1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

Примерно год назад я поместил на www.greek.ru статью «Турция. Испания, Греция» где сравнивал достоинства отдыха в этих странах.

Относительно Греции я сделал тогда вывод, что по совокупности достоинств – природа, качество сервиса, исторические достопримечательности и, естественно, духовная составляющая – пребывание в Греции оставляет наилучшие впечатления.

Конечно, хочется посмотреть весь мир. Поэтому первую поездку весной 2004 г. мы сделали на Тенерифе. Безусловно, великолепный классический курорт. Замечательные ландшафты, климат, развлечения. Как говорят, хорошо упакованный отдых. Но осталась некоторая неудовлетворенность. Что-то хотелось получить не только для тела, но и для души.

Побеседовав с духовным наставником, решили - надо ехать на Афон. Обсудив маршрут, остановились на посещении Метеора, нескольких монастырей на Халкидики и, конечно, самого Афона.

С туркомпанией остановились на проверенном варианте - Golden Eagles, о чем ни сколько не пожалели. Лика быстро помогла подобрать подходящий вариант размещения – Певкохори, Alia Palace. Надо сказать, что мы собрались ехать в Грецию в 20 числах октября. В это время на побережье большинство отелей закрыты, и выбор весьма ограничен. Ноданный вариант нас вполне устроил. Для 4* очень приемлемая цена. Небольшой новый отель расположен на возвышенности, великолепный вид, без изысков, но качественная кухня. Возможно, в курортный сезон минусом отеля является расстояние до моря – 10-15 минут ходьбы, но для нас было скорее приятно прогуляться пешком. На сайте я встречал несколько резко отрицательных отзывов об отеле, не знаю, может быть в сезон возникают какие-то проблемы, но нас они не коснулись.

Вид из номера на бассейн и поселок Певкохори.

Пребывание в курортном поселке не в сезон имеет очевидные и любопытные особенности. С точки зрения традиционного отдыха не очень привлекательные – закрыты кафе, прокат автомобилей, пустые пляжи и т.д. Столь же очевидны плюсы – удивительная тишина, спокойствие, ты чувствуешь себя не туристом, а жителем этого городка. Нам повезло, стояла теплая погода, что-то вроде нашего бабьего лета. Тихий прозрачный воздух, теплое море, фрукты. В отеле жили не более 30 человек, да и в городе мы практически не встречали никого из туристов. Несколько дней мы наслаждались этим спокойствием. Купались в море, гуляли по окрестностям, ходили на службу в местную церковь, где были очень тепло приняты.

С первой возможностью отправились на Метеора. Брать автомобиль не рискнули – расстояние в один конец 700 км. Из-за того, что туристов в это время мало, группу собирали по всему побережью. В очередной раз помянули добрым словом Golden Eagles – к месту сбора группы (а это более сотни километров) рано утром и назад поздно ночью нас двоих доставляла гид компании Элина, и это притом, что в Певкохори и обратно ей пришлось ехать из Салоников.

Прелюдией посещения Метеора стали великолепные экскурсы в историю Греции, которые нам в течении всей поездки преподносил Петр – преподаватель из Университета Салоники, наш бывший соотечественник. Кстати, на обратном пути он показал нам замечательный фильм о греческой истории, в том числе истории понтийских греков. Многие вещи оказались для меня полным открытием. Снят он был, как мне кажется в России. Может кто-то подскажет, где его можно приобрести.


Сами Метеора поражают своей величественностью. Уходящие в небо скалы, с прилепившимися на верхушках монастырями, создают ощущение необыкновенной гармонии, естественности и одухотворенности. Огорчает одно, кратковременность пребывания в этом удивительном месте. Однодневной поездки, конечно, очень мало. Хочется пожить в этом месте, надышаться эти воздухом, побродить по горам, неспешно обойти все монастыри. На будущее, бог даст, обязательно поеду на несколько дней. Как нам сказали, можно без проблем остановиться в близлежащей деревушке Кастараки и пожить, наслаждаясь красотой этих мест.

