1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Кого Церковь причисляет к лику святых?

 

— В Древней Церкви основной список почитаемых святых состоял из имен мучеников — верующих во Христа и принесших себя в "жертву живую", свидетельствуя о славе и святости Божией. К ним причислялись все пострадавшие за Христа, которых без расследования их жизни вносили в списки святых уже в силу только величия их подвига — очищения мученической кровью. Наряду с ними в самых древних из дошедших до нашего времени списков святых упоминаются ветхозаветные патриархи и пророки, новозаветные апостолы и мужи апостольские. Всех их можно отнести к единому разряду христианских святых.

  К этой категории святых должны быть отнесены и святители — первоиерархи Церквей, которые после смерти вносились в святцы в силу своего иерархического положения. Однако в этом случае Церковь поступала более осмотрительно. Для примера можно вспомнить Афанасия Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, которые, несмотря на свои труды во славу Церкви Божией, были причислены к лику святых не ранее, чем через 500 лет после своего преставления.

  Другую категорию святых — преподобных — составляли прославленные в христианском подвиге отшельники, распространившиеся в большом количестве в пустынях Египта и Палестины с конца IV в. Первоначально почитание известнейших из них ограничивалось отдельными областями, но с началом участия подвижников-монахов в решениях Вселенских Соборов их почитание становится повсеместным.

  К этой же категории христианских подвижников нужно отнести и исповедников — людей, претерпевших за Христа истязания, пытки или заключение и ссылку, но не пострадавших как мученики. Сюда входят все исповедники, как истязаемые язычниками, так и гонимые за Православие еретиками и раскольниками.

  Еще одну категорию святых Древней Церкви составляют прославившиеся заслугами перед Церковью цари и князья, которых именуют святыми благоверными. Если их служение Господу заключалось в распространении или утверждении христианства, то им присваивается именование равноапостольных.

  Начиная с IV в. в монашеской среде Александрийской Церкви возникает еще один тип святости — юродство Христа ради. Подлинно юродивые приносили в жертву Богу высшее Его дарование человеку — разум. Такой безумный Христа ради должен был исполнять функцию общественной терапии. Подвиг юродства всегда направлен на исцеление общества, причем без различия его социальных сфер.

  Помимо этих основных категорий святых, некоторые традиционно имеют особые названия. Например, апостолы Петр и Павел именуются первоверховными ввиду их трудов в проповедовании христианской веры. Евангелистами называются четыре апостола — Матфей, Марк, Лука и Иоанн, написавшие Евангелие. Великомученики — это мученики, умершие за веру после особо тяжких страданий. А преподобному-ченики — претерпевшие мучения за Христа преподобные.

  Также к лику святых причислялись бессребреники, служившие ближним безвозмездным врачеванием телесных и душевных болезней; праведники — семейные люди, жившие в миру праведной богоугодной жизнью, как, например, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна. Первые праведники, жившие на земле, — Адам, Ной, Авраам и др. — называются праотцами. 

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.