Чудотворная икона Святителя Николая из Свято-Николаевского Пустынно-Рыхловского мужской монастыря (Черниговская область, Коропской район, с. Рыхлы).

Чудотворный образ Св.Николая Чудотворца Пустыни Рыхловской Свято-Николаевского общежития. Автор фото Сергей Рыжков

Чудотворная икона святителя Николая Чудотворца из Свято-Николаевского Пустынно-Рыхловского мужского монастыря имеет благодатную силу исцелять неизлечимые и инфекционные болезни.

***

В 1848 году после того как был отслужен молебен перед Рыхловский чудотворной иконой, жители г. Коропа (Черниговская епархия) избавились от эпидемии холеры. Сам Святитель явился во сне священнику храма и повелел принести икону в город. Встреченная за городом всеми жителями, святая икона внесена была в Михайловский храм, а на другой день был с ней крестный ход вокруг города. Холера тогда же прекратилась.

По преданию, монастырь основан на месте, где некогда один благочестивый пчеловод обрел на кленовом дереве чудотворную икону святителя Николая Мирликийского. Пчеловод трижды переносил святыню в свой дом, но наутро она вновь оказывалась на месте обретения. Тогда пчеловод поведал о чуде окрестным жителям, и те поставили на благодатном месте часовню. Позже ее сменил деревянный храм. Предание также гласит, что два раза в году, в дни памяти святителя Николая, в этом храме совершал богослужение священник Василий из близлежащего села Оболонье.

Однажды, в день весеннего празднования памяти святителя Николая, отец Василий решил было, по нерадению, оставить пустынный храм без богослужения. Но накануне торжества священнику явился во сне сам угодник Божий. Он выглядел так, как на обретенной иконе. Святитель упрекнул отца Василия за нерадение о людях, собирающихся на праздник в пустынный храм, и велел поспешить к святыне. Священник проснулся и хотел отправиться в путь, но ощутил себя тяжело больным. Тогда он попросил ближних: «Рыхло везите меня во храм святого Николая, к чудотворной его иконе, чтобы я исцелился, ибо я согрешил на небо и перед ним!» Слово «рыхло» в данном случае взято из польского языка и означает «быстро».

Как известно, Северский край, где находится место явления иконы, не раз оказывался в конце XIV - конце XV веков и первой половине XVII века под властью Польши, чем и обусловлено употребление в предании слова «рыхло» в значении «быстро». Когда о. Василия доставили к иконе, он почувствовал облегчение, но был и не в силах служить. В это время в храм прибыл другой священник, по имени Феодор. Некий юноша, привезший его сюда, вдруг стал невидим вместе с повозкой. Гость поведал собравшимся, что служит в Новгород-Северском, но в нынешний праздник, идя в свой храм, встретил юношу с повозкой, который от имени больного о. Василия убедительно просил приехать на службу в пустынную церковь. Зная, что Новгород-Северский удален от места обретения иконы на полсотни верст, собравшиеся удивились столь быстрому прибытию о. Феодора к утренней службе и воскликнули: «Рыхло, рыхло!» («Быстро, быстро!») В память об этом чуде икону святителя Николая назвали Рыхловской.

Архиепископ Филарет Гумилевский подробно описывает монастырь, прекрасное здание собора, его убранство, поражавшее современников. В частности, серебряные позолоченные царские врата, серебряное паникадило, подаренные Елизаветой Петровной, иконостасы, уникальная дароносица, редчайшее Евангелие, святыня обители - чудотворная икона, которая спасла жителей Коропа от вымирания в 1848 году во время эпидемии холеры. После того как был отслужен молебен перед Рыхловский чудотворной иконой, эпидемия прекратилась. Сам Святитель явился во сне священнику храма и повелел принести икону в город. Встреченная за городом всеми жителями, святая икона внесена была в Михайловский храм, а на другой день был с ней крестный ход вокруг города. Холера тогда же прекратилась.

Как рассказывают очевидцы, Рыхловский монастырь был настоящей жемчужиной Северского края. Его было видно издали, а колокола были слышны за много километров вокруг. Не сосчитать богомольцев, которые посещали его ежегодно.

О Рыхловской обители позаботились гетманы Украины, в частности Иван Скоропадский, который исцелился от тяжелой болезни по молитве у чудотворной иконы святителя Николая, и Даниил Апостол, заказавший для этого образа дорогую ризу.

