1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Жизнеописание иеросхимонаха Николая, духовника Киево-Печерской Успенской Лавры.

 4 апреля 1899 года в 3 часа по полудни в Киево-Печерской Лавре скончался на семидесятом году жизни всеми почитаемый и любимый братский духовник иеросхимонах Николай.

В Киево-Печерской Успенской Лавре Василий Цариковский начинает обитать с 1843 года, вступив в обитель 14-летним мальчиком.

Сирота Василий оказался на попечении единственного своего ближайшего родственника, о.Израиля, в святой обители Киево-Печерской, под покровом Богоматери и преподобных печерских, получив вместо оставленной иную школу и иных наставников.

По свидетельству сподвижников, он доблестно, с терпением и мужеством переносил обычные в общежитии — этой, по выражению св. отцов, пещи огненной — временные невзгоды и лишения, и всегда отличался скромностью и молчаливостью, рассудительностью и смирением. На расспросы сверстников о том, как живется, всегда отвечал, что живется хорошо, никому и ни на что в своей исполненной лишений жизни он не жаловался, никого не осуждал и какие бы его ни постигали неприятности, всячески старался «не выносить», как говорится, «сор из избы». Толков же и пересудов не мог переносить и всячески старался уйти от них. Благодаря такой своей настроенности, долго, очень долго, в течение 18 лет он исполнял в должности рядового послушника поручаемые ему послушания, без ропота, терпеливо, без искательства высшего и лучшего положения, всецело предавая свою участь в руки промысла Божия и начальства. Видя такую настроенность его, один из известных по благочестию и духовной мудрости подвижников Лавры, духовник братский архимандрит Мефодий выражался о скромном послушнике Василии Цариковском, что из него выйдет великий старец.

В 1860 г., когда Василий невольно обратил на себя внимание о.наместника Лавры, 14 августа его на 31-м году постригли в рясофор с именем Феодосия. Через два года, в 1862 г. 16 марта он был пострижен в монашество с именем Руфина. Духовным отцом его от мантии был известный в то время духовной мудростью старец-подвижник Руф. 23 апреля того же года монах Руфин был рукоположен во иеродиакона митрополитом Арсением на служении в Выдубецком монастыре. Чреду служения новопоставленному иеродиакону Руфину определило начальство проходить на Дальних пещерах. В 1868 г. иеродиакон Руфин назначен был там же, в Дальних пещерах, записчиком.

В 1870 г. 16 августа на 41-м году жизни, после присяги, к которой приводил духовник Киево-Печерской Лавры архимандрит Мефодий, иеродиакон Руфин был рукоположен во иеромонаха. Рукоположение совершал митрополит Арсений в Великой Лаврской церкви.

Многолетняя, беспорочная подвижническая жизнь иеромонаха Руфина в св. обители естественно возвела его душу на высокую степень духовного совершенства. Избегая, может быть, по своему смирению необходимости вступить на высшие степени служебной в обители иерархической, лестницы, он пожелал на склоне лет — ему уже было 54 года,  высших, чисто духовных подвигов. И вот мы встречаем в «Деле» Духовного Собора Лавры об о.Николае такое его прошение от 8 марта 1883 года в Духовный Собор.

«Потрудившись в св.обители сорок лет, а в монашестве двадцать один год, и чувствуя тяжесть своих грехов, я сердечно желал бы обновить обеты иночества и усугубить покаяние. Посему, повергая себя к стопам святых отцов Духовного Собора, смиреннейше прошу ходатайства пред Его Высокопреосвященством, священноархимандритом Лавры об облечении меня в великую схиму».

002

17 апреля 1887 года иеросхимонах Николай был определен на должность штатного духовника лаврского.

Поучения

После подвига молитвенного в храме за ранней литургией начинались для отца Николая ежедневные труды в исполнении своего послушания. С самого раннего утра толпились богомольцы у двери, ведущей в келию батюшки, в ожидании, когда она откроется и он начнет прием на исповедь и для преподания благословения и наставления. И батюшка, придя домой из церкви, почти всегда не отдыхая и не вкушая пищи, начинал принимать богомольцев.

Когда все вошедшие разместятся по келии, батюшка предлагает всем свое поучение.

