Святые отцы говорят, что Бог еще до нашего рождения знает нашу участь. Получается, что наше спасение зависит не от нас? Как же нам тогда нужно жить?
— Бог, как обладающий всеведением, знает участь каждого человека. Но из этого не следует вывод о предопределении еще до рождения участи человека к вечному осуждению или спасению. Человек, как образ и подобие Божие, обладает свободой. Об этом ясно свидетельствует Священное Писание. На первых страницах Библии, в книге Бытие, описывается призыв Господа к Каину, в котором подчеркивается именно его личный выбор: "Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт. 4, 7).
О том, что спасение всецело зависит от свободной воли человека, Сам Господь говорит еще в Ветхом Завете, после дарования Закона израильскому народу: "Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,]... любить Господа Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой... Если же отвратится сердце твое,... то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете" (Втор. 30, 15-18). И далее Господь, по милосердию Своему, прямо указывает путь, однако не в повелительной форме, а в форме совета, учитывающего личную свободу: "Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30, 19).
В Новом Завете на прямой вопрос богатого юноши: "Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?" (Мф. 19, 16), Спаситель ответил: "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф. 19, 17).
Из приведенных примеров видно, что предопределение носит не безусловный, а условный характер. Участь человека зависит от его поступков. Господь дает заповеди, и от их исполнения, как необходимого условия, зависит спасение.