В период благоустройства обители произошли два чуда, благодарно запечатленные в письменной истории монастыря. Первое чудо заключалось в том, что, когда не хватило железа на решетки для строящегося в обители каменного храма, святитель Николай явился в пути человеку, везшему в Киев железо для новой церкви святого апостола Андрея, и велел доставить этот материал в Рыхловский монастырь. Путник повиновался, а императрица, узнав о случившемся, разрешила оставить железо рыхловским инокам. Соответствующий указ Елизаветы от 30 июня 1745 года бережно хранился в обители и публиковался в ее старинных описаниях. Вторым чудом стало явление святителя Николая казначею подмосковной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаху Мисаилу, который хотел подарить приходскому храму родного села Евангелие, но, по велению угодника Божьего, преподнес свой дар Рыхловскому монастырю в 1747 году.

В 1820-х годах в Рыхловской обители временно проживал знаменитый подвижник монастырей России и Украины иеромонах Василий (Кишкин, †1831), почитаемый Церковью в лике святых. В 1826-1829 и 1832-1840 годах рыхловским иноком был преподобный Иоанникий (Голованицкий), будущий известный старец Глинской пустыни схиархимандрит Илиодор (†1879): первый раз - в должности казначея и сане иеродиакона, второй - в должности настоятеля и сане иеромонаха, с 1835 года - в сане игумена. Однажды, когда Рыхловская обитель нуждалась в деньгах на закупку железа для строительных работ, прп. Иоанникий, будучи настоятелем и усердно молясь святителю Николаю о помощи, обнаружил в монастырской кассе, которую всегда открывал и опечатывал только в присутствии казначея и ризничего, 3000 рублей вместо 300, положенных туда ранее.

В первой половине 90-х годов XIX века в Рыхловском монастыре подвизался будущий старец преподобный Лаврентий Черниговский (†1950), до пострига Лука Проскура, родившийся в 1868 году в селе Карильском в 19 км к юго-востоку от обители. Имея музыкальное дарование, Лука уже в отрочестве управлял хором в храме родного села, а в 23 года, оставив Карильское и став послушником Рыхловского монастыря, был назначен регентом братского хора. Слава о талантливом регенте дошла до епископа Черниговского Антония, который через три года подписал указ о переводе Луки в свою резиденцию - Свято-Троицко-Ильинскую обитель в Чернигове.

Накануне трагических потрясений ХХ века Рыхловская обитель насчитывала пять каменных храмов и множество корпусов.

В 1922 году обитель закрыли, в 30-х и 50-х годов все ее храмы и часть корпусов разобрали. Утратил монастырь и каменную ограду. В советское время впритык к северной границе гостиного двора обители было построено село Рыхлы.

В 2004 году началось возрождение монастыря. Святыней обители является Рыхловской чудотворная икона святителя. Николая Мирликийского.

 

СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ПУСТЫННО-РЫХЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ 

Основание монастыря

По преданию, монастырь основан на месте, где некогда один благочестивый пчеловод обрел на кленовом дереве чудотворную икону святителя Николая Мирликийского. Пчеловод трижды переносил святыню в свой дом, но наутро она вновь оказывалась на месте обретения. Тогда пчеловод поведал о чуде окрестным жителям, и те поставили на благодатном месте часовню. Позже ее сменил деревянный храм. Предание также гласит, что 2 раза в году, в дни памяти святителя Николая, в этом храме совершал богослужение священник Василий из близлежащего села Оболонье. Однажды, в день весеннего празднования памяти святителя Николая, о. Василий решил было, по нерадению, оставить пустынный храм без богослужения. Но накануне торжества священнику явился во сне сам угодник Божий. Он выглядел так, как на обретенной иконе. Святитель упрекнул о. Василия за нерадение о людях, собирающихся на праздник в пустынный храм, и велел поспешить к святыне. Священник проснулся и хотел отправиться в путь, но почувствовал себя тяжело больным. Тогда он попросил близких: "Рыхло везите меня во храм святого Николая, к чудотворной его иконе, чтобы я исцелился, ибо я согрешил на небо и перед ним!" Слово "рыхло" в данном случае взято из польского языка и означает "быстро" [1]. Когда о. Василия доставили к иконе, он почувствовал облегчение, но был не в силах служить. В это время в храм прибыл другой священник, по имени Феодор. Некий юноша, привезший его сюда, вдруг стал невидим вместе с повозкой. Гость поведал собравшимся, что служит в Новгороде-Северском, но в нынешний праздник, идя в свой храм, встретил юношу с повозкой, который от имени больного о. Василия убедительно просил приехать на службу в пустынную церковь. Зная, что Новгород-Северский удален от места обретения иконы на полсотни верст, собравшиеся удивились столь быстрому прибытию о. Феодора к утренней службе и воскликнули: "Рыхло, рыхло!" ("Быстро, быстро!") В память об этом чуде икону святителя Николая назвали Рыхловской.

