1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (4 Голосов)

Я снова пишу из далёкой Аризоны. Прошлая паломническая поездка в монастырь святого Антония произвела на меня столь неизгладимое впечатление, что я с воодушевлением поделился им с читателями.

Некоторые отнеслись к моей тогдашней публикации с иронией и недоверием. Прежде всего, хочу им сообщить, что монастырь святого Антония в настоящий момент является одной из главных достопримечательностей в США (по посещаемости в Аризоне он уступает только знаменитому Гранд-Каньону).

В аэродроме Финикса нас на машине встречал молодой монах о. Антоний. Столица Аризоны оказалась густонаселённым городом, который более чем в четыре раза превосходит по площади столицу Греции – Афины. Растительность на протяжении всей дороги практически отсутствовала, ведь Финикс находится на краю Аризонской пустыни. После часового пути по гладкому шестиполосному шоссе мы прибыли в монастырь святого Антония.

 

Монастырь

Нашим глазам предстали красивые монастырские ворота. Я сразу обратил внимание, что на них нет никаких засовов, а сама обитель огорожена от окружающей её пустыни лишь небольшим забором (на уровне человеческой груди).

Интересна история основания монастыря святого Антония. Первоначально старец Ефрем Филофейский планировал построить обитель в другом месте, но промыслительно сбился с дороги и оказался в пустынном месте между городами Финикс и Тусан. На месте будущей обители старец Ефрем и сопровождавший его монах Антоний ясно услышали звон колоколов, невероятно похожий на благовест в их родной обители – афонском монастыре Филофей. «Мы построим монастырь здесь», – сказал тогда старец. Он понял, что Сам Господь указал ему на место, где должна быть основана обитель.

Монастырь святого Антония основан в пустынной, засушливой и безводной местности. Но по молитвам старца Ефрема в результате подземных изысканий была найдена вода. Пустыня превратилась в оазис.

Раньше здесь не росло ничего кроме кактусов, теперь прижились и принесли плоды яблони, бананы, масличные, апельсиновые, грейпфрутовые и фисташковые деревья. В монастырском огороде выращивают различные виды овощей, а двор обители украшен прекрасными цветами.

Мы вошли во двор обители и увидели просторную деревянную беседку – архондарик под открытым небом. Здесь паломники могут отдохнуть в тенистой прохладе, выпить ключевой воды и отведать угощение, которое приносит архондаричный монах Маркелл.

Когда мы отдохнули после дороги, нас проводили в наши прохладные комнаты, расположенные в небольших скромных и уютных домиках.

В центре монастыря находится кафедральный собор преподобного Антония Великого. Внутри этого храма чувствуешь так, словно ты попал в гости в родной и дружественный дом. Внимание привлекает каменный позолоченный иконостас с большими и красивыми иконами.

С двух сторон от Царских врат стоят аналои. На правом находится икона Спасителя. На левом – чудотворная икона Божией Матери Аризонитиса (Аризонская).

Богослужение

В час ночи начинается богослужения. В 0.45 в нашей комнате раздаётся стук и нас будит голос отца Нектария: «Father Sarantis, get up! Father Gregorios, get up! Father Abraam, get up! Пора на службу». Убедившись, что мы проснулись, молодой монах берёт у нас благословение и уходит. Его послушание – будить паломников и приглашать их на богослужение.

Когда мы вошли в храм, оказалось, что старец Ефрем уже занял своё обычное место рядом с правым аналоем. По афонской традиции паломники один за одним прикладываются ко всем иконам, а потом подходят к игумену за благословением. Благоговейно целуя худую руку благодатного старца, мы слышим, как он едва уловимым шёпотом молится: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

50 монахов занимают стасидии в передней половине храма, около сотни паломников – во второй. И тем и другим хорошо виден иконостас и слышно пение хора, так как храм не загромождён колоннами и перегородками. Собор святого Антония погружен во тьму. Его освещают только лампадки, зажжённые перед образами. Несколько свечей горят на клиросе, помогая разобрать написанное в богослужебных книгах певчим и чтецам.

Ровно в час ночи начинается Полуношница. Эта часть ночной службы происходит в задней части собора, где молятся паломники (мужчины, женщины и дети).

Казалось, что мы находимся на Святой Горе Афон. В храме царила атмосфера благоговения и молитвенной сосредоточенности. Все вместе старец Ефрем, монахи и миряне молились единым сердцем. На протяжении всей службы царила такая тишина, что порой мне казалось, что в храме остался только я один.