Еще один замечательный день у нас был связан с поездкой по побережью Халкидики. Мы посетили женский монастырь Святого благовещения в Ормилии и мужской монастырь Арсения Кипподакийского близ Метаморфоси. Последнее посещение чудесным образом помогло состояться нашей поездке на Афон. В монастыре мы встретили нашу бывшую соотечественницу – Валентину. Она вышла замуж за грека и живет здесь 15 лет. У них небольшой семейный отель в Метамрфоси – Makis House (+302375061224, e-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.). Воспоминания и ностальгия по родине – чувства, которые понятны каждому (или почти каждому) русскому человеку. В результате, мы оказались в гостях в этом гостеприимном доме и за несколько часов общения удивительным образом сблизились. Расстались, обменявшись адресами и, честно говоря, не очень рассчитывая на скорую встречу.

Однако, все получилось по-другому. Мы не стали получать приглашение на посещение Афона в России. И как оказалось, что получение его в Греции несколько задержалось. Получить мы его смогли только поздно вечером в Салониках накануне предстоящего отъезда на Афон. По окончании сезона сокращаются многие автобусные рейсы, равно, как закрываются офисы рент каров в отдаленных городах. И мы столкнулись с весьма серьезной проблемой – как нам добираться до Уранополи, где надо быть рано утром, чтобы получить разрешение на пребывание на Афоне, и успеть на единственный паром, идущий на Святую гору. Решили позвонить Валентине и, благодаря ей, все устроилось. Нас встретили на конечной остановке, до которой еще ходил автобус. Дали кров в Makis House, и утром отвезли в Уранополи. Вот так с помощью Валентины и Иоакима и с Божьим покровительством, мы прибыли 2 ноября в Уранополи.

Вторая часть рассказа написана моим духовным наставником, неоднократно бывавшем на Афоне и сумевшем очень многое сделать, чтобы несколько дней пребывания на Афоне были возможно более наполнены.

Для большинства православных церковных людей Святая Гора Афон- это место привычного паломничества, но, конечно, паломничества, которое более всего напоминает древние паломнические походы, связанные с немалыми усилиями, и порой, серьезными опасностями. И сегодня паломничество на Святую Гору, место, где с 9 века селились православные монахи, где вот уже несколько столетий не ступала нога женщины, представляет собой достаточно необычное для современного человека предприятия, в котором он может открыть для себя существование многих незнакомых для него сторон жизни.


Святая гора Афон – это место на северо-востоке Халкидики, один из трех «пальцев», простирающихся на юг к Эгейскому морю. Его длина коло 40 км, ширина – 8-18 км. По всей протяженности пересекается горным хребтом Афон (Athos) (2033 м), давшему название всему полуострову. С древнейших времен христианства на этом месте стали селиться монахи, а в 885 году Золотой буллой императора Василия 1 был официально провозглашен как место постоянного жительства монашествующих. Расцвет Афона начинается со времен преп. Афанасия Афонского, который с помощью своего духовного сына императора Никифора Фоки в 962 г. основал монастырь Великой Лавры. Через несколько лет в 972 году был издан Первый Устав Святой Горы (Трагос), утвержденный императором Иоанном Цимисхием, в соответствии с которым Афон был признан независимым монашеским государством, включающим в себя келии, лавры и монастыри. С Х века на Афоне начинают подвизаться монахи разных национальностей: итальянцы, грузины, сербы, русские и болгары. С тех пор, несмотря на многочисленные исторические обстояния, которым подвергалось монашеское государство, в том числе падение Византийской империи, власть турок, бесконечные войны, набеги пиратов, Афон сохранял свой особый статут и авторитет духовной твердыни Православия. С ХII века на Афоне существует русский монастырь Ксилургу, затем русские монахи стали селиться в монастыре св. Пантелеймона, первоначально греческом. В ХIХ веке русские монахи буквально наводнили Афон, и русских на св. Горе в какое-то время стало больше, чем греков. Россия и Афон всегда находились в теснейшей духовной связи. Достаточно упомянуть, что основатель русского монашества преп. Антоний Печерский, был постриженником афонского монастыря Эсфигмен. В греческих монастырях очень часто можно встретить русские иконы, серебряную утварь и т.п.


