В марте 2009 года свершилось знаменательное историческое событие!
Православное Свято-Николаевское подворье в итальянском городе Бари было передано России!

Бари, Николай Чудотворец

Здесь более 9 столетий находятся мощи Святителя Николая чудотворца, о котором Православная Церковь говорит в молитвах и поэтических произведениях: «Тя бо третьим по Господе и Божией Матери поминаем». Святого Николая почитают православные и католики, мусульмане и язычники. В России это покровитель торгующих и путешествующих, защитник  целомудрия и благочестия, бедных, помощник в судах.
В V император Феодосий Младший построил в Мирах Ликийских храм, где мощи находились до 1087 г., когда Св. Николай явился во сне клирику и повелел, чтобы его мощи были перенесены в Бари, что и было произведено. В 1089 г. была построена базилика - усыпальница Св. Николая, одно из блестящих достижений романского стиля в архитектуре. Среди покровителей храма были многие августейшие особы и меценаты. Здесь побывал Цесаревич Николай, будущий царь НиколайII. На его средства реставрировался пол крипты, место хранения  мощей (наиболее древняя часть храма). В книге почетных гостей им оставлена запись: «Николай. 12 ноября 1892 года». В храме есть икона, пожертвованная Николаем II.
Гробница имеет древнюю строго-аскетичную форму; в стене ее имеется специально сделанный  проем, через который служители входят внутрь для сбора истекающего от мощей  мира. Помощь, чудеса,  исцеления от мощей и целебного мира не являются достоянием прошлого, они – реальность сегодняшнего дня и чтобы ее увидеть, нужна лишь Ваша вера и трезвый, незамутненный скептицизмом современной цивилизации взгляд на вещи.
Паломничество Московской епархии 14-15 мая 2005 года в  Храм-Подворья Святителя и Чудотворца Николая в г. Бари
Паломники в Крипте Базилики
Декабрь 2004 во время освящения Храма Подворья
Сегодня, спустя многие десятилетия, Храм Св. Николая и дом паломников к Николаю Чудотворцу в Бари  снова являются достоянием Русской Православной Церкви и ждут гостей из России.
Среди италийских христианских святынь для каждого православного русского человека особое значение имеет город Бари – город, который уже более 900 лет служит местом упокоения многоцелебных мощей Великого Угодника Божия святителя Николая Чудотворца.
«Град Барский» или «Бар-град», как называют Бари русские летописи, был известен на Руси в этом качестве уже едва ли не с XI в., а к более позднему времени относятся первые упоминания о паломничествах, совершаемых русскими людьми к мощам Святителя.
Святитель Николай известен и славен во всех христианских народах, ибо, как сказано в его житии, «знает великого чудотворца сего Восток и Запад». И все же почитание Святителя в России совершенно особенное. Не будет преувеличением сказать, что он является самым почитаемым святым русского православного народа, и что нет в России такой православной семьи, дома, где не было бы иконы Свт.Николая. Вот какую оценку этого явления дал русский богослов, священник Павел Флоренский: «Для русского сознания типом святого по преимуществу был всегда Николай-чудотворец. именно в нем, а не в ком-либо другом народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны, епископство в каком-то преимущественном смысле…, образ Николая-чудотворца издавна установился не как одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости» (Священник Павел Флоренский. Сочинения, т.II, 1966. С.405).
