1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (9 Голосов)

Удивительная обитель, которую не смогли закрыть в советское время.

История Почаева - история борьбы за православие, история подвижничества и веры, любви и смирения, сердечной молитвы и смерти за Христа.

Мне доводилось, по Божьему попущению, часто бывать там. Я помню большие липы, дававшие тень в летнюю жару, скромных людей, скромный транспорт. Сюда ехали по зову сердца...
Сейчас Почаев другой...
Но во все времена хранила Святую Почаевскую Гору Богородица, Дева Мария по безпрерывным молитвам великого подвижника православия прп. Иова, игумена Почаевского, а сейчас и прп. Амфилохия..

Страницы Истории

«Премудрость созда себе дом »(Притч. 9, 1)
Стоит на вершине Почаевской горы, Свято-Успенская Лавра – твердыня веры Христовой, обитель благочестия и подвижничества, духовный центр православного народа Западной Руси.


Этот древнейший монастырь пребывает под особым покровительтвом Матери Божией. Здесь Пресвятая Дева явилась монахам-отшельникам, оставив на скале отпечаток стопы; эту землю прославила на весь мир Почаевская чудотворная икона Божией Матери; в обители подвизались великие подвижники Православия: преподобный Иов Почаевский и чудотворец Волынского края преподобный Амфилохий.

Явление Божей Матери на Почаевской горе

Преподобный Иов Почаевский

Дата основания обители на этой святой горе своими корнями уходит в глубину веков. 1240 год. Хан Батый захватил Киев. Монголо-татарское иго угнетает Православную Русь, разрушая все святое. Киево-Печерские иноки идут на Волынь в поисках убежища и находят его на скалистой, покрытой густым лесом горе, где и поселяются. Сюда приносят они суровый аскетический дух преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а место своего уединения называют в память о реке Почайне – притоке Днепра, на берегу которого стоял некогда их монастырь. Тогда же иноки сподобились благословения Матери Божией. Она явилась им на скале подобно неопалимой купине с короной на голове и скипетром в руке, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода. Явление это и было благословением и знаком заступничества Богоматери для насельников недавно основанной ими обители. Слухи о них и о чудесном явлении Божией Матери собирают сюда всё больше и больше христиан для молитвы. Многие из них остаются на горе для несения монашеского подвига. С увеличением числа братии и приходящих богомольцев возникла необходимость в построении церкви, которая и была воздвигнута у подножия горы (теперь на этом месте стоит часовня).

Время шло, слава святой горы росла и ширилась. Вместо первой деревянной церкви иноки потом воздвигли новую каменную Свято-Успенскую церковь, которая положила в Почаеве начало храмового праздника Успения Божией Матери. Так постепенно с конца ХVI-го столетия монастырь становится центром духовной жизни на западных землях Руси. В 1597 году монастырь получает в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодья, имения и самое дорогое сокровище – чудотворный образ Божией Матери. Завещала при этом помещица хранить Православную веру и обряды восточной Церкви на вечные времена.

Сотрасение бесом жены Фирлея, кощунственно надругавшейся над монастырскими святынями (1614 г.)

Начинается новая эпоха в истории Почаевского монастыря. Игуменом обители становится Иов Железо. Великий аскет, сторонник безмолвия и пустынножительства, он ревностно принимается за дело, посланное ему Богом, не гнушаясь и тяготами, связанными с материальным устроением обители. Благодаря подвигам и неустанным стараниям преподобного Иова в монастыре была открыта школа и типография. А в 1649 году построена на самой вершине горы церковь в честь Святой Троицы со Стопой Богородицы в середине храма, – до этого след Стопы более 400 лет оставался под открытым небом. Тогда же обитель была обнесена оборонной стеной, построены другие храмы, келии для монахов, различные хозяйственные сооружения. Зеркальная вода, выкопанного преподобным Иовом на вершине горы, колодца и пруда у подножья и теперь свидетельствуют о трудах Преподобного.
Столетним старцем окончил свой земной путь игумен Иов (1651 год). Он вместе с Богородицей остается и сегодня неизменным заступником древней православной святыни от посягательств иноверцев. Навеки запечатлено в памяти церковной событие Збаражской войны 1675 года. Пятидесятитысячный отряд турок и татар под предводительством Нуреддина был отогнан от монастыря чудесным явлением над Свято-Троицкой церковью Царицы Небесной с распростертым омофором в руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом, прилежно молящимся Богородице, «да не предаст в неволю его монастыря». Память этого события ежегодно празднуется 5-го августа.

