1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (4 Голосов)

Перед поездкой в Закарпатье нас несколько раз спрашивали: «А вы не боитесь? Это же Западная Украина! Там же национализм!». Но мы почему-то не боялись.

Храм Христа Спасителя в г. Ужгороде


Сказка из детства

В детстве я один раз была в Закарпатье. В памяти остались невероятной красоты картины: горы, поросшие буками и дубами, средневековые замки в лесах, журчащие ручьи, водопады, дорога через сады к деревне и душистый-душистый воздух. Хотелось проверить, действительно ли существует та сказка, или это просто восторженные детские впечатления. Теперь, после поездки я могу сказать точно – все так и есть, сказка никуда не делась: лес растет, ручьи текут, воздух благоухает, а поля так и не застроены коттеджами. «Оздоровление организма проходит независимо от желания или нежелания гостей Карпатских гор. Само пребывание в этом райском месте с кристальным воздухом дает заряд бодрости и энергии на весь год», – так говорится на одном сайте, посвященном отдыху в Закарпатье.

Не всем, наверное, эти края покажутся сказочными – кто-то не может летом без моря, а кто-то панически боится змей, которых в здешних лесах достаточно. Смело рекомендовать отдых в Закарпатье можно трем группам людей: тем, кто увлекается средневековьем (какие тут замки! каждый со своей удивительной историей); тем, кому интересно, как здесь живут наши братья и сестры во Христе; тем, кто просто любит деревню.

У них и у нас

Мы живем в Архангельской области. Наше Каргополье – маленький городок с многовековой историей, а вокруг деревни. И здесь в Закарпатье все было похоже – тоже старинный райцентр и вокруг множество деревень, поэтому поневоле все время сравнивали «как у нас и как у них». Сравнения, честно говоря, были не в нашу пользу. Начиная с того, что даже скота в нашей архангельской глубинке почти никто не держит. А тут коровы, лошади, куры привольно пасутся и гуляют по улицам.
Оказалось, что никакого национализма тут нет, а местные жители поприветливее русских. Ни разу за всю неделю мы не слышали недоброжелательного слова. На улицах многие отвечали нам по-русски, некоторые по-украински, но тщательно подбирая слова, чтобы мы поняли. Однажды по дороге из магазина мы встретили двух мальчиков, ровесников наших детей. Мальчики остановились и пожали руки нашим сыновьям. Мы до сих пор гадаем, может быть, нас с кем-то перепутали? Но встречались и взрослые, которые, видя нас впервые в жизни, приветливо махали руками и здоровались.

Конечно, больше всего грело сердце, когда незнакомые нам люди приветствовали нас на улице словами «Христос воскресе» или же «слава Иисусу Христу». Причем, говорившие так не спрашивали, какой мы конфессии – православные или греко-католики. Сложилось впечатление, что вражды между ними вообще нет. Храмы стоят рядом и никакой конкуренции, на первый взгляд, незаметно.

Любовь к дому Божьему

О деревенских храмах надо сказать отдельно. Приехав из края, где все разрушено и заброшено, и местные жители восстанавливать порушенное, мягко говоря, не стремятся, очень умилительно видеть ухоженность здешних церквей. Никаких покосившихся крестов, никакого запустения. Чувствуется любовь к дому Божьему и забота о нем. Представить себе запущенный неухоженный храм тут просто невозможно. На дороге много поклонных крестов – практически через каждый километр, а трава вокруг крестов скошена.
Православный и униатский храм в селе Сусково


Когда едешь в поезде по Украине, храмы видишь везде, в каждом поселке. А в Закарпатье не редкость, когда храмов два и стоят они рядом, православный и греко-католический. Ужгородская уния здесь была утверждена в 1646 году. Богослужение в униатских храмах совершается по восточному обряду, но греко-католики признают догмат о непогрешимости римского папы. В течение нескольких столетий православные были гонимы, лишь в 1919 году после того как Закарпатье вошло в состав Чехословакии, Православная церковь получила свободу.

Разобраться, где какой храм, бывает непросто. Например, в селе Сусково православный храм переделан из католического, в нем стоят ряды кресел, как в кинозале. Зайдя в пустую церковь в перерыве между службами, я подумала «ну конечно, никто на этих креслах не сидит, их просто еще не успели вынести». Но с утра в воскресенье храм был полон и все кресла были заняты. Меня несколько раз дергали за руку и настойчиво предлагали сесть.

Несмотря на то, что прихожане почти всю службу сидят, атмосфера в храме очень молитвенная. Поют хором, в унисон и Херувимскую, и весь евхаристический канон. Не подпевают что-то под нос, а именно поют – громко, с чувством, действительно едиными устами и единым сердцем.

Причащали в основном детей. Как рассказал нам местный священник, взрослые причащаются редко, в основном, постами. После причастия все подходили и целовали Чашу, даже те, кто не причащался. После окончания литургии священник зачитывал прямо с амвона, сколько и на что денег собрано и называл именные пожертвования.