Таинственными путями промысла Божия святитель Николай был связан с судьбами России уже с самого начала христианизации. Первый русский князь-христианин Аскольд был крещен во имя святителя Николая. Над могилой Аскольда святая равноапостольная княгиня Ольга воздвигла первый на Руси Свято-Никольский храм. А через некоторое время в другом Свято-Никольском храме в Корсуни был крещен святой равноапостольный князь Владимир. С тех пор на Руси было построено великое множество Никольских храмов и монастырей, прославились чудотворениями многочисленные иконы Святителя.
Базилика Святителя Николая.jpg
Базилика Святителя Николая
Базилика Святителя Николая
Базилика Святителя Николая
Поэтому русский паломник в Бари и паломничество в Бари – явление вовсе не исключительное и редкое. И барийцы прекрасно знают о любви простого русского православного христианина к святителю Николаю – знают, но недоумевают: почему святой Покровитель Бари – «святой Николай Барийский» - любим и славен в далекой России? Почему в дни празднования святителя Николая дважды в году в мае и декабре город бывает буквально оккупирован сотнями, а порой и тысячами русских? И, вероятно, в XIX в. кто-то задавался вопросом: почему же эти русские паломники не имеют своего храма в Бари?
Между тем, русский паломник, прибывавший к мощам святителя Николая из России, до недавнего времени с удивлением обнаруживал в Бари, в черте нового города, архитектурный комплекс, выделяющийся среди прочих городских построек огромными пропорциями и совершенно нехарактерными для Италии архитектурными формами. Храм и странноприимный дом, построенные по мотивам средневекового псковско-новгородского зодчества, производил одновременно величественное и угрюмое впечатление – постоянно запертые ворота и двери, пустующее обветшалое здание, запущенный сад.
«Русская церковь» - так традиционно называют этот комплекс местные жители. Мало кто из барийцев хотя бы раз посетил это здание, мало кто видел храм изнутри, и уж совсем немного тех, кто мог бы более или менее связно рассказать историю «Русской церкви». Зачем, кем и когда возведен этот памятник в провинциальном городе Южной Италии? «Русская церковь» обросла легендами и скандалами; так получилось, что именно под влиянием всего того, что связано с этим памятником, на протяжении десятилетий формировалось и менялось представление барийцев о России и русских. Поэтому крайне важно восстановить истинную историю русского присутствия в Бари, дабы освободиться от предрассудков, злонамеренных вымыслов и невольных искажений фактов. К этому нас побуждают также события последних лет и именно то немаловажное обстоятельство, что Россия и Русская Православная Церковь избрала Бари центром своего постоянного духовного присутствия в Италии, мостом, связывающим духовные традиции наших народов.
История «Русской церкви» в Бари столь же трагична как и история России и Русской Православной Церкви в XX столетии. Катастрофа 1917 г., трудные последующие десятилетия и признаки возрождения к концу столетия – вот самые общие вехи истории «Русской церкви» в Бари, свидетельствующие о полном или почти полном соответствии с тем, что происходило и происходит сегодня в России.
Святой престол над Мощами Свт. Николая в Крипте Базилики
Окошко под престолом над Мощами