Обычно батюшка начинал так: «Пред исповедью я желаю сказать вам несколько слов на пользу души:

Во-первых, как только каждый из вас утром пробудится от сна, сейчас благодарите Бога за то, что еще оставлены на покаяние, и просите у Него помощи на труды послушания в течение всего дня. А затем, начиная всякое дело свое, призывайте Бога на помощь. Желаешь ли молиться, поститься, творить поклоны, работать, идти или ехать куда-либо, призывай Господа Бога, Божию Матерь и св. угодников Его и говори: «Господи, благослови и помоги мне грешному!» Ибо Сам Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5), т.е. без Меня и Моей помощи не можете свято исполнять свои дела и даже подумать ни о чем истинно добром. А если кто скажет: «я (сам) то и то сделаю» и не призовет Бога на помощь, то с ним силы и помощи Божией не будет. Тогда и диавол скажет свое «и я» и будет старания употреблять, чтобы противиться начатому тобой делу и с успехом вредить ему и достигнет того, что и молитва твоя будет в грех и вообще все дела так осквернит, что они будут противны Богу, ибо ты на себя надеялся, а не на Бога и творил их без Его помощи и защиты.

Во-вторых, никого не нужно бранить (ругать), а тем паче проклинать, особенно же родители не должны делать этого по отношению к своим детям. От недоброго, злого материнского слова нередко иные дети умирают; другие всю жизнь болеют; третьи, возрастая, не повинуются ни отцу, ни матери, сами мучатся и других мучат. Какая-то сила действует на них через материнские слова. Если отец проклинает детей, то разоряет счастье их до половины, а если мать, то до основания. Также родители, а особенно матери, должны помнить, что они дадут на страшном суде ответ о детях. Господь спросит их тогда: «Я создал дитя, отдал тебе его для воспитания, дал тебе здоровье и все, что нужно было… где Мое создание?». Кто воспитывал детей и молился о них, тот скажет: «Господи, се аз и дети, ихже дал ми еси!». А кто бранил, проклинал, истреблял отравою детей, которые бы получили Царство Небес­ное, те будут страшный ответ давать на страшном суде.

В-третьих, некоторые ходят к ворожеям, кланяются им, просят у них помощи. Диавол очень радуется, что христиане кланяются ему в лице ворожей и просят у него помощи чрез его слуг. Он записывает таких и, если кто, не покаявшись в этом на исповеди, умрет, то диавол скажет тогда Ангелу хранителю: «Эта душа принадле­жит мне: она оставила Бога, Божию Матерь и Церковь и просила помощи у меня», и увлечет такую душу в ад. Вот только и пользы людям от посещения ворожей, что диавол низринет их души во ад, если они не покаются на исповеди. Тяжесть греха от посещения ворожей особен­но увеличивается от того, что посещающие их отверга­ются от Бога. А между тем, Сам Господь наш никогда не отвергает нас, а напротив, всячески привлекает к Себе, поучает всегда и за всем потребным обращаться к Нему. Он ведь говорит: «Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и откроют вам; если с верою попроси­те, все получите» (Мф.7:7; 21:22). И несмотря на это, посещающие ворожей не верят Богу, Который создал их, дал им душу и тело и все потребное, еще и Царствие Небесное обещал даровать им. Они Ему не доверяют и не просят Его, а идут к ворожеям, им кланяются, их просят и славу Божию чрез это отдают диаволу. Это есть мерзость пред Господом и прикрытое идолопоклонство.

100В-четвертых, некоторые на исповеди утаивают грехи свои. Кто так делает, тому нет ни прощения, ни спасения. Подходит к св.Чаше и вкушает св.Тайны в суд и во осуждение себе. От Чаши отходит более черным, чем был прежде. Сам Господь, зная нашу немощь, что человек после крещения не может остаться чистым и святым, дал покаяние и исповедь. Явившись Апостолам после Своего воскресения, «Он дунул на них и сказал: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им: имже держите, держатся» (Ин. 20:22—23). Если кающийся на исповеди чистосердечно открывает все свои грехи, то иерей прощает и разрешает его, и Сам Господь прощает и разрешает. А кто утаивает грехи, тому нет ни прощения, ни разрешения, ни очищения, ни спасения, так как, приступая к причащению св.Таин, вкушает их в осуждение себе. В случае же смерти диавол возьмет душу таковаго, как свой жребий, ибо никакая нечистота не явится пред Богом в блаженном Царствии Небесном.

Нам Бог сказал: «В чем застану, в том и сужу». Кого застанет в покаянии, тот получит Царствие Небесное и блаженство вечное, такое блаженство, какого по словам апостола Павла «око не видело, ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило» (1 Кор.2:9).

А кто погордится и не покается в этой жизни, умрет без покаяния и исповеди, тот получит не Царство Небесное, а наказание вечное, будет отлучен от Бога, рая, всего блаженства и вместе с диаволом будет ввержен во ад. А в аду огнь, который будет жечь без света; там червь, который будет есть тело, как колоду, — червь вечный и тело вечное. От этого всего будет происходить смрад. Тем смрадом нужно будет дышать и глотать его. Жажда будет такая, что хотя бы кто каплю воды дал, но никто не даст, ибо грешники отлучены от Бога. Во аде один кричит, другой скрежещет зубами, иной проклинает всех, но друг друга они не видят, потому что находятся в бездне и в тьме.