Лавра в ХХ веке

Заступничество Богородицы в лихую годину, крепость и подвиги насельников.
1914 году началась Первая мировая война. Своим черным крылом она зацепила и православную обитель. Боясь поругания и разграбления австро-венгерскими войсками, из монастыря вывозят все ценности: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода.

Чудотворная икона Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебрянной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. В обители пожелало остаться восемнадцать человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию, в город Вассаргены, в лагерь военно-пленных... Там они пробыли три года. Двух оставшихся в обители иноков-старцев выселили с монастыря, – их приняли местные жители.

А сами же австрийцы хозяйничали в монастыре без церемоний. В Успенском храме поставили свой престол и служили мессы. Трапезную церковь превратили в кинозал, Троицкий собор в конюшню. Престолы в алтарях были сдвинуты с места, оборваны, иконы прострелены пулями, церковная утварь переломана и выброшена, Цельбоносная Стопа Пресвятой Богородицы засыпана мусором. Но недолго хозяйничали по-своему иноверцы. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре восстанавливаются богослужения. Архиепископ Евлогий, совершив благодарственный молебен, служит в обители всё лето 1916 года. Возвращаются из плена иноки.

Начинает налаживаться хозяйственная жизнь монастыря. В 1918 году из Житомира были возвращены лаврские святыни, привезены и колокола. Стремительно менялись тогда политические события. В сентябре 1920 года Волынь занимают польские войска и Лавра переходит под юрисдикцию митрополита Варшавского и всей Польши. И так до 1939 года. С каждым днём и годом давление польского правительства на церковную жизнь православных усиливалось. Существованию Лавры как православной обители угрожала тогда ревиндикция – передача храмов католической церкви. Против выступил весь православный народ и отстоял свои Святыни. А в июне 1925 года как-то совсем нежданно-негаданно было получено распоряжение о переходе с 15 июня на новый календарный стиль. Это было словно гром среди ясного неба,– раньше об этом не могло быть и речи. Духовенство обратилось к православному населению края не принимать этого нововведения, так как именно из-за него мог нарушиться принцип православной жизни, ее соборность, и как следствие – раскол в Церкви, нарушение её канонов. И все же новый стиль внедрялся в церковную жизнь Волыни. Но Пресвятая Богородица и на этот раз сохранила Свою Лавру.С 1939 года Лавра снова в молитвенном общение с Русской Церковью. После войны возвращаются монахи-фронтовики, в храмах возносятся молитвы, соединяя землю с небом; совершаются епископские хиротонии.

Опалённые великой трагедией войны и репрессий, люди спешили поклониться лаврским святыням. Но время свободы оказалось недолгим. Вскоре власти снова подняли на щит идеологию воинственного атеизма (1958 год) – началась очередная волна притеснений и репрессий. О начале новых гонений насельников обители предупредила Сама Божия Матерь. В 1958 году Она явилась над Троицким собором вся в чёрном с чёрным омофором в руках. Чудесное видение знаменовало заступничество Богородицы в наступающую лихую годину и укрепляло молитвенников в их подвиге. Божия Матерь помогла пережить антирелигиозный разбой в монастыре, когда монахов буквально вытягивали из келий, поливали водой из пожарных машин, лишали прописки, сажали в тюрьмы, помещали в психиатрические больницы...

