Лучше быть монахом или вступить в брак?
— Апостол Павел, который не был женат, в Первом послании к Коринфянам говорит: "Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так... Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит" (1 Кор. 7, 25-26, 28).
Но тот же апостол Павел осуждает "лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак" (1 Тим. 4, 2-3).
Святая Церковь подтвердила это своими канонами. В 51-м Апостольском правиле сказано: "Аще кто... удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв... что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от цер-кве". Это правило дополняют и другие соборные правила, где говорится: "Аще кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над бракосочетавшимися: да будет под клятвою" (10-е правило Гангрско-го Собора).
Таким образом, Святая Церковь высоко ценит подвиг добровольного благочестивого безбрачия ради Христа и Евангелия и признает особенную роль монашества в своей истории и современной жизни. Но она никогда не относилась к браку с пренебрежением и осуждала тех, кто по причине искаженного стремления к чистоте презирал брачные отношения.