ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет"

Почитание Божией Матери является догматической, характерной чертой христианского благочестия. В православном богослужении, при всем богатстве и разнообразии составляющих его частей, едва ли можно назвать какой-либо чин, даже самый краткий, в котором не было бы обращения к Богородице, Каждый ряд богослужебных песен заканчивается прославлением Ее, молитвой о помощи и ходатайстве, благодарением за ниспосланную милость.

Божия Матерь в разные времена просвещала и наставляла Отцов и учителей церкви, укрепляла подвижников и ревнителей христианской жизни в борьбе со страстями человеческими. Она помогала взывающим к ней, исполняла прошения матерей о рождении добрых детей, преподавала правила святой жизни, врачевала больных, спасала от опасностей, даровала время для покаяния, являла свое благоволение кающимся, представала перед умирающими.

Учение, проповедуемое Православной церковью о лице Пресвятой Девы Марии, основано на Священном Писании, раскрыто и объяснено знаменитыми пастырями, и навсегда определено и утверждено святыми Вселенскими Соборами. Чествование Пресвятой Богородицы было торжественно установлено постановлениями Эфесского собора (431 г.), на котором также было принято решение об изображении Ее лика на иконах.

После официального подтверждения собором почитания Девы Марии в Ее честь начали строиться храмы, основываться монастыри, появилась разнообразная литература, слагались похвальные гимны, молебны, проповеди. В V веке формируются богородичные праздники, во время которых торжественно отмечаются важнейшие события жизни Девы Марии. В Константинополе, столице Византии, благоверный император Константин Великий построил три храма в честь Богоматери. Вслед за тем императоры, императрицы, вельможи и их жены усердно строили церкви и обители во славу Богородицы. Каждый константинопольский храм имел свою святыню — священный предмет или прославленный образ. В храме Одигитрии, построенном Св. царицей Пульхерией, был поставлен образ Богородицы, написанный Св. Евангелистом Лукой.

По древнему преданию, принятому Православной церковью, Св. Евангелист Лука, ученик и помощник апостола Павла, запечатлел образ Богородицы на иконе еще при Ее жизни. Видеть лик Божией Матери пожелали благочестивые верующие. Когда написанный образ св. Лука представил Присноде-ве, она рекла: «Благодать родившегося от Меня и Моя с сею иконою да будет!» Ее благословение и сделало иконы Божией Матери благодатными, наполняющими душу божественным светом, дарящими верующему благо, избавление от пороков, указывающими людям путь к спасению и вечной жизни.

Св. Лука написал еще около 70 образов, которые почитались как чудотворные. Его кисти принадлежат иконы, именуемые Владимирская, Влахернская (Константинополь), Иерусалимская, Киккская-Милостивая (остров Кипр) и другие.

На VII Вселенском соборе был утвержден догмат иконопочитания. В постановлении Собора указывалось, что «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси изображенного на ней». Собор особенно подчеркивал, что иконам должно воздаваться почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. Византийская христианская иконография выработала несколько основных типов изображения Богоматери, среди них — "Оранта"(Молящаяся), Влахернитисса (Великая Панагия, Знамение), Агиосоритисса (Деисусная), Никопея (Победоносная, Пантанасса), Ассунта (Вознесенная), Елеуса (Умиление) и идигитрия (Путеводительница). Одигитрия является одним из самых распространенных типов изображения Богородицы и имеет наибольшее количество списков (копий) в нашей стране. К этому типу относятся Иверская, Смоленская, Тихвинская, Феодоровская иконы Божией Матери и многие другие, описание которых приводит в своей книге Е. Поселянин. Кроме упомянутых изображений Богородицы, есть и символические образы, посвященные Ее благодеяниям — иконы «Неопалимая купина», «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Живоносный источник» и др. Некоторые иконы носят названия тех мест, где они впервые явились, или где от них произошло чудо — Казанская, Ахтырская, Устюжская иконы и др. В церковном месяцеслове числится около трехсот чтимых икон Божией Матери, каждая из которых запечатлела одну из Ее благих черт, став как бы одним из Ее имен. Большинство дней в году освящены празднованием той или иной иконы Пресвятой Богородицы. Русь Православная с благодарностью чтит свою Небесную Покровительницу, неоднократно спасавшую наше отечество от опасностей. Многие храмы, возведенные в Киевской Руси после принятия христианства, посвящались Богородице: Десятинная церковь в Киеве (989-996 г. г.) была названа в честь Ея Рождества. Византийские мастера воздвигают по повелению самой Божией Матери в Киево-Печерской Лавре собор в честь Ея славного Успения. Храмы с таким же названием были построены в Вышгороде, Владимире, Новгороде-Северском. Во имя Благовещения Пресвятой Богородице названы храм в Чернигове и церковь над Золотыми воротами в Киеве. Во вновь основанных монастырях и храмах находились Богородичные иконы, которые творили неисчислимые благодатные чудеса.

