Две тысячи километров проехала по дорогам Израиля и Египта группа винницкого Клуба православного туризма «Одигитрия».

Иерусалим. Крестный путь Господа. Трудно осознать,
что это все – уже не мечта, не кадры хроник и фильмов

Паломники поклонились святыням Храма Гроба Господня в Иерусалиме, причастились в храме Рождества Христова в Вифлееме, побывали в монастырях на Галлилейском озере, окунулись в воды реки Иордан и совершили ночное восхождение на гору Синай. 

Путешествие за два моря (Черное и Средиземное) оказалось до предела насыщенным событиями и потребовало от его участников сил, терпения и выносливости. За семь суток православные туристы три ночи провели в пути, посетили Египет, Израиль и Палестину, проехали 200 км вдоль границы с Иорданией, смогли увидеть пограничную территорию Саудовской Аравии. Группа опускалась на 460 метров ниже уровня мирового океана к Мертвому морю и поднималась на гору Синай высотой свыше 2200 метров.

Сначала был Египет

Улицы Иерусалима. Паломники «Одигитрии» идут
Крестным путем Господа. А гид спешит, торопит –
остановиться и припасть можно лишь на мгновение

В Святую Землю из Египта ехать пока значительно дешевле, поэтому вначале группа «Одигитрии» обосновалась в Шарм-эль-Шейхе. Оказалось, курортный бизнес арабской страны – дело отнюдь не тонкое. Буквально на каждом шагу чувствуешь себя потенциальным источником долларов для местного населения и обслуживающего персонала. Слова, улыбки и жесты «аборигенов» смущают несоответствием смысла и цели. Вроде бы говорит человек просто и весело, ан, нет – денег хочет. Даешь денег – обижается и впадает в агрессию: мало дал.

Доверия отдыхающих добиваются по накатанным схемам: «Русский? – О, Россия – хорошо!». «Украина?! Украина – хорошо, Россия – плохо!». И чуть ли не у каждого второго араба жена украинка – как они рассказывают. Наверное, думают, что это должно нас радовать.

Зато коралловые рифы Красного моря – чудо непередаваемое. Наблюдать удивительный подводный мир можно часами. Захватывает дух, поражает воображение, роднит с природой. Но через день-другой надоедает, если нет особой склонности к дайвингу.

Впрочем, у православных туристов «Одигитрии» для отдыха на море было совсем немного времени. Целью каждого в этой поездке была Святая Земля. Сквозь ночь и безмолвные горы пустыни группа выехала к израильской границе.

Иерусалим вытеснил реальность

В Храме Гроба Господня

В Израиль въехали ранним субботним утром, когда жители иудейской страны соблюдали шабат. Тихо, безлюдно, солнечно… Безжизненная пустыня Египта постепенно сменилась чередой оазисов, садами финиковых и банановых пальм, полями пшеницы – мир вновь обрел зеленый цвет и свежесть красок.

– Ни одно дерево, кустик или трава здесь не выросли сами собой – все посажено и взращено руками тех, кто возрождал Израиль, – рассказал гид Владимир Качаловский.

К Иерусалиму подъехали сразу и вдруг: множество белых домов на холмах будто возникли из ниоткуда и парили в горячем воздухе. Сердце радостно теплело от близости долгожданной цели: еще чуть-чуть и мы будем там, где жил земной жизнью Господь наш Иисус Христос.

Несколько шагов от автобуса – и Старый Город Иерусалима вытеснил реальность остального мира. Что время?! — Столетия и эпохи стерлись в незримую пыль мощеных камнем узеньких улиц, современность – неясное эхо, угасшее в толще древнейших стен.  

Вот, сейчас мы пройдем Крестным путем Господа в главном городе мира – трудно обозначить значимость происходящего, осознать, что это все – уже не мечта, не кадры хроник и фильмов.

