11 августа родился Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских.

На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах КиевскойРуси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами.

Прежде всего, в 1087 году из города Миры мощи святого были украдены норманнами и перевезены в итальянский город Бари, сначала в церковь св. Евстафия, а затем, в 1089 году, по повелению папы Урбана II их перенесли в специально построенный во имя св. Николая католический собор, где они хранятся и поныне. Русь очень быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника — “Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры”. Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно — в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора Сказания. Более того, само Сказание придает событиям, случившимися с мощами Николая Мирликийского чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г. Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры, и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого.

Кроме того, в те же годы письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя в Киевской Руси описывается в памятнике, получившем название “Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани”. В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвященном святителю Николаю.

“Чудо о некоем детищи утопшем” показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем  русичей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках. Уже в конце XI века день перенесения мощей святителя Николая стал считаться праздничным в Митрополии Киевской и всея Руси. Во всяком случае, в месяцеслове при Евангелии 1144 года 9 (22) мая обозначалось как праздничный день. В нашей православной традиции этот день получил именование Никола вешний.

«Рождество святителяРождество святителя Николая. Фрагмент критской иконы XV века»

Отец и мать Николая – Феофан и Нонна – исповедовали всю свою жизнь христианство и жили в соответствии с Божьими заповедями. Однако омрачало их существование то обстоятельство, что не было у супругов потомства. Это заставляло несчастных день и ночь возносить Господу мольбы о ниспослании чада. И чудо свершилось: на свет появился мальчик. Будучи безмерно благодарными небесам, Феофан и Нонна пообещали посвятить свое единственное дитя Богу, служению ему. И не ошиблись – малыш еще в младенческом возрасте показал, что является необычным ребенком. Во-первых, рождение святого Николая избавило его мать от тяжелого заболевания. Во-вторых, ребенок самопроизвольно принимал материнское молоко в постные дни всего один раз, по вечерам. А в купели, когда проводили над ним Таинство крещения, малыш простоял без поддержки три часа кряду на ногах – в этом окружающие узрели воздание крохой хвалы в честь Пресвятой Троицы. 

До недавнего времени мало кто знал, что в старину торжественно праздновалось Рождество Святителя Николая. В Великом Новгороде существовал даже монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая.

Николай Чудотворец

Родина Николая Чудотворца

Вероятнее всего, первоначально это торжество было местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель был Архиепископом, и на родине родителей святого в Патарах. В пору завоевания Царьграда крестоносцами и насаждения в Европейской части Ромейской Империи латинства, в сохранявшей Православие Никейской Ромейской Империи, Небесным Покровителем которой почитался святитель Николай, местное торжество по поводу его рождения могло распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь. Никейцы, в пору оккупации крестоносцами Константинополя, особенно активизировали контакты с Православной Русью.

Николай Чудотворец

В царствование Императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества святителя Николая Чудотворца в Российской империи было упразднено, возможно потому, что оно отсутствовало в месяцесловах других Поместных Православных Церквей того времени.

Николай Чудотворец

Святитель Николай. Новгородская икона XIII века. Происходит из Свято-Духова монастыря.

С древнейших времен, с IX столетия святитель Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель верховной власти, державного могущества. Киевский князь Аскольд, убитый дружинниками Новгородского князя Олега в 6390 году от сотворения мира, в святом крещении носил имя Николай. Вскоре после мученической кончины Князя Аскольда-Николая на его могиле был возведён один из самых ранних на Руси из известных храмов, посвящённых святителю Николаю.

Николай Чудотворец

Живший во второй половине XI – начале XII веков князь Святослав Давидович в 6614 (1106) году принял в Киево-Печерском Успенском монастыре иноческий постриг с именем Николай. Он ныне чтится в Православной Церкви как преподобный князь Николай Святоша Киево-Печерский.

Николай Чудотворец

Икона из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия), которая, как считается, была написана на основе прижизненного изображения святого. Эта икона — дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения.

Правда, с той поры на протяжении почти семи веков имя «Николай» в Княжеских и Царских Родах не встречается до той поры, пока в конце XVIII столетия будущий Государь Император Павел Петрович не нарёк именем Николай своего третьего сына, который нам известен как Император Николай I Павлович.

Николай Чудотворец

Алтарь подземного храма святителя Николая в Бари

Благодаря этому в XIX столетии имя Святителя Николая Чудотворца становится одним из самых популярных в Русской Императорской Фамилии. Так Государь Николай Павлович нарекает одного из своих сыновей. Великий Князь Николай Николаевич Старший стал выдающимся русским полководцем, наиболее прославившимся во время последней Русско-Турецкой Войны.

Николай Чудотворец

Святитель Николай. XIV век. По монастырскому преданию Троице-Сергиевой лавры, эта икона была келейным образом преподобного Сергия Радонежского.

Николаем называет своего Первенца и будущий Государь Александр Николаевич Освободитель. Но более всех в Августейшей Династии Романовых духовно прославился святой страстотерпец Царь Николай II Александрович.

Николай Чудотворец

Святитель Николай избавляет от смерти трех невинно осужденных мужей. Картина И. Репина. 1888 год.

Почитание особого покровительства Святителя Николая над православными Царями проистекает из известного эпизода из его жития, в котором описывается спасение Чудотворцем трёх воевод, неправедно осужденных на казнь святым равноапостольным Императором Константином Великим.

Николай Чудотворец

Святитель Николай Чудотворец с клеймами жития.
Конец XVIII века.

На Руси к 29 июля (11 августа), к празднику рождества Святителя Николая, обычно завершался сбор урожая озимых хлебов. В городе Тихвине и ныне почитается чудотворная икона – святитель Николай Хлебный. Такое титулование иконы ассоциируется с другими урожайными праздниками Ореховый Спас, Медовый Спас, Яблочный Спас.