В конце XVI века – столетия, в котором Северщина находилась в составе Московского государства, – право владения землей будущего монастыря оспаривал у оболонского священника Захарии Васильева боярин Алексей Волжинский, однако проиграл тяжбу, ибо пастырь сумел найти письменный акт, подтверждавший, что спорный участок подарен приходскому храму святителя Николая одним из прежних московских государей.

После присоединения Украины к России при гетмане Богдане Хмельницком пустынь на Старом Городище стала называться Рыхловским монастырем. Первым его настоятелем был иеромонах Евстафий. Вместе с ним подвизались монах Прохор, послушники Илия Елисей. Почетным ктитором монастыря был Богдан Хмельницкий.

К этому же времени относится первое историческое упоминание о Рыхловском монастыре. Оно встречается в описании городов Украины за 1654 год:

"Да в Новгородцком же уезде Северском, на старом городище Рыхлове пустыня. В той пустыне церковь древеная во имя Николы чюдотворца. Живет в том монастыре черной поп Еустафей да черной старец Прохор".

В свою очередь, монастырское предание также говорит о трёх пустынниках, живших при храме святителя Николая – Евстафии, Елисее и Илии. Однажды, когда двое из них отлучились в село за пищей, то Илия, на которого бесы обрушили сугубые искушения, решил укрепиться перенесением чудотворной иконы из церкви к себе в келью. После молитвы пустынник вышел в лес, чтобы заняться рукоделием, и вдруг увидел свое жилище в огне. Пожар уничтожил келью, но чудотворную икону о. Илия и его сподвижники нашли на пепелище невредимой.

История монастыря в XVII-XX веках

13 января 1669 года гетман Украины Демьян Многогрешный, "поглядаючи так на оскудность новофундованого монастира Рыхловскаго Свято-Николского", наделил обитель землей около близлежащего местечка Понорницы. А в своем универсале Рыхловскому монастырю от 19 апреля 1669 года Многогрешный писал: "Под начальством нашим старается о св. месте родной брат наш пан Василий Игнатович". Позже об обители позаботились и другие гетманы Украины, в частности Иван Скоропадский, который исцелился от тяжелой болезни по молитве у чудотворной иконы святителя Николая, и Даниил Апостол, заказавший для этого образа дорогую ризу.

В 1742 году опеку над монастырем принял на себя Федор Иванович Качановский: придворный певчий российской императрицы Елизаветы Петровны, он приобрел тогда на Черниговщине хутор, известный впоследствии как имение Качановка. В 1743 году Качановский начал замену ветхих построек обители новыми. В течение 1740-х годов ему удалось собрать для строительства и других нужд монастыря значительные средства, включая обильные пожертвования самой Елизаветы.

Во время пожара в 1745 году сгорели храмы, кельи. Уцелела только надвратная церковь во имя Иоанна Предтечи, куда перенесли чудотворную икону.

Во время восстановления обители произошли два чуда, благодарно запечатленные в письменной истории монастыря. Первое чудо заключалось в том, что, когда не хватило железа на решетки для строящегося в обители каменного храма, святителя Николай явился в пути человеку, везшему в Киев железо для новой церкви святого апостола Андрея, и велел доставить этот материал в Рыхловский монастырь; путник повиновался, а императрица, узнав о случившемся, разрешила оставить железо рыхловским инокам (соответствующий указ Елизаветы от 30 июня 1745 года бережно хранился в обители и публиковался в ее старинных описаниях). Вторым чудом стало явление святителя Николая казначею подмосковной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаху Мисаилу, который хотел подарить приходскому храму родного села Евангелие, но, по велению угодника Божия, преподнес свой дар Рыхловскому монастырю в 1747 году.

В 1749 году была построена и освящена церковь во имя Феодора Стратилата, в том же году начали строить трехпрестольный собор во имя Святителя Николая на средства ктитора Качановского. В 1753 году на его же средства был заложен храм на месте явления Свято-Николаевской Рыхловского иконы.

В 1754 году благотворитель обители Качановский почил и был погребен в одном из ее храмов. В том же году состоялась закладка, а в 1760 году – освящение выстроенного в камне главного монастырского храма во имя святителя Николая. Своеобразие архитектурного силуэта данного сооружения породило гипотезу о том, что в разработке проекта храма участвовал придворный зодчий Бартоломео Растрелли. К храму была проложена кирпичная мостовая. Над золоченными Царскими вратами, подаренными императрицей Елисаветой, находилась икона Святителя Николая из драгоценных камней, которая спускалась на двух лентах. Второй святыней собора был ковчег с частицами 30 святых.