И не столь важно для нас, нынешних, что тот Иерусалим, в котором жил, был предан позорной смерти и воскрес Иисус Христос, давно уничтожен. Что этапы Крестного пути – традиционный туристический маршрут для верующих и безбожников со всех уголков Земли. И что на стремлении к главным христианским святыням делают бизнес иудеи и мусульмане – для нас, православных паломников, тоже малозначимо. Здесь, здесь было то, о чем сказано в Евангелии. Господь шёл этой дорогой, опирался на эту стену, здесь Он упал под тяжестью Креста… И Бог сподобил нас, умилостивился… А гид спешит, торопит – остановиться и припасть можно лишь на мгновение.

— Я шла этот путь с Господом… Вокруг лавки, торговля, всё это кажется таким неуместным… – рассказывает участница поездки Алла Кальянова. – Но вдруг понимаешь, что так было всегда, и когда шёл Господь к месту своего распятия, также здесь толпились люди, было шумно, и кто-то страдал вместе с Ним, а кто-то неистово радовался его страданиям. И осознание этого как-то успокаивает, ты перестаёшь замечать окружающих… И только просмотрев дома фотографии, я удивилась тому, что многое из реальности осталось вне моего восприятия: я просто не видела всех этих шарфов, золота, ковров, толпы...

Бог слышит и радуется с нами… 

Сюда стремятся миллионы людей
со всех уголков Земли

У входа в Храм Гроба Господня Бог помог нам снова и сразу. В храм временно не пускали – армяне-монофизиты проводили здесь каждение. Группа «Одигитрии» слилась с толпой ожидающих. Вот, вот она – та самая колонна, по которой сошел Благодатный Огонь! Краешком сознания хочется убедиться, что это все-таки не сон… Время замедляется.

И тут хранитель ключей от Храма Гроба Господня, представитель древнейшей турецкой династии, вдруг дает указание пропустить нашу группу. Чем мы ему так приглянулись?!

Мы в Храме храмов. Величие и монументальность святыни поражают, но отдельные ее фрагменты узнаваемы до удивления. Подсознательно понимаешь, что ступени вверх приведут на Голгофу, что, спускаясь вниз, мы идем к Камню миропомазания. Огромный храм знаком до деталей, хотя все мы здесь впервые!

– Много раз мы смотрели фотографии и фильмы о Храме Гроба Господня, поэтому расположение и оформление святынь оказалось не просто знакомым, а очень родным. Будто был здесь часто, и духом начал расти именно здесь, – рассказывает духовный куратор Клуба православного туризма «Одигитрия» протоиерей Константин Иванченко. – При этом все равно поражали отдельные фрагменты храмового убранства – например, роспись потолка в месте установления Креста, на котором был распят Господь.

А рассказать о благоговении и трепете паломников «Одигитрии» на Крестном пути Господа совершенно невозможно – «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Слезы любви, светящиеся взгляды, немыслимость осознания благодати и ее явственное ощущение во всем и вся. Рядом – сотни людей, и каждый из них стремится к Богу, как может. Вот группа католиков преклонила колени в молитве о погибшем президенте Польши, впереди них – эмансипированные дамы с сухим и жестким выражением лиц. А мы, стараясь стоять ближе друг к другу, поем «Христос воскресе из мертвых…» Бог слышит и радуется с нами…

Палестина христианская

Кувуклия – Гроб Господний.
Тяжело оторвать себя от святыни

Из Иерусалима сразу поехали в Вифлеем, который находится на территории Палестинской автономии. Два враждующих мира разделяет стена в три-четыре человеческих роста, увенчанная колючей проволокой и покрытая весьма агрессивными рисунками. СМИ подают Палестину как очаг терроризма и оголтелого мусульманства, а потому было чуть страшно въезжать в воинственную страну.

Светлый радостный Вифлеем поразил покоем и домашним уютом очень крутых и аккуратных улиц. Ни мусора, ни стихийных граффити – вечер окутывал террасы белых домов, город отдыхал легко и обыденно. Ночь опустилась на Вифлеем мягко и черно, зажглась россыпью золотых огней. Сквозь бархатную тишину то и дело душевно перекликались ослики, а с восходом солнца над городом взвились сотни петушиных криков. Мы удивлялись и радовались.

