1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)
Владимир Бурега, доцент Киевской Духовной Академии
Нет необходимости объяснять, сколь почитаем в Русской Православной Церкви святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. Об этом много сказано и написано. Почитание святого Николы на Руси имеет давнюю, почти тысячелетнюю историю. Одним из зримых проявлений особого почитания этого угодника Божия являются паломничества в итальянский город Бари, где почивают мощи святителя.

«Град Барский радуется»

В календаре Русской Церкви присутствует два главных праздника в честь святителя Николая - 6 (19) декабря (день преставления святого) и 9 (22) мая (перенесение его мощей в Бари). Первые свидетельства о почитании на Руси Николая Угодника относятся к XI веку. Так, уже среди мозаик Софии Киевской (середина XI века) мы видим святителя Николая рядом со святыми Епифанием Кипрским, Климентом Римским и Григорием Богословом.

Однако особое почитание этого святого началось в Киевской Руси после перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бари (1087 год). Детали этой почти детективной истории и по сей день горячо обсуждаются исследователями. До сих пор мы не можем точно реконструировать события, имевшие место в 1087 году. Одно лишь можно сказать определенно: итальянские купцы сумели перевезти мощи святителя Николая на юг Италии в город Бари («Бар-град», как его называли славяне). В 1089 году по повелению папы Урбана II в Бари была построена специальная базилика, в которой мощи почивают по сей день. Уже в конце XI века на Руси был создан важный литературный памятник - «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Возможно, что она была не только плодом знакомства славян с латинской письменностью, но и опиралась на живые свидетельства русских купцов, посетивших Италию в конце XI века.Также в домонгольскую эпоху на Руси был создан другой примечательный памятник - «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». Здесь повествуется о том, как святитель Николай спас ребенка, утонувшего в Днепре.

Неудивительно, что уже на рубеже XI-XII веков 9 мая (день перенесения мощей святого Николы в Бари) становится праздничным днем. Как известно, греческие Церкви никогда не принимали этого праздника, не без оснований полагая, что в этот день латиняне просто похитили мощи святого. Однако в Русской Церкви к этому дню всегда было иное отношение. В славянской службе, составленной в честь этого праздника, перенесение мощей святого Николая на латинский Запад именуется «светлым торжеством», которое заставляет ликовать «всю вселенную». Характерно, что в тексте этой службы полностью отсутствуют антилатинские пассажи. Автор службы вполне нейтрально говорит о том, что мощи отныне почивают в «латинском языке» (3-й тропарь 1-й песни Канона) или «в латынех» (1-й тропарь 9-й песни). Совершенно безыскусно он повествует о том, что «град Барский радуется», а вместе с ним ликует и вся земля, в том числе и Русь. Причина радости проста: великая святыня вырвана из рук нечестивых агарян и ныне хранится в христианском городе.

Этот праздник, не принятый греками, но ставший традиционным церковным торжеством Руси, ныне является зримым свидетельством того, что в конце XI века на Руси разрыв отношений между Римской и Константинопольской Церквами еще не воспринимался как бесповоротный раскол. Известно, что киевские князья тогда продолжали сохранять тесные связи с западноевропейскими княжескими и королевскими родами, заключая династические браки.

В последующие столетия почитание святого Николы на Руси никогда не пресекалось. Известны сотни храмов, воздвигнутых в честь этого угодника Божия, а также немало икон святителя, прославившихся чудотворениями. Однако долгое время такая форма почитания святого как паломничество к его честным мощам, оставалась для русского народа практически несбыточной мечтой. Лишь в XIX веке складывается традиция паломнических путешествий в Бари.