Начиная с XVII ст. в литературе появляется особый жанр — сочинения об иконах Богоматери и о чудесах, от них происходивших. Это были своего рода первые исследования богородичных икон и осмысление их иконографии. Одним из первых авторов сочинений, посвященных Богородице, был Иоанникий Галятовский, талантливейший украинский ученый второй половины XVII ст. Он был профессором риторики Киевской Коллегии, в 1668 году назначен игуменом Елецкого монастыря в Чернигове. Ему принадлежат такие творения, как "Ключ разумения"(1659), «Чуда Пресвятой Богородицы», из данного в Киево-Печерской Лавре в 1660 г., "Небо новое, с новыми звездами сотворенное, т. е. Преблагословенная Дева Мария с чудами своими"(1665 г.), напечатанное на польском языке и переведенное впоследствии на украинский и русский. Богородице посвятили ряд своих трудов архиепископ Лазарь Баранович и св. Димитрий, митрополит Ростовский. Многочисленные произведения были созданы разными авторами в XIX веке. Сведения о чудотворных образах Богородицы постоянно пополнялись. Эта тема всегда привлекала внимание церковных исследователей, поскольку участие Божией Матери в жизни людей никогда не прекращалось, являя все новые и новые примеры Ее чудного и благодатного заступления и помощи.

 

Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет"

 ОБ ИКОНАХ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕЮЩИХ БЛАГОДАТЬ ИСЦЕЛЯТЬ БОЛЕЗНИ И ПОДАВАТЬ ПОМОЩЬ В ДРУГИХ НУЖДАХ И БОЛЕЗНЯХ  

    В глазной болезни и о прозрении слепых очей

молятся Божией Матери перед ее иконой "Казанская" (8/21 июля и 22 октября/4 ноября).

     В болезнях рук (или увечьях рук) — перед иконой Божией Матери "Троеручица" (28 июня/11 июля; 12/25 июля).

     Когда св. Иоанну Дамаскину по клевете на него отсекли руку, он слезно молился перед иконой Божией Матери, чтоб рука его, писавшая духовные сочинения во славу Божию, приросла. И отсеченная рука во время короткого сна срослась. Тогда св. Иоанн, в знак благодарности Божией Матери, привесил к ее иконе серебряное изображение руки, отчего икона и получила свое название.

 

     В болезненном состоянии перед иконой Божией Матери "Всех скорбящих радость" (24 октября/6 ноября).

     Об избавлении от эпидемии холеры и чумы: 

     1. Перед иконой Божией Матери "Боголюбская" (18 июня/1 июля).

     Икона прославилась во время свирепствования моровой язвы (чумы) в 1771 году. От "Боголюбской" иконы совершались исцеления от этой болезни.

     2. Перед иконой Божией Матери "Споручница грешных" (7/20 марта; 29 мая/11 июня).

     Икона названа так по надписи, сохранившейся на образе: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну". Особенно она прославилась во время эпидемии холеры, свирепствовавшей в Москве в 1848 году, когда возле нее происходили чудесные исцеления смертельно больных людей.

     3. Перед иконой Божией Матери "Феодотьевская" (2/15 июля).

     Икона получила название по месту явления — близ села Феодотьева в окрестностях Рязани. Особенно икона прославилась в 1771 году во время свирепствовавшей моровой язвы. Феодотьевскую икону носили как по городу, так и по окрестным селениям. Если ее приносили в какой-либо дом, в который болезнь еще не была занесена, то в нем моровая язва не появлялась; если же дом уже был заражен моровой язвой, то она немедленно прекращалась.

     4. Перед иконой Божией Матери "Смоленская-Новгородская" ("Холерная") (3/16 июля). 

     16 июля 1831 года в Новгородской   Спасо-Преображенской церкви вдруг отвалился толстый слой штукатурки и в образовавшейся Нише обнаружилось изображение Смоленской иконы Божией Матери. В этом году в Новгороде свирепствовала холера, и народ во множестве стекался в этот храм для молитвы перед новоявленной иконой. Молитвы людей были услышаны: заступлением Богоматери холера прекратилась.

     5. Перед иконой Божией Матери "Знамение" Царскосельская (27 ноября/10 декабря).

     В болезнях младенцев перед иконой Божией Матери "Тихвинская" (26 июня/9 июля).

