Желаемое Небо на земле. Впечатления закарпатского паломника от посещения Святой Горы Афон
На свете есть несколько мест, посетив которые, задумываешься в очередной раз по-настоящему о бытии, мире, человеке, о своих грехах, святости и Боге. Одним из таких мест является Святая Гора Афон.
Поездка к святыне стала для меня спонтанной и неожиданной, но давно желанной. По дороге молитва, беседы на духовные темы. Обсуждаем философию, богословие, литургику, аскетику, жизнь, современный мир, войну... Каждый из присутствующих в автомобиле понимает куда едет. Трое из четырех едут впервые...
Приехав в Уранополис в 02.15, делаем попытку переночевать. Нас принимает хороший грек Петриус (Петр). Утро. Сразу посещаем место, где выдают «диамонитирион», то есть отдельную визу для возможности посещения Святой Горы.
Путь к Афону – морской. Эгейское море одно из самых красивых, которые мне пока приходилось видеть. Паром «Аксион Эстин» перевозит сотни паломников в день. На этот раз в сотне и мы... Плывем чистым, еще теплым морем. Гора Афон очень напоминает Закарпатье. Она как-бы копирует его. Чувствуешь себя, как дома... Наконец из-за очередного скалистого выступа открывается первая пристань - «Ивановице».
Вообще на Афоне много пристаней: «Дохиар», «Зограф», «Анна», «Карьес», «Дафни», «Иверон» и другие. Преимущественно названия говорят о больших монастырях, к которым можно попасть, выйдя на одну из них, или о маленьких поселках Афона.
Мы выходим в «Ивановице», поскольку от нее можно попасть в первый наш монастырь - «Хиландар».
Хиландар монастырь сербский. На пристани нас встречает монастырский автобус. Едем. После 20 минут наконец перед нами один из самых красивых и древних монастырей. На часах 11.00.
Поселяемся и сразу в храм. Когда впервые заходишь в храм афонского монастыря, чувствуешь странное отсутствие пространства, времени, чувствуешь присутствие особой благодати Божией. Здесь все замирает. Телефон не работает. Интернета нет. Для современного человека это уже «диковинка», которая когда-то была нормой жизни...
В главном храме Хиландаря хранится оригинал чудотворной иконы Богородицы «Троеручица». Там же нетленные мощи святителя Симеона Мироточивого, царя Сербского.
До Вечерни еще 4:00, поэтому мы пешком решаем посетить греческий монастырь «Эсфигмен» и келью, где по преданию подвизался наш преподобный Антоний Печерский. На улице тепло. До монастыря - километра 3-4. Вокруг неземная красота. Растут апельсины, лимоны, лавровое дерево и тому подобное. Из-за поворота, на берегу моря, перед нами предстает великан монастырь Эсфигмен, на красных стенах которого читаем «ортодоксии и фанатос» (Православие или смерть). Монастырь закрыт для паломников, поэтому сразу поднимаемся на высокую гору. Тропа в небольшой храм лежит над самым обрывом, под которым есть пещера, где по преданию проводил свой подвиг святой Антоний Печерский. Заходим в пещеру. Воздух - живой! Такое впечатление, что там кто-то постоянно проживает. Читаем молитву к авве Антонию, в которой слова о мире на нашей земле, как никогда, здесь, на святой земле, звучат особенно актуально.
Возвращаемся в Хиландарь на вечернее богослужение. После Вечерни скромный ужин, после чего сразу в храме Повечерие с акафистом Богородице.
Как для первого дня, физически мы уже едва живы... Ноги просто отваливаются, но на душе тихо, спокойно и тепло. Ощущение светлой Пасхи. Это ощущение нас еще долго не покидало и после отъезда...
Подъем в 01.45. В афонских монастырях на богослужение призывают при помощи деревянного, так называемого «била». Это небольшая деревянная доска, в которую стучат деревянным молотком.
Ночное богослужение (Полунощница, Утреня, Часы, Литургия) начинается в два и заканчивается в семь часов утра. Почти все богослужения читается. Читается, чтобы больше сосредоточиться на молитве, пение в большинстве монастырей используется редко. Хотя по отношению к богослужению у каждого монастыря действует свой устав. Одни обители используют Студийский устав, другие Иерусалимский, третьи - Афонский.
В храме тихо, мирно. Все молятся. У стен в храме расположены стасидии, которые, кстати, используются и в храмах Закарпатья.
