1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Что такое церковная уния?

 

— Господь наш Иисус Христос заповедал Своим ученикам и последователям, верующим в Него, быть в единстве. На Тайной Вечере, в молитве Первосвященника Отцу Небесному о Своей Церкви, Спаситель говорит такие слова: "Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня" (Ин. 17, 21-23).

  Это троекратное повторение Спасителем слова "едино" ясно указывает, что единство христиан является основным условием выполнения Церковью Христовой своего главного предназначения на земле — благовествовать слово Божие, свидетельствовать о Христе, вести людей ко Христу и спасению в вечности, в Царствие Небесное. Следовательно, единство — это прямая заповедь Господа всем христианам, всем верующим в Него.

  Заповедь Христа о единстве и верности Единой Древней Церкви лежит в основе отношений Православной Церкви к инославному христианскому миру. Наша Церковь всегда осознавала себя в непрерывной связи с верой, жизнью и наследием ветхозаветной Церкви. Являясь историческим, органическим и благодатным продолжением Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Православная Церковь не только верила в единство Церкви, но и постоянно, ежедневно на всех своих службах обращается с молитвой к Господу "о благосостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех".

  Следует отметить, что уже в эпоху Вселенских Соборов (325—787), когда отпадали от Церкви Христовой и образовывались первые еретические сообщества, главную роль играли не богословские, а политические, национальные и культурно-этнические факторы. Так же и все усилия по возвращению отпавших, предпринимаемые и инициируемые византийскими императорами, претерпели неудачу, ибо их движущими мотивами были все те же нецерковные, небогословские факторы национально-политического характера.

  К сожалению, все известные в истории попытки соединения Церквей, получившие название "уния" (от лат. unio — единство), направленные на разрешение глубинной сути вопроса — богословских и догматико-экклезиологических расхождений православного и католического вероучений, базировались на политических расчетах того времени.

  В итоге наиболее известные унии — Лионская (1274), Флорентийская (1439), а также множество других: Брестская (1596), Ужгородская (1646), Мукачев-ская (1733); унии на Ближнем Православном Востоке после крестовых походов: Армянская, Коптская, Си-ро-Яковитская, Сиро-Халдейская — оказались слиянием православного и католического вероисповеданий, где, с одной стороны, признаются главенство Римского папы и дополнения в догматической сфере Католической Церкви после Вселенских Соборов, а с другой — допускается богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов, а белому духовенству разрешается иметь семью.

  Являясь по своей сути искусственным образованием, обусловленным обстоятельствами времени, а не плодом истинного единства в духе любви Христовой, унии без поддержки со стороны заинтересованных в них лиц, постоянно показывали свою несостоятельность.

  Пример — попытка создания церковной унии в Киевской Руси, которая зафиксирована в Никоновской летописи под 1214 г. (некоторые исследователи считают ее первой церковной унией). Ее инициатором был венгерский король Андрей II, который овладел восточной частью Галиции. По обычаю того времени он испрашивал у папы Иннокентия III королевскую корону Галиции для своего сына Коломана. Главным условием для этого стало его обязательство подчинить папе православное население, с оговоркой, чтобы "дозволено было сохранить свой (греческий) обряд". Однако спустя всего 5 лет, в 1219 г., когда Галиция вновь вошла в состав Киевской Руси, уния лишилась всех своих сторонников, бежавших в Венгрию. 

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.