Советской властью у Лавры вместе с полями, лесами, садами, сельхозинвентарем были отобраны мельница, свечной завод, типография, иконописные мастерские, больница с церковью, архиерейский дом и часть других зданий. Все это претерпела обитель. А с началом изменений в обществе и государстве изменилось и отношение кЦеркви. Открываются храмы и монастыри, православные люди торжественно отмечают 1000-летие Крещения Руси. А Почаевский монастырь через свои уставные богослужения и проповеди продолжает раскрывать христианам подлинную истинность и красоту веры Христовой, выполняя свою заветную миссию – быть светильником Православия на западных землях Руси.
В августе 1990 года Почаевская Лавра торжественно отмечала свой 750-летний юбилей. Торжество возглавлял высокий гость – Святейший Патриарх Алексий II. Вновь затеплилась лампада монашеской жизни в Свято-Духовском Почаевском скиту, который был закрыт во времена последних гонений. При Лавре была открыта воскресная школа Закона Божьего, а немного спустя и Богословское училище, впоследствии преобразованное в Духовную семинарию. Монастырю возвращены его здания, сады, земельные участки. Новым торжеством правды и истины – празднованием юбилея 400-летия перенесения чудотворной иконы Богородицы из замка Анны Гойской на гору Почаевскую — ознаменовала себя обитель в августе 1997 года.В III-е тысячелетие святая обитель вступила оновлённой и восполнилась ещё одной святыней – нетленными мощами преподобного схиигумена Амфилохия (Головатюка), называемого в народе Иосифом-костоправом, причисленного к лику святых 12 мая 2002 года.
Торжествовала в тот день Церковь земная, торжествовала и Небесная. Пасхальной радостью играло солнце. На голубой лазури неба – белоснежный крест... Каждый, кто видел это небесное чудо, воспрянул духом.Торжеством прославления угодника Божиего – преподобного Иосифа (в схиме Амфилохия) святая обитель на Почаевской горе вписала ещё одну страницу в историю монастыря, который испытал немало бед на жизненном пути.Всё видела святая обитель: подъемы и падение, расцвет и оскудение, восход и закат, как и в жизни каждого из нас. Вспоминая прожитую жизнь, человек, прежде всего, видит всё то доброе, что вело его жизненной дорогой, оставляя в тени пасмурные дни. Так и обитель. Все и всё, что приводило её в запустение, давно прожитое и как-то забытое.А ныне каждого богомольца и паломника поражает внешнее преображение обители. Здесь и новые часовенки (в честь 400-летия перенесения Почаевской чудотворной иконы Божией Матери и 2000-летия Рождества Христова), и летняя церковь, и гостиный двор, и новая книжно-иконная лавка, и семинарский храм преподобных Иова и Амфилохия.Все кто приходит ныне в святую обитель ощущает всюду полноту жизни, покров Богородицы, заступничество и благословение великих Почаевских угодников и чудотворцев преподобных Иова и Амфилохия.Богом избранная, Богом хранимая, прославленная в своих святынях сияет дивной красотой Почаевская гора. И послужит она источником света духовной радости для наших потомков, как служит нам теперь и служила нашим праотцам.

Лаврские Святыни

Радуйся,Похвало Почаевская,и всего мира надеждо и утишение

Лаврским Святыням, обязана обитель своим развитием, своей славой, высокой духовностью, Божией благодатью, которую ощущает каждый, кто с верою приходит сюда. Им и спешат поклонится верующие. Ещё в Святых вратах встречает их в своей писаной на стене иконе Пресвятая Богородица в огненном столпе, как и благоволила Она впервые явиться на горе Почаевской и оставить на скале след Своей правой стопы на века.
В Успенском храме за небольшой латунной оградой у первой колоны находится эта святыня. Окутанная близостью непостижимой тайны, она словно вобрала в себя горячие молитвы нескончаемого потока богомольцев, текущего сюда уже многие столетия. Над Стопой, подобно древнему алтарю, ковчег с шелковым платом. На плате – изображение Стопы Богородицы, а за ним на стене отлитое из бронзы, украшенное золотом и серебром барельефное изображение явления Богоматери. Под ковчегом на камне находится след самой Стопы, источающий святую целебную воду. Богомольцы пьют и уносят с собой благодатную воду, которая не один раз исцеляла от душевных и телесных недугов.

Почаевская Чудотворная икона Божией Матери

В Успенском храме, над Царскими вратами, в звёздообразном, сияющем разноцветными камнями киоте – чудотворная икона Богородицы, вторая Лаврская святыня. Её подарил в 1559 году греческий митрополит Неофит местной помещице Анне Гойской.

Икона эта писана в византийском стиле на небольшой липовой доске. Богородица нежно приклонила свой лик к Сыну, которого держит на правой руке, а в левой – плат, им Она прикрывает ноги Богомладенца. Десница Иисуса поднята для благословения всех, для кого Он – «путь, истина и жизнь». На голове у Богоматери и Спасителя украшенные короны. С обеих сторон и внизу на иконе есть небольшие изображения святых: справа – пророка Илии и мученика Мины, слева – первомученика Стефана и преподобного Авраамия, внизу – великомученицы Екатерины, справа от неё – святой Параскевы и слева – святой Ирины.

Узнав чудодейственную силу иконы Божией Матери после исцеления своего слепорождённого брата Филиппа, Анна Гойская в 1597 году передала эту святыню Почаевскому монастырю, от которой вот уже более 400 лет совершаются чудеса.