Окошко под престолом над Мощами


Гробница святителя Николая

Иконостас Подворья
Русский народ всегда нуждался в постоянной молитве у мощей святителя Николая, именно поэтому в начале XX в. Церковь, русская православная общественность и сам император озаботились возведением в Бари храма и странноприимного дома для духовного окормления русских паломников, для внимания к их повседневным нуждам. На собранные по всей России народные деньги (в течение нескольких лет все сборы в храмах Русской Православной Церкви в дни Свт.Николая шли в фонд строительства), силами Императорского Православного Палестинского Общества, по проекту лучших российских зодчих с использованием последних достижений инженерной мысли, архитектурный комплекс был в целом возведен к 20-м гг. XX в. и до 1917 г. успел принять несколько сотен русских паломников, которые прибывали в Бари даже в сложных условиях I мировой войны. Русскому храму Свт.Николая в Бари были переданы значительные вклады в виде икон и церковной утвари как от простых жертвователей, так и от представителей царствующей фамилии. Барградское Подворье Русской Православной Церкви с удобными помещениями для приема паломников, красивым храмом, прекрасным большим садом обещало стать со временем духовным оазисом для всех русских богомольцев у мощей Святителя.
Тогда этим надеждам, по попущению Божию, не суждено было сбыться. Трагические события революции 1917 г., тяжелым катком прокатившейся по судьбам миллионов людей и обрекшей Русскую Церковь и народ Божий на тяжелейшие испытания, жертвы и мученичество, отозвались и в далеком Барграде. Русские люди, по тем или иным причинам оказавшиеся в эмиграции, оказались невольными хранителями русской церковной недвижимости за рубежами Родины. Барградское Подворье оказалось заброшенным, лишенным всяких средств к существованию, паломничество к мощам Свт.Николая прекратилось.
Единственной миссией русской эмиграции в Бари должно было бы стать всемерное сохранение Подворья для будущей возрожденной России. Однако, к сожалению, управление Подворьем в 20-е гг. самонадеянно взяли на себя люди, потерявшие веру в Россию, отчаявшиеся и потому утратившие надежду на ее избавление в будущем от ига безбожной власти. Один из них - князь Николай Давидович Жевахов, представлявший тогда эмиграционное Палестинское Общество, в 1937 г. своевольно и самочинно продал городским властям всю русскую церковную недвижимость в Бари, построенную на народные пожертвования. С тех пор Барградское Подворье перестало быть собственностью России и Русской Православной Церкви.
С тех пор храм лишился практически всего имущества – из нескольких десятков икон старого письма остались немногие единицы, бесследно исчезли ценные подарки, старинная утварь, прекрасная библиотека и т.п.
В этих условиях, после подписания соглашения в ноябре 1998 г. между Русской Православной Церковью в лице Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и мэром г.Бари г-ном С.Ди Каньо Аббреша в Бари при храме Свт.Николая Чудотворца было открыто Подворье Московского Патриархата, которое имеет своей целью развитие всесторонних духовных связей с Италией и с г.Бари в частности, а также занимается духовным окормлением русских паломников, во множестве притекающих к мощам Великого Угодника Божия. К 2000 г. было во многом воссоздано убранство храма Свт.Николая, возобновлены регулярные богослужения и восстановлены основы нормальной приходской жизни.
Подворье
Памятник Святителю возле Подворья
Памятник Святителю работы Зураба Церетели
Одни из врат Базилики Свт. Николая
Ежегодно в Бари к Святителю Николаю Чудотворцу приезжают тысячи паломников из России. Святые мощи с 1087г. почивают под спудом в крипте Базилики Свт.Николая в Бари, хранителями которой являются монахи доминиканского ордена Римско-католической Церкви. Православные паломники из России имеют счастливую возможность служить литургии и молебны непосредственно на многоцелебных мощах Святителя. Многие русские богомольцы, обремененные тяжелыми недугами и житейскими невзгодами, получают чудесную помощь прямо у Гробницы Святителя по молитвам Великого Угодника Божия.
Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!
протоиерей Владимир Кучумов,
настоятель Подворья Московского Патриархата в г.Бари (www.bargrad.ru)
Храм Святого Николая (Николая Угодника)
Здесь более 9 столетий находятся мощи Святителя Николая чудотворца, о котором Православная Церковь говорит в молитвах и поэтических произведениях: «Тя бо третьим по Господе и Божией Матери поминаем». Святого почитают православные и католики, мусульмане и язычники. В России это покровитель торгующих и путешествующих, защитник целомудрия и благочестия, бедных, помощник в судах.
В V в. император Феодосий Младший построил в Мирах Ликийских храм, где мощи находились до 1087 г., когда Св. Николай явился во сне клирику и повелел, чтобы его мощи были перенесены в Бари, что и было произведено. В 1089 г. была построена базилика - усыпальница Св. Николая, одно из блестящих достижений романского стиля в архитектуре. Среди покровителей храма были многие августейшие особы и меценаты. Здесь побывал Цесаревич Николай, будущий царь НиколайII. На его средства реставрировался пол крипты, место хранения  мощей (наиболее древняя часть храма). В книге почетных гостей им оставлена запись: «Николай. 12 ноября 1892 года». В храме есть икона, пожертвованная Николаем II.
Гробница имеет древнюю строго-аскетичную форму; в стене ее имеется специально сделанный  проем, через который служители входят внутрь для сбора истекающего от мощей  мира. Помощь, чудеса,  исцеления от мощей и целебного мира не являются достоянием прошлого, они – реальность сегодняшнего дня и чтобы ее увидеть, нужна лишь Ваша вера и трезвый, незамутненный скептицизмом современной цивилизации взгляд на вещи.

К Николаю Чудотворцу

Сегодня, спустя многие десятилетия, Храм Св.Николая и дом паломников снова являются достоянием Русской Православной Церкви и ждут гостей из Украины, России и других православных стран. И паломничество стали неотъемлимой частью в жизни верующих.
Бывшая гостиница Подворья, в настоящее время Муниципалитет
Царские Палаты Подворья
Сокровищница Базилики
Базилика Св. Николая