Перевод монастырей Российской империи на штатное содержание от казны обернулся закрытием многих из них, создав в 1786 году угрозу и для Рыхловской обители. Но генерал-губернатор земель Украины, знаменитый полководец граф Петр Румянцев-Задунайский, написал императрице Екатерине II письмо с просьбой сохранить Рыхловский монастырь, церковь которого "есть одна из лучших здесь" и который "в пустой стороне большим украшением всегда служить будет". Просьбу графа удовлетворили.

В XIX веке архитектурный ансамбль обители дополняли новые постройки. Но главным для монастыря событием той эпохи стало введение в 1820 году нового устава. Составленный настоятелем архимандритом Мелхиседеком, он возродил здесь древние правила строгой монашеской жизни.

В 1820-х гг. в обители временно проживал знаменитый подвижник иеромонах Василий (Кишкин), почитаемый Церковью в лике святых. В 1826-1829 и 1832-1840 годах рыхловским иноком был Иоанникий (Голованицкий), будущий известный старец Глинской пустыни схиархимандрит Илиодор: первый раз – в должности казначея и сане иеродиакона, второй – в должности настоятеля и сане иеромонаха, а с 1835 года – в сане игумена. Однажды, когда обитель нуждалась в деньгах на закупку железа для строительных работ, преподобный Иоанникий, будучи настоятелем и усердно молясь святителю Николаю о помощи, обнаружил в монастырской кассе, которую всегда открывал и опечатывал только в присутствии казначея и ризничего, 3000 рублей вместо 300, положенных туда ранее.

В 1-й половине 1890-х годов в монастыре подвизался будущий старец преподобный Лаврентий Черниговский, родившийся в 1868 году в селе Карильском в 19 км к юго-востоку от обители. Имея музыкальное дарование, Лука уже в отрочестве управлял хором в храме родного села, а в 23 года, оставив Карильское и став послушником Рыхловского монастыря, был назначен регентом братского хора. Слава о талантливом регенте дошла до епископа Черниговского Антония (Соколова), который через 3 года подписал указ о переводе Луки в свою резиденцию – Свято-Троицкую Ильинскую обитель в Чернигове. Рыхловский монастырь благоговейно чтит память преподобного Лаврентия и хранит переписанные рукой подвижника ноты церковных песнопений.

Накануне 1917 года монастырь насчитывал 5 каменных храмов и множество корпусов.

В начале XX века в монастыре подвизался инок Иувеналий (Медведев), прославленный в настоящее время как преподобный Феофан Рыхловский.

16 декабря 1922 года монастырь закрыли. На его территории разместили детский дом. В середине тридцатых годов Рыхловский лес беспощадно вырубили. Только в первом квартале 1934 вывезли 12000 кубометров древесины. Храмы разрушили, постройки разбирались на кирпич и строительство домов в Понорнице. В советское время впритык к северной границе монастырского гостиного двора было построено село Рыхлы.

Возрождение монастыря

3 мая 2004 года епископ Черниговский и Нежинский Амвросий (Поликопа) принял решение об учреждении религиозной общины на территории бывшего монастыря. Его настоятелем был назначен иеромонах Серафим (в миру Илья Евгеньевич Варванин). 21 мая под открытым небом была отправлена первая Божественная Литургия. В июле 2006 года Рыхловская религиозная община была зарегистрирована Свято-Николаевским Пустынно-Рыхловский мужским монастырем.

Утраченные сооружения

В центре монастыря возвышался сооруженный в 1754 - 1760 годах большой пятиглавый храм свт. Николая Мирликийского с двумя боковыми приделами: в честь свв. правв. Захарии и Елисаветы и в честь св. вмц. Варвары. Изысканность архитектурного силуэта храма дала повод предположить, что в разработке проекта здания участвовал знаменитый зодчий Бартоломео Растрелли.

Южнее главного храма стояла одноглавая церковь св. вмч. Феодора Стратилата, начатая в средине 40-х годов XVIII века и оконченная в 1749 году. В 1754 году в ней был погребен благотворитель обители Феодор Качановский. В 1817 году храм был расширен и в нем устроены еще два престола: в честь Рождества Христова и Введения Пресвятой Богородицы, первый из которых стал главным.

Севернее большого храма свт. Николая, на Святых вратах обители, располагалась церковь св. прор. Иоанна Предтечи со звонницей в среднем из трех куполов. Возведение храма датируют концом XVII века или 2-й половиной XVIII века.

К юго-западу от центральной части монастыря находился малый храм свт. Николая, устроенный на месте обретения чудотворной Рыхловской иконы. Точная дата постройки здесь первого храма, который был деревянным, неизвестна. В начале XVIII века гетман Украины Иван Скоропадский воздвиг на этом же месте новую церковь, тоже деревянную. А в середине столетия здесь появился одноглавый каменный храм, освященный в 1757 году.