Сейчас на Афоне сохранилось двадцать монастырей, двенадцать скитов (небольших монастырей) и множесто келий и калив. Политически Святая Гора представляет собой часть греческого государства, церковно управляется Вселенской Константинопольской Патриархией. Законодательная власть на Святой Горе принадлежит Священному Собору, состоящему из игуменов двадцати монастырей, исполнительная Священной Эпистасии, состоящей из 4-х членов, избираемых на 1 год, которую возглавляет Прот. Политически Св. Гора управляется гражданским управляющим, в подчинении которого находится определенное число служащих и полицейских «астиномов». Вся администрация Афона располается в его столице – Кариесе, или Карее, по традционному русскому написанию. Все монастыри Святой Горы сохраняют древние уставы. Повседневный быт, особенно богослужение, сохраняет все средневековые особенности, которым обязаны подчиняться все посетители этих монастырей. Даже время, которым руководствуются обитатели Святой Горы, отличается от общеевропейского, и регулируется естественным суточным циклом (т.н. называемое византийское время). Монастыри являются хранилищем множества уникальных священных предметов, рукописей, икон, которые под угрозой уголовного наказания строжайше запрещено вывозить за пределы Святой Горы. Но самое главное, пожалуй, представляет собой тот уникальный духовный опыт, накопленный поколениями православных подвижников, который передается от учителя к ученику в течение многих веков. Монахи, живущие на Святой Горе, имеют особое благоговение к Пресвятой Богородице, и называют в связи с этим Афон – «Садом Пресвятой» (то Периволи тис Панагия). Все это создает в этом месте совершенно уникальную атмосферу, погрузившись в которую, человек оказывается за пределами современности и самое главное духа современной цивилизации. Хотя некоторые реалии современности, такие как солнечные батареи, телефонные будки на арсанах –пристанях на Афоне, сотовые телефоны и др. автомобили на Афоне присутствуют, напоминая о том, что неумолимый бег времени неостановим.


Желающим посетить Святую Гору из России необходимо обратиться за помощью на Афонское подворье русского Свято-Пантелеймонова монастыря в Москве (ул. Гончарная, 6 тел. 298-05-68). Однако, для разрешения и помощи этого подворья необходима характеристика или благословение от духовника, и наличие определенных денежных средств, т.к. Подворье берет немалые комиссионные. С практической стороны для русского человека, малоопытного в путешествиях за рубеж, этот вариант наиболее удобен, так как пребывание в русскоязычном Свято-Пантелеймоновом монастыре на Афоне создает наиболее удобные условия для первого ознакомительного паломничества на Святую Гору. Впоследствии паломники могут пользоваться другими каналами. В частности, в Греции можно обратиться в Паломническое бюро (Графио Проскинитон) по адресу: Фессалоники, 54638, леофорос Караманли, 14, тел. 310861611, указать паспортные данные (ксерокс), время посещения, время пребывания, род занятий . Это должно быть сделано минимум за месяц до посещения, т.к поток паломников, прибывающих на Святую Гору ежедневно, весьма велик, а количество посетителей, въезжающих на Святую Гору строго ограничено. Для посещения выдается специальный диамониторион (стоимостью 15 евро), который предъявляется при входе на паром в г. Уранополи, и представляет собой право пребывания на Св. Горе в пределах указанного времени. Для посещения Святой Горы необходимо иметь благообразную одежду, рубашку или майку с длинными рукавами, брюки, ни в коем случае, шорты. Обувь должна быть удобна, так как большинство дорог на Афоне представляют собой горные, правда, очень живописные, тропы. На Афоне, кстати, запрещено загорать, купаться, танцевать, петь песни или слушать мирскую музыку, пользоваться видеокамерами. Внутри монастыря и тем более храма запрещена фотосъемка. Знание иностранных языков, особенно немецкого или английского, облегчит путешествие, хотя большинство монахов-греков, пользуются, в основном, греческим языком. Не следует брать с собой большой поклажи, это может сильно затруднить дорогу, лучше иметь хороший туристический рюкзак не слишком большого размера. Пригодится хорошая карта, которую следует купить в Уранополи (цена ок. 10 евро), электрический фонарик, фляжка для воды. Афон весь пронизан вкуснейшими источниками воды, которую можно пить без всякой опаски за здоровье.