Завтрак после службы - это единовременно и обед. Во всех монастырях пищу принимают два раза в день утром и вечером. Есть обители, где монахи едят только один раз в день.
После завтрака собираемся на монастырскую маршрутку. Пора идти дальше. На прощание еще раз идем к Богородице и преподобному Симеону.
Идти никуда не хочется. Атмосфера в монастыре замечательная. С нами едет к пристани старец Кирилл, как мы потом узнали - духовник монастыря. Старцу - 80 лет! Из них - 52 в обители. Говорим с ним обо всем ... и об Украине. Батюшка нам говорит: «Христос Воскрес - воскреснет и Украина»! Если меня когда-нибудь спросят, видел ли я живых святых, отвечу - видел. Один из них - батюшка Кирилл. Я видел его глаза. Детские, чистые, глубокие и в то же время веселые.
Спустились к пристани... Едет наш паром «Аксион Эстин». Переезжаем к пристани греческого монастыря «Дохиар», где есть оригинал чудотворной иконы «Скоропослушница». Вообще на Афоне хозяйкой является Она - Матерь Божия. Здесь этот факт настолько живой, очевиден и бесспорен, что об этом даже не нужно писать и говорить. Присутствие Богородицы чувствуется во всем: в богослужении, в поклонах, во взгляде на Ее иконы монахов, в рассказах о чудесах Великой Игумении.
При выходе из обители встречаем удивительного, старого монаха, который сидит под виноградником и смотрит на людей. Возле него сидит еще послушник. Сбоку нам кто-то подсказывает - это настоятель обители архимандрит Григорий. Все те же глаза, взгляд, состояние духа, что и у отца Кирилла. Такое впечатление, что они родные братья. Они и в самом деле братья. Братья - духовные, которые умеют общаться на языке духа. Фотографируемся с ним. Старец живой, веселый, интересный.
От «Дохиара» пешком идем в монастырь «Ксенофонт». Уникальная обитель, где находится чудотворный образ великомученика Георгия на троне и образ Богородицы «Одигитрия». Оттуда пешком по горам переходим к Русскому Афонскому Свято-Пантелеимоновскому монастырю.
Попадаем на вечернее богослужение. Кирилло-Мефодиевская традиция - это сильнейшая вещь в богослужебном пространстве всего мира, которая не поддается объяснению. Стоишь на богослужении, как дома. Когда ты слышишь знакомый тебе богослужебный язык в любой точке земли, от этого хочется радоваться и плакать. На богослужении в Свято-Пантелеимоновом монастыре это ощущается особо.
В храме русской святогорской обители на вечернем богослужении присутствовал и наместник монастыря, известный духовник и старец – схиархимандрит Иеремия, у которого берем благословение сразу после окончания Вечерни. И снова ... эти детские, смиренные, чистые и намоленные глаза. Старец не по годам, а по опыту и мудрости в духовной жизни. Кстати, ему недавно исполнилось 99 лет.
После богослужения нас приглашают на монастырскый ужин. Сегодня рисовая каша с желтой дыней. Объядение. Хлеб монастырский, которому нет равных... Исходя из трапезной, видим, идет и наместник обители отец Иеремия. Достаю фотоаппарат. Один из монахов говорит: «Фотографировать нельзя, разве что по благословению наместника». С радостью, переплетенной с благоговением, просим: «Батюшка благословите с Вами сфотографироваться». «Может не нужно», - говорит отец Иеремия. «Это нам нужно для истории, ведь монахи-закарпатцы, которые здесь возрождали монашеской жизни в начале XX века, имеют большое историческое значение для нашего края и Церкви в Украине», - апеллирует отец Василий. «Ну, если так, то фотографируйте», - говорит старец. Нажимаю на кнопку on / off и отныне не только в памяти, но и в цифре, есть фото известного духовника и подвижника. Такие мгновения не забуду никогда в жизни.
Далее идем в храм, на месте которого принял мученическую смерть святой великомученик Пантелеимон. Среди мощей стопа святого апостола Андрея Первозванного и другие. «Напросились», конечно, и в костницу, где находятся захороненные ранее кости всех монахов монастыря. Среди многих читаем «монах Вассиан-карпаторосс». Умер в 1947 году. Вероятно, речь идет о нашем земляке, монахе Вассиане (Вучкан), который подвизался в обители в начале XX века. Вообще о монахах-закарпатцах и их значении в деле возрождения монашеской жизни на Афоне со временем еще попробуем написать отдельную статью, сейчас лишь отмечу, что не так давно вышла замечательная книга о всех монахах, которые находились в Пантелеимоновом монастыре на протяжении последних ста лет под названием «Монахологий Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне».