Лития об усопших удивила еще больше. Во время нее все стоят с зажженными свечами, а в конце прихожане соединяют руки, поднимают их вверх и хором поют «вечную память». Обычай этот называется «возношение».

Свалявское время

Хозяева, у которых мы снимали жилье, рассказали, что Венгрию очень интересует территория Закарпатья. Местным жителям можно получить венгерское гражданство, венгры помогают строить греко-католические храмы, поддерживают культурные инициативы (например, выделили большую сумму денег на реставрацию замка в Чинадиево). Дети в приграничных селениях ходят через границу с портфелями в венгерские школы.


Поэтому у православных монастырей здесь особая просветительская функция. Мы смогли побывать только в одном, в городе Свалява, об остальных лишь читали и слышали. Свалявский монастырь во имя святых Кирилла и Мефодия (именно они считаются просветителями этого края и очень почитаются по всему Закарпатью) открыт в 2004 году, его настоятельница игумения Нина закончила регентский класс семинарии в Сергиевом Посаде. Центральный храм обители построен по образцу церкви Покрова на Нерли. А часовня – уменьшенная копия часовни из лавры преподобного Сергия.

Свято-Троицкий Кирилло-Мефодиевский монастырь. Фото сайта rodnye-mesta.io.ua

Кстати, живут в монастыре по своему времени, свалявско-монастырскому, если можно так сказать. То есть существует время закарпатское, оно на час отстает от украинского, а поскольку в монастыре не переводят часы, то получается, что здесь еще и на час меньше закарпатского.

Монастырь принимает паломников-туристов, им предлагают номера с удобствами и трехразовое питание. Недешево, но строящемуся монастырю средства нужны. Местные жители очень гордятся своим монастырем: «Вы видели, какая там красота?!» Сложно поверить, что монастырю всего десять лет и вырос он буквально на пустом месте. Идеальные газоны, клумбы, альпийские горки. В церковной лавке большой выбор православной литературы на русском языке.

В храме находится частица мощей святого Иоанна Шанхайского. В Сваляве действует молодежное православное братство, названное во имя св. Иоанна. Чем занимаются? Разучивают песни и выступают в детском доме и в доме престарелых, ездят в паломничества. В Ужгородской и Мукачевской епархии есть несколько молодежных братств, недавно у них был съезд в селе Станови.

Как восстановить замок

Закарпатские замки в путеводителях называют «жемчужинами средневековья». Мы посетили четыре (вообще их в округе было гораздо больше). 

Замок Сент-Миклош, Чинадиево. Фото сайта www.geocaching.su

Самое большое впечатление произвел замок Сент-Миклош (святого Николая) в поселке Чинадиево. И, пожалуй, даже не сам замок, а колоссальная работа по его сохранению. Замок XV века в советское время был занят солдатской казармой, а в постсоветское стал просто помойкой. Восстановление началось по инициативе семьи мукачевских художников – Йосифа и Татьяны Бартош. Они взяли замок в аренду. Сделать это оказалось очень непросто. Несмотря на то, что замок, превращенный в помойку, был никому не нужен, пришлось объездить множество инстанций и потратить на это полтора года. Художникам удалось найти единомышленников-энтузиастов и началось восстановление. Сейчас в замке создан музей средневековой культуры, проводятся фестивали исторической реконструкции – рыцарские турниры (в третье воскресенье мая). Самую интересную экскурсию в Закарпатье нам провели именно здесь. А на вопрос «сколько будет стоить экскурсия?» ответили «тридцать пять минут вашего времени». После все желающие могут внести свое добровольное пожертвование на восстановительные работы там еще очень много надо сделать. Интересно, что тюрьмы (или камеры пыток), как в Мукачевском или Ужгородском замках, тут нет, зато есть действующая часовня и комната любви, где молодожены после венчания могут принести друг другу клятвы верности.

Напоследок

Недели на посещение Закарпатья крайне мало. И ехать сюда лучше на своей машине, так как рейсовые автобусы ходят между городами нечасто. И еще напоследок пару слов – о транспорте. Очень радовали на дорогах наши старые советские «копейки» (в хорошем рабочем состоянии) и древние «москвичи», но больше всего – телеги с лошадьми. Мукачево – районный центр с населением в 86 тысяч, но повозка, нагруженная сеном, тут никого не удивляет. 


Обратная дорога в Москву запомнилась потрясающими видами из окна поезда. Приехали мы в Закарпатье ночью, поэтому не видели, как вырастают горы. Обратно же поезд буквально заползал вверх по серпантину в туннели. Как сказала проводница, туннели в аварийном состоянии, и засыпать их может в любой момент. Страшно, конечно, но нам показалось, что поездка в Закарпатье того стоила.

 http://www.nsad.ru/

 

 

 

 

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.