Наш палестинский гид Усамма – православный араб. Он прекрасно владеет русским и украинским языками, по образованию архитектор, закончил Львовский Политехнический и очень обрадовался гостям из Украины. Парень рассказал, что сейчас в Палестине 40% населения – христиане. Есть среди них католики и армяне-монофизиты, но, в основном, живут православные арабы.

Гид поспешил отвезти группу «Одигитрии» к главной святыне Вифлеема – Храму Рождества Христова. Храм построен над пещерой, где Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа. Место Рождества обозначено серебряной звездой, над которой возведен алтарь. Напротив – Ясли Христовы, где Богородица спеленала Младенца. В Храме Рождества Христова находится чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы – единственная из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается. 

Причастие

Кажется, что оставляешь там часть своей души.
И безусловное чувство, что забираешь с собой
всеобъемлющую, такую ощутимую Любовь

К шести часам утра воскресенья паломники «Одигитрии» приехали в Храм Рождества Христова на Литургию. К исповеди и причастию готовились накануне ночью – очень уставшие, с огромной надеждой на чудо Божией благодати.

Община Элладской Православной Церкви приняла нас как сестер и братий во Христе – тепло и благожелательно. Богослужение проводилось в нижнем храме, у звезды Рождества Христова и туристов в это время к святыне не пускали.

– Ортодокси? – спрашивал греческий священник. – Если нет – просил покинуть храм. Паломников «Одигитрии» исповедовал духовный куратор клуба о. Константин, а причащал греческий священник.

Чувство единения в Литургии православных арабов и нас, украинцев, было сильным и всеобъемлющим. Хотя и язык богослужения непонятен – даже «Kyrie eleison» различалось с трудом. И ритмы чтения псалмов и пения совершенно непривычные – горячие, южные. И традиции проведения Литургии чуть иные. Например, на Великий Вход греческий священник обходит со Священными Дарами весь храм, и прихожане стараются коснуться его благоговейно.

Но как сливалась ликующая душа с молитвами Литургии! И безоговорочно знала, что вот сейчас непонятными жаркими словами поется «Символ веры», что «Отче наш» звучит здесь по-другому, но пронзительно близко и сильно. И ни с чем не спутать в греческой Литургии главный миг, в который наши священники произносят «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий…».

Бог управил, мы причастились в Святой Земле, и нет таких слов, чтобы рассказать об этом счастье.

День и ночь

У Камня миропомазания явственное
ощущение благодати во всем и вся

А по другую сторону стены раздора евреев и арабов группу «Одигитрии» с нетерпением ждал израильский гид. День стремительно приближался к полудню, и событий в нем должно было произойти еще множество. Из Вифлеема поехали сразу на север Израиля к Галлилейскому морю. Впереди у нас были монастыри Двенадцати Апостолов и Святого Герасима, река Иордан, Мертвое море и возвращение в Египет. Еще одна ночь в дороге, день отдыха на Красном море и испытание силы духа – ночное восхождение на гору Синай.

 
Верхний храм Рождества Христова в Вифлееме.
Храм восстановлен в 529 году, большая часть
его убранства относится к этому времени
 
В Храме Рождества Христова в Вифлееме
 
Чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой
Богородицы – единственная из прославленных
икон Божией Матери, на которой
Пресвятая Дева улыбается
 
Паломники «Одигитрии»
в нижнем храме Рождества Христова
 
Алтарь возведен над серебряной звездой –
местом, где Пресвятая Дева Мария
родила Иисуса Христа
 
Чувство единения в Литургии православных
арабов и нас, украинцев,
было сильным и всеобъемлющим
 
Виничане причащаются в храме
Рождества Христова - в пещере,
где Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа
 
 
 
Община Элладской православной церкви
приняла паломников "Одигитрии"
тепло и благожелательно
 
Светлый радостный Вифлеем поразил покоем
и уютом очень крутых и аккуратных улиц
 
В Палестине 40% населения – христиане.
Есть среди них католики и армяне-монофизиты,
но, в основном, живут православные арабы
 
Самой юной участнице поездки в Святую
Землю Кире Лукашенко – один год и четыре месяца