В-пятых, помните, что жизнь наша краткая и приготовительная. Всякий должен приготовлять добрые дела. При смерти человек все оставит: и дома, и серебро, и все свои вещи. С ним пойдут лишь добрые дела и злые. В зле содеянном — заблаговременно кайтесь, а добрые дела собирайте для вечности.

В-шестых, помните также, что нужно ходить в церковь и молиться Господу Богу, Божией Матери и угодникам. Каждый должен и сам за себя молиться, и просить о себе молитв у священника, а также и о священнике молиться. А без Церкви и священников, нельзя спастись человеку, как на море без корабля и кормчего. Священник есть посредник между Богом и людьми, а глава Церкви — Христос. Кто ходит в церковь, молится Богу, Божией Матери и Его угодникам и случается, что часто грешит и по правосудию Божию должен быть строго наказан, но за молитвы к Богу и Его угодникам еще оставляется на покаяние.

В-седьмых, знайте, что наша брань с диаволом за Царствие Небесное продолжится до окончания нашей жизни. Диавол как дух, сверженный с неба за гордость и непослушание Богу, позавидовал прародителям нашим — Адаму и Еве и, обольстив их, ввел в гордость и непослушание Богу и тем лишил рая. Так же он и теперь преследует людей, а наипаче православных. Своей лестью он всячески старается войти в душу (голову) человека. При помощи притворства скрывшись так, чтобы человек и не подозревал его, представляет ему разные прелести, разнообразные лица, скаредности, в соответствии с тем, какою кто страстью заражен в большей степени. Кто услаждается той или иной из возбужденных таким образом страстей, то диавол этим услаждением входит к человеку, как к своему дружку, соединяется с его душею, оскверняет ее, потом водворяется на его сердце и разжигает его на всякие скверные, греховные дела. Если являются у тебя на уме скверные, недобрые мысли — это есть диавольский приход, приступ. Тогда ты скажи диаволу: «не соглаша­юсь с тобой», и не допускай себя услаждаться теми мыслями. Тогда твой Ангел хранитель будет отгонять от тебя диавола, а Бог, за такое сопротивление врагу — диаволу, пошлет тебе отпущение грехов и награду: для тебя будет сплетаться неувядаемый венец славы. Посему, всячески старайся не допускать диавола до души, ибо она есть невеста Христова. Бог ее создал для того, чтобы она вечно Его славила и вечно радовалась пред Ним. Диавол все силы употребляет, чтобы ее осквернить, чтобы чрез это она лишена была Царствия Небесного и радости Божественной. А во время искушений нужно помнить (и не унывать), что за помыслы, всеваемые врагом в душу, еще нет осуждения человеку, ибо это вражеская брань. Только уже за услаждение помыслами и соизволение с диаволом на грех постигают человека осуждение от Бога и праведный Его гнев.

Когда призываете имя Божие, полагайте на себя крестное знамение. Старайтесь совершать всегда сие знамение правильно: на челе, на персях, на правом и на левом раменах, чтобы и все тело чувствовало прикосновение руки, сложенной для крестного знамения. Тогда и тело освящается, и враг трепещет».

Произнесение этого прекрасного в своей святой простоте поучения служило большей частью у батюшки первым средством приготовить пришедших к таинству исповеди. Он произносил его довольно часто, ибо неленостно служил меньшей братии — богомольцам — словом назидания. Какова была сила и действенность этого поучения, можно было заметить уже во время самого произнесения его. Многие богомольцы чуть не навзрыд плакали, слушая батюшку. Слова его проникали в глубину их отверстых для слышания наставлений духовно жаждущих душ. После поучения начиналось у батюшки в собственном смысле уставное приготов­ление к исповеди, т.е. чтение молитв к исповеди, этих удивительно дерзновенных молений пастыря Церкви Христовой о прощении согрешений пришедшим к нему на исповедь. При произнесении этих молитв смирен­ный иерей является пред Богом ходатаем — в духе и силе пророков и апостолов. К глубокому сожалению, некоторые духовники пренебрегают этим св. приготов­лением и пастыря и пасомых-кающихся к св. таинству покаяния, этому величайшему, по выражению одного нашего русского святителя-витии, Иннокентия, архиеп. Херсонского, мировому событию в личной жизни человека — грешника.

Журнал Печерский Благовестник 1/2004, с.52-59
По изданию 1899 г. составил иеромонах Адриан

© 2018 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.