Расскажите, пожалуйста, как Церковь относится к диктатуре и церковной инквизиции и считает ли она их оправданными?

 

— Диктатура — это не ограниченная никакими законами власть, опирающаяся непосредственно на силу. В Древнем Риме существовала должность диктатора. Диктатор мог быть назначен по решению сената в исключительных случаях и на определенный период. В его руках была сосредоточена вся полнота государственной власти.

  Исходя из доктрины симфонии властей, если диктатура стремится присвоить себе верховные права в церковном управлении, то отношение Церкви к ней отрицательное. Вообще, император Юстиниан считал, что нормальные отношения между Церковью и государством (а значит, и в обществе) могут быть лишь при определенных формах государственного правления: монархической, аристократической или республиканской. Но они недостижимы при тирании, олигархии или извращенных формах республиканского правления.

  Что касается инквизиции, то наша Православная Церковь никогда не знала такого института. Это учреждение Католической Церкви, в задачи которого входили розыск, суд и наказание еретиков. На Руси с древнейших времен, и эта мысль выражена в "Поучении" Владимира Мономаха, традиционно считалось, что каждый человек имеет право на тот срок жизни, который отпущен Богом, казнь же человека — грех перед Богом. Поэтому смертная казнь на Руси применялась очень редко.