Из русской святогорской обители в ночь, пешком, отправляемся к обители «Ксеропотам», однако ворота монастыря уже закрыты и мы идем к келье святителя Модеста, патриарха Иерусалимского.
В келье святителя Модеста мы проживали два дня. Нас радушно принимает отец Агафадор и отец Спиридон.
В 5.00 уже на богослужении. После завтрака отправляемся на целый день по монастырям. Учитывая расстояние и ограниченное время, мы едем на автомобиле. У нас замечательный гид - отец Илья. По дороге он рассказывает об обителях такие факты, которые не прочитаешь в книгах. Новые чудеса, исцеления...
Пересекаем всю гору по ширине и оказываемся в греческой обители «Ватопед». Впечатлений очень много.
Хорошо сохранились фрески монастырей. Вмиг поневоле оказываешься в эпохе основания. Перед глазами все: история обителей, их прошлое...
Далее мы едем в обитель, где находится чудотворная икона Богородицы «Иверская» - Иверон. Пьем воду из источника, где по преданию приплыла икона. Молимся. В воображении проходят века, события, лица, настоятели и это все в твоем настоящем. Не изменилось ничего. Возможно, стены изменили цвет, стали старше, но Она с нами здесь и сейчас... Нужно просто прийти в гости к Богородице. Она ждет всех нас у себя дома.
Через полчаса мы в столице Афона - Карее. Здесь находится самый старый Успенский храм Афона, в котором есть чудотворная икона Богородицы «Достойно есть». Другое название храма - собор Протата - происходит от слова «прото» (первый), главный храм, который впервые упоминается в источниках в 908 году.
Неподалеку от Протата расположен величественный бывший русский Свято-Андреевский скит. Нам выносят нетленную главу апостола Андрея, который когда-то посетил и благословил Киевские горы.
На несколько минут едем в келью святителя Николая, которую еще называют «Белозерка». Через мгновение мы уже в монастыре «Ставроникита», где есть чудотворный образ святителя Николая.
Вместе с ключарем, который открывает главный храм греческого монастыря «Пантократор», мы заходим к еще одной святыне - чудотворной иконе Богородицы «Геронтисса» - покровительницы престарелых людей. Здесь сразу начинается вечерняя. Помолившись, мы отправляемся в основанный прп. Паисием Величковским Свято-Ильинский скит, где в величественном храме есть оригинал чудотворной иконы Богородицы «Тихвинской».
Возвращаемся в келью святителя Модеста. В 17.00 - вечерняя. После - ужинаем. В 20.00 - Повечерие с тремя канонами. Читаем правило к причастию. И утром, приобщившись Святых Христовых Таин, едем домой...
Дождь, теплый ветер, сотни паломников на пристани Дафни ожидают паром «Аксион Эстин». И снова плывем по Эгейскому морю... В последний раз перед глазами проходят пристани монастырей, в которых мы побывали. Домой совсем не хочется. Все еще кажется, что мы еще там - в Хиландаре, Дохиаре, Русике, хотя уже на корабле и как знать, приедем ли еще хоть раз в жизни сюда. А так хочется...
На корабле в одной комнате разговаривают греки, румыны, молдаване, чехи, словаки, поляки, сербы, русские, болгары и украинцы... Это так сильно! Все эти люди едут сюда, к Ней! Чтобы помолиться. Возможно, вновь обрести себя... Возможно, даже вернуться с Ее помощью к себе...
В Уранополисе садимся в автомобиль и по дороге на прощание заезжаем в Салоники. В гости к великомученику Димитрию Солунскому.
Всю ночь мы провели в дороге. Греция, Македония, Сербия, Венгрия и, наконец, Украина. Еду домой на маршрутке. Звучит музыка, кто-то что-то говорит, но я ничего не слышу... Я еще там - на Святой Горе. Там, где живут другие люди - святые. Там, где в глазах эхо живого Бога. Там, где нет фальши. Там, где тишина переплелась с молитвой. Там, где молитва - главное дело жизни. Там, где главное не то, каким ты был, а кем ты стал...
И еще. На Афон, с одной стороны, нужно быть внутренне готовым ехать. С другой - нужно ехать даже «не»готовым, чтобы стать другим.
Протоиерей Александр Монич,
Руководитель Информационного отдела Мукачевской епархии УПЦ,
специально для портала «Русский Афон»