     В болезнях детей перед иконой Божией Матери "Целительница" (18 сентября/1 октября).

     В расслаблении тела перед иконой Божией Матери "Споручница грешных" (7/20 марта; 29 мая/11 июня). 

     Икона прославилась чудесами в 1843 году в Николаевском Одрине монастыре. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед иконой.

     Об избавлении от страсти пьянства перед иконой Божией Матери "Неупиваемая чаша" (5/18 мая).

      В болезнях вообще:

     1. Перед иконой Божией Матери "Скоропослушница" (9/22 ноября).

     Однажды инок, молясь перед иконой, услышал слова: "Всем призывающим Меня буду Я Предстательница, и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прошения их. И будет икона Моя именоваться Скоропослушницей", потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое. Икона совершила многие чудеса: слепым даровала прозрение, хромым хождение, расслабленных  утвердила и доныне творит чудеса по искренней молитве верующего.

     2. Перед иконой Божией Матери "Целительница" (18 сентября/1 октября).

     "...малые дети милуеши... и всякие многоразличные страсти врачуеши: все бо суть возможно ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу, Богу нашему".

      В трудных родах:

     1. Перед иконой Божией Матери "Феодоровская" (14/27 марта; 16/29 августа).

     2. Перед иконами Божией Матери "Помогательница женам чады рождати" (26 декабря/8 января) и "Помощь в родах".

     С давних пор в минуты жесточайших страданий при рождении детей женщины прибегают с горячей молитвой к Богородице. В наше время во многих благочестивых семействах можно видеть икону Божией Матери "Помощь в родах". Этот образ несколько напоминает икону "Знамение". Существует еще более древняя икона Богородицы "Помогательница женам чады рождати". На ней Богоматерь изображена с открытою главою; ниже сложенных рук изображен Предвечный младенец, благословляющий род человеческий.

 

В ДРУГИХ НУЖДАХ

     В скорби :

     1. Перед иконой Божией Матери "Всех скорбящих радость" (24 октября/6 ноября).

     2. Перед иконой Божией Матери "Утоли моя печали" (25 января/7 февраля).

     В просьбе родить здоровых детей перед иконой Божией Матери "Слово плоть бысть" (9/22 марта). 

     Чудотворный образ Богоматери изображает чревоношение Божественного Младенца, поэтому укоренился обычай молиться перед ним за матерей во время их чревоношения и болезней рождения. Известны случаи благодатной силы иконы "Слово плоть бысть" в тяжких муках разрешения от беременности.

     В недостатке материнского молока — перед иконой Божией Матери "Млекопитательница" (12/25 января). 

     Икона представляет Божию Матерь, млекопитающую Сына Своего.

     В слабом учении детей:

     1. Перед иконой Божией Матери "Подательница ума" (15/28 августа).

     Родители детей, которые не делают особых успехов в усвоении начальных оснований веры и грамотности, обращаются с молитвой к Божией Матери и Ее Сыну, как к источнику высшей мудрости, и просят "о прибавлении ума" их детям и даровании им в учебе.

     2. Перед иконой Божией Матери "Ключ разумения" (1/14 апреля).

     Богородица изображена на этой иконе во весь рост; в нижней части нарисован ключ. Пред иконойсовершают молебны перед началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей замечается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения наук.

     За детей:

     1. Перед иконой Божией Матери "Взыскание погибших" (или "Избавление от бед страждущих", 5/18 февраля).

     Владелец иконы "Взыскание погибших" овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва перед этой иконой спасла его от отчаяния и устроила судьбу его детей-сирот.

     2. Перед иконой Божией Матери "Нечаянная радость" (1/14 мая; 9/22 декабря). Икона именуется так потому, что многие, с верой прибегающие к помощи Пресвятой Богородицы, получают через эту икону нечаянную радость прощения грехов и благодатного утешения.

     3. Перед иконой Божией Матери "Скоропослушница" (9/22 ноября).

     О покровительстве посевов и о плодородииперед иконой Божией Матери "Спорительница хлебов" (15/28 октября).

     Название иконе дано по благословению преподобного Амвросия Оптинского. Оно указывает, что Богородица — Помощница людям в трудах к снисканию хлеба насущного.

Первой милостью, излившейся от этой иконы, было то, что, хотя 1891 год в России был голодный и вокруг Калужской епархии были поражены недородом местности, в пределах Калужских и на Шамординских полях хлеб родился.

     В 1829 году в Воронежской губернии была засуха, и грозил начаться голод. Перед иконой "Спорительница хлебов" был отслужен молебен. Пошел дождь, и поля оправились.

