1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Отвечает святитель Игнатий (Брянчанинов) — один из виднейших богословов и святых XIX века.

ФОМА

У нецерковных людей почитание Пресвятой Богородицы уже не одно столетие вызывает немало недоумений. Многие укоряют православных христиан чуть ли не в идолопоклонстве, а большинство протестантов и вовсе отказываются чтить Деву Марию. Что же Церковь отвечает своим оппонентам? Почему именно к Богородице она так часто обращается с молитвами?



На многие из этих вопросов уже ответил святитель Игнатий (Брянчанинов; 1807–1867) — один из виднейших богословов и святых XIX века.

Поводом для написания им подробнейшего текста о том, почему Церковь почитает Деву Марию, послужило принятие Папой Римским Пием IX догмата о Непорочном зачатии Богородицы, а также просьбы некоторых его современников дать достойный ответ протестантским и светским критикам.

svt Ignatiy Bryanchaninov 2

ПОЧЕМУ ХРИСТИАНЕ ТАК ПОЧИТАЮТ БОГОРОДИЦУ?


Потому что Дева Мария произвела на свет Самого Бога. Она стала единственным в истории мира человеком, в которого вселился Сам Творец мира. Другие великие праведники по действию в них Святого Духа были, безусловно, причастниками Божества, но не в той полноте и мере, как Богородица, которая приняла в себя Бога-Слова для Его вочеловечения.

Сам святитель Игнатий пишет об этом следующее: «Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых ангелов, принадлежащее одной Богоматери. Как Богочеловек для племени (то есть общества. — Прим. ред.) спасающихся избранников заменил Собою Адама и соделался их родоначальником, так Божия Матерь заменила для них собою Еву, соделалась их матерью. Как Богочеловек есть Царь Небесный, Царь всех человеков и ангелов, так Богоматерь есть Царица небесная, Царица и человеков и ангелов».

ПОЧЕМУ БОГОРОДИЦА СТАВИТСЯ ЦЕРКОВЬЮ ВЫШЕ, ЧЕМ ВСЕ СВЯТЫЕ?


Такая высота Богородицы связана не только с тем, что она стала матерью Богочеловека, но и с тем, что только одна она среди всех остальных людей на протяжении долгого времени пребывала рядом с Самим Богом, как и пишет святитель Игнатий: «Приснодева превыше всех святых человеков как по той причине, что соделалась (стала. — Прим. ред.) Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самою постоянною, самою внимательною слышательницею и исполнительницею учения, возвещенного Богочеловеком. Первое из этих достоинств запечатлено вторым, а потому достоинство Божией Матери соделалось величайшим достоинством. Святое Евангелие свидетельствует о Богоматери: «Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем» («А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем») (Лк. 2:19)».

 Богоматерь с предстоящими. Икона XVII века 

КАКОВА ГЛАВНАЯ ЗАСЛУГА БОГОРОДИЦЫ?


Главная заслуга Пресвятой Девы заключается в том, что она приготовила себя для принятия Спасителя. Таков был ее личный, свободно принятый подвиг. Чистота Ее жизни, глубочайшая любовь, полное самоотречение и абсолютная верность Богу — все это не встречалось ни в одном из праведников ветхозаветной древности.

Святитель Игнатий пишет: «Что желали исполнять величайшие угодники Божии, то Божия Матерь, по данной Ей Божественной благодати, исполняла на самом деле. И как исполняла? Сперва сердце Ее и утроба осенены были Святым Духом; потом чрево (то есть живот. — Прим. ред.) Ее соделалось храмом существенно вселившегося Господа; духовная радость от присутствия в Ней Господа обымала все Ее существо, как Она сама это засвидетельствовала. Обыкновенно святая радость объемлет человеков, сподобившихся ощутить в себе действие Святаго Духа, тем более Богоматерь была преисполнена Божественной радости.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

По рождении Богочеловека Она находилась к Нему в ближайших отношениях. На руках и в объятиях Ее Он провел младенчество; неразлучно с Нею был не только в отрочестве Своем, но и в юношеском и мужеском возрастах, до самого вступления своего в Божественное служение, продолжавшееся три года с половиною. Никто другой не был столь близким слышателем слова Божия и в течение столь продолжительного времени, как Божия Матерь; никто с таким глубоким и постоянным вниманием не следил за словами и делами Богочеловека, никто с такою тщательностью и любовью не хранил их».

ПОЧЕМУ ДЕВУ МАРИЮ НАЗЫВАЮТ ИМЕННО «БОГОРОДИЦЕЙ»? РАЗВЕ МОЖНО «РОДИТЬ» ВЕЧНОГО БОГА?


