третьяковской галерее. Первое упоминание об иконе относится к 1716 году, но по датировке Г. В. Сидоренко образ относится к VII веку.[6] Древнее происхождение иконы связано с семейным преданием Строгановых и Голицыных о том, что царю Алексею Михайловичу из Константинополя привезли не одну, а две иконы. О возможности изготовления списка иконы в технике, аналогичной первообразу, свидетельствует письменное указание о составе мастики и отливке — «О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы» из сборника XVII века.
2.Из храма Сергия Радонежского в московском Высоко-Петровском монастыре (создан в 1701 году), в настоящее время хранится в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове)
3. Из Спасо-Влахернского монастыря под г. Дмитровом (одна из святынь рода Головиных, создана в 1705 году, в настоящее время находится в музее Андрея Рублёва)

Второй и третий списки являются точными копиям кремлёвской иконы, имели аналогичные драгоценные оклады с надписью о спасении заступничеством иконы Царьграда от врагов. В подражание оригиналу эти два списка изготовлены как иконы-мощевики — венцы «исполнены множеством частиц святых мощей разных угодников Божиих». В описаниях эти иконы называются воскомастичными, но на самом деле это рельефные деревянные изображения, покрытые левкасом и расписанные темперой, то есть они отличаются от византийского первообраза.

Иконоборчество


В эпоху иконоборчества Влахернская церковь как один из центров иконопочитания оказалась очагом раздора. Именно здесь иконоборцы провели последнее заседание Иконоборческого собора, после чего фигурные мозаики храма были заменены на более абстрактные, изображающие растительный и животный мир. Чудотворная икона пропала до правления Романа III, когда её якобы обнаружили спрятанной под толстым слоем штукатурки.

В первое воскресенье Великого поста после восстановления православия в 843 году в храме прошёл первый праздник Торжества Православия. А при Константине Багрянородном во Влахернский храм были доставлены новые реликвии — предполагаемое письмо Абгара к Иисусу и знаменитый эдесский образ Спаса.

Упадок

После пожара 1070 года церковь была фактически выстроена заново, но продолжала пользоваться прежним почитанием. Анна Комнина описывает, что в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподымался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь.

Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Иоанн III Дука Ватац выкупил его у латинян, но прежнего блеска храм больше не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Денег на её восстановление у Палеологов не было, и до середины XIX века окрестности святого источника пустовали. Только в 1867 году место влахернского источника было отмечено скромной греческой часовней.

При патриархе Никоне в Москву из Стамбула привезли некую икону, которую патриарх Паисий признал за древнюю Влахернскую. Она исполнена в древней технике воскомастики и предположительно содержит в своём составе растёртые мощи мучеников за веру. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

Краткая история иконы

По преданию, Влахернская икона Божией Матери была написана апостолом-евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы и послана в дар правителю Антиохии. По другой версии, ее создали христиане города Никомедии в начале IV века, когда свирепствовали гонения императора Диоклетиана. Икона исполнена рельефно из воскомастики, в которую добавлены частицы святых мощей.

Потом святыня оказалась в Иерусалиме. В первой половине V века императрица Евдокия, супруга византийского императора Феодосия II, путешествуя по Святой Земле, отправила икону в дар сестре императора Пульхерии в Константинополь, где она была поставлена во Влахернском храме Пресвятой Богородицы – отсюда явилось ее название. Она не раз чудесно защищала Второй Рим. Именно с этой иконой в 626 году патриарх Сергий обошел стены Константинополя, осажденные аварами, после чего те бежали прочь, и в честь этого чуда был установлен праздник Похвалы Богородицы. Византийские императоры имели обычай брать Влахернскую икону с собой в военные походы.

После падения Константинополя в 145З году Влахернская икона была перенесена на Афон, а потом прислана в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. В октябре 1654 года патриарх Никон торжественно встречал ее на Лобном месте. В послании от протосингела Иерусалимского патриарха Гавриила говорилось: «Святая икона, которую доставили тебе, государь, есть покровительница Константинополя. Она будет теперь защитницей Руси и священной особы твоего величества, как она была некогда покровом Константинополю и его благочестивым царям».

Икону поставили в Успенский собор. Отныне царь Третьего Рима тоже брал ее с собой в военные походы, а список был пожалован «именитым людям» Строгановым. Так Влахернская икона оказалась в Кузьминках. 

Источники: 
Википедия
Православие.РУ


Современная церковь на месте древней




Внутри храма


Чудотворная икона. Хранится в храме в России.

Строгановский список. Хранится в Третьяковской галерее