Монастырский двор окружали каменные корпуса, где размещались кельи, трапезная и покои настоятеля. Основная территория обители была обведена каменной оградой. К северу от основной территории монастыря, на более возвышенном месте, стоял гостиный двор с корпусами для паломников.

Современное состояние

Обитель протянулась с севера на юг по занимаемому ею мысовидному выступу возвышенного плато, которое к северу от монастыря покрыто дворами села Рыхлы. Принадлежащие обители постройки объединены в 3 группы, соответствующие трём историческим частям монастыря – главному, гостиному и хозяйственному дворам. Бывший гостиный двор расположен севернее главного, хозяйственный – южнее. На стыках между тремя частями обители выступ плато значительно сужен. При плавном понижении выступа с севера к югу три монастырских двора находятся на разной высоте – как ступени большой ландшафтной лестницы. Количество построек и компактность их размещения в трёх частях обители тоже неодинаковы: с севера на юг уменьшается число строений и увеличивается расстояние между ними.

Старый гостиный двор, превосходя другие части монастыря по сохранности, числу и компактности размещения построек, является ныне основным звеном обители. Близкий в плане к квадрату, он ориентирован своими гранями по основным географическим направлениям. По периметру двора стоят старые постройки: в южной части западной грани двора – кирпичная арка ворот; впритык к арке с севера – кирпичная сторожка; в юго-западном углу – вытянутый с запада на восток деревянный оштукатуренный флигель, в северо-западной части которого находится временный домовой храм свт. Николая Мирликийского, устроенный в 2004 году; восточнее флигеля с домовым храмом – вытянутый с запада на восток деревянный и обложенный кирпичом флигель; у восточной грани двора – вытянутый с севера на юг 2-этажный корпус с кирпичным нижним и деревянным верхним этажом с кирпичной облицовкой; на северной грани – вытянутый с запада на восток деревянный одноэтажный корпус. В центре двора стоит новое здание – строящийся с 2007 года кирпичный храм свт. Николая Мирликийского. Монастырю также передано расположенное к северо-востоку от старого гостиного двора одноэтажное кирпичное здание бывшей сельской школы, построенной на стыке XX - XXI веков и закрытой из-за почти полного отсутствия в Рыхлах детей школьного возраста.

Старый главный двор занимает просторную поляну, расширяющуюся с севера на юг и ограниченную на севере и юге сужениями выступа плато. На северной границе поляны, восточнее дороги, ведущей к старому гостиному двору, установлен деревянный крест в память надвратного храма св. прор. Иоанна Предтечи. Далее к югу, по бокам дороги, стоят без кровель 2 кирпичных одноэтажных корпуса келий, из которых западный вытянут с северо-востока на юго-запад и имеет в плане излом внутрь двора, а восточный вытянут с северо-запада на юго-восток. Еще южнее, в центре поляны, установлен деревянный крест в память главного Свято-Николаевского храма обители. На некотором удалении отсюда к юго-западу установлен деревянный крест в память теплого храма Рождества Христова. Напротив этого креста западный край поляны имеет длинный узкий выступ, на конце которого в старину стоял малый Свято-Николаевский храм. По преданию, здесь – место явления чудотворной Рыхловской иконы свт. Николая Мирликийского. С средины 1-го десятилетия XXI века на указанном месте строится новый кирпичный храм. На юг и юго-запад от упомянутого выступа вниз по склону уходит тихое сельское кладбище. На юго-восточном конце поляны расположен старый монастырский кирпичный корпус с глубоким подвалом, вытянутый с севера на юг.

Старый хозяйственный двор охватывает разветвленное отрогами окончание мысовидного выступа плато. На большом расстоянии друг от друга здесь разбросаны несколько старых хозяйственных построек разной степени сохранности. Самой примечательной из них является добротное двухярусное сооружение конюшни с кирпичным нижним и деревянным верхним ярусом, расположенное в конце юго-западного отрога.

Святыни

  • Старинный список чудотворной Рыхловской иконы святителя Николая Мирликийского.

Настоятели

  • Евстафий (упом.во второй пол. XVII в.)
  • ...
  • Мелхиседек (упом. 1820)
  • Иоанникий (Голованицкий) (1832-1840)
  • ...
  • Серафим (Варванин) (упом. в 2004)
  • Гурий (Фиров) (упом. в 2014 - 27 октября 2015)
  • Елисей (Ткаченко) (с 27 октября 2015 )

Рыхловский Никольский монастырь