     От огненного запаления, о прекращении начавшегося пожара, от поражения молнией во время грозы. перед иконой Божией матери "Неопалимая Купина" (4/17 сентября).

     Богоматерь сравнивается в песнопениях с неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив: "Якоже бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси".  

     "Неопалимая Купина" изображается обычно в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая по пояс Богоматерь с Младенцем. Не раз бывало так, что при пожаре выносили икону "Неопалимая Купина", и внезапно огонь успокаивался. Чудотворная находилась в Москве, в Хамовниках, в специально устроенном для нее храме. Несмотря на то, что все место вокруг церкви было застроено деревянными зданиями, пожаров там не бывало. На Синайской горе есть обычай молиться перед этой иконой во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна»   

 

      На море от бури и от потопления перед иконой Божией матери "Спасительница утопающих"  ("Леньковская") (20 декабря/2 января).

     История этой иконы такова. На реке Десне есть один опасный водоворот. Часто случалось, что в этот водоворот попадали дажебольшие баржи, нагруженные хлебом: круговращение воды своей стремительной силой увлекало их наглубину вместе с людьми. И вот на этом месте однажды была обретена икона Божией Матери, приплывшая к берегу реки. Против гибельного места, у Ленькова, поставили храм, куда поместили чудотворную икону. Было замечено, что со времени явления иконы несчастья стали случаться редко, а потом и совершенно прекратились. Икону "Спасительница утопающих" обычно берут с собой в путешествие по водам.

     В путешествие перед иконой Божией Матери "Смоленская" ("Одигитрия"),  (28 июля/ 10 августа).

 

     О покровительстве рыбаков и охотников перед иконой Божией Матери "Озерянская" (30 октября/12 ноября)."Озерянская" икона явилась в XVI веке в слободе Озерянске и прославилась множеством чудотворений.

     О помощи в духовном пении и чтении перед иконой Божией Матери "Попская" (12/25 января).

     Божия Матерь — покровительница певчих. У греческих певцов нотная наука называлась "поповское искусство", поэтому и икона Покровительницы певчих получила название"Попской". Божественный Младенец на иконе изображается с особым перстосложением — так начальник хора обычно подавал знак к пению.

     Об обращении заблудших, об утверждении в вере — перед иконой Божией Матери "Нечаянная радость" (1/14 мая; 9/22 декабря).

     "Заблудшияся на путь правы настави, всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй".

     На умягчение злых сердец, об умиротворении враждующих перед иконой Божией матери "Умягчение злых сердец" ("Семистрельная") (2/15 января).

     На иконе Божия матерь изображается одна, пронзенная семью мечами. Семь мечей символизируют полноту печали и сердечной болезни, которые испытаны на земле Пресвятой Девой Марией. Перед иконой молятся об умягчении сердца, возносят молитвы за своих врагов, и у людей облегчаются их душевные  страдания, смягчаются враждебные отношения, уступая место чувству милосердия.      

 

     Во время нашествия врагов, от насилия иноверных, об избавлении от междоусобной брани: 

     1. Перед иконой Божией Матери "Владимирская" (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября).    

     Первая из Владимирских икон — та, что написана св. апостолом  Лукой, - находится в Москве, в Третьяковской галерее.

     2. Перед  иконой Божией Матери "Казанская" (8/21 июля и 22   октября/4 Ноября). 

      Сейчас почти в каждом русском городе отыщется чтимая Казанская икона. И все же из всех чудотворных икон Богородицы Казанской наиболее почитаются две: это образ, принадлежавший Иоанну Грозному (находится в Князь-Владимирском соборе в Петербурге) и икона князя Пожарского (в Богоявленском соборе Московского Кремля).

     3. Перед иконой Божией Матери "Знамение" Новгородская (27 ноября/10 декабря).

     Первая из чудотворных икон "Знамение" (Новгородская) пребывает сейчас в Великом Новгороде, в Софийском соборе. Софийский собор был построен в Новгороде, чудотворная икона "Знамение" является главной его святыней. Множество паломников устремляется в собор Святой Софии в день празднования святой иконы.

     4. Перед иконой Божией Матери "Тихвинская" (26 июня/9 июля). Почти 60 лет Тихвинская икона хранилась в Троицком соборе в Чикаго. Отец Иоанн, спасший икону во время Второй мировой войны, оставил завещание, согласно которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Большого Тихвинского монастыря.

Большой Тихвинский монастырь был передан Церкви в 1995 году. Успенский собор, на месте которого 615 лет назад явилась икона, уже восстановлен и освящен. Летом 2004 г. состоялось возвращение святой иконы.

     О спасении и сохранении Государства перед иконой Божией Матери "Державная" (2/15 марта).