Священнослужители и певчие, смиренные и даже почти незаметные, помогали нам почувствовать величие Распятого, а затем Воскресшего Господа. Мы радовались, потому что опытным путём ощущали глубину нашей веры. Веры в Бога Троицу: Отца, который не берёт нас за горло, чтобы мы в Него поверили; Сына, который каждый день питает нас Своим Телом и Кровью; Святого Духа, который пребывает повсюду и даёт нам утешение и радость.

Перед «Аризонским» образом Божией Матери никто не может остаться равнодушным, сколь бы чёрствым, жестоким или циничным они ни был.Молишься о всех своих дальних и ближних. Вспоминаешь о своих проблемах, неблагодарности, грехах, потребностях, конфликтах и безвыходных тупиках. И чувствуешь, как они постепенно уходят, и, по милости Пресвятой Богородицы, превращаются в надежду, радость, любовь и веру.

Тесная стасидия, которая на первый взгляд ограничивает и сковывает твои движения, на самом деле становится ступенью наверх. Душа воспаряет от удушающей ограниченности «здесь и сейчас» в измерение бесконечной вечности. Сердце наполняется сладостным умилением, в нем царит радость, мир, любовь и надежда на спасение.

Время Божественной Литургии летит быстро. Священник и диакон поют благоговейно, просто и не театрально.

Херувимская

По принятой в монастыре традиции во время ежедневных (непраздничных) богослужений единственная часть Литургии, которая исполняется хором обители – это Херувимская песнь. Шесть молодых монахов с поистине ангельскими голосами поют удивительно просто и смиренно. «Херувимская» способна растопить лёд в самых жестоких сердцах и просветить самые запутавшиеся человеческие сознания. Люди опустившиеся, сбившиеся с пути, потерявшие человеческий облик пробудились, преобразились и покаялись, когда однажды «случайно» оказались на службе в монастыре святого Антония и услышали пение «Херувимской».

Благодатный старец

Всю службу старец Ефрем проводит стоя в молчании. Он уже несколько лет сам не служит Литургию, ведь ему уже 84 года. Лишь во время «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш» слышится его слабый и тонкий голос.

У меня нет слов, чтобы описать непродолжительные минуты причащения священников в алтаре. Эти впечатления непередаваемы. Удивительная тишина, благоговение, возвышенность… Сначала причащается молодой иеромонах, который служил Литургию. За ним старец Ефрем. Потом все остальные…

После «Со страхом Божиим» к Чаше подходят монахи. Люди или ангелы? Не поймёшь. Ничего притворного и наигранного. Все благоговейны, просты, смирены. Не понятно, где ты — на Небе или на земле…

Трапеза

4 часа утра. Мы выходим из храма и направляемся в трапезную. Слышны громкие крики животных, похожие на собачий лай. Монахи объясняют, что это шакалы, которые по ночам близко приближаются к обители. В аризонской пустыне много хищных животных, но по молитвам старца до сегодняшнего дня ни одно из них (несмотря на низкий забор) никогда не ступило на территорию монастыря.

После завтрака у нас отдых и свободное время до 11.30. В это время в монастыре начинается общая трапеза для монахов и всех без исключения паломников. Еда очень вкусная. Вместе с телом питается и душа, так как один из монахов читает нам отрывки из святоотеческой литературы.

У нас снова свободное время до 15.30, когда мы отправляемся на Вечерню.В 16.30 ещё одна трапеза. По её окончании Повечерие и Акафист Пресвятой Богородице.

Значение монастырей старца Ефрема

О мужских и женских монастырях, основанных старцем Ефремом, в США знают везде.

Разве не чудо, что старец, человек, окончивший только шесть класов средней школы, не зная английского и других иностранных языков, без денег основал в незнакомой стране девятнадцать монастырей?

Сотни тысяч молодых и стариков приезжают в эти обители и под впечатлением увиденного начинают новую жизнь. Не перечесть число людей, которые через покаяние возродились здесь к духовной жизни.

Старец Ефрем передаёт им свой духовный опыт и любовь, укрепляя веру и давая надежду на спасение.

Архимандрит Сарантис (Сарантос),
настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (Амарусио, Аттика).

Газета “Ортодоксос Типос”, номер от 15 февраля 2013 года

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.