Потому что Иисус Христос, родившийся от Девы Марии, – есть одновременно Бог и Человек. Согласно принятой на IV Вселенском соборе догматической формуле, божественное и человеческое соединилось в Нем неслиянно, неизменно, неразделимо, неразлучимо.

Святитель Игнатий пишет: «Дева, зачав и родив Бога и человека в одном лице, соделалась Матерью Бога в точном смысле, потому что рожденный ею был Бог, хотя вместе и был человек. "Как не Богородица та, — восклицает святой Иоанн Дамаскин, — которая родила воплотившегося от нее Бога?". Дева, соделавшись Матерью Бога, уже естественно соделалась Госпожою, Царицею и Владычицею всей разумной твари, земной и небесной; но вместе с сим Она пребывает тварью (то есть тем, что было сотворено Богом. — Прим. ред.) и рабою Сына и Бога своего. Родив Жертву за все человечество, Она родила эту Жертву и за себя, как принадлежащая к человечеству. Сын Ее есть Бог, Творец, Господь, Искупитель и Спаситель».

 Рождество Христово

ПОЧЕМУ ДОГМАТ О НЕПОРОЧНОМ ЗАЧАТИИ БОГОРОДИЦЫ НЕ ПРИЗНАЕТСЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ?


Действительно, 8 декабря 1854 года Папа Римский Пий IX издал документ, в котором учение о непорочном зачатии Девы Марии было возведено в степень догмата. Согласно этому учению, Богородица была рождена без первородного греха, то есть была абсолютно безгрешной. Православная Церковь этого догматического положения не разделяет и считает его противоречащим сложившемуся в эпоху Вселенских соборов учению о спасении. В Евангелии от Луки сама Богородица называет Иисуса Христа своим Спасителем.

Вот что пишет об этом святитель Игнатий: «Сама благодатная Приснодева Богоматерь, исповедуя рожденного Ею Бога Спасителем Своим. Паписты, приписывая Богоматери безгрешие, этим самым выказывают свое недоверие к всемогуществу Божию. Но Православная Церковь прославляет всемогущество и величие Бога, соделавшего зачатую и рожденную во грехе несравненно высшею херувимов и несравненно славнейшею серафимов, никогда не познававших греха, постоянных в святости. "Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем", — произнесла благодатная Дева в ответ Елисавете, когда Елисавета по внушению Святаго Духа провозгласила громким голосом, что Приснодева есть Матерь Бога (Лк. 1:43)».

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы», 1262–1270 гг., Сиена (Италия); мастер: Гвидо да Сиена (Guido da Siena)
 

ПОЧЕМУ ХРИСТИАНЕ ОБРАЩАЮТСЯ К БОГОРОДИЦЕ КАК К МАТЕРИ?


Потому что Сам Господь, во время Своих крестных страданий, усыновил стоявшего у Креста апостола Иоанна Богослова Своей Матери, а в лице ученика — и всех членов Церкви. В Евангелии сказано: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19:26-27)».

«Когда Господь совершил искупление рода человеческого, — пишет святитель Игнатий, — и уже намеревался, вися на кресте, запечатлеть искупительный подвиг произвольною смертью, тогда при Господе и при кресте Его стояла Богоматерь с возлюбленным учеником Господа, Иоанном ... Господь обращается внезапно к предстоящей Ему Богоматери, к участнице Его искупительных за человечество страданий, вводит Ее в права Ее относительно человечества, в права, доставленные Ей Богочеловеком и всеми отношениями Ее к Богочеловеку. Он объявляет Ее Матерью возлюбленного ученика, а в нем и всего обновленного человечества, по разумению (то есть мнению. — Прим. ред.) и объяснению отцов».


ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ ТАК ЧАСТО ОБРАЩАЕТСЯ К БОГОРОДИЦЕ С МОЛИТВАМИ?


Христиане верят, что Богородица после своего успения (то есть смерти) воскресла и была взята Богом в Царство Небесное, став главным просителем и ходатаем за всю Церковь перед Своим Сыном. Именно поэтому нигде и никогда в Церкви не было мощей Богородицы. Хотя части ее ризы и пояса сохраняются как великие святыни.

«Богоматерь, — пишет святитель Игнатий, — в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах — Она царствует на небесах. Она как Матерь Царя Небесного объявлена Царицею Небесною, Царицею и святых Ангелов и святых человеков. Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем ангелам и архангелам, говорит им: "молите Бога о нас"; к одной Богоматери она употребляет слова: "спаси нас"».

© 2018 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.