Ковчег над Цельбоносной стопою Божией матери

Цельбоносная стопа Божией Матери

ПЕЩЕРНЫЙ ХРАМ, ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ, ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНЫХ АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ

Кроме Успенского храма в этот период были построены Пещерная церковь преподобного Иова и братский корпус, в котором живет братия и поныне. Спустившись по крутой лестнице и пройдя длинный коридор-галерею, стены которого расписаны ликами святых угодников в земле Русской просиявших, входим в небольшой храм. Он устроен на склоне горы (1774 год) и как бы соединен с ней. С правой стороны церкви – окна, а с левой – вход в каменный грот, где покоятся нетленные мощи преподобных Иова и Амфилохия, и находится маленькая пещерка, где молился угодник Божий Иов. Над входом в грот помещена древняя икона преподобного Иова. На стенах же грота написаны важнейшие события земной жизни и посмертного прославления угодника Божия: его кончина, явление митрополиту Киевскому Дионисию Балабану, самое открытие его мощей...

От входа в храм и вплоть до иконостаса, на сводах арочного плафона роспись, повествующая о крестном пути Спасителя, начиная от омовения ног ученикам и кончая положением во гроб, а на стенах – эпизоды его земной жизни. Венчает церковь резной дубовый иконостас.

Сюда, в Пещерный храм, к преподобным Иову и Амфилохию устремляются сердца и души всех верующих православных христиан. Пещерная церковь, как бы обняв гору, навсегда соединилась с величественным сооружением Свято-Успенского собора.

Свято-Варваринская церковь, которая примыкает к братскому корпусу, освящена во имя великомученицы Варвары и великой княгини Ольги в 1887 году как Трапезная церковь.Она и по сей день служит просторной трапезной (столовой) для монастырской братии. Служба в церкви совершается в день престольного праздника и на Светлой Седмице.

Иконостас изготовлен умельцами монастыря, иконы писаны в лаврской мастерской на больших листах красной меди. С иконостасом гармонирует и вся роспись храма. Над входной дверью – чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек.

Указом Святейшего Синода в 1833 году монастырю был присвоен статус Лавры. Он становится крупнейшим духовным и просветительским центром. Здесь работают типография, школы (второклассная и иноческая), мастерские (по изготовлению иконостасов, переплетная). С 1887 года издается еженедельник «Почаевский листок».

Засияло благолепием и внутреннее убранство монастырских храмов. Посетивший монастырь в 1859 году император Александр II пожертвовал новый иконостас Успенскому собору. Для святых мощей преподобного Иова графиней Анной Орловой-Чесменской была пожертвована серебряная рака, изготовленная золотых дел мастером Верховцевым. Позже над ракой был устроен балдахин из белого итальянского мрамора.

В 1858 году в память Киево-Печерских святых, благословивших монашество на Почаевской горе, была устроена и освящена церковь преподобных Антония и Феодосия. Она находится ниже Пещерного храма. Церковь небольшая, с древним иконостасом.

Иконостас Пещерного храма

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы

Использовано: Свято-Успенская Почаевская Лавра. Официальный сайт.

Кто захочет, посмотрите на святую обитель моими грешными глазами:

Зимняя фотография с сайта Лавры















По дороге на Почаев вы будете проезжать два удивительных целебных святых родника


Родник св. Николая находится по дороге на древний г. Острог в Ровенской обл. в селе Гульча. Этот знаменитый грот вы найдете во всех книгах о св.Николае, его чудотворный иконах и святых местах, которые были выпущены в России до 17-го года.


Здесь происходили и происходят чудеса исцеления по молитве св. Николаю. Вода этого источника НИКОГДА НЕ ПОРТИТСЯ. Особую силу имеет эта вода освященная и взятая в день Николы-Летнего и в день Крещения.
Этой водой освящали все корабли, спускаемые на воду в Российской империи до !7- года.


Родник святой Анны. Возле г. Кременца и Почаева. Святой водой этого родника смыты многие болезни...


На этой сосне молния сделала борозду от верха до низа и запечатлела... стопу. Купание в этом месте не сравнится даже с зимним.

Спаси Бог.

 

Почаевская Лавра 

 

Акафист на распев Пресвятой Богородице Почаевской.(Хор Свято-Успенской По. Лавры) 

 

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.