Слышал, что воцерковленные люди постятся почти полгода. Зачем так много постных дней?

 

—    Согласно Священному Писанию, заповедь о посте была дана людям еще в раю (Быт. 2, 15-17). Это единственное ограничение, которое Господь наложил на первых людей. Отсюда становится понятным, почему пост есть во всех религиях. Однако смысл поста понимается по-разному. Христианская традиция, будучи преемницей традиции ветхозаветной, рассматривает пост как ограничение себя в желаниях, пище, поведении, как особое понуждение себя ко внутреннему нравственному изменению, как своего рода добровольное жертвоприношение верующего.

Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди предостерегает: пост не должен быть лицемерным, показным. Нужно "явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 18).

Установленное Церковью количество постных дней имеет под собой древнее основание и традицию. Уже во времена Иисуса Христа существовал обычай поститься дважды в неделю (Лк. 18, 12). В христианской традиции это дни воспоминания: о предании Иисуса Христа Иудой (среда) и о Распятии Спасителя (пятница). Исключением являются так называемые сплошные седмицы: Светлая седмица (Пасхальная неделя), седмица Пятидесятницы, а также период от Рождества Христова до Богоявления (с 25 декабря/7 января по 5/18 января) и две подготовительные недели перед Великим постом (Мытаря и фарисея и Сырная).

Другие однодневные посты также имеют свое значение. На праздник Воздвижения Честного Креста Господня (14/27 сентября) — в память об искупительной жертве Спасителя. В день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29/11 августа) — день памяти пророка, о котором Сам Господь Иисус Христос свидетельствовал, что "из рожденных женами не восставал больший" (Мф. 11, 11; Лк. 7, 28), и который сподобился крестить Спасителя. Навечерие Богоявления (5/18 января) — Крещения Господня (дня, когда Господь Иисус Христос начал Свой искупительный подвиг и чудесным образом был явлен народу как Сын Божий (Мф. 3, 13—17; Мк. 1, 9—11; Лк. 3, 22), как предреченный древними пророками Избавитель человечества от проклятия греха: "Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1, 29).

Многодневных постов четыре, и все они подготавливают внутренний мир верующего человека к какому-то праздничному событию. Великий пост предшествует самому радостному празднику, центральному событию во всей христианской истории — Светлому Христову Воскресению.

Пост в память о первоверховных апостолах Петре и Павле берет начало со времен первых христиан и заповедуется уже в христианских памятниках начала II в. Он установлен в подражание святым апостолам, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь Евангелия (Деян. 13, 3).

Успенский пост (с 1/14 по 15/28 августа), по своей строгости не уступающий Великому, приурочен к святому Успению Пресвятой Богородицы и прославляет Приснодеву, которая и по своем Успении является молитвенной заступницей перед Своим Сыном за род человеческий.

Рождественский пост с (14/28 ноября по 25 декабря/7 января) предваряет праздник, установленный в воспоминание о событии вселенского значения — воплощении Бога, Господа нашего Иисуса Христа, ради спасения рода человеческого.