Пути из России в Бари

Несмотря на то, что в XIX веке совершение паломничества к святому Николаю стало вполне возможным, все же до начала ХХ века поток русских пилигримов в Бари был весьма невелик. Сюда приезжало не более 100-200 человек в год. Путешествие могло осуществляться двумя путями. Первый пролегал из России через Австро-Венгрию и Италию. Однако этот путь был довольно сложным по многим причинам. Во-первых, паломникам приходилось ехать железнодорожным транспортом через территорию традиционно враждебной по отношению к России Автро-Венгрии. Это делало путешествие не особо комфортным. Во-вторых, путь этот был весьма недешевым, и позволить себе такую поездку могли лишь состоятельные люди. Кроме того, осуществить такое путешествие без знания языков (хотя бы немецкого и итальянского) было довольно затруднительно.

Второй путь - морской. Им пользовались русские паломники, отправлявшиеся в Святую Землю. Побывав в Палестине, они садились на русский пароход в Яффе и отправлялись в Александрию, где пересаживались на итальянские или австрийские суда и прибывали в итальянский портовый город Бриндизи, находящийся в 23 верстах от Бари. Этот путь был значительно короче и дешевле, нежели железнодорожная поездка из России.

Тем не менее все русские паломники, каким бы путем они не достигали Бар-града, оказывались здесь в чрезвычайно сложном положении. В XIX веке здесь не было ни русских гостиниц для паломников, ни православного храма. Местные жители, пользуясь доверчивостью и неосведомленностью паломников, старались просто заработать на них деньги, сдавая им жилье втридорога. В результате многие паломники возвращались из Бари домой с чувством горькой досады.

Русский храм и странноприимный дом в Бари

С 1911 года Императорское православное палестинское общество взялось за качественное улучшение организации паломничеств в Бари. До этого в России велся сбор средств на постройку русского храма в Мирах Ликийских (в пределах Османской империи), однако в 1910 году стало ясно, что осуществить этот проект не удастся. Собранные средства было решено использовать для обустройства русского паломничества в Бари.

В январе 1911 года по поручению общества Бари посетили протоиерей Иоанн Восторгов и князь Н. Д. Жевахов. Здесь они нашли подходящее место для строительства русского храма и странноприимного дома. Было получено согласие на покупку от председательницы общества великой княгини Елисаветы Федоровны. Также была получена грамота короля Италии, разрешавшая продать выбранный участок Палестинскому обществу. После этого была подписана купчая, и участок площадью в  12 000 кв. метров стал российской собственностью. В мае 1911 года при Палестинском обществе был учрежден специальный Барградский комитет, который занимался постройкой храма и странноприимного дома в Бари. По просьбе комитета академик А. В. Щусев разработал проект храма и странноприимницы, опираясь на образцы новгородско-псковской архитектуры начала XV века. 9 мая 1913 года в Бари состоялась торжественная закладка храма и странноприимного дома.

Строительные работы продолжались даже во время начавшейся в 1914 году первой мировой войны. К январю 1915 года строительство было практически завершено. Барградский комитет в Петербурге собрал утварь и иконы, которые должны были быть доставлены в Бари по окончанию войны.

Завершению проекта помешала революция. Постоянной общины при русском храме в Бари никогда не было. Поток паломников после 1917 года практически прекратился. В результате в 1937 году после национализации, проведенной правительством Муссолини, храм вместе со странноприимным домом перешел в собственность городских властей Бари.

Лишь в 2007 году была достигнута договоренность о возвращении храма и странноприимного дома в собственность Российского государства. Власти Бари пытались опротестовать это решение. Чтобы уладить возникшие сложности, итальянское правительство выделило огромную сумму - 13 миллионов евро. На эти деньги для муниципалитета Бари была куплена недвижимость взамен той, которую было решено вернуть России.

1 марта 2009 года были получены символические ключи от подворья Русской Православной Церкви. Таким образом, русский храм вновь стал принадлежать России. Это должно способствовать новой активизации русского паломничества в Бари. Ожидается, что передача храма и подворья в собственность России приведет к заметному удешевлению паломнических поездок в Бари. Таким образом, лишь в начале ХХI века оказалась выполненной задача, поставленная Императорским палестинским обществом еще в начале века ХХ.

Настоятелем подворья ныне является протоиерей Владимир Кучумов.

Автор: Владимир Бурега

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.