Путешествие на Афон обычно начинается со столицы северной Греции г. Салоники. До Салоник большую часть года летают чартерные рейсы, цены на которые весной опускается до 120 евро в оба конца. По прибытии в Салоники паломнику необходимо до 16.00 добраться до Пратторио Халкидикис, откуда идет автобус до Уранополи. Билеты приобретаются внутри автостанции. Такси до Уранополи стоит порядка 200-300 евро. Билет стоит около 10 евро и лучше сразу взять в оба конца (по- греч. «ме эпистрофи») В Уранополи легко найти ночлег, номер стоит около 10 евро. Затем к 8.00 следует подойти к Графийон проскинитон около пристани, где выдают по списку диамонитирии для въезда на Афон. Далее по набережной через 200-300 м продаются билеты на паром до Дафнии, которые стоят порядка 10 евро. Звонят в Греции, в том числе на Афон, посредством телефонных карточек, которые продаются в газетных киосках. Звонить в Россию по телекарте достаточно выгодно, дешевле, чем из России в Грецию. Для посадки на паром необходимо предъявить паспорт, диамонитирион и билет.

Распорядок жизни в большинстве монастырей подчиняется следующим правилам. Посетители монастыря, как правило, могут переночевать одну ночь, по крайней мере, не больше трех, если заранее не было оговорено время пребывания. Сначала всем посетителям, независимо от того, остаются они, или нет, в архондарике (гостинице) предлагают кофе, холодную воду, лукум и ракию (анисовую водку). Затем узнают о дальнейших планах. Поэтому при входе в монастырь надо сразу узнать, где находится архондарик. Монах, им заведующий, постарается решить все возникающие проблемы. Вообще, афонские монахи очень гостеприимны и стараются посещение монастыря для паломника сделать как можно приятнее. Пребывание в монастырях, как и трапеза бесплатна. Около четырех часов вечера начинается вечерня, затем ужин, потом следует малое повечерие (короткая служба) после которой паломникам выносят для поклонения частицы мощей святых, которых на Афоне очень много. В большинстве монастырей существует чудотворные иконы, о которых нужно узнать и поклониться им. Затем следует небольшой вечерний отдых и жизнь в монастыре замирает. Около двух-трех часов звучит деревянное било, которое будит всех на утреннее богослужение. Оно продолжается вместе с литургией до 7-8 час. утра, затем следует либо короткий отдых, либо сразу утренняя трапеза, где гости занимают те места, которые им покажут, как правило, это особый стол. Обеда в нашем понимании в монастырях не бывает. Монахи едят дважды в день. Среда и пятница дни постные, утром полагается чай с легкой закуской, вечером постная трапеза.

Молятся афонцы долго, стоя и сидя в стасидиях, так называются специальные полустулья, расположенные в храме вдоль стен. У греческого есть свои особенности по сравнению с русским, поэтому следует быть внимательным и стараться делать все, как окружающие. Неловкое поведение, произошедшее из-за незнания, здесь обязательно деликатно исправят.

Перемещаются гости Святой Горы при помощи парома – корави, который делает два рейса, один из Уранополи в 9.30 до Дафнии, откуда идут автобусы до Кариеса, и обратно в 12.00 до Уранополи. От Дафнии отходит паром до Катунак через полчаса прибытия парома из Уранополи. С другой стороны Афона через день раз в день ходит небольшой катер. Рассчитывать на него трудно, так как он из-за непогоды рейс может быть отменен. По самому полуострову передвижение либо пешком, либо автостопом, но лучше к нему не прибегать, так как пешее путешествие ни с чем не сравнимо. Однако, по прибытии в Кариес, можно вернуться назад метров на 60, там будет небольшая транспортная площадка, где стоят микроавтобусы, идущие к разным монастырям, если вы знаете, куда вам нужно, спросите у водителя. Цены на маршруты зависят от расстояния.

Некоторые паломники считают своим долгом взобраться на саму вершину Афона. Восхождение они начинают со скита святой Анны рано утром, поднимаются до маленькой церкви Панагии (Богородицы), затем до вершины горы, глее стоит небольшой храм Преображения Господня. Восхождение занимает целый день и требует немало сил, однако приносит очень большое воодушевление и радость.

В целом, любой православный русский человек от паломничества на Афон приобретет множество ярких и запоминающихся впечатлений и возможно поймет, что и сегодня христианство живо несмотря на насилие и агрессию современной цивилизации и прикоснуться к нему может каждый, ищущий Бога.

Игорь Васильев

